levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

 

 

 

 

 

ВАС ПРИВЕТСТВУЕТ

VIP Studio ИНФО

 

Публикация Ваших Материалов

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Верстка Полиграфии, WEB sites

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Книжная лавка

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Н.А. Семешко,  (Доцент, Тюменский государственный институт культуры)

М.О. Коростелева  (Ст. преподаватель, Тюменский государственный институт культуры)

Серия «Гуманитарные науки» # МАЙ  2017

Музыкальное просветительство
В статье авторы отмечают, что вопрос об уровне подготовки и развития музыкальной культуры подрастающего поколения, а также о проблемах культурно-нравственного воспитания учащихся, стоит очень остро. Произошло крушение нравственных ориентиров в молодежной среде. И только близкая связь с музыкантами –профессионалами способствует росту музыкальной культуры населения страны. Нам необходимы не единицы профессионалов –музыкантов, а миллионы музыкально образованных любителей музыки - это целая нация.

Ключевые слова: Музыкальное просветительство, деятели музыкальной культуры, эстетическое воспитание учащихся, формирование исполнительского мастерства.

«Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу
крыльями, способствует полету воображения»

Платон (Аристокл)

Музыкальное просветительство как особый способ воздействия и как уникальная форма познания музыкального наследия содержит глубокие исторические корни национальной музыкальной культуры в нашей стране. Заслуживают особого внимания и музыкально-просветительские традиции, направленно возрождающиеся в нынешней России.

Стоит сразу же оговориться, что авторам, как педагогам с большим стажем, разительно ощутимы перемены в общеобразовательных и детских музыкальных школах, утративших позиции в вопросе становления и развития музыкальной культуры подрастающего поколения и нуждающихся в постоянных творческих контактах с музыкальными учебными учреждениями в деле решения возникших проблем  культурно-нравственного воспитания учащихся. Особой остротой отличаются трудности музыкально-эстетического воспитания подрастающего поколения, проживающих в малых городах и удаленных сельских поселениях, музыкальная сфера которых в значительной степени уступает потенциалу областного центра, где в последнее время регулярно проходят выступления известных отечественных и зарубежных музыкантов-исполнителей, в рамках учебных программ проводятся отчетные концерты учащимися и преподавателями музыкальных заведений. Более того музыкальная семилетка была для подростка некой повинностью, а сдав выпускные экзамены по музыке он попросту забывал о ней.

К тому же преобразования 90-х годов сделали «деньги» мерилом благополучия, успеха и уважения в жизни многих людей. Они всерьез и надолго потеснили, казалось бы, извечные понятия патриотизма, национальной гордости, благородства, милосердия и т.п. Крушение нравственных ориентиров, пренебрежительное отношение к национальной неповторимости в массовой культуре негативным образом отразились на обще-музыкальном обучении и воспитании целого поколения. Стереотипы иждивенчества и прагматизма были противопоставлены духовно-нравственному миру человека. Казалось бы, демократический простор и свобода способствовали росту творческой инициативы. Фактически же страну наполнила волна недоброкачественной рыночной поп-культуры. Снижался уровень значимости культуры среди населения и, особенно в молодежной среде.

Средства массовой информации заполонили произведениями «массовой культуры» и, как правило, низкого качества, отодвигающие на задний план не только музыкальную классику, но и духовную, подлинно народную музыку, которые при таком подходе к социокультурной ситуации становятся, по большому счету, искусством эксклюзивным, недоступным, да и непонятым большинству населения страны. Это обедняет духовный мир человека, обедняет его мироощущения, вследствие чего формируются нежелательные черты в его характере и поведении.

О разрушительном влиянии неприличной, вызывающей тревогу и опасение музыкальной поп-масс-культуре на подрастающее поколение, предупреждал еще В.А. Сухомлинский «… стихийное,  неорганизованное воздействие на детей кино, радио и телевидения не способствует, а, скорее, вредит правильному эстетическому воспитанию. Особенно вредно обилие стихийных музыкальных впечатлений» [25].

