keflex 750

Login

VIP Studio - журнал «Современная наука»

Russian (CIS)English (United Kingdom)

МОСКВА +7(495)-XXX-XX-XX

Организация управления региональным здравоохранением в Российской Федерации

E-mail Печать

Н.М. Лагутова, (Гл. специалист-эксперт, Финансово-экономического департамента Министерства здравоохранения Российской Федерации,г. Москва)

alt

Конференция 02
СЕКЦИЯ 3 – РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Материалы международной научно-практической конференции

"Экономика и управление в XXI веке: теория, методология, практика"

г. Москва, 30 ноября 2012 года

Прежде чем перейти к рассмотрению организации управления региональной системой здравоохранения, необходимо дать определение термину «управление».

Управление – это различные способы воздействия субъекта (нескольких субъектов) на объект (объекты), изменяющие положение, поведение, свойства, качества объекта. При этом под управлением чаще всего понимают воздействие, которое имеет целевое назначение и при котором объект поддается регулированию [6].

Существование государственного управления здравоохранением в России обусловлено признанием человека, его жизни и здоровья высшими первичными ценностями, относительно которых определяются другие ценности и блага всего общества. Поэтому управление здравоохранением является комплексной задачей всего общества, в реализации которой принимают участие множество секторов народного хозяйства и структур управления (от федеральных до местных органов самоуправления) [1].

В настоящее время развитие отечественной системы здравоохранения связано с ее реформированием, главной движущей силой которого является комплекс проблем национальной системы здравоохранения, в том числе проблема низкой социально-экономической эффективности ее деятельности.

Необходимым условием совершенствования организации системы здравоохранения является повышение доступности и качества, эффективности функционирования и развития региональной системы здравоохранения.

Сибурина Т.А. понятие «региональное здравоохранение» разграничивала в узком смысле и в более широком смысле следующим образом [4].

В узком смысле региональное здравоохранение представляет собой совокупность различных по мощности, профилю и организационно-правовому статусу лечебно-профилактических учреждений, характеризующихся общностью местоположения, социально-экономической среды, социальных заказчиков, административной подчиненностью, а также определенным типом системного взаимодействия на территориальном рынке медицинских услуг.

В более широком смысле в понятие системы регионального здравоохранения следует включать потребности и целевые установки основных потребителей медицинских услуг (дифференцированных групп населения), и заказчиков (покупателей) медицинских услуг (структуру медицинского страхования, предприятия и организации других отраслей народного хозяйства) в отношении объемов, видов и качества медицинской помощи, а также территориальные структуры, обеспечивающие функционирование учреждений здравоохранения, организационные и социально-экономические механизмы регулирования взаимодействия структур медицинского профиля, реализуемые специализированными территориальными органами управления.

Необходимо учитывать, что система регионального здравоохранения представляет собой один из важных элементов общей социальной инфраструктуры региона и должна адекватно взаимодействовать с общим механизмом регулирования социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, разделяя с ним общие цели, приоритеты, методологические, институциональные и структурно-функциональные особенности.

В зависимости от видов управления здравоохранением в Российской Федерации выделим:

  • государственное управление (наиболее важный и всеохватывающий вид управления, включает управление на уровне Российской Федерации и управление на уровне её субъектов);
  • местное самоуправление (подвид государственного управления, субъектом которого являются жители населенных пунктов и административных территорий);
  • частное управление (руководство медицинских организаций, учреждений здравоохранения).

 

Наглядно это можно представить следующим образом (Рисунок 1) [8].

alt

Рис. 1. Виды управления здравоохранением в Российской Федерации

Источник: разработано автором на основе Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ

«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Значимость системы регионального здравоохранения повышается в связи с осуществлением административных реформ, в соответствии с которыми значительная часть функций передается на уровень регионов. Региональная система здравоохранения, являясь составной частью национальной системы, имеет свои особенности, вытекающие из специфики состояния общественного здоровья населения региона, соотношения внутренних и внешних факторов, оказывающих влияние на её функционирование.

На практике региональное здравоохранение чаще всего рассматривается как совокупность органов и учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации. В действительности же все сложнее, поскольку при этом, учреждения и предприятия муниципальной и частной системы здравоохранения, как правило, в качестве полноправных элементов инфраструктуры здравоохранения в официальных документах Минздрава России практически не рассматриваются. Одним из аргументов, подтверждающих этот тезис, служит факт отсутствия в приоритетном национальном проекте «Здоровье» программ взаимодействия государства с муниципальным и частным сектором здравоохранения.

Полномочия региональных органов управления здравоохранением включают:

  • разработку комплекса показателей для оценки эффективности деятельности медицинских учреждений, показателей здоровья и качества жизни населения;
  • определение стратегии и тактики развития системы здравоохранения региона с формированием целевых ориентиров в виде основных показателей и критериев здоровья и качества жизни населения;
  • планирование и практическая реализация мероприятий, направленных на обеспечение здоровья матерей, рождение здоровых детей, профилактику заболеваний у детей и подростков;
  • организация системы взаимодействия, партнерства и сотрудничества органов власти и общественных организаций с целью пропаганды здорового образа жизни и профилактики заболеваний [5].

 

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения принадлежат функции контроля за ходом реализации органами местного самоуправления законодательства Российской Федерации в области здравоохранения, соблюдением на территории муниципальных образований государственных социальных стандартов, стандартов качества медицинской помощи, а также за достоверностью медицинской статистики и отчетности [8].

