levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

 

 

 

 

 

ВАС ПРИВЕТСТВУЕТ

VIP Studio ИНФО

 

Публикация Ваших Материалов

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Верстка Полиграфии, WEB sites

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Книжная лавка

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Е.С. Вдовина,  (К.э.н., доцент, Тамбовский государственный технический университет)

М. Гарбави,  (Аспирант, Тамбовский государственный технический университет)

Серия «Экономика и Право» # МАЙ  2017

Экономика страны
В статье рассмотрено экономическое развитие Ирака. Выявлены положительные и отрицательные тенденции в современном состоянии экономики Ирака. В стане после затяжного спада наблюдается положительная динамика всех основных экономических показателей.
ВВП Ирака после значительного роста с 2011 года, в 2014 году потеряло около 50 млрд. долларов, что было связано с беспорядками в стране, политическим переворотом, снижение цен на нефть, ухудшение экономической ситуации в стране и как следствие снижение привлекательности для иностранных инвесторов. Однако правительство Ирака с конца 2014 года активно ведет работу по поиске контрактов с ведущими нефтяными компаниями, что может помочь увеличить объем экспорта нефти, но для этого стране необходимо модернизировать процесс добычи нефти, нефтепроводы и экспортную инфраструктуру. Правительство Ирака стремится к привлечению дополнительных иностранных прямых инвестиций, но этому препятствует повальная коррупция, устаревшая инфраструктура, нехватка квалифицированной рабочей силы и устаревшие торговые законы.

Ключевые слова: Экономика страны, ВВП, внешний долг, экспорт, импорт.

 

Экономика Ирака всегда характеризовалась жестким контролем и вмешательством со стороны государства. Различные правительства страны во главе своей политики ставили следующую цель: закрепление цен и стабилизация потребления. Тотальный контроль экономики государством переходил о одного режима к другому.

Одной из главных проблем экономики страны до 2004 года можно назвать огромный внешний долг Ирака, оцениваемый в 125 млрд. долларов [1]. Этот долг складывался из международных займов, экспортных кредитов и финансовой поддержки во время ирано-иракской войны. В полном объеме эта проблема не решалась Временной Администрацией, а наоборот усугублялась.

С переходом власти к Временному Правительству, с 2004 года экономика страны начинает постепенно реанимироваться. В 2006 году международная экономическая организация Global Insight констаровало, что у Ирака есть экономика, которая активно развивается.

В настоящее время в сельскохозяйственной отрасли производится около 9,8% от ВВП страны. Население, занятое в этой отрасли насчитывает 6 млн. человек. «В период 2003 - 2016 гг. производство сельскохозяйственной продукции плавно снижалось в среднем на 1,1% в год, это приводило к снижению производства сельскохозяйственной продукции на душу населения примерно на 3,9% каждый год» [1].

Сельскохозяйственная отрасль занимает слабую позицию в экономике Ирака. За последние тридцать лет вплоть до нашего времени сельскохозяйственный сектор Ирака значительно пострадал и продолжает страдать от военных конфликтов и постоянных попыток государства подмять под себя все сельское хозяйство страны.

Значительный рост населения в течение последних трех десятилетий, а также стагнация в сельскохозяйственном секторе значительно усилили зависимость страны от импорта. По причине жестких международных санкций и неоднозначной программы «Oil for food» нефтяной сектор постепенно ослабевал, и к 1992 году сельское хозяйство уже составляло 35% от ВВП» [2].

В этот период сельское хозяйство играло важнейшую роль в жизни Ирака: поставки продовольственных товаров из-за рубежа были сильно затруднены из-за наложенного эмбарго. Несколько облегчила ситуацию запущенная ООН в 1995 программа «Нефть в обмен на продовольствие (Oil for food)», предоставив возможность правительству поставлять нефть на мировой рынок, получая взамен товары первой необходимости. Крупнейшими агропромышленными компаниями, ценные бумаги которых обращались на багдадской бирже, были такие компании, как «Iraqi Meat & Crop Production & Marketing, Babylonian Plant & Animal Production» [3].

На сегодняшний день сельское хозяйство Ирака находится в плачевном состоянии: губительные последствия принесла сильнейшая засуха, полуразрушенная ирригационная система, отсталая отрасль животноводства по причине отсутствия кормов и пастбищ для скота. До 80% всех продуктов поступают из-за рубежа, в основном из Турции .

Финансовый сектор Ирака остается слабым. Банковская система состоит из Центрального банка и 22 банков, два из которых являются государственными («Рафидейн» и «Рашид», обладающие 90% коммерческих банковских активов и 75% отделений банковской сети), 16 - частные коммерческие банки и 4 - специализированные государственные банки. Общая сумма активов банковской системы эквивалентна 2 млрд долларов. Помимо банков, кредитовавших крупный бизнес, появились банки, кредитовавшие малые предприятия. Государственные банки теперь должны обслуживать только государственные предприятия [3].

Государственные банки в результате Второй войны в Персидском заливе пострадали больше всего: «Rafidian Bank разграбили на сумму около 300 млн долларов США, его головной офис и многие отделения были полностью разграблены и сожжены. Потери Rasheed Bank составили 138 млрд иракских динар, что эквивалентно 69 млн долларов США. Многие частные банки передали свои деньги в хранилища Центрального банка Ирака ещё до войны, что позволило им избежать тяжёлых финансовых потерь, которые были характерны для крупных государственных коммерческих банков [2].

В Ираке практически отсутствует финансовое посредничество, а существующие финансовые институты неэффективны. Новый закон о банковской системе вступил в действие в августе 2003 г., он открыл иракский финансовый сектор для иностранных инвестиций.

Еще одним существенным источником нестабильности в экономике Ирака являются международные финансовые обязательства страны. Они сильно тормозили использование финансовых средств на восстановление экономики страны по двум причинам: долг, доставшийся стране после режима С. Хусейна, поглощает большую часть доходов государства, которые можно было бы направить на подъем экономики страны; иракский внешний долг и другие финансовые обязательства являются препятствием для экономической интеграции страны в международные рынки капиталов.

Эти международные финансовые обязательства можно свести к трем основным типам: претензии по репарациям в связи с войной в Персидском заливе - 33,3 млрд. долларов, незавершенные контракты - 57,2 млрд. долларов, внешний долг - 90 млрд. долларов. Таким образом, общая сумма иракских международных финансовых обязательств в 2005 году оценивалась в 80 млрд. долларов. В 2008 году иракское правительство убедило некоторые страны простить часть внешнего долга страны. Так Парижский клуб стран-кредиторов списал Ираку около 66,5 млрд. долларов, и Россия простила более 12 млрд. долларов .

Ирак расположен над центром самого крупного сосредоточения нефти в мире В свете возрастающих потребностей мировой экономики в этом сырье Ирак является наименее изученной страной из всех государств-экспортеров нефти. Нет сомнения, что именно огромное экономическое значение Ирака и стало одной из главных причин американской оккупации страны в 2003 г [1].

Республика Ирак – один из основателей Организации стран - экспортёров нефти (ОПЕК), созданной на конференции в Багдаде 14 сентября 1960 г. Запасы нефти Ирака оцениваются в 143 млрд. баррелей, это примерно 8,7 % мировых запасов нефти в 2013 г., национальные запасы газа - 280 трлн. кубических футов. В мировых газовых рейтингах Ирак занимает 11-е место [1]. С самого начала производство нефти в Ираке осуществлялось в основном за счет иностранных инвестиций в нефтяную промышленность, так как из-за слабости собственного экономического потенциала страна не могла самостоятельно развивать данную отрасль [2]. При том, что Ирак обладает самыми крупными месторождениями нефти, но условия соглашений с иностранными компаниями по разработке таких месторождений передавали фактически полное право на ресурсы нефти и газа, также им принадлежали все решения относительно условий экспорта нефти, ценообразования, уровня добычи и объема, вплоть до решения по найму сотрудников [2].

Иностранные инвестиции стали фактором, оказывающим большое влияние на страны Ближнего Востока: развивали экономику во всех ее секторах; обеспечивали создание рабочих мест для граждан страны; повышали профессиональный уровень специалистов.

Поскольку нефтяная промышленность особенно интересна для инвестирования средств, в виду все большего интереса мирового рынка к нефти и ее относительного дефицита. Правительство Ирака дает множество возможностей для инвесторов, например, снятие ограничения по движениям финансов, страхование инвестиционных проектов, предоставление налоговых льгот на долгое время. Ирак создает благоприятный климат для инвестиций, множество финансовых и налоговых возможностей, разрабатывает систему гарантий. В настоящее время экономика Ирака создала инструменты для притока инвестиций, которые должны обеспечить приход в экономику современных инструментов производства, новых технологий, эффективного управления, прозрачности процессов.

С 2003 года в Ираке отмечается нестабильная политическая обстановка, которая вселила в народ опасения за будущее, частный капитал стал отказываться от накоплений, дополнительные риски были созданы низким уровнем безопасности. Все это не только ограничивает приток новых инвестиций в экономику, но обуславливает отток иностранных капиталов [1].

В итоге нестабильная политическая обстановка и высокие риски в данном секторе становятся главным препятствием на пути инвестиционного капитала и развития экономики Ирака. Также сыграли свою роль оккупация Ирака, ошибки ведения внутренней политики. После 2003 в течение десятилетия, в условиях отсутствия продуктов, Ирак заполняли второсортными товарами по завышенным стоимостям при помощи повсеместной коррупции компаний-импортеров [2].

В развитии страны и ее экономики развитие частного сектора, играет одну из важнейших ролей. В Ираке потенциал частного сектора по сравнении с государственным падает, что, безусловно, так же препятствует притоку инвестиций. Для инвестиционного процесса необходимы достаточные финансы, квалифицированные кадры, оборудование и технологические ресурсы. Частный сектор Ирака не обладает всем необходимым, соответственно, не может заниматься крупными проектами для развития инфраструктуры, восстановлением производства и т.д. [3].

Инфраструктурный и транспортный секторы Ирака получили свое развитие преимущественно в XX веке. В 70-е и 80-е годы правительство активно инвестировало огромные средства в модернизацию транспорта и путей сообщения. Большинство построенной инфраструктуры было разрушено в течение первой войны в заливе, а попыткам ее восстановления препятствовали санкции, наложенные европейскими странами.

В стране есть одна единственная государственная компания, связанная с железнодорожным транспортом – «Иракские республиканские железные дороги» [2]. В составе государственной компании находится 1905 километров путей. Из-за плачевного состояния железных дорог и отсутствия инвестиций железнодорожный транспорт практически не используется. Лишь в октябре 2008 года транспортный сервис был возобновлен между Багдадом и его южным пригородом Доура [3]. Начиная с 2015 года, комитет транспорта Ирака начинает закупать новые локомотивы и реконструировать старые железные дороги.

В Ираке есть порядка 113 аэропортов, из них 80 с твердым покрытием взлетно-посадочной полосы. Международных аэропортов всего пять: Багдадский международный аэропорт, международный аэропорт Басры, Эн-Наджаф, Мосульский международный аэропорт и международный аэропорт Эрбиля.

Энергетический сектор Ирака является ключевым для будущего благосостояния страны и может внести существенный вклад в стабильность и безопасность мировых энергетических рынков. Ирак уже стал третьим по величине мировым экспортером нефти и имеет ресурсы и планы быстро нарастить добычу нефти и природного газа, вновь поднимаясь на ноги после трех десятилетий, отмеченных конфликтами и нестабильностью. Успех в освоении потенциала углеводородного топлива Ирака и эффективное распоряжение полученными от этого доходов, могут стать двигателем социального и экономического развития страны.

В 80-е годы правительство Ирака инвестировало средства в развитие энергетического комплекса, заключая контракты с Великобританией, Западной Германией, Францией, Италией и СССР. Построено огромное количество электростанций, гидроэлектростанций. Большинство этих станций работает на нефти или газе, лишь 2% - гидроэлектростанции. Единственный АЭС в стране был разрушен в ходе израильской атаки в 1981 году. К 1987 году Ирак стал первой страной на Ближнем Востоке, экспортирующей энергетические ресурсы, а к 1990 году суммарная мощность энергетики Ирака составляла 9000 милливатт. Бомбежка страны в ходе первой войны в Заливе разрушила 90% энергетического комплекса страны, а суммарная мощность опустилась до 340 милливатт к марту 1991 года. К 1998 было проведено множество работ по реставрации энергетики, и суммарная мощность достигла 5000 милливатт [2]. На сегодняшний день мощность составляет примерно 2500 милливатт.