Недостаток внимания, как к эстетическим, так и к этическим вопросам воспитания значительной части современной молодежи привело к тому, что классическая и народная музыка крайне редко востребуется в каждодневной жизни, ее не только не слушают, но видимо не желают ее и понимать, она попросту не интересна «новому» поколению молодежи. А выход из сложившейся критической ситуации, по  мнению автора, может быть только один – возрождение просветительства истинного путеводителя культуры и интеллектуальности нации. Д.Б. Кабалевский, обосновывая потребности в музыкальном просвещении, утверждал, что оно рождает особое знание, воздействующее на весь духовный мир молодежи и, «прежде всего, на их нравственность» [24].

Возникшее более ста лет назад музыкальное просветительство в России связано было с открытием консерватории, бесплатной музыкальной школы и музыкальных классов не только в центре, но и в провинциальных городах.

Задачи музыкального просвещения рабочих и крестьян в послереволюционные годы страна Советов решала путем, во-первых, развития профессионального музыкального образования и, во-вторых, путем обще-музыкального воспитания. Для школ стали обязательны уроки музыки, в выходные дни и в каникулы в филармониях и театрах реализовывались детские музыкальные проекты. Музыкальное просветительство непосредственно реализовывалось через концертную деятельность консерваторий, преподавателей и студентов,  выступающих с лекциями-концертами для трудящихся, неся в народ лучшие произведения камерной, симфонической и оперной музыки.

Причем вся просветительская идея стала составной частью практики профессиональных музыкантов-исполнителей, а культурно-просветительское направление, распространяясь по всей стране, охватывало все новые и новые слои общества. А видные деятели музыкальной культуры М.А. Балакирев, В.В. Стасов, А.Н. Серов всегда верили в музыкальное просветительство, как высшую форму творческой деятельности: «Думалось, что, может быть, самая драгоценная традиция, унаследованная русской музыкой от ее великих классиков, – не замыкаться в гордом жречестве и радоваться радости людей в их соприкосновении с искусством» – указывал Б.В. Асафьев [2].

Именно постоянная и близкая связь с профессионалами музыки благоприятствовала необычайному росту музыкальной культуры населения страны. Вследствие этого создавались новые самодеятельные музыкальные коллективы, возникали группы и отдельные талантливые исполнители, зачастую пополнявшие профессиональную сцену. Музыкальное просветительство второй половины ХХ получило дополнительный импульс к расширению и усовершенствованию вследствие постановки задачи просветительства населения в  государственном масштабе.

К сожалению, нынешнее отечественное музыкознание, долгие годы нарабатывающее музыкально-педагогические течения в академическом образовании, заметно упростило подходы к музыкально-просветительской деятельности – как одного из значительных направлений в искусстве. А сложившаяся десятилетиями музыкально-образовательная система была ориентирована в основном на поиск лучших из лучших и невнимание к середнякам. Вузы выпускали и продолжают выпускать блестящих профессионалов, что подтверждается востребованностью российских академических музыкантов во всем мире. Это образно можно назвать увенчавшимся успехом просветительского культурного «экспорта». Но как быть с не «дотягивающими» до нужных параметров?

Эта система дополнительного музыкального образования работала десятилетиями и продолжает работать без сбоев. Но очевидно, что сегодня, по мнению автора, начинается понимание и ощущение ценности другого – среднестатистического человека, при этом обладающего многими разносторонними знаниями. Для этих людей академическая музыка не стала приоритетной, у них больше превалирует походы в музеи, хорошие театры, на выставки современного искусства или интеллектуальное кино. Но главное – они не только научились понимать, слушая классическую музыку, но наравне с поп и  рок-музыкой она  становится продолжением их жизни.

Более того, надо учитывать и тот факт, что только 10 % выпускников районных музыкальных школ все же выбирают музыкальное образование в качестве основной профессии. Тем не менее, лишь четверть выпускников специализированных образовательных учреждений культуры, связывает свою жизнь с выбранной профессией.

В настоящее время авторам,  уже длительный период приходится сталкиваться с фактами, когда ведущее место в музыкальных учебных заведениях отводится выполнению учебных программ, активной подготовке к зачетам, экзаменам, в лучшем случае конкурсным или концертным мероприятиям. При этом  упускается духовно – эстетическое воспитание учащихся, пониманию ими своего просветительского назначения, как будущих музыкантов.

Зачастую педагоги музыкальных образовательных учреждений ставят перед собой задачу «вырастить» солиста-исполнителя или обучить школьника-студента игре на музыкальном инструменте, прикладывая чрезмерные усилия, чтобы представить своего воспитанника с лучшей стороны, нежели он природой одарен. «Нередко даже в музыкальной школе детей учат не музыке, а лишь игре на инструменте, и поэтому многие из них, вступая в самостоятельную жизнь, легко расстаются с музыкой. Их собственное восприятие музыки порой становится вялым и пассивным. А ведь они должны бы стать опорой и авторитетом в музыкальных интересах окружающих» – утверждает М.А. Гольденштейн [3].

Г.Г. Нейгауз еще в 1961 году предостерегал: «Для выработки солиста нужно, чтобы у вашего ученика был талант… Но создать талант невозможно, если у человека его нет. Да и нужно ли это? Не важнее ли, опираясь на интеллект своих учеников, научить их любить и понимать музыку?» [23].

С позиции педагога и руководителя авторам близка позиция многих специалистов склонных к тому, что нынешнему музыкальному образованию не хватает элементарного умения признавать заслуги и достоинства каждого в отдельности подростка за его старания, не зависимо от итогового результата. Авторы уверены в абсолютности идеи профессора Г.Р. Гинзбурга – «Нам не нужно 100 тысяч пианистов, но нам нужно 200 миллионов музыкально образованных любителей музыки» [22].  Поэтому музыкальные школы должны ежегодно выпускать не только уникальных «георгиевых», «мацуевых», «хворостовских», но и предоставлять детям реальную возможность выразить себя. Поскольку музыкальные занятия способствуют развитию образного и абстрактного мышления (музыка была в средневековье близка к математике), координации и беглости пальцев, концентрированности и владения собой.

Однако такие задачи практически очень сложно решать без широко организованного и целенаправленного просветительского участия учебных заведений музыкального профиля, способствующего формированию исполнительского мастерства музыкантов. При этом основной целью просветительской деятельности педагога является повышение уровня общей культуры и социальной активности населения [21].

Не менее важные задачи в череде профессиональных действий педагога-музыканта, должны быть направлены на организацию изучения потребностей подростков в социально-культурной деятельности; организацию культурно-досугового пространства; разработку и реализацию культурно-просветительских тест-программ для большинства социальных групп; популяризацию профессиональной сферы образования обществу.

Да, сегодня с уверенностью можно утверждать, что наступило не только новое время, но и абсолютно новые информационные технологии. ХХI век открыл перед артистами громадные возможности в получении, обработке и воспроизведении музыкальной информации. То есть просветительство обеспечено достаточной технической и информационной базой.

И в этом случае вновь и вновь надежда и упование на подготовку передовых кадров музыкантов-просветителей, с помощью которых необходимо создать новую информационно-технологическую систему музыкально-культурного просветительства в России.

В настоящее время Россия переживает очередной этап воссоздания музыкально-просветительской инициативности, хотя в общей среде музыкальной культуры эти положительные направления занимают незначительное место. Следовательно, Указ Президента РФ от 24 декабря 2014 года «Об утверждении Основ государственной культурной политики» № 808 стал фундаментом и новым импульсом для образования целостного культурного пространства. Более того выполнение положений Указа требуют существенных изменений в работе организаций высшего образования. Например, положения первого раздела Основ декларирует, что «единение науки, образования и искусства закладывает основу для понимания общественной миссии культуры как инструмента передачи новым поколениям свода моральных, этических и эстетических ценностей, составляющих ядро национальной самобытности».

«Культура – это главная объединяющая субстанция нации, – сказал В.В. Путин. – И не так важно, что написано в графе «национальность», важно как человек сам себя идентифицирует, кем он себя считает, какие основополагающие культурные принципы в него заложены с детства. Нам очень важно создавать единое культурное пространство» [20].

Таким образом, влияние музыкального просветительства на социальную и общественную жизнь страны очевидно, а переход в разряд профессионализации данного вида практик – потребность времени. Уровнем культуры определяется силой духа нации, ее сегодня и завтрашним днем, а потому так современно, тем более что уже «вчера» жизненно важно возрождение и закрепление преимуществ духовности через инициативную и наступательную культурно - просветительскую работу.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Акбари Ю. Б. Практическая организация концертной просветительской деятельности студента-музыканта и применение инновационных педагогических технологий в учебно-образовательном процессе. Владимир. Изд. ВлГУ, 2013. – С. 99-106.
2. Асафьев Б.В. Русская музыка XIX и начала XX веков. 2-е изд. – Л., «Музыка», 1979.
3. Гольденштейн М.А. Дети говорят о музыке. Музыка детям. Вопросы музыкально-эстетического воспитания. Вып.4 – М., «Музыка», 1981.
4. Губарева О.А., Зотов В.В. Молодѐжная культура в информационно-коммуникативной среде современного общества / О. А. Губарева, В. В. Зотов. – М.: «Спутник +». – 2007. – 144 с.
5. «Как слово наше отзовется…» П.И. Чайковский в современном мире : кол. монография / науч. ред. и сост. Г.П. Овсянкина, Р.Г. Шитикова. – СПб. : Изд. РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. – 254 с.
6. Овсянкина Г.П., Шитикова, Р.Г. Массовая музыкальная культура: стили и жанры: Учебное пособие / Г. П. Овсянкина, Р. Г. Шитикова // РГПУ им. А.И. Герцена. Науч. ред. Г. П. Овсянкина, Р. Г. Шитикова. – Вып. 4. – СПб.: Союз художников, 2016. – С. 5 – 6, 60 – 69.
7. Халабузарь П.В. Просветительская деятельность музыкальных школ и её значение в эстетическом воспитании. – М., мин. Культуры, 1968
8. Мельникова Л.Л. Методика формирования профессиональной готовности преподавателя колледжа искусств к концертно-просветительской работе.: дисс. … канд. пед. наук – М., 2005. 144 с.
9. Яковлева Е.Н. Возрождение традиций музыкального просветительства в молодежной среде. // Дисс. … доктора искусствоведения – Курск, 2016.
10. Митус И.В. Психолого-педагогические основы подготовки будущего учителя музыки к музыкальному просветительству. Автореф. дисс. … канд. пед. наук.– Майкоп, 2004. – 22 с.
11. Савельева Н.Л. Музыкальное просветительство в деятельности концертно-филармонических организаций. Автореф. канд. искусствоведения. – Саратов, 2013.
12. Сборник статей по материалам научно-практических конференций 2011-2012 годов. // Музыкальное просветительство и исполнительство: проблемы, решения, перспективы /. Владимир: ВлГУ, 2013. 67 с.
13. Подъячева В.И. Музыкально-просветительская деятельность, как форма музыкально-эстетического воспитания в школе с углубленным изучением предметов музыкального цикла// [Электронный ресурс] / Режим доступа/ http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2013.
14. Позняковская Н. Воспоминания. Статьи / ред.-сост. В.Д. Биберган, А.Н. Шадрин; ред. С.Т. Махлина. СПб.: Композитор, 2014. 380 с.
15. Просветительство как форма освоения музыкального наследия: прошлое, настоящее, будущее: Материалы международной научно-практической конференции. – Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2011.– 323 с.
16. Яковлева Е.Н. Музыкальное просветительство в динамике отечественной музыкальной культуры. Вестник АГУ. Вып. 1 (152). 2015.
17. Хот З.Ц. Музыкально-просветительская деятельность Адыгейской государственной филармонии в 2007-2012 годы // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. 2012. Вып. 2 (125). С. 212-218.
18. Батищев И. В. Социокультурное воспитание молодежи в образовательном пространстве современного вуза / Батищев И. В. // Научно-практический журнал «Человеческий капитал». – 2013. – № 11. – С. 94–97.
19. Тулинова О.В. Образование и самообразование //Казанский (Приволжский) федеральный университет (Казань) № 3 (41). 2014.
20. http://www.newsru.com/
21. Об образовании взрослых (новая редакция). Модель. Принят на двадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (постановление № 20-5 от 7 декабря 2002 года) «Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ», № 30, часть 1, 2003 год.
22. Гинзбург Г.Р. Статьи. Воспоминания. Материалы. Изд. Советский композитор. 1984. 288с.
23. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. – М., «Советский композитор», 1989.
24. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления. – М., «Педагогика», 1986.
25. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям// Киев: Радянська школа. 1974. 288 с.


©  Н.А. Семешко, М.О. Коростелева, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru