keflex 750

Login

VIP Studio - журнал «Современная наука»

Russian (CIS)English (United Kingdom)

МОСКВА +7(495)-XXX-XX-XX

«Инновационные лифты» - новые механизмы реализации научно-технической политики

E-mail Печать

Е.В. Степанов,  (Магистрант 2 курса, Самарский институт, филиал РГТЭУ)

alt

Конференция 05

Материалы международной научно-практической конференции

" ИННОВАЦИОННЫЕ И МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ"

г. Москва, 21 мая 2013 года

В  современных условиях перманентно цикличных трансформаций разного рода одним из направлений научно-технологической политики должно стать создание инновационного лифта на макроэкономическом уровне. Проблема создания эффективного механизма трансформации знаний в инновации, часть из которых включается в рыночный оборот, получает адекватную стоимостную оценку и приносит доход, для российской экономики достаточно остра [3,4]. Региональные модели инновационного лифта созданы в Волгоградской, Ростовской, Самарской, Томской областях, Якутии, а также в рамках отдельных структур, таких как клуб Уральского Федерального Университета «Инновационный лифт», Московский центр трансфера технологий. Внимательное изучение научных публикаций и практических мер по созданию инновационного лифта на различных уровнях хозяйствования позволяет обобщить имеющиеся подходы к пониманию природы данного механизма и сформулировать собственные заключения.

 Мода на «инновационные лифты» в российской экономике сформировалась в начале первого десятилетия ХХI века. Например, Московский центр трансфера технологий, осуществляющий поддержку инновационной деятельности по принципу «инновационного лифта» создан в 2006 г. В региональном разрезе наиболее солидную модель «инновационного лифта» имеет Самарская область. Следует отметить, что инициативу создания инновационного лифта на макроуровне персонифицировал инновационный центр «Сколково» [1]. Инновационный лифт рассматривается руководством центра как практическая реализация механизма взаимодействия между профильными Российскими институтами развития в сфере обеспечения непрерывного финансирования инновационных компаний \ проектов на всех стадиях инновационного цикла. Инновационный лифт обеспечивает поддержку инновационного проекта на всех стадиях работы - от посевной стадии (источник финансирования для предприятий, пребывающих на стадиях «стартап» или раннего роста, когда производимый продукт или услуга находятся в фазе концепции или развития), стартапов и до коммерциализации сформировавшегося продукта, без дублирования усилий институтов развития.

На нижнем этаже (старте) данного лифта поддержку инноваторам оказывает Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. За первые 10 лет своего существования, когда государственных денег было немного, фонд выращивал чемпионов, с 2004 г. стал выдавать на конкурсной основе гранты начинающим компаниям по программе «СТАРТ», в которую вовлекли практически все российские регионы. Через программу «УМНИК», начиная с 2007 года, прошло более 75 тысяч молодых учёных. Было создано свыше 300 компаний; некоторые из них в дальнейшем перешли к другим институтам развития – на более высокие этажи. В России существует дисбаланс между предпосевным, посевным и венчурным капиталом. В США на каждый венчурный доллар существует посевной доллар. В Финляндии объём посева и предпосева в 2008 году составил 14 миллиардов рублей (в переводе на нашу валюту). Фонд содействия тратит на эти цели лишь половину своего ежегодного бюджета в 4 миллиарда рублей. Если не «засевать» нижние этажи, вдоль которых идёт «инновационный лифт», то и на более высоких его этажах потом будет ощущаться дефицит перспективных проектов. В настоящее время, по мнению главы РВК, количество инновационных проектов существенно увеличилось, а реально прорывных, которые могли бы стать лидерами на глобальном уровне – недостаточно. Даже в самом быстрорастущем сегменте, интернет-коммерции, подавляющее большинство проектов – копикаты, то есть заимствованные из опыта зарубежных лидеров. Есть перекос в инвестициях, например, в IT-сектор идёт половина всех инвестиций, в биотехнологии, где больший потенциал инновационности, – около четверти, на все остальные секторы приходится 25%. Однако создание инновационного лифта на макроуровне только на базе существующих институтов развития, являющихся в большинстве своем госкорпорациями, представляется достаточно узким подходом. Инновационная деятельность как таковая и её организационная сопровождение не может и не должно ограничиваться участием только государственных структур, во всех этих процессах обязательно должен участвовать и частный бизнес. Привлечение частных инвестиций для финансирования инновационных проектов – достаточно сложная задача применительно к российским условиям. Как показывает практика, частный бизнес предпочитает краткосрочное инвестирование в сферы с высокой скоростью оборота и относительно низкими рисками, например, в торговлю и т.п. Переориентация его на инновационные проекты, сопровождаемые высокими рисками, длительным периодом окупаемости может идти по линии создания для этого эффективных стимулов. Ими, по нашему мнению, могут стать: льготное предоставление коммерческим банкам со стороны институтов развития, и прежде всего Внешэкономбанка, финансовых ресурсов, предназначенных для инвестирования в инновационную деятельность (ставка рефинансирования может быть плавающей и изменяться в определенном интервале в зависимости от инновационной активности банка); привлечение частных инвесторов к совместному с институтами развития сопровождению инновационных проектов по принципу «инновационного лифта»; предоставление частному бизнесу в лице коммерческих банков, небанковских финансовых институтов, осуществляющих сопровождение инновационной деятельности, соответствующие льготы в виде разумных налоговых льгот, преференций и гарантий.

Кроме того, никто не отменял дирижисткие меры со стороны государства, такие как вмененное частному бизнесу (обязательное) финансирование инновационных проектов при условии наличия необходимых для этого ресурсов. Мировой опыт свидетельствует о том, что это реальные меры. Так, в Японии предприятиям за использование оборудования и техники, имеющей срок службы свыше 5 лет, вводятся конкретные штрафы. Это вынуждает их постоянно обновлять основной капитал и соответственно проявлять интерес к инновационной деятельности в данной сфере – разработке и создании новой техники и оборудования и участвовать в связанных с этим различных инновационных проектах.

Считаем, что при такой постановке участие частного бизнеса в инновационных проектах не должно ограничиваться пассивной ролью только потребителя, пусть и постоянного, стабильного, гарантированного, но все же потребителя результатов инновационной деятельности в виде созданного нового оборудования и техники. Частный бизнес должен играть и активную роль как субъект, предъявляющий стойкий спрос на инновационные блага, относящиеся к конкретной сфере деятельности каждой бизнес-структуры, а отсюда надо формировать постоянный и стойкий спрос на участие частных инвесторов в финансировании инновационных проектов.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Калаев 3.М. Для работы инновационного лифта России не хватает инвестиций в «посеве» // Национальная деловая сеть. Режим доступа: http://i-business.ru/blogs/21270

2. Сабирова Г. Наша страна не находится в технологическом застое // Газета.ru . Режим доступа: http://www.gazeta.ru/ skolkovo/2012/10/ 12_a_4809609. shtml

3. Степанова Т.Е. Опираясь на разум. Экономика XXI века – экономика, основанная на знаниях // Креативная экономика. 2008. № 5. С. 18-22.

4. Степанова Т.Е. Опираясь на разум. Экономика XXI века – экономика, основанная на знаниях // Креативная экономика. 2008. № 4. С. 43-47.


© Е.В. Степанов,  Издательство "Научные технологии".
 
 

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ:  Перепечатка материалов допускается только в некоммерческих целях со ссылкой
на оригинал публикации. Охраняется законами РФ. Любые нарушения закона преследуются в судебном порядке. © ООО "Научные технологии"

Книжные Изданияbadge

badge
  • Реструктуризация информационного пространства органов государственной власти Санкт-Петербурга
  • Профессия «Бухгалтер»: прошлое, настоящее, будущее
  • Финансово-кредитная политика России
  • О недостаточности категории «графическое слово» для описания языкового материала арабского литературного языка (в связи с акцидентальными письменными словами в АЛЯ)

 

Текущие статьи

Принцип изменения в формировании ресурсных факторов производства предприятияПринцип изменения в формировании ресурсных факторов производства предприятия
Е.Ю. Бобкова, (К.п.н., доцент, зам.зав. кафедрой ИиМ, Самарский институт,...
Задача прогнозирования динамики привлеченных срочных средств клиентов коммерческого банкаЗадача прогнозирования динамики привлеченных срочных средств клиентов коммерческого банка
С.В. Мурзаев,  (Аспирант, Поволжский Государственный Технологический...
Система управления предприятием с учетом контролинговой деятельностиСистема управления предприятием с учетом контролинговой деятельности
Т.В. Жирнова, (К.э.н., доцент кафедры МЭиМ, Самарский институт, филиал...

Журнал - Маркшейдерия и Недропользование Журнал Земля и Недвижимость Сибири Журнал - Минеральные Ресурсы России. Экономика и Управление Журнал - Геология Нефти и Газа Журнал - ГЛОБУС: Геология и Бизнес

Последние комментарии

RSS
VIP Studio Retro
levitra bitcoin