levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

 

 

 

 

 

ВАС ПРИВЕТСТВУЕТ

VIP Studio ИНФО

 

Публикация Ваших Материалов

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Верстка Полиграфии, WEB sites

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Книжная лавка

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Ш.К. Амержанова,  (Гл. специалист, Филиал акционерного общества «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу»; «Институт повышения квалификации по Северо-Казахстанской области»)

Серия «Познание» - # МАРТ-АПРЕЛЬ  2017

Успех личности
Успешность личности на сегодняшний день - один из основных показателей результативности жизнедеятельности каждого, а также это и показатель каждой образовательной организации (школа, колледж, вуз). Чтобы быть успешным необходимо иметь цель и желание достижения цели, желаемого результата. В исследованиях современных ученых присутствует следующая структура деятельности, которая включает такие элементы, как цель – мотив – способ – результат. Представленная взаимосвязь ключевых понятий действительно способствует достижению успешности в любой деятельности. Попытаемся разобраться в определении ключевого понятия «успех».

Ключевые слова: Успех личности, становление личности, мотивация достижения, социальные ориентиры, саморазвитие.

 

В  психологическом словаре под редакцией Роберта Артура дается научное толкование понятия: успех – это «выполнение, достижение цели». А.С. Белкин дает следующее определение: успех – это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами (уровнем притязаний), либо превзошел их. Успех в определении С.И. Ефремовой означает положительный результат деятельности субъекта по достижению значимых для него целей, который отражает социальные ориентиры общества и выступает в качестве формы самореализации субъекта . Успех в данном определении обеспечивает саморазвитие личности и предполагает оценку со стороны общества в форме одобрения. С.А. Пакулина утверждает, что успех не только феноменальный объект, качественный в отношении результата, и не только сам результат, а это оценка и смысл существования для субъекта, который составляет содержательную основу мотивационной сферы личности [1].

Понятия «успех», «успешная личность» прочно вошли в нашу жизнь. Насколько успешна личность, настолько успешно общество и, в целом, государство. Поэтому, необходимо изначально работая над развитием, профессиональным ростом личности акцентировать внимание на мотивации достижения успеха. Согласно научным теориям и практическим наблюдениям, развитие происходит, начиная с самых ранних стадий, и социальная среда имеет огромное влияние на развитие и становление личности. В этом направлении необходимо учитывать, что мотивация достижения – это, прежде всего, поведение человека, направленное на достижение успеха в жизни, на, возможно, лучшее выполнение любого вида деятельности, которую он считает значимой и которая ориентирована на достижение такого результата, к которому применяется критерий успешности.

В современном становлении личности первостепенную роль необходимо обращать не просто на развитие мотивации, а на развитие внутренней мотивации. Что значит, внутренняя мотивация? Внутренняя мотивация - это внутренняя потребность, исходящая, непосредственно от самой личности. Это то, что хочу и могу я сам. Внутренняя мотивация, это когда человек делает что-либо потому, что это ему интересно и привлекает его. В практике по развитию личности внутреннюю мотивацию необходимо поддерживать через установление подмосток (временное средство). Важно принимать во внимание то, как идет развитие, какие возможности можно использовать для более успешной, результативной деятельности. В тех направляющих моделях, в рамках которых присутствует восприимчивость к знаниям, навыкам, подходам и убеждениям, исходящим от самих личностей, деятельностный процесс будет иметь больше шансов на успех. Например, в достижении успеха в области знаний в процессе обучения используются специальные диагностические средства, помогающие связать обучение с имеющимися знаниями, возможными ошибочными суждениями и поиском методов их исправления. В данном случае, это и есть временное средство, способствующее развитию личности. Любой успех возможен при четкой целенаправленности на достижение результата. Поэтому, с точки зрения деятельностного подхода успех – это максимальное совпадение цели и результата.

Внешняя же мотивация характеризуется как деятельность, которую выполняет человек. И эта деятельность является средством для какой-то другой цели или деятельности. Иными словами, внешняя мотивация, при которой деятельность выполняется под действием внешнего контроля в виде поощрений или наказаний.

При развитии личности важно также учитывать такие виды мотивации, как положительная и отрицательная. Мотивация, которая основана на положительных стимулах, является положительной. Мотивация, основанная на отрицательных стимулах, является отрицательной. Различают также устойчивый и неустойчивый вид мотивации.

Для того, чтобы осознать мотив необходима внутренняя работа. Мoтив достижения является стойкой чертой личнoсти и прoявляется в ситуациях деятельности достижения.

В психологической теории деятельности мотив – принят как один из ключевых понятий, разрабатывавшийся такими ведущими психологами советского времени, как А. Н. Леонтьев и С. Л. Рубинштейн. В рамках этой теории следующее определение мотива является наиболее распространенным: «Мотив - это опредмеченная потребность»[2]. Под мотивом часто понимают потребность и цель, где потребность - это, неосознаваемое желание, направляющее личность на устранение дискомфорта, а целью является результат сознательного целеполагания, выбора предмета (объекта), удовлетворяющего требованиям мотива. Существует такой яркий пример объяснения на примере бытового восприятия: жажда есть потребность, желание же утолить жажду - это цель, а бутылка с водой, к которой тянется человек - это мотив. Жажду можно также понимать как чувство, ощущение (жажды), тогда под потребностью понимается необходимость иметь определённое количество воды в организме (в крови), тогда цель поведения — утолить жажду, оптимизировать количество воды в организме (но не бутылка с водой). В таком понимании «мотив — это ресурс (вода), стремление получить или сохранить который обусловливает поведение субъекта» [2].

 Мотивация трактуется как побуждение к действию. Это психофизиологический процесс, который управляет всей деятельностью, поведением человека. Именно мотивация направляет личность, организует, активизирует на достижение успеха. Способность человека деятельно удовлетворять свои потребности также происходит под действием мотивации, причем внутренней мотивации.

Понятие «мотивация» впервые употребил А. Шопенгауэр. Затем более широкое исследование мотивации мы встречаем в работах А. Маслоу. В определении А.Маслоу мотивация понимается как некое субъективное состояние стремления, потребности в чем - либо, желания, ощущения нехватки чего-либо.

В психологии личности мотивация представляется в качестве ключа к пониманию личности и индивидуальных различий. В когнитивной психологии мотивацию рассматривают как процесс, который объясняет актуальное поведение.

Исходя из современных определений категории «мотивация» (В.К. Вилюнас, В.И. Ковалева, Е.С. Кузьмина, Б.Ф. Ломова, К.К. Платонова и др.) под мотивационной сферой личности понимается совокупность стойких мотивов, которая имеет определенную иерархию и выражает направленность личности [2].

Так, Т.О. Гордеева представляет мотивацию достижения как сложную конструкцию, состоящую из множества факторов и, соответственно, выделяет следующие, наиболее значимые, блоки:

  • Мотивационно-регуляционный блок (формирование доминирующих мотивов). Данный блок отвечает за определенные, целенаправленные действия человека. За мотивами действия стоят потребности и потребные состояния, также мотивы зависят от ценностей и представлений субъекта. Потребности выступают предикторами деятельности и мотивов, которые дают толчок к какому-то поведению, но сами не являются достаточным объяснением того, почему человек что-то делает.
  • Целевой блок (постановка целей). Цели - это конечные результаты, которых намерен достичь человек, они осознаваемы в отличие от мотивов, которые могут быть скрыты. Этот блок отвечает за то, какие цели человек себе ставит, насколько эти цели конкретны, четки, ясны. Важным компонентом данного блока наряду с самоэффективностью является и самонаправленность, самовыражение, саморегуляция, то есть насколько достижение той или иной цели возможно для индивида.
  • Интенциональный блок (планирование выполнения деятельности). Блок планирования действий для достижения цели, это осознанное стремление достичь цели с выбором средств, которые способствуют достижению поставленной цели. Важными факторами при этом являются вера в контролируемость, доступность средств результатов деятельности.
  • Одним из важнейших моментов при результативности деятельности является реакция на неудачу у субъекта. Этот блок Т.О. Гордеева определяет как «реакция на неудачу» (реагирование на ситуацию помехи и неудачи). Реакция на неудачу зависит, конечно же, от индивидуальных особенностей личности и возрастных особенностей. Так, общеизвестна реакция на неудачу в зависимости от типа темперамента: где холерика любая неудача дезорганизует, сангвиника и флегматика направит на анализ действий, а у меланхолика появится тревожность и отвержение к деятельности. То есть в зависимости от силы воли, степени уверенности, целенаправленности, характера одни в ситуации неудачи могут отказаться от намеченных планов, достижения успеха, а других, сильных личностей неудача и выступит в качестве мотива к поиску возможностей для достижения успеха. И как отмечает исследователь Т.О. Гордеева: здесь имеет значение, каким факторам человек приписывает свои неудачи и успехи. Доказано, что если человек приписывает неудачу себе (более конкретно: своим способностям), то это приводит к отказу от продолжения деятельности. В данном случае, можно пояснить следующим наблюдением: личность, которая рефлексирует свою деятельность, оценивает, но при этом не находит возможности улучшить результат своей деятельности при отсутствии внешней поддержки может легко перейти из степени успешности в разочарование. Если же присутствуют внешние и контролируемые факторы, или внутренние и поддающиеся контролю, то продолжает усилия и неудача его не «ломает».
  • Блок «усилия» (реализация намерений). Данный блок, который выделяет автор, является заключительным и фиксирующим насколько личность на пути достижения результата, иными словами на пути к достижению успеха. Этот блок, как бы, закрепляющий весь путь достижения успеха. Однозначно то, как личность проявит личностные качества: проявление инициативности, целеустремленности, уверенности, готовности, проявления креативности, гибкости мышления, а также стратегическое видение, за которыми и проявятся усилия-действия. Важным моментом выступает и эмоциональное состояние: уровень уверенности, тревожности личности. Так высокий уровень тревожности в сочетании с низкой верой в свои способности и возможность достичь цели являются барьером при выполнении деятельности, в то время как тревога в сочетании с полной уверенностью в правильности выбора способствует на деятельность. Необходимо отметить, что отсутствие чувства тревоги, как и ее повышенный уровень, также может оказать негативное воздействие на достижении успех. Таким образом, как и предполагает Т.О. Гордеева, умеренный уровень тревожности оказывает стимулирующий и мобилизирующий эффект[1].

Таким образом, достижение успеха в деятельности зависит не только от способностей человека и его собственных представлений о них, но, прежде всего, от стремления достичь цели, от целеустремленных и настойчивых намерений и действий, желания ради достижения успеха, т.е. от мотивации достижения. Наиболее значительный вклад в успешности деятельности принадлежит внутренней, устойчивой и положительной мотивации достижения успеха.

    Мотивация достижения – поведение человека, направленное на достижение успеха в жизни, на возможно результативное выполнение любого вида деятельности, которую личность считает значимой и, которая ориентирована на достижение цели, к которому может быть применен критерий успешности.

Мотив достижения является стойкой чертой личности и проявляется в ситуациях деятельностного подхода на пути к достижению цели.

Важным в мотивации достижения успеха личности являются критерии. Для характеристики ситуаций деятельности достижения правомерно привести критерии, предложенные Х. Хекхаузен. Это осязаемый результат деятельности; возможность качественной или количественной оценки результата; адекватность требований к оцениваемой деятельности с точки зрения определенных затрат сил и времени; существование определенной сравнительной шкалы и некого нормативного уровня в пределах данной шкалы, считающегося обязательным. Однозначно то, что деятельность должна быть желанной для субъекта и ее результат должен быть получен им самим [4].


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гордеева Т. О. Психология мотивации достижения. - М.: Смысл, 2006. - 336 с.
2. Пакулина С.А. Методика диагностики мотивации достижения успехов студентов в вузе // Психология обучения. 2009. № 1. с. 102 -113.
3. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006.
4. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982
5. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения / пер. с англ. СПб.: Речь, 2001.
6. Шенцева Н.Н. Содержание и структура мотивации достижения личности: учеб.-метод. пособие. Сергиев Посад: СПГИ, 2005.
7. Шпаковская Е. Влияние мотивации достижения успеха и избежание неудач на поведение человека (www.komanda.ru)
8. Интернет - ресурс. Личностные особенности (www. psychologos.ru)
9. Интернет – ресурс. Мотивация (http://ru.wikipedia.org/wiki/Мотивация)



© 
Ш.К. Амержанова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru