keflex 750

Login

VIP Studio - журнал «Современная наука»

Russian (CIS)English (United Kingdom)

МОСКВА +7(495)-725-XX-XX

Генезис государственно-частного партнерства в Республике Казахстан

E-mail Печать

Г.Ш. Ишкинина,  (К.э.н., ассоциированный профессор, доцент, Восточно-Казахстанский государственный технический университет им. Д. Серикбаева, г.Усть-Каменогорск, Казахстан)

alt

Конференция 04
" ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА"

Материалы II международной научно-практической конференции

" ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ:
ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА"

г. Москва, 23 апреля 2013 года

Государственно-частное партнерство (далее–ГЧП) как институт представляет собой институциональный и организационный альянс государственной власти и частного бизнеса с целью реализации общественно значимых проектов в различных сферах деятельности - от развития стратегически важных отраслей экономики до предоставления общественных услуг в масштабах всей страны.

Процесс развития института государственно-частного партнерства в Казахстане начался с  обретением независимости страны и проходит не совсем гладко. Значительные проблемы в этом процессе были обусловлены несовершенством законодательной базы Республики Казахстан, в частности, длительностью и сложностью процедуры подготовки проектов, их низкая инвестиционная привлекательность, невозможность применения различных форм контрактов ГЧП.

Следующий круг проблем связан с низкой активностью государственных органов, являющихся инициаторами проектов ГЧП, поскольку на практике оказывается легче реализовать общественно-значимые проекты через бюджетные инвестиции, поскольку в этом случае различного рода формальные процедуры занимают меньше времени, чем подготовка концессионных проектов.

Определенную роль сыграла и проблема кадрового дефицита, характерная для многих отраслей казахстанской экономики. Отечественные вузы не занимаются подготовкой специалистов в области ГЧП.

Кроме того развитие ГЧП в республике тормозится из-за низкого уровня платежеспособности населения, большинство не готовы платить за качество услуг. Люди привыкли, что так называемые общественные услуги предоставлялись раньше бесплатно.

В международной практике выделяют две основные формы ГЧП:

  • институциональное ГЧП;
  • контрактное ГЧП.

 

Казахстан имеет законодательство и опыт по применению одной из контрактных форм ГЧП на основе договора концессии при реализации проектов в транспортном и энергетическом секторе [2].

Тем не менее следует отметить, что в целях развития государственно-частного партнерства в Казахстане Правительством была проделана огромная работа по созданию соответствующей законодательной базы и институтов в данной сфере.

В 2006 году был принят новый Закон Республики Казахстан «О концессиях», в результате появилась возможность передачи права на создание объектов государственной собственности не только иностранным инвесторам, но и юридическим лицам - резидентам Республики Казахстан (далее-Закон).

Законом были определены правовые условия концессии, виды государственной поддержки концессионера и регулирование общественных отношений, возникающих в процессе заключения, исполнения и прекращения договоров концессии.

Следующий важный шаг - постановлением Правительства Республики Казахстан № 731 от 29 июня 2011 года была утверждена Программа по развитию государственно-частного партнерства в Республике Казахстан на 2011 – 2015 годы (далее-Программа).

Основная цель данной программы - создание законодательной и институциональной основы  для реализации инвестиционных проектов с использованием механизмов государственно-частного партнерства в РК.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:

  • совершенствование законодательства в области ГЧП;
  • обеспечение разработки мер по эффективному планированию и управлению за процессами подготовки и реализации проектов на основе ГЧП;
  • установление критериев оценки эффективности реализации проекта через качество предоставления услуг населению;
  • обеспечение подготовки и повышения квалификации специалистов в области ГЧП [2].

 

Кроме того, в программе разработаны меры, направленные на создание необходимых условий для повышения инвестиционной привлекательности проектов, реализуемых с использованием механизма ГЧП. В ней представлены возможные варианты применения механизма ГЧП в 2011-2015 годах по направлениям, традиционно относящимся к сфере ответственности государства: Автомобильный транспорт, Водоснабжение и водоотведение, Жилищное строительство, Коммунальное хозяйство, Переработка твердо-бытовых отходов, Газоснабжение, Теплоснабжение, Образование, Наука, Здравоохранение, Пенитенциарная система.