Помимо органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, в систему государственного здравоохранения субъектов Российской Федерации входят региональные медицинские организации, основные средства которых находятся в государственной собственности.

Муниципальное здравоохранение находится в тесном взаимодействии с региональной системой здравоохранения и во многом зависит от него, что связано, прежде всего, со сложившимся централизованным управлением, постоянно меняющимся законодательством, недостаточностью у органов местного самоуправления собственных ресурсов (управленческих, финансовых и др.).

В настоящее время структура органов управления здравоохранением субъектов федерации и методы управления настолько разнообразны и так отличаются друг от друга, что можно лишь говорить об общих чертах их работы и только в разрезе полномочий, наделенных им Конституцией Российской Федерации и законодательством [3].

Одним из оптимальных вариантов совершенствования управления региональным здравоохранением в условиях разграничения полномочий в области здравоохранения представляется опыт создания и функционирования так называемых медицинских округов, что и сделано в Московской области.

Целью создания медицинских округов является организация единой функционально-организационной структуры здравоохранения, усиление интеграционной направленности в развитии муниципального здравоохранения, улучшение использования финансовых, материальных и кадровых ресурсов, повышение качества и эффективности оказания специализированной медицинской помощи и более полного удовлетворения потребностей населения в различных ее видах [3].

Так, в Московской области деятельность медицинских округов осуществляется на основе соглашения между главами муниципальных образований Московской области о взаимодействии в предоставлении населению медицинской помощи в целях интеграции их действий по реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья, медицинскую и лекарственную помощь [7].

Таким образом, медицинские округа являются мощным средством повышения управляемости отрасли на региональном уровне. Их организация целесообразна в регионах, имеющих в составе значительное количество муниципальных образований и развитую сеть лечебных учреждений [3].

Однако создание и функционирование медицинских округов не является решением всех проблем, связанным с управлением здравоохранением.

Ведь эффективное управление системой здравоохранения требует реализации его в контексте общего управления системой региона и общей региональной социально-экономической политики, одной из составляющих которой является региональная здравоохранительная политика [2].

В современных условиях в целях стабильного и полноценного развития здравоохранения в Российской Федерации необходимо совершенствование организации здравоохранения и управления им, разработка административно-правовой регламентации этого процесса, повышение качества и эффективности работы органов и учреждений здравоохранения.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ерохина Т.В. «Государственное управление здравоохранением в Российской Федерации». Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008.

2. Калашников К.Н. Организационно-экономические факторы управления региональной системой здравоохранения /

3. К.Н. Калашников: Автореф. … дисс. экон. наук. Апатиты, 2011.

4. Коротков Ю.А., Чуднов В.П. Статья. «Организация управления здравоохранением в муниципальных образованиях» (продолжение). «ГлавВрач», 2010, №1.

5. Сибурина Т.А. Статья «Институциональное развитие регионального здравоохранения: понятие, принципы и подходы». «Менеджер здравоохранения», 2005, №6.

6. Цыцорина И.А. Основные направления совершенствования системы охраны здоровья населения в субъекте Российской Федерации / И.А. Цыцорина // Бюллетень СО РАМН. – 2010. – Т. 30. – №5. – С. 87-92.

7. Чиркин В.Е. Государственное управление. М.: Юристъ, 2002. С. 7.

8. Закон Московской области от 11.11.2005 №240/2005-ОЗ «О здравоохранении в Московской области». [Электронный ресурс] – Режим доступа: [http://www.bestpravo.ru/moskovskaya/yb-normy/a7r.htm]

9. Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.2011

10. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». [Электронный ресурс] – Режим доступа: [http://www.rg.ru/2011/11/23/zdorovie-dok.html]


© Н.М. Лагутова,  Изд-во "Научные технологии".
 
 
 

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ:  Перепечатка материалов допускается только в некоммерческих целях со ссылкой
на оригинал публикации. Охраняется законами РФ. Любые нарушения закона преследуются в судебном порядке. © ООО "Научные технологии"

Книжные Изданияbadge

badge
  • Реструктуризация информационного пространства органов государственной власти Санкт-Петербурга
  • Профессия «Бухгалтер»: прошлое, настоящее, будущее
  • Финансово-кредитная политика России
  • О недостаточности категории «графическое слово» для описания языкового материала арабского литературного языка (в связи с акцидентальными письменными словами в АЛЯ)

 

Текущие статьи

Поставщик и потребитель услуг технического сервиса: модели сотрудничестваПоставщик и потребитель услуг технического сервиса: модели сотрудничества
А.С. Самсонова,  (Аспирант Санкт-Петербургского института гуманитарного...
Инновационная деятельность коммерческих банковИнновационная деятельность коммерческих банков
Н.М. Плещеева,  (Аспирант НАЧОУ ВПО Современная гуманитарная...
Контроллинг как инструмент управления организациейКонтроллинг как инструмент управления организацией
Н.А. Харитонова,  (Д.э.н.профессор, ФГБОВПО «Финансовый...

Журнал - Маркшейдерия и Недропользование Журнал Земля и Недвижимость Сибири Журнал - Минеральные Ресурсы России. Экономика и Управление Журнал - Геология Нефти и Газа Журнал - ГЛОБУС: Геология и Бизнес

Последние комментарии

RSS
VIP Studio Retro
levitra bitcoin