keflex 750

Login

VIP Studio - журнал «Современная наука»

Russian (CIS)English (United Kingdom)

МОСКВА +7(495)-XXX-XX-XX

Разработка классификации методов социального воспитания

E-mail Печать

З.А. Аксютина, (Канд. пед. наук, доцент, Омский государственный педагогический университет)

alt

Конференция 05

Материалы международной научно-практической конференции

" ИННОВАЦИОННЫЕ И МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ"

г. Москва, 21 мая 2013 года

Проблема разработки классификации методов социального воспитания в настоящее время стоит достаточно остро в силу того, что такие классификации в научной литературе нами не обнаружены. Важной является мысль о том, что «… перед воспитателем всегда стоит задача найти новые неизведанные пути, которые максимально соответствуют конкретным условиям воспитания, позволяют быстрее и с меньшими усилиями добиваться намеченного результата. Конструирование, выбор и правильное применение методов воспитания – вершина педагогического профессионализма. Отыскать правильные пути, максимально соответствующие условиям конкретного процесса воспитания, очень сложно» (И. П. Подласый) [5, с. 522].

В общефилософском смысле метод (от греч. μέθοδος — путь исследования, познания, теория, учение) — путь исследования, познания, теория, учение — в широком смысле сознательный способ достижения какого-либо результата, осуществления определенной деятельности, решения некоторых задач [7, с. 551].

Методы социального воспитания активно формируются в процессе развития социальной педагогики. По мнению Л.В. Мардахаева, метод в социальной педагогике – это путь (способ) решения определенной проблемы человека, группы [3, с. 73].

В.Г. Крысько отмечает, что методы воспитания – научно обоснованные способы педагогически целесообразного взаимодействия с детьми, организации и самоорганизации их жизни, психолого-педагогического воздействия на их сознание и поведение, стимулирование их деятельности и самосвоспитания [2, с. 342].

Под методами социального воспитания будем понимать научно обоснованные способы социально-педагогического взаимодействия с детьми и взрослыми, направленными на воспроизводство человека готового к жизни в условиях конкретного общества.

А.М. Новиков и Д.А. Новиков выявили, что методы деятельности можно разделить на методы-операции и методы-действия, теоретические и эмпирические методы [4, с. 615]. Данная классификация имеет общеметодологический характер и может быть отправной точкой для построения различного рода классификаций методов. Отметим, что разработка и применение методов не всегда связано с научной рациональностью в собственном смысле этого термина.

Процесс воздействия науки на практику особенно усиливается в 20 в., что позволяет подтвердить известный тезис о превращении науки в непосредственную производительную силу. Однако этот процесс, предполагающий разработку на основе науки методов активно-преобразовательной деятельности… [7, c. 551-553].

Метод рассматривают как кратчайший путь достижения оптимальных результатов, которые соответствуют поставленным целям. В социально-педагогической работе метод выполняет двойную роль, выступает: 1) как способ, путь познания и применения знаний, произведенных в науках о жизнедеятельности человека и в социальной практике, 2) как конкретное действие, что способствует качественной смене объекта (субъекта).

О.В. Безпалько пишет: «для решения профессиональных задач в своей практической работе социальные работники / социальные педагоги используют разнообразные методы, которые возникли и развились в рамках наук о человеке» [1, с. 68-73].

Перечислим методы социально-педагогической работы выявленные О.В. Безпалько. К ним относятся следующие группы:

- педагогические – методы формирования сознания; методы организации деятельности (тренировки, создание воспитывающих ситуаций, прогнозирования, формирования общественного мнения); методы стимулирования деятельности (игра, соревнование, поощрения, одобрение); методы самовоспитания (самоанализ, самоосуждение, самонаказание, самовнушение);

- психологические – методы психодиагностики (тесты интеллекта и способностей, рисунки и проективные тесты, личностные опросники, социометрия); психотерапевтические методы (психодрама, социодрама, игровая терапия, психосоциальная терапия, семейная психотерапия, поведенческая терапия); психокоррекционные методы (психогимнастика, арттерапия, сказкотерапия, социально-психологический тренинг); психологическое консультирование;

- социологические – наблюдение; методы опроса (интервьюирования, анкетирование, фокус-группа); методы анализа документов (традиционный анализ, контент-анализ); биографический метод; метод экспертной оценки;

- социально-педагогические – анализ социума, метод уличной работы, метод "равный-равному".

Отметим, что методы, названные О.В. Безпалько социально-педагогическими не все являются таковыми. Так, цель метода уличной работы заключается в улучшении положения и здоровья детей и молодежи путем привнесения и придания среды, где они вынуждены жить, того, в чем они нуждаются; побуждение детей и подростков к установлению отношений с людьми, которые заботятся о них, и с теми, кто может помочь им в организации содержательного досуга. Поэтому метод уличной работы модно отнести к методам социального воспитания.

Анализ социума включает сбор данных, с помощью которых можно охарактеризовать жизненную ситуацию группы людей или отдельной личности в определенном социуме. Данный метод относится к диагностическим.

Метод "равный-равному" предполагает предоставление и распространение достоверной информации путем доверительного общения ровесников в пределах организованной и неформальной работы, которую проводят специально подготовленные подростки и молодые люди. Он является способом воздействия на личность с целью развития навыков принятия самостоятельных решений и умения быть ответственным за свои поступки. Поэтому, полагаем, что это метод социального воспитания.

К вопросу классификации методов обращался В.С. Торохтий. Им описаны методы социально-педагогического подхода [6, c. 28-30]. Все методы им подразделены на три группы методов.

Первая группа - методы разрешения проблем личности, группы включает: метод рекомендации, метод совета, метод диагностики, метод консультирования, метод поддержки, метод сопровождения, метод коррекции, метод включения, метод включения в социальные отношения, метод успеха.

Вторая группа - методы реализации потенциала социума в деятельности и общении: метод посредничества, метод партнерства, метод доверительного взаимодействия, метод совместной деятельности, метод взаимного информирования, метод согласования, метод эмпатии, метод толерантности, метод взаимовыручки, метод сближающего общения.

Третья группа - методы восстановления потенциала социума: метод создания инновационных технологий, метод активизации социально-значимых дел, метод стимулирования межличностного взаимодействия, метод социальной адаптации, метод социальной реабилитации, метод проектов, метод моделирования, методы социального обучения, метод поэтапного развития среды.

Данная классификация в большей мере характеризует формы социально-педагогической деятельности и ее результаты.

Разработка классификации методов социального воспитания предполагает сознательное соотнесение способов действия субъектов социального воспитания с реальной ситуацией, оценку их эффективности, критический анализ и выбор различных альтернатив действия и пр. Тем самым идея разработки классификации методов социального воспитания и их применение противостоит различным формам неосознаваемого воздействия на социальное развитие человека, позволяет рассматривать в качестве цели социального воспитания развитие умения современного человека ориентироваться в быстро изменяющемся мире.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Безпалько О. В. Социальная педагогика: схемы, таблицы, комментарии: уч. пособ. К.: Центр учебной литературы, 2009. 208 с.

2. Крысько В. Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. – Мн.: Харвест, 1999. – 384 с.

3. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика. Полный курс: учебник. – М.: Изд-во Юрайт, 2011. – 797 с.

4. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология. – М.: СИНТЕГ, 2007. – 668 с.

5. Подласый И. П. Педагогика: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. – 432 c.

6. Торохтий В. С. Актуальные проблемы современной социальной педагогики / Сост. В. С. Торохтий. – М.: МГПУ, 2011. – 204 с.  

7. Новая философская энциклопедия: Справочное издание. В 4 т. – Т. II (Е-М). – М.: Мысль, 2010. – 640 с.


© З.А. Аксютина,  Издательство "Научные технологии".
 
 

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ:  Перепечатка материалов допускается только в некоммерческих целях со ссылкой
на оригинал публикации. Охраняется законами РФ. Любые нарушения закона преследуются в судебном порядке. © ООО "Научные технологии"

Книжные Изданияbadge

badge
  • Реструктуризация информационного пространства органов государственной власти Санкт-Петербурга
  • Профессия «Бухгалтер»: прошлое, настоящее, будущее
  • Финансово-кредитная политика России
  • О недостаточности категории «графическое слово» для описания языкового материала арабского литературного языка (в связи с акцидентальными письменными словами в АЛЯ)

 

Текущие статьи

Развитие профессиональных интересов в процессе создания  коллекций «Театра мод»Развитие профессиональных интересов в процессе создания коллекций «Театра мод»
А.Г. Гильманова, (Зав. отделением, БУ СПО "Нижневартовский строительный...
Аристократия и государственное управление во Франции в XVIII векеАристократия и государственное управление во Франции в XVIII веке
Е.А. Куцева, (К.и.н., доцент, Поволжская государственная социально-гуманитарная...
Разработка классификации методов социального воспитанияРазработка классификации методов социального воспитания
З.А. Аксютина, (Канд. пед. наук, доцент, Омский государственный педагогический...
Современные методы лечения вросшего ногтя (обзор литературы)Современные методы лечения вросшего ногтя (обзор литературы)
К.В. Листратенков,  (Гл. врач, Центр лазерной хирургии, ...

Журнал - Маркшейдерия и Недропользование Журнал Земля и Недвижимость Сибири Журнал - Минеральные Ресурсы России. Экономика и Управление Журнал - Геология Нефти и Газа Журнал - ГЛОБУС: Геология и Бизнес

Последние комментарии

RSS
VIP Studio Retro
levitra bitcoin