keflex 750

Login

VIP Studio - журнал «Современная наука»

Russian (CIS)English (United Kingdom)

МОСКВА +7(495)-725-XX-XX

Стратегическое направление развития социально-экономического сектора Калининградской области

E-mail Печать

Н.Ю. Медведев,  (Аспирант, ВГНА Минфина России, г. Москва)

alt

Конференция 02
СЕКЦИЯ 3 – РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Материалы международной научно-практической конференции

"Экономика и управление в XXI веке: теория, методология, практика"

г. Москва, 30 ноября 2012 года

В  последнее время произошли значительные изменения в отечественной и в международной трактовке геополитического положения Калининградской области России. Наряду с традиционным значением области в оборонительной доктрине России, она все более начинает рассматриваться как исключительно благоприятный шанс к установлению более тесного и взаимовыгодного сотрудничества Российской Федерации и Европейского Союза. Возникло понимание, что географическое положение области создает принципиальную возможность ее развития как одного из российских центров интеграции в общеевропейское экономическое пространство.

Полноценное развитие региона возможно только при участии трех субъектов: федеральной и региональной государственной власти, а также свободно (в рамках действующего законодательства) самоорганизующегося общества. Под последним следует понимать не только активность муниципальных органов – местного самоуправления, но и гражданскую и экономическую инициативу общественных субъектов, которая пока еще учитывается крайне недостаточно. В то же время ее потенциал, как показывает опыт, в частности, западноевропейских стран, весьма значителен. Свободная инициатива, употребленная позитивным образом, может стать одним из значимых ресурсов развития региона. Помимо прямого воздействия на региональное развитие, она влияет на активность муниципальных органов управления, а также и на решения, принимаемые государственными – в первую очередь региональными – органами власти [1].

Главной целью развития любого региона является повышение благосостояния жителей своей территории. Наличие стратегии социально-экономического развития позволяет определить ориентиры внутреннего развития региона, учесть и «примирить» интересы и стратегические планы отдельных хозяйствующих субъектов, точно взвесить и задействовать ресурсный, инфраструктурный и гео-экономический потенциал, получив, таким образом, синергетический эффект для развития региона на длительный период времени. Работа над проектом обновленной Стратегии ведется в Правительстве Калининградской области уже больше года [2].

В ближайшие несколько лет необходимо обеспечить формирование динамично развивающегося субъекта Российской Федерации, имеющего особый статус в отношениях Российской Федерации и Европейского Союза, обеспечивающего высокие стандарты качества жизни людей на уровне развитых стран Европейского Союза и предоставляющего своим жителям широкие возможности для самореализации и раскрытия интеллектуального, делового и творческого потенциала. За последние несколько лет существенно изменился целый ряд внешних (как макрорегиональных, так и собственно российских) условий, определяющих ориентиры развития экономики и социальной сферы Калининградской области. В результате, целый ряд особенностей областной экономики, определявших ее долгосрочное развитие, может оказаться в роли системных барьеров, особенно после окончания в 2016 году срока действия таможенных льгот свободной таможенной зоны, которые будут препятствовать необходимым шагам в структурной перестройке социо-хозяйственной системы.

К ним относятся, прежде всего:

«Импортная ориентация», которая ставит область в невыгодное положение по сравнению со странами конкурентами и препятствует калининградским предприятиям занять достойную долю рынка тех или иных товаров в Российской Федерации.

Ориентация на низкотехнологичные производства снижает конкурентоспособность территории и, кроме того, объективно препятствует развитию инновационных секторов, где высокая стоимость труда компенсируется опережающим ростом производительности.

Можно утверждать, что в области не сложилось конкурентоспособных кластеров, представляющих интерес в масштабе Балтийского региона и, тем более, Европы. С другой стороны, преобладающая ориентация продукции области на российские рынки (рыбная и пищевая промышленность в целом, мебельное производство, сборка бытовой техники и т.д.) в значительной степени зависит от имеющихся таможенных и / или налоговых преференций и, соответственно, условно конкурентоспособна.

Отмена положений переходного периода может привести к прекращению деятельности ряда организаций Калининградской области.

Одним из важным фактором, который может существенно оказать влияние на развитие региональной экономики, является вступление России в ВТО.

В то же время достижение представленной миссии Калининградской области может быть обеспечено за счет сбалансированного социально-экономического развития региона. Для этого определены приоритетные стратегические цели Калининградской области.

Было разработано три сценария, два из которых: инерционный и активный, не смотря на то, что предусматривают рост в отдельных отраслях, не обеспечивают области выхода на показатели, поставленные в качестве целевых ориентиров в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года.

Лишь «Проектный амбициозный сценарий», опирающийся на крупных якорных проектах, которые позволят в кратчайшие сроки осуществить существенный прорыв в отдельных секторах с получением в них доли европейского рынка, дает нам шансы достичь поставленных руководством страны индикативных показателей. Данный сценарий базируется на формировании значительных конкурентных преимуществ практически с нуля, но при этом опираясь на внешние факторы – прежде всего на прогноз существенного потенциала роста выбираемых отраслей в ближайшие годы.

При этом сценарий предполагает не только осуществление активных действий со стороны руководства региона, но и обеспечение финансовой поддержки претворения в жизнь региональных инициатив со стороны федерального центра, а также формирование новой законодательной базы, опирающейся на разработку нового Закона о Калининградской области как об эксклавном регионе Российской Федерации.

Развитие Калининградской области невозможно без серьезной перестройки региональной экономики. Новая модель экономики региона должна строиться на отказе от преференций и компенсаций. Базовыми приоритетами должны стать развитие и увеличение объема внутреннего рынка, что особенно важно для Калининградской области, у которой выход за пределы внутреннего рынка всегда связан с преодолением государственных границ; использование объективных конкурентных преимуществ, например, таких как запасы янтаря, географическое положение и климат; включение в мировое разделение труда, которое изначально ориентирует на уровень и объемы производства, достаточные для преодоления входных барьеров.

На основании сравнительного анализа показателей более 100 различных секторов были выбраны секторы обрабатывающей промышленности, туризма, сельского хозяйства, рыболовства, сектор транспорта и логистики, сектор информационных технологий, как секторы с наибольшим потенциалом роста и/или наибольшим социальным значением, а также как факторы экономического роста, стимулирующие другие секторы.

Туристическая индустрия демонстрирует устойчивый ежегодный рост, составивший в последние годы 10-12%. Туризм рассматривается в области как одно из приоритетных направлений развития. Туристическая инфраструктура стремительно обновляется, вводятся в эксплуатацию новые гостиницы, появилось большое разнообразие ресторанов, баров, кроме того, восстанавливаются и развиваются культурные и исторические объекты. Регион вкладывает значительные усилия в организацию туристических событий, включая международные фестивали.

В последнее время значительные улучшения наблюдаются в качестве средств размещения. Многие гостиницы модернизируют существующий фонд и расширяют свои площади, чтобы соответствовать требованиям европейских туристов. Туристический сектор приобретает особую значимость в связи с возможным участием Калининграда в организации и проведении матчей Чемпионата мира по футболу 2018 года [3].

Стратегическим направлением в развитии региона является увеличение объемов производства, достаточное для обеспечения региональной продовольственной безопасности, а также реализация социальной функции сельского хозяйства.

Сельское хозяйство и рыболовство также имеет важное стратегическое значение для региона как один из социально-значимых секторов, а также в качестве производителя сырья для растущей индустрии пищевых продуктов. Основные направления развития сельского хозяйства, следующие:

  • повышение долю животноводства в общем объеме производства продукции;
  • повышение активное сельскохозяйственное землепользование за счет возвращения в оборот земель, не задействованных на данный момент;
  • внедрение комплекса мер, направленных на повышение операционной эффективности сельского хозяйства с ожидаемым эффектом.

 

Развитие Калининградской области направлено на формирование продовольственных ресурсов, повышение занятости и уровня жизни сельского населения, обеспечение потребностей населения региона в доступных высококачественных отечественных продуктах питания. Рыболовный комплекс региона может стать вертикально-интегрированным кластером, с учетом наличия в регион специализированных на рыболовстве учреждений высшего и среднего профессионального образования, большого количества высококвалифицированных кадров, современных производств по переработке рыбы, уникальной системы рек и озер, благоприятной для развития аквакультуры. В числе направлений приоритетного развития промышленности и новых технологий выделены отрасли, ставшие традиционными для региона, в том числе: автомобилестроение, янтарно-ювелирный кластер, сектор информационных технологий и электроники.

Калининградская область является единственным регионом в России, где располагаются крупнейшие месторождения янтаря. Развитие кластера на основе янтаря могло бы обеспечить 4-5% дополнительного ВРП.  В то же время необходима поддержка Правительства Российской Федерации в создании нового образа янтаря, развитии экосистемы для бизнеса и создании благоприятного фискального режима.

Еще одним крупным проектом может стать увеличение локализации и существенное расширение существующего в Калининградской области автомобильного производства. Перспектива развития автомобильного производства в Калининградской области основана на планах группы компаний «Автотор» реализовать инвестиционные проекты по созданию полнопрофильного производства автомобилей различных марок, расширению модельного ряда выпускаемых автомобилей, повышению глубины переработки продукции, организации производства автокомпонентов [4, с. 26].

В условиях эксклавного положения региона, к наиболее перспективным относятся те отрасли, которые имеют наименьшие доли в себестоимости в части транспортных издержек. Одна из таких отраслей – это ИТ-кластер.

Существует проект создания так называемого «Города программистов» - населенного пункта для проживания до 10000 тысяч семей программистов на побережье в Калининградской области, при этом в данном городе сочетаются элементы бизнес-инфраструктуры и обычного городского ландшафта.

Ведущая роль в обеспечении потребностей «Города программистов» принадлежит двум крупным университетам. Ведущую роль в обеспечении технологической модернизации научно-образовательной базы играют крупнейшие вузы региона.

Основная задача региональной научно-технической политики - обеспечить концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях, создать условия для межрегиональной кооперации и стратегического партнерства власти, бизнеса и общественных институтов в рамках инновационной модели развития. Повышение эффективности экономики Калининградской области с помощью инноваций в традиционных для области отраслях необходимо сделать одним из важнейших приоритетов. Инновационная экономика должна стать условием для повышения конкурентоспособности всех ее отраслей.

Одним из основных факторов, препятствующих инновационному развитию Калининградской области, является отсутствие надежно работающей инновационной инфраструктуры. Мировой опыт показывает, что инфраструктура поддержки инновационного бизнеса является реальным инструментом позитивного влияния власти на региональное экономическое развитие.

Безусловно, стратегия не ограничивается лишь секторами экономики, особое место в ней посвящено и социальным вопросам, вместе с тем, ресурсы для реализации социальных проектов в регионе будут аккумулироваться в экономике.

В результате реализации мероприятий и проектов, достижения целей и решения задач, намеченных в Стратегии уровень социально-экономического развития региона будет сопоставим с уровнем развития развитых стран.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Клемешев А.П., Люейер П., Федоров Г.М. Управление регио­наль­ным развитием: Государственное регулирование экономики, основы региональной политики и социально-экономическое развитие Калининградской области: Учебно-методическое пособие / Под ред. Г.М. Федорова; Калинингр. ун-т. – Калининград, 1999. – 244 с.

2. Проект Стратегии социально-экономического развития Калининградской области [Электронный ресурс] – Режим доступа: [http://www.baltijsk.net/]

3. Инвестиционный путеводитель по Калининградской области [Электронный ресурс] – Режим доступа: [http://www.investinrus.com/?page_id=79]

4. Постановление Правительства Калининградской области от 02.08.2012 № 583 "О Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочную перспективу"

5. Официальный портал правительства Калининградской области [Электронный ресурс] – Режим доступа: - http://www.gov39.ru/


© Н.Ю. Медведев,  Изд-во "Научные технологии".
 
 
 

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ:  Перепечатка материалов допускается только в некоммерческих целях со ссылкой
на оригинал публикации. Охраняется законами РФ. Любые нарушения закона преследуются в судебном порядке. © ООО "Научные технологии"

Книжные Изданияbadge

badge
  • Реструктуризация информационного пространства органов государственной власти Санкт-Петербурга
  • Профессия «Бухгалтер»: прошлое, настоящее, будущее
  • Финансово-кредитная политика России
  • О недостаточности категории «графическое слово» для описания языкового материала арабского литературного языка (в связи с акцидентальными письменными словами в АЛЯ)

 

Текущие статьи

Формирование механизма проведения экспертизы планов внешнего управления*Формирование механизма проведения экспертизы планов внешнего управления*
В.Н. Алферов,  (К.э.н, доцент кафедры «Экономика и антикризисное...
Услуги дополнительного образования: сущность, классификация, структураУслуги дополнительного образования: сущность, классификация, структура
Н.В. Данилов,  (Аспирант, Санкт-Петербургский институт гуманитарного...
Теория контроллинга в управлении предприятиемТеория контроллинга в управлении предприятием
Н.А. Харитонова,  (Д.э.н., профессор, ФГБОВПО «Финансовый...
Поставщик и потребитель услуг технического сервиса: модели сотрудничестваПоставщик и потребитель услуг технического сервиса: модели сотрудничества
А.С. Самсонова,  (Аспирант Санкт-Петербургского института гуманитарного...

Журнал - Маркшейдерия и Недропользование Журнал Земля и Недвижимость Сибири Журнал - Минеральные Ресурсы России. Экономика и Управление Журнал - Геология Нефти и Газа Журнал - ГЛОБУС: Геология и Бизнес

Последние комментарии

RSS
VIP Studio Retro
viagra super force