keflex 750

Login

VIP Studio - журнал «Современная наука»

Russian (CIS)English (United Kingdom)

МОСКВА +7(495)-725-XX-XX

Совершенствование государственной налоговой политики как метод стимулирования инновационной активности в нефтегазовом секторе России

E-mail Печать

А.М. Гладких,  (Студент, Финансовый Университет при Правительстве РФ, г. Москва)

alt

Конференция 04
" ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА"

Материалы II международной научно-практической конференции

" ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ:
ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА"

г. Москва, 23 апреля 2013 года

Наша страна в своем экономическом развитии, активно используя опыт зарубежных стран, преследует цель выйти на качественно новый уровень во всех сферах жизнедеятельности. В настоящее время вполне естественно отдавать главенствующие роли в этом процессе научно-техническому прогрессу и основной упор делать на развитие топливно-энергетического комплекса, ведь Россия пока не может отойти от своего амплуа «сырьевого придатка» для европейских стран, но сегодня этого и не требуется, ведь, несмотря на очевидные минусы существующего положения дел, дополнительные доходы от экспорта нефти, например, помогли государству реализовать некоторые национальные проекты. Вместо сырьевой модели развития наиболее рационально перейти на инновационно-сырьевую, в которой топливно-энергетический комплекс (далее ТЭК) все так же будет обеспечивать экономический рост, но также возьмет на себя роль источника инноваций и локомотива модернизации.

Актуальность перехода нефтегазового сектора страны на инновационное развитие очень велика, так как пропасть в развитии технологий в данной отрасли существенно подрывает позиции экономики России в аспекте конкурентоспособности и является причиной нерационального, экстенсивного освоения месторождений запасов углеводородного сырья.

К одной из серьезных проблем относится существующий принцип налогообложения, который никак не побуждает нефтегазовые компании совершенствовать переработку сырья, активно проводить геологоразведочные работы, разрабатывать месторождения с трудноизвлекаемыми запасами нефти и газа. Государство осознает всю серьезность этого препятствия, что доказывает Энергетическая Стратегия на период до 2030 года. Однако здесь есть определенная проблема – каким образом сформировать налоговый режим, который соответствовал бы и национальным экономическим интересам государства и способствовал развитию ТЭК?

Можно выделить целый ряд взаимоувязанных проблем нефтегазового сектора:

спад объемов добычи сырья на действующих месторождениях, главным образом, западносибирских, а также отсутствие реальных стимулов к внедрению инноваций в этой области;

излишний бюрократизм в принятии инвестиционных решений по разработке новых разведанных месторождений, находящихся в районах Крайнего Севера или Восточной Сибири. Это объясняется отсутствием льгот по экспортной пошлине, а без них разработка месторождений нерентабельна, так как районы удалены от необходимой инфраструктуры и имеют сложную геологию;

различные причины, откладывающие с каждым годом организацию геологоразведочных работ в глубинах Черного моря, на арктическом шельфе.

Из практики последних лет нетрудно сделать вывод, что сегодня нефтегазовые компании  не только не заинтересованы в разработке и внедрении инноваций, но вообще не хотят инвестировать в отрасль. Яркий тому пример – последствия увеличения ставок НДПИ после 2004 года. Даже при сохранении цен на нефть на сравнительно высоком уровне компании были вынуждены отдавать в бюджет больше, чем составляла их чистая прибыль [4, с.2]. В таких условиях недропользователь не слишком интересуется конъюнктурой мировых рынков, так как ощутимого выигрыша от колебания цен не имеет, поэтому и интерес к вложению средств в развитие инноваций практически отсутствует.

Опираясь на опыт зарубежных стран, можно выявить прямую зависимость между уровнем налогообложения и склонностью к инновационному предпринимательству. Тем не менее, инструмент льготного налогообложения не является единственным инструментом регулирования процессов инновационной деятельности. Обычно налоговые льготы являются составляющей комплекса мер по стимулированию инновационной активности, наряду с государственными и частными грантами, прямым бюджетным финансированием, государственными гарантиями и многим другим.

Проанализировав российское законодательство, автор выделил следующие налоговые инструменты, поощряющие инновационную деятельность, а также выявил ключевые особенности каждого из них:

  • Налог на прибыль: при его исчислении затраты на НИОКР не могут учитываться в полной мере (серьезное препятствие для инновационной деятельности);
  • Налог на добавленную стоимость: непосредственно для инноваций не представляет большого интереса, так как налог ориентирован на конечный продукт инновации – патент, товарный знак и т.п.;
  • Амортизационные расходы: регламентация порядка амортизационных отчислений влияет на инновационный климат страны; норма призвана стимулировать процессы обновления основных фондов и мотивировать организации накапливать средства для приобретения новых основных средств;
  • Режим упрощенной системы налогообложения: стимулирование спроса на НИОКР;
  • Страховые взносы в ФСС, ФОМС, ПФ: исключение из базы для начисления страховых взносов фактических расходов на создание НИОКР;
  • Инвестиционный налоговый кредит: требует существенной доработки в законодательном плане, так как пока недостаточно применяется на практике.

 

Из приведенных данных следует, что налоговая политика государства в области поддержки инноваций нуждается в модернизации.

Одним из ключевых налоговых инструментов, способных простимулировать инновационную деятельность предприятий в нефтегазовой области, является налог на добычу полезных ископаемых. При рациональной и взвешенной налоговой политике государства по части изъятия природной ренты интересы собственника недр и недропользователей соединятся во взаимовыгодном сотрудничестве. Но каким образом НДПИ может их простимулировать?

На внутреннем рынке газа, начиная с 2011 года, сложился принцип равнодоходных цен для потребителей газа (всех, кроме населения). Он означает, что цены на внутреннем рынке будут соответствовать европейским ценам за вычетом экспортной пошлины и транспортных тарифов. Цены на внутреннем рынке ниже, что, безусловно, приведет к их повышению. Уже сейчас Правительство отошло от фиксированной ставки налога на добычу газа, о чем свидетельствует принятие Федерального Закона[2]. Закон подразумевает последовательное увеличение ставки НДПИ с 237 руб./тыс. м3 в 2011 году до 265 руб./тыс.м3 в 2013 году. В отношении нефти базовая ставка НДПИ увеличится с 419 руб./т в 2011 году до 470 руб./т по состоянию на 1 января 2013 года. При таком повышении НДПИ не стоит и говорить и разработке месторождений с высокими капитальными эксплуатационными затратами, так как это будет крайне невыгодно.

Исходя из мировой практики и острой нужды газодобывающей отрасли, автор предлагает ввести дифференцированную ставку НДПИ, которая несла бы не только фискальный характер, но и включала бы механизм для поиска и внедрения инноваций на всех этапах разработки. Одним из критериев такой дифференциации можно установить применение предприятием инновационного оборудования и технологий при добыче углеводородов.

Для целей налогообложения остро стоит вопрос изменения системы учета добываемых полезных ископаемых. Автором представляется рациональным ведение учета по отдельно взятой скважине, а не по целым месторождениям и лицензионным участкам. Хоть ввести подобный механизм нелегко, так как система учета и контроля будет в разы усложнена и затраты на введение достаточно велики, все же, учитывая современный уровень информационных технологий, эта задача вполне осуществима. Система налогообложения будет более мобильна, так как будет учитывать условия каждой отдельно взятой скважины.

В завершении хотелось бы еще раз отметить, насколько важен процесс налогового регулирования для перехода России от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития и пример нефтегазовой отрасли как нельзя более ярко подтверждает этот тезис.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Налоговый кодекс РФ. Части I, II.

2. ФЗ от 27.11.2010 №307 – ФЗ «О внесении изменений в статьи 342 и 361 части второй Налогового кодекса РФ»

3. Гордеева О.В. Инструменты налогового регулирования инновационной деятельности//Налоги. – 2009. - №48. – С.7-14.

4. Разманова С.В., Шульц Е.В. Налоговая политика государства как инструмент стимулирования инновационных технологий в нефтегазовой отрасли//Нефтегазовая геология. – 2011. – Т.6. - №1


© А.М. Гладких,  Журнал "Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики".
 
 
 

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ:  Перепечатка материалов допускается только в некоммерческих целях со ссылкой
на оригинал публикации. Охраняется законами РФ. Любые нарушения закона преследуются в судебном порядке. © ООО "Научные технологии"

Книжные Изданияbadge

badge
  • Реструктуризация информационного пространства органов государственной власти Санкт-Петербурга
  • Профессия «Бухгалтер»: прошлое, настоящее, будущее
  • Финансово-кредитная политика России
  • О недостаточности категории «графическое слово» для описания языкового материала арабского литературного языка (в связи с акцидентальными письменными словами в АЛЯ)

 

Текущие статьи

Проблемы раскрытия информации об активах в бухгалтерском балансеПроблемы раскрытия информации об активах в бухгалтерском балансе
А.В. Луканина,  (Cт.преподаватель, Челябинский государственный...
Аутстаффинг как инструмент антикризисного управления персоналомАутстаффинг как инструмент антикризисного управления персоналом
А.С. Нагорная,  (Студентка магистратуры СПБГПУ МВШУ ООО “ТРИГО...
Методика оценки инвестиционной привлекательности  туристско-рекреационного комплекса регионаМетодика оценки инвестиционной привлекательности туристско-рекреационного комплекса региона
Я.С. Ткачева,  (К.э.н., доцент, Майкопский государственный технологический...
Главный фактор качества – это ЧеловекГлавный фактор качества – это Человек
Б.Ж. Бектибай,  (Казахский Национальный Университет им. аль-Фараби,...

Журнал - Маркшейдерия и Недропользование Журнал Земля и Недвижимость Сибири Журнал - Минеральные Ресурсы России. Экономика и Управление Журнал - Геология Нефти и Газа Журнал - ГЛОБУС: Геология и Бизнес

Последние комментарии

RSS
VIP Studio Retro
viagra super force