Контракты, вступившие в силу, с международными компаниями подразумевают чрезвычайный рост мощностей по добыче нефти - уже в текущем десятилетии предполагается почти в пять раз увеличить нынешний уровень добычи, который составляет 3 миллиона баррелей в день (млн. барр./день).

Достичь к 2020 году суточного объема добычи свыше 9 млн. барр. в день означало бы выйти на наибольший непрерывный рост в истории мировой нефтяной промышленности. Природный газ может играть более важную роль в будущем Ирака, уменьшив доминирование нефти в структуре энергоресурсов страны. Важным шагом станет улавливание и обработка иракского попутного газа, большая часть которого сейчас сжигается в факелах. Но попутный газ, сам по себе, не сможет удовлетворить прогнозируемые потребности Ирака, которые к 2035 г. превысят 70 млрд м3, поскольку природный газ становится основным видом топлива для выработки электроэнергии.

Баланс природного газа Ирака и возможность получить излишки для экспорта зависит от создания стимулов к разработке газовых месторождений. Критичной для национального развития Ирака является необходимость увеличения выработки электроэнергии и поддержание соответствующих темпов ее роста, способного удовлетворить растущий спрос. Иракские электростанции производят электроэнергии больше, чем ранее, но затяжные отключения электричества все еще происходят практически ежедневно во многих районах страны. Для полного покрытия потребностей Ираку необходимо увеличить электрогенерирующие мощности на 70% [3].

Энергетические ресурсы предоставляют Ираку средства для оживления экономики и получения новой роли в мире, достойных его потенциала и богатства его ресурсной базы.

Для оценки динамики показателей капитализации иракских компаний проведем анализ основных экономических показателей в стране за последние 10 лет.

В табл. 1 представлены усредненные данные об основных экономических показателях Ирака из разных источников [4].

Согласно данным ООН, на конец 2015 года, население Ирака составляло 37 032 056 человек. За 2015 год население Ирака увеличилось приблизительно на 1 183 712 человек.

Читать полный текст статьи …


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Post-War Iraq: Potential Issues Raised by Previous Occupation and Peacekeeping Experiences, April 24, 2003. - P. 13.
2. Касаев, Э.О. Иракская нефть: проблемы законодательства влияют на перспективы / Э.О. Касаев, М.: 2012. - С.126.
3. Ботани, Д.Ш. Прогнозирование экспорта нефти Ирака/ Д.Ш. Ботани // Математико-статистический анализ социально-экономических процессов, М., 2010. – С.27.
4. Волконский, В.А. Нефтяной комплекс: финансовые потоки и ценообразование / В.А. Волконский. – М., 2002. - С. 59.
5. Зини, М.А. Иракская экономика в прошлом и настоящем и выбор будущего: в 3 т. / М.А. Зини. – Багдад: Дар аль-Милак ли фанун ва адаб ва нашр, 2009. – Т. 3. – 434 с. (на араб. яз.).
6. Абиди, Х.Л. Иракская нефть и нефтяная политика в Ираке и в регионе в свете американской оккупации: в 3 т. / Х.Л. аз-Забиди. – Багдад: Иракский центр исследований, 2007. – Т. 1. – 366 с. (на араб. яз.).
7. Hughes Hugh. Middle East Railways. – Continental Railway Circle, 1981. – P. 87-99.
8. David White. Rebuilding Iraq’s ravaged railways. Railway Gazette International (1 марта 2004) P. 82.
9. Energy Information Administration, Country Analysis Brief: Iraq, February 2003 (http://www.eia.doe.gov/emeu/cabs/iraq.html#elec). (Дата обращения 15.01.2017.
10. Statistical Review of World Energy (http://www.bp.com/content/dam/bp-country) (Дата обращения: 16.01.2017).
11. Международная организация International monetary (http://www.imf.org/external/pubs/ft/weo) (Дата обращения: 17.01.2017).
12. Мировой банк (http://data.worldbank.org/data-catalog) (Дата обращения: 18.01.2017).
13. Организация экономического сотрудничества и развития (http://www.oecd.org/) (Дата обращения: 18.01.2017).
14. Международная организация труда (http://www.ilo.org/stat) (Дата обращения: 18.01.2017)/



© 
Е.С. Вдовина, М. Гарбави, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru