keflex 750

Login

VIP Studio - журнал «Современная наука»

Russian (CIS)English (United Kingdom)

МОСКВА +7(495)-XXX-XX-XX

Предпосылки формирования социальной и военной идентичности у личного состава бойцов ркка: отражение в трудах Советской воинской элиты в начале ХХ века

E-mail Печать

Е.Я. Щербакова,  (Специалист регионального отделения Объединенного фонда электронных ресурсов «Наука и образование», Самарский институт, филиал РЭУ)

alt

Конференция 05

Материалы международной научно-практической конференции

" ИННОВАЦИОННЫЕ И МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ"

г. Москва, 21 мая 2013 года

Oбъективно существующие в начале ХХI века трансформационные процессы российской армии актуализируют интерес ученых–историков к проблеме использования исторического опыта в решении задач повышения уровня военной безопасности и укрепления обороноспособности Отечества [1,2,3,7,8]. Критическое осмысление исторического опыта становления и развития системы военного воспитания в ВС СССР [4,5,6] обеспечивает преемственность традиций и идей в развитии воспитательной системы в современных Вооруженных силах Российской Федерации. Анализ развития концепции формирования социальной и военной идентичности при проведении воспитательной работы в рядах РККА позволяет проследить динамику развития ее форм, методов и средств, оценить возможность их творческого применения в воспитательной работе в Вооруженных силах Российской Федерации.  В рамках данной статьи предпосылки формирования социальной и военной идентичности у бойцов РККА рассматриваются в трудах М.В. Фрунзе. Выбор данной исторической личности не случаен, т.е. именно он  стоял у истоков нормативного оформления генезиса концепций воспитательной работы в РККА в условиях относительно мирного времени для страны, вышедшей из безумия братоубийства Гражданской войны.  Авторству М.В. Фрунзе принадлежит приказ о создании отдельного факультета – военно-политического в реорганизованной в 1925 году Военно-политической академии им. Толмачева [14]. В основном, концептуальные взгляды В.М. Фрунзе, сменившего Л.Д. Троцкого на посту Председателя РВС СССР в 1925 году, изложены в его многочисленных работах, увидевших свет в виде брошюр, сборников статей, военной периодики, а затем включенных в состав собрания сочинений [13]. В 20-х гг. ХХ века М.В. Фрунзе издал более 150 работ, в которых отражены главные теоретические проблемы и практические вопросы воспитательной работы в Красной армии.  Из работ, в которых рассматривались проблемы политического воспитания личного состава армии, следует выделить такие труды М.В.Фрунзе как «Единая военная доктрина и Красная Армия» [12], «Партия и Красная Армия», «Привет ПУРу», «Итоги Пленума Реввоенсовета СССР», «Задачи академиков в Армии», «Итоги и перспективы военного строительства», «Очередные вопросы военного дела», «Ленин и Красная Армия», «Очередные задачи политработников», «Оборона страны и комсомол» и т.д. Важное значение для исторической науки имеют содержащиеся в работах М.В. Фрунзе положения о переходе к единоначалию, о роли военных комиссаров, политорганов и партийных организаций в воспитании личного состава, в укреплении Красной Армии, о совершенствовании политической и военной подготовки кадров политсостава и др.

В поисках путей повышения эффективности реализации системы воспитания в армии М.В.Фрунзе рассматривал комплексный подход, сочетающий меры убеждения с принуждением, воспитанием и организационной, административно-правовой деятельностью.  При этом он акцентировал внимание на значимости формирования высокого уровня правосознания у военнослужащих, необходимости убеждения воинов в значимости поддержания крепкой воинской дисциплины и правопорядка.  В тезисах к X съезду РКП (б), он обобщенно ставил вопрос о необходимости наращивания усилий в деле политического воспитания красноармейцев в мирных условиях [9].

В работе «Единая военная доктрина и Красная Армия», опубликованной в 1921 г., М.В. Фрунзе отмечает необходимость следующей формы реализации политического воспитания в армии: «строить единство армии не путем палочной дисциплины, а путем максимального умственного развития красноармейцев»[9]. В статье «Красная Армия выполняет заветы Ленина», написанной в 1925 году, М.В. Фрунзе акцентирует внимание на основной задаче армии – укрепление взаимной связи и братской солидарности трудящихся различных национальностей» [13].  Впрочем, концептуальные взгляды второго Председателя РВС СССР в данном аспекте не были оригинальными, практически все лидеры правящей партии осознавали необходимость актуализации интернациональной составляющей социальной и военной идентичности бойцов РККА, в связи с ее многонациональным характером.

Отдельно следует отметить такое направление в формирования социальной и военной идентичности у личного состава, отстаиваемое М.В. Фрунзе, как ориентированность на наступательную стратегию.  Подчеркивая необходимость формирования у военнослужащих адекватной оценки противника, он резко выступал против распространявшегося в те годы мнения, будто армия любой империалистической державы из-за классовых противоречий и классовой борьбы в ближайших столкновениях не может представлять прочно организованной и спаянной силы, отмечая, что «вполне вероятным является факт появления перед нами противника, который очень туго будет поддаваться доводам революционной идеологии» [13]. Не безынтересны взгляды М.В. Фрунзе на необходимость обобщения и использования в политическом воспитании опыта, накопленного Красной Армией в период Гражданской войны. В конце 1924 г. он писал по этому поводу: «Теоретически и практически для нас чрезвычайно важно поставить дело изучения опыта гражданской войны на должную высоту ... Он практически жизненно необходим для тех отрядов пролетарской армии, которые готовятся к вступлению в бой с классовым врагом» [13].

Необходимо отметить, что в рамках данной статьи представлены краткие результаты компаративного анализа проблемы формирования социальной и военной идентичности личного состава РККА в работах М.В. Фрунзе, т.к. по мнению автора, детальный комплексный анализ его работ с позиции новых методологических подходов отечественной историографии – дело будущего. В то же время, в качестве обобщающего положения по данному докладу, представляется необходимым отметить следующее.

На формирование и генезис концептуальных взглядов одного из военных лидеров Советской России – М.В. Фрунзе повлияла не только конктретно-историческая обстановка, но и необходимость учета специфики восприятия целевой аудитории концепции формирования социальной и военной идентичности у личного состава в данный исторический период. Разумеется, помимо возрастной особенности, необходимо было учитывать и низкий образовательный уровень большей части личного состава. Представляется, что именно это и явилось причиной перманентной смены вектора политического воспитания от жесткого принуждения, детерминированного объективными обстоятельствами конкретно-исторической обстановки, к доминанте убеждения, развития сознательного отношения к воинскому долгу и политическому строю, наблюдаемого в его работах. В тоже время, доминанты убеждения и принуждения как базисные методы реализации системы политического воспитания в РККА находились в 20-е годы ХХ века в тесной диалектической взаимосвязи, находя свое отражение в отечественных нормативных правовых актах на различных исторических отрезках. На взгляд автора, и спустя практически столетие, идеи М. В. Фрунзе о роли и значении формирования социальной и военной идентичности у личного состава ВС не потеряли своей актуальности, и в современных условиях приобретают особую значимость. Это связано с усложнением задач подготовки и боевой готовности Вооруженных Сил, с социально-политическими и военно-техническими особенностями современной войны, предъявляющей, как никогда, высокие требования к морально-политической и психологической закалке личного состава.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бобкова Е.Ю. Актуальные проблемы изучения отражения политического воспитания личного состава красной армии в межвоенный период в отечественной историографической науке // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2012. № 11-12. С. 43-47.

2. Бобкова Е.Ю. Основные методологические подходы к изучению проблем политического воспитания личного состава вооруженных сил советского государства в отечественной историографии // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 4-2. С. 19-22.

3. Бобкова Е.Ю. Политическое воспитание военносужащих Красной (Советской) Армии: анализ отечественной историографии 1920-2000 ГГ // Клио. 2012. № 2. С. 123-124.

4. Ипполитов Г.М. К вопросу о синергетическом подходе в исторических и историографических исследованиях  // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. Т. 12. № 2. С. 207-216.

5. Ипполитов Г.М. Классификация источников в проблемно-тематических историографических исследованиях и некоторые методологические подходы к их анализу // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13. № 3-2. С. 501-509.

6. Ипполитов Г.М. О новых подходах к освещению Советского периода Российской истории (на примере Гражданской войны в России) // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13. № 3u-1u. С. 222-228.

7. Ипполитов Г.М. Российская гражданская война в отечественной историографии второй половины 1980-х - первой половины 1990-х гг. (некоторые аспекты проблемы) // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2008. Т. 10. № 1. С. 204-220.            2

8. Ипполитов Г.М., Бобкова Е.Ю. Реформа в Красной Армии. Документы и материалы. 1923-1928 ГГ.: в 2-х кн. М.-СПБ.: Издательство «летний сад», 2006-2007. 720 С., 526 С. / Отв. сост. Н.С. Тархова, П.М. Шабардин // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13. № 3u-1u. С. 301-302.

9. Рабоче-Крестьянская Красная Армия / сост. Д. Кин. – Б. м.: Высш. воен. ред. совет, 1922 [Электронн. ресурс]. Режим доступа: http://www.rkka.ru/docs/real/rkka/main.htm#s5. Дата обращения: 01.08.2012

10. Реорганизация Рабоче-Крестьянской Красной армии: материалы к X съезду РКП (б). Харьков, 1921

11. Троцкий Л.Д. Дневники и письма. М.: Издательство гуманитарной литературы, 1993. [Электрон. ресурс.] Режим доступа: http://lib.ru/TROCKIJ/dnewniki.txt. Дата обращения: 01.08.2012.

12. Фрунзе М. В. Единая военная доктрина и Красная армия // Красная Новь. 1921. № 1. С. 94-106

13. Фрунзе М.В. Собр.соч.в 3-х томах /Под общей редакцией А.С. Бубнова. М.- Л.:Государственное издательство, 1926 - 1929 гг., Т.1 - 692с., Т.2 – 323с., Т. 3 – 402 с.

14. Фрунзе М.В.: Военная и политическая деятельность. – М.: Воениздат, 1984. [Электрон.ресурс]. Режим доступа: http://militera.lib.ru/bio/frunze/index.html. Дата обращения: 01.08.2012.


© Е.Я. Щербакова,  Издательство "Научные технологии".
 
 

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ:  Перепечатка материалов допускается только в некоммерческих целях со ссылкой
на оригинал публикации. Охраняется законами РФ. Любые нарушения закона преследуются в судебном порядке. © ООО "Научные технологии"

Книжные Изданияbadge

badge
  • Реструктуризация информационного пространства органов государственной власти Санкт-Петербурга
  • Профессия «Бухгалтер»: прошлое, настоящее, будущее
  • Финансово-кредитная политика России
  • О недостаточности категории «графическое слово» для описания языкового материала арабского литературного языка (в связи с акцидентальными письменными словами в АЛЯ)

 

Текущие статьи

Новые подходы в лечении ожоговой болезниНовые подходы в лечении ожоговой болезни
Т.Б. Тукпанова, В.Н. Мокренко,  (КГП  «Карагандинский...
Современные методы лечения вросшего ногтя (обзор литературы)Современные методы лечения вросшего ногтя (обзор литературы)
К.В. Листратенков,  (Гл. врач, Центр лазерной хирургии, ...

Журнал - Маркшейдерия и Недропользование Журнал Земля и Недвижимость Сибири Журнал - Минеральные Ресурсы России. Экономика и Управление Журнал - Геология Нефти и Газа Журнал - ГЛОБУС: Геология и Бизнес

Последние комментарии

RSS
VIP Studio Retro
levitra bitcoin