keflex 750

Login

VIP Studio - журнал «Современная наука»

Russian (CIS)English (United Kingdom)

МОСКВА +7(495)-XXX-XX-XX

Концептуальные основы управления реализацией межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2020 года

E-mail Печать

Т.В. Кокуйцева,  (Аспирантка, научный сотрудник, Российский университет дружбы народов, г. Москва)

alt

Конференция 02
СЕКЦИЯ 1 – ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ

 

Материалы международной научно-практической конференции "Экономика и управление в XXI веке: теория, методология, практика", г. Москва, 30 ноября 2012 года.

В  настоящее время роль науки и инноваций значительно возросла как ввиду современного финансово-экономического кризиса, так и в связи с развитием научно-технического прогресса, началом третьей глобальной научно-технической революции, осознанием значимости ее для экономического роста, наращивания конкурентных преимуществ и повышения конкурентоспособности государств в целом. Осознание роли науки и инноваций в экономическом развитии и росте стало одним из факторов, обусловивших разработку Межгосударственной программы инновационного сотрудничества  государства-участников СНГ на период до 2020 года (далее – Программа СНГ), принятой 18 октября 2011 г. на Совете глав правительств СНГ.

Реализация этой программы и формирование международного инновационного пространства СНГ в целом в настоящее время замедлилась в связи с отсутствием четких правил и методического инструментария по отбору инновационных проектов, мониторингу их реализации и оценке их вклада в повышение конкурентоспособности государств-участников СНГ. В этой связи представляется необходимым разработка целостной концепции управления реализацией принятой программой СНГ.

Исходя из проведенных ранее автором исследований [1-4] по вопросам реализации Программы СНГ, предлагается сформулировать и раскрыть содержание основных положений концепции управления Программой СНГ. Концепция управления Программой СНГ должна содержать следующие основные положения:

1. общие положения;

2. цель Концепции;

3. организационная структура управления;

4. организационно-методическое обеспечение;

5. совершенствование единой нормативно-правовой базы, регламентирующей международную инновационную деятельность на пространстве СНГ и официально закрепляющей единый методический аппарат для использования его в СНГ;

6. формирование геоинформационной инфраструктуры инноваций с целью обеспечения ведения мониторинга реализации инновационных проектов и программы СНГ в целом по системе показателей прогресса;

7. основы реализации Концепции.

Рассмотрим подробнее каждое из направлений.

В разделе «Общие положения» должны содержаться руководящие документы по развитию инновационного сотрудничества и экономик государств-участников СНГ, на которые ориентирована Концепция, а именно: Межгосударственная программа инновационного сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2020 года и Стратегия экономического развития СНГ на период до 2020 года. Достижение целей и решение задач, содержащихся в этих документах, возможно за счет:

  • совершенствования организационной структуры управления, в т.ч. определения органов, осуществляющих финансирование реализации проектов;
  • разработки методического инструментария, позволяющего производить отбор инновационных проектов, оценку показателей прогресса Программы СНГ, оценку эффективности реализации Программы СНГ и т.д.;
  • совершенствования нормативно-правовой базы, регламентирующей международную инновационную деятельность на пространстве СНГ и официально закрепляющей единый методический аппарат для использования его в СНГ;
  • разработки подходов по формированию геоинформационных систем с целью обеспечения ведения мониторинга реализации инновационных проектов и программы СНГ в целом по системе показателей прогресса.

 

В разделе «Цель Концепции» следует четко обозначить, что представляет собой Концепция, какова ее основная практическая цель – разработка комплексной организационно-экономической и нормативно-правовой системы управления и мониторинга Программы СНГ, обеспечивающей укрепление интеграции и экономической  безопасности на пространстве СНГ посредством устойчивого экономического и инновационного развития.

Раздел «Организационная структура управления» должен содержать схему управления Программой СНГ, разработанную с учетом функций основных элементов структуры управления СНГ в целом,  схемы управления Программы СНГ. Предлагается создать наднациональный орган по контролю, мониторингу и оценке эффективности реализации Программы - Комиссию по управлению Программой СНГ.  Данный орган стал бы аналогом формируемой Евразийской экономической комиссии, основной задачей которой является обеспечение условий функционирования и развития Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также выработка предложений по дальнейшему развитию интеграции. Впоследствии, в случае эффективной работы новой Комиссии, она могла бы быть также преобразована в Евразийскую комиссию по инновационному развитию и сотрудничеству СНГ.

Раздел «Организационно-методическое обеспечение»  должен содержать перечень и приложения в виде конкретных методик и методических рекомендаций, в т.ч. следующие:

  • методика отбора инновационных проектов;
  • методика мониторинга реализации инновационных проектов СНГ на базе оценки эффективности;
  • методика расчета показателей прогресса Программы СНГ;
  • методика оценки влияния реализации проектов на конкурентоспособность организации, отраслей, регионов и государств в целом.

 

Разработка и принятие  на международном уровне единых и обязательных для всех государств-участников СНГ методик и методических рекомендаций будет способствовать обеспечению эффективной реализации инновационных проектов  в рамках Программы СНГ и в дальнейшем после 2020 года.

Раздел «Совершенствование единой нормативно-правовой базы, регламентирующей международную инновационную деятельность на пространстве СНГ и официально закрепляющей единый методический аппарат для использования его в СНГ» должен содержать конкретные и научно обоснованные предложения по совершенствованию единой нормативно-правовой базы общего межгосударственного инновационного пространства СНГ, которые включали бы перечень нормативно-правовых документов и поправок к уже принятым, регулирующим прямо или опосредованно инновационную деятельность на пространстве СНГ, с поэтапным планом их разработки и принятия и учетом законодательства ВТО и Таможенного союза СНГ.

Предполагается, что в целях унификации законодательства Комитет по управлению Программой СНГ может вносить предложения, касающиеся конкретных поправок и дополнений в национальное законодательство государств-участников СНГ в целях:

  • повышения инновационной активности на пространстве СНГ;
  • повышения инвестиционной привлекательности региона;
  • повышения конкурентоспособности экономик СНГ;
  • снижения издержек (временных и финансовых) при осуществлении совместных инновационных проектов (обеспечение безвизового передвижения ученых и других участников инновационных проектов на пространстве СНГ, предоставление равных условий работы участникам ИП на пространстве СНГ и т.д.);
  • обеспечения охраны прав на интеллектуальную собственность;
  • повышения коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности государств-участников СНГ;
  • содействия          формированию системы поддержки академической мобильности исследователей и инженеров и межгосударственного обмена кадрами между организациями, ведущими исследования и разработки;
  • популяризации инновационного предпринимательства среди молодого поколения инноваторов и создание условий для участия молодых специалистов в многосторонних научно-технологических и инновационных проектах.

 

Раздел «Формирование геоинформационной инфраструктуры инноваций с целью обеспечения ведения мониторинга реализации инновационных проектов и программы СНГ в целом по системе показателей прогресса» должен содержать основные направления и этапы по созданию такой инфраструктуры. Данный вопрос связан с тем, что сегодня в СНГ рынок геоинформатики растет опережающими темпами как на государственном уровне, так и в бизнесе. Этому способствует осознание того, что создание инфраструктуры пространственных данных (как государственного проекта) – это основа для достижения качественно нового уровня планирования и управления развитием на всех уровнях. Реализация аналогичных проектов является сейчас одним из приоритетных направлений государственной политики во многих странах.

Заключительный раздел «Основы реализации Концепции» должен представлять собой поэтапный план реализации Концепции. Реализация Концепции может носить трехэтапный характер:

На первом этапе – совершенствование нормативно-правовой, закрепляющей функции за ключевыми субъектами организационно-экономической структуры управления Программой СНГ. Разработка соответствующими органами методического обеспечения Программы СНГ и их законодательное утверждение. Разработка поправок в нормативно-правовые и методические документы, обеспечивающие эффективную реализацию Программы СНГ и экономическое и инновационное развитие государств-участников СНГ в целом.

На втором этапе – создание автоматизированной информационной базы данных для осуществления расчетов по предложенным методикам и системе показателей. Данная информационная база должна быть доступна онлайн и работать по принципу Eurostat, обеспечивая возможность отслеживания показателей в динамике и их сопоставление с международными индикаторами.  Совершенствование нормативно-правовой базы СНГ в части регулирования инновационной и инвестиционной деятельности на пространстве СНГ.

На третьем этапе – оценка эффективности реализации Программы СНГ и разработка предложений по совершенствованию государственной политики стран СНГ в части инновационно-инвестиционного развития и повышения конкурентоспособности.

Разработанные положения Концепции управления Программой СНГ могут быть положены в основу соответствующего единого согласованного методического документа СНГ и использованы в дальнейшем в ходе управления межгосударственным инновационным пространством СНГ.

Исследование подготовлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда проект № 12-02-00228 «Разработка теоретических основ и практических рекомендаций по созданию единого инновационного пространства стран СНГ»


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Кокуйцева Т.В. Роль взаимного сотрудничества в становлении инновационных экономик государств-участников СНГ // Материалы международной научно-практической конференции «Международные маркетинговые стратегии компаний в посткризисных условиях. Развитые и развивающиеся рынки, СНГ и Россия", 9-10 декабря 2010 г. РУДН, 2011. – С. 117-122.

2. Кокуйцева Т.В. Совершенствование инструментов государственной поддержки инвестиционной деятельности организаций. Предложения по адаптации мирового опыта в СНГ // Мир и Россия: регионализм в условиях глобализации: Материалы III Международной научно-практической конференции. Часть 3. Москва, 11-12 ноября 2010 г. – М.: РУДН, 2010. – С.22-29.

3. Морозов И.Н., Кокуйцева Т.В. Механизмы управления трансфером технологий на пространстве Содружества независимых государств // Вестник Академии. - №2-2012.

4. Морозов И.Н., Чурсин А.А., Кокуйцева Т.В. Теоретические подходы по управлению инновационными процессами в ходе реализации Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2020 года // РОССИЯ: Модернизация. Инновации. Развитие. - №1(6)/2012.


© Т.В. Кокуйцева,  Изд-во "Научные технологии", 2012.
 
 
 

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ:  Перепечатка материалов допускается только в некоммерческих целях со ссылкой
на оригинал публикации. Охраняется законами РФ. Любые нарушения закона преследуются в судебном порядке. © ООО "Научные технологии"

Книжные Изданияbadge

badge
  • Реструктуризация информационного пространства органов государственной власти Санкт-Петербурга
  • Профессия «Бухгалтер»: прошлое, настоящее, будущее
  • Финансово-кредитная политика России
  • О недостаточности категории «графическое слово» для описания языкового материала арабского литературного языка (в связи с акцидентальными письменными словами в АЛЯ)

 

Текущие статьи

Подходы к оценке социально-экономической эффективности развития регионов РоссииПодходы к оценке социально-экономической эффективности развития регионов России
В.В. Ильин,  (К.т.н., доц., профессор кафедры экономики и управления,...
Соревнование как инструмент стимулирования персоналаСоревнование как инструмент стимулирования персонала
Е.А. Евдокимова,  (Аспирант Санкт-Петербургского института гуманитарного...
Поставщик и потребитель услуг технического сервиса: модели сотрудничестваПоставщик и потребитель услуг технического сервиса: модели сотрудничества
А.С. Самсонова,  (Аспирант Санкт-Петербургского института гуманитарного...

Журнал - Маркшейдерия и Недропользование Журнал Земля и Недвижимость Сибири Журнал - Минеральные Ресурсы России. Экономика и Управление Журнал - Геология Нефти и Газа Журнал - ГЛОБУС: Геология и Бизнес

Последние комментарии

RSS
VIP Studio Retro
levitra bitcoin