Нельзя не отметить, что для усиления развития институциональной и правовой структуры ГЧП, а также реализации пилотных проектов в Казахстане были реализованы несколько инициатив на центральном и региональном уровнях:

1. В июле 2008 г. постановлением Правительства Казахстана создана специализированная организация по вопросам концессии – АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства» (КЦ ГЧП), основной целью которого является содействие методологическому обеспечению редакции концессионных проектов и подготовка кадров для развития ГЧП.

2. Были созданы дополнительно два региональных центра ГЧП – в Караганде (АО «Карагандинский центр государственно-частного партнерства») и Усть-Каменогорске (АО «Региональный центр государственно-частного партнерства Восточно-Казахстанской области»). В результате Правительство Казахстана выступило с инициативой по созданию международной Ассоциации центров ГЧП в Астане и на сегодняшний день она уже функционирует при поддержке Украинского Центра публично-частного партнерства и Японской Ассоциации ГЧП.

3. В октябре 2010 года начал свою работу проект Европейского Союза (ЕС) с целью оказания содействия Правительству РК в процессе реформирования и модернизации механизмов ГЧП для достижения большей эффективности и прозрачности системы (далее-Проект).

На протяжении 18 месяцев Проект работал по трем основным направлениям:

  • подготовка рекомендаций по внесению изменений в законодательство РК в области концессии и ГЧП с целью создания благоприятных правовых условий для реализации проектов ГЧП;
  • наращивание потенциала и обучение экспертов в области ГЧП на центральном и региональном уровне;
  • содействие осуществлению пилотных проектов ГЧП в секторе здравоохранения и транспорта [3].

 

Проект по «Содействию развитию государственно-частного партнёрства в Республике Казахстан» профинансирован Европейским Союзом. Бюджет проекта составил 1,6 миллионов Евро. Проект продолжительностью 18 месяцев завершил свою деятельность в апреле 2012 года.

За указанный период международные эксперты Проекта ЕС оказали содействие Министерству экономического развития и торговли РК (МЭРТ) в создании благоприятных правовых условий, чтобы достичь прозрачности и эффективности системы для участия частных инвестиций в инфраструктурных проектах. Проект провел тренинги среди специалистов на центральном и региональном уровне, предоставляя им инструменты и навыки, необходимые для реализации проектов ГЧП. Проект также оказал содействие структурированию пилотных проектов ГЧП в РК.

4. 24 февраля 2012 года по инициативе АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства» прошел круглый стол «Управление инфраструктурными проектами: потенциал институтов образования в решении кадрового вопроса» в Астане. Резюме: для повышения компетенции выпускников учебных заведений республики в области ГЧП необходимо наладить более тесное сотрудничество учебных заведений с экспертами ГЧП.

В настоящее время в республике на стадии реализации находятся 5 концессионных проектов в транспортной и энергетической отраслях на общую сумму 534 млн. долларов (см. таблицу 1).

Таблица 1 - Реализуемые концессионные проекты в РК [4]

Наименование проекта

Статус реализации

Стоимость строительства объекта

(млн.тенге)

Фактический объем вложенных инвестиций
(млн.тенге)

1

Строительство и эксплу-атация новой железно-дорожной линии «Станция Шар - Усть-Каменогорск»

Объект концессии находится во временной эксплуатации

24 299,59

(165 млн. долл. США)

36 275,04

(246 млн. долл. США)

2

Строительство и эксплу-атация межрегиональной линии электропередачи «Северный Казахстан - Актюбинская область»

Объект концессии находится во временной эксплуатации

19 898,6

(135 млн. долл. США)

22 684,3

(154 млн. долл. США)

3

Строительство и эксплу-атация пассажирского терминала международ-ного аэропорта Актау

Объект концессии находится во временной эксплуатации

4 092,75

(27 млн. долл. США)

4 650

(31 млн. долл. США)

4

Строительство и эксплу-атация газотурбинной электростанции в

г. Кандыагаш Актюбинской области

Срок начала строительства перенесен на 2011 год

22 000

(149 млн. долл. США)

350

(238 тыс. долл. США)

5

Строительство и эксплу-атация железнодорожной линии «Ералиево - Курык»

Срок начала строительства перенесен на 2011 год

8 142,9

(55 млн. долл. США)

0

 

ИТОГО

 

78 433,84

(534 млн. долл. США)

63 959,34

(435 млн. долл. США)

Согласно международной практике развитие ГЧП подразумевает три этапа: подготовка, внедрение и совершенствование.

На этапе подготовки государства изучают международный опыт, анализируют действующее законодательство, определяют общую государственную политику в области ГЧП и иногда начинают реализовывать пилотные проекты.

Этап внедрения ГЧП предполагает ряд мероприятий, таких как: формирование законодательства, разработка методических инструкций и руководств, создание специализированного органа ГЧП, расширение сферы применения ГЧП и др.

Этап совершенствования характеризуется ростом активности в сфере ГЧП и повышением уровня сложности проектов. Данный этап предполагает дальнейшее совершенствование законодательства, а также моделей реализации проектов ГЧП [2].

Следует отметить, что на стадии планирования по схеме концессии находятся около 15 проектов в транспортной и социальной сферах, с общим объемом предполагаемых инвестиций в строительство более 800 млрд. тенге.

Проведенный анализ свидетельствует, что подготовительный этап в Казахстане пройден и идет процесс внедрения ГЧП (принят закон «О концессиях», создана специализированная организация по вопросам концессии, начата реализация концессионных проектов и др.).

Таким образом, в ближайшем будущем государственно-частное партнерство в Казахстане перейдет в стадию интенсивного развития.

В результате эффективного использовании механизма ГЧП появится возможность повышения эффективности взаимовыгодного сотрудничества государства и частного сектора, повышения качества предоставляемых услуг, ускоренной модернизации инфраструктуры, необходимой для диверсификации экономики.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Кузьминов Я.И. Курс институциональной экономики: институты, сети, трансакционные издержки, контракты.-М. ВШЭ, 2006.

2. Программа по развитию государственно-частного партнерства в Республике Казахстан на 2011 – 2015 годы.

3. Представительство Европейского Союза в Казахстане (Отдел Прессы и Информации).

4. Батырбекова А.Г. Стратегия реализации проектов государственно-частного партнерства в жилищно-коммунальном хозыйстве Республики Казахстан / АО «Региональный центр государственно-частного партнерства Карагандинской области».

5. http://minplan.gov.kz

6. http://www.scienceforum.ru

7. http://www.dmg.kz


© Г.Ш. Ишкинина,  Журнал "Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики".
 
 
 

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ:  Перепечатка материалов допускается только в некоммерческих целях со ссылкой
на оригинал публикации. Охраняется законами РФ. Любые нарушения закона преследуются в судебном порядке. © ООО "Научные технологии"

Книжные Изданияbadge

badge
  • Реструктуризация информационного пространства органов государственной власти Санкт-Петербурга
  • Профессия «Бухгалтер»: прошлое, настоящее, будущее
  • Финансово-кредитная политика России
  • О недостаточности категории «графическое слово» для описания языкового материала арабского литературного языка (в связи с акцидентальными письменными словами в АЛЯ)

 

Текущие статьи

Влияние алгоритмических торговых систем на финансовые рынкиВлияние алгоритмических торговых систем на финансовые рынки
К.Г. Перчанок,  (Доктор философии, Университет Нортге́мптона,...
Проблемы финансирования отраслей, формирующих человеческий капиталПроблемы финансирования отраслей, формирующих человеческий капитал
С.Б. Квасникова,  (Студент, Финансовый университет при Правительстве...
Уровень информатизации современных экономических системУровень информатизации современных экономических систем
А.Р. Сафиуллин,  (К.э.н., доцент, Ульяновский государственный...

Журнал - Маркшейдерия и Недропользование Журнал Земля и Недвижимость Сибири Журнал - Минеральные Ресурсы России. Экономика и Управление Журнал - Геология Нефти и Газа Журнал - ГЛОБУС: Геология и Бизнес

Последние комментарии

RSS
VIP Studio Retro
viagra super force