keflex 750

Login

VIP Studio - журнал «Современная наука»

Russian (CIS)English (United Kingdom)

Комплекс упражнений, предназначенных для работы над дикцией и артикуляцией в речи и пении

E-mail Печать

А.В. Покровский,  (Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств)

Серия «Гуманитарные науки», №  01-02  2015

В статье приводится комплекс беззвуковых и звуковых упражнений, призванных помочь вокалисту научиться управлять своей артикуляцией, избавиться от мышечных зажимов, отрегулировать вдох и выдох, овладеть вокальной и речевой техникой.

Ключевые слова: Вокальное искусство, артикуляция, дикция, вокальная педагогика, пение, голос, голосовой аппарат, певческая артикуляция.

Правильное произнесение различных звуков речи происходит благодаря подвижности органов и мышц, участвующих в образовании звука. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развивается постепенно. Для непринужденной работы артикуляционного аппарата в пении необходимы регулярные тренировки, благодаря которым вырабатывается автоматизм качественного, красивого и легкого произношения любых сочетаний звуков и слов.

Ознакомившись с особенностями строения и функционирования речевого аппарата, можно переходить к стадии подготовки органов речи для предстоящей работы, то есть настроить и активизировать основные группы мышц, участвующие в процессе произнесения звуков. Такая работа по развитию основных движений артикуляционных органов проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Целью артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения звуков.

Приступая к артикуляционным упражнениям, необходимо помнить о правильной осанке, благодаря которой лучше функционирует голосовой аппарат. Для этого голову нужно держать прямо, а спину ровно, не сутулясь, расправив плечи, сохраняя свободу и естественность положения всего тела.

Комплекс артикуляционных упражнений полезно выполнять перед зеркалом. Это способствует лучшему освобождению от зажимов и раскрепощению, поскольку многие зажатия отражаются не только в звуке, но и на лице поющего. Это связано с одной из основных ошибок артикуляции – перенесением движений, предназначенных для органов речи на другие части тела: руки, бедра, ноги. Для контроля движений всего тела необходимо брать зеркало в полный рост.

Выполняя упражнения, нужно расслабиться, но тело двигаться не должно. Во время артикуляционной гимнастики работает  только речевой аппарат. Особенно необходимо следить за свободой мышц шейно-плечевого отдела. Для достижения максимальной эффективности темп артикуляционных упражнений должен быть замедленным.

    Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

1. Для закрепления вырабатываемых навыков выполнять упражнения нужно ежедневно.

2. Упражнения лучше выполнять 3-4 раза в день по 3-5 минут.

3. Каждое упражнение выполняется 7-10 раз подряд.

4. При отборе упражнений необходимо идти от простых к более сложным.

5. Из выполняемых упражнений новым может быть только одно, остальные выполняются для повторения и закрепления.

6. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

На начальной стадии обычно наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Такое напряжение постепенно исчезает, движения становятся непринужденными и более точными. Постепенно можно увеличить продолжительность времени проведения гимнастики или количество выполнения определенных упражнений.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

  • Внимательно рассмотрите анатомию своего рта перед зеркалом.

Лицо спокойное. Обратите внимание на естественную форму губ, щек, положение нижней челюсти.

  • Активизируйте губы.

Попробуйте собрать их в трубочку, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы.

  • Откройте рот. Внимательно рассмотрите его форму и анатомию.

Посмотрите на спокойное положение языка.

  • Попробуйте зевнуть. Наблюдайте за поднятием мягкого неба и натяжением маленького язычка.
  • Сделайте оскал, покажите себе язык, надуйте щеки, наморщите лоб и переносицу.
  • Поднимите брови как можно выше и удерживайте их в этом положении до полного изнеможения мышц. Затем зажмурьте глаза и сразу же расслабьте их.
  • Изобразите радость, грусть, обиду, гнев, усталость.

Внимательно наблюдайте за изменением положения мышц лица и их движениями.

  • Сделайте поколачивающий массаж лица кончиками пальцев.

Удары пальцев должны быть легкими, как капельки дождя. Можно соединить этот массаж с «мычанием» на одной ноте в удобной тесситуре.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ

  • Поочередное покусывание зубами верхней и нижней губы.
  • Попеременное чередование вытягивания вперед «трубочкой» сомкнутых губ и растягивание их в улыбку.
  • Последовательные движения вытянутыми «трубочкой» губами: вправо-влево, вверх-вниз, по кругу (зубы при этом всегда сомкнуты, работают только мышцы губ).
  • Откройте рот и «почешите» зубами сначала верхнюю, а затем нижнюю губу. После этого натяните губы, стараясь закрыть ими внутреннюю поверхность зубов.
  • Активный посыл выдыхаемого воздуха к сомкнутым губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади. Если при этом включить в работу звуковой вибратор, получится звук, похожий на игру ребенка с машинкой.
  • Энергичное произнесение чередования звуков  П – Б,    П – Б,    П – Б.
  • Произнесение чередований звуков Ч – Ш,   Ч – Ш,   Ч – Ш, с максимальным обнажением верхних и нижних зубов.
  • Последовательное произнесение звуков мммИ – мммЭ – мммА – мммО - мммУ. При этом губы напряжены и активны.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЩЕК

  • Поочередное надувание и втягивание обеих щек.
  • Перегонка воздуха покругу из одной щеки в другую.
  • Легкое покусывание, похлопывание и растирание щек ладонями рук.
  • Легкое похлопывание ладонями по надутым щекам, в результате чего воздух с силой и шумом прорывается через сомкнутые губы.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА

  • Размять язык, слегка покусывая его зубами.
  • Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
  • Рот открыт. Узкий напряженный язык «иголочкой» вытянут вперед.
  • Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка «горкой» поднята вверх.
  • Рот открыт. Боковые края языка «трубочкой» загнуты вверх.
  • Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты «ложечкой».
  • Рот закрыт. Напряженный язык попеременно упирается то в одну, то в другую щеку.
  • Рот закрыт. Круговые движения языка между губами и зубами.
  • Рот открыт. Дотянуться кончиком языка до носа и до подбородка.
  • Рот открыт. Расслабленным языком провести по твердому небу от зубов к мягкому небу и обратно.
  • Рот открыт. Напряженный кончик языка упереть в твердое небо, затем расслабить.
  • Рот открыт. Язык «присасывается» к твердому небу, затем с силой отцепляется от него с характерным «цокающим» звуком (упражнение выполняется медленно, чтобы тянулись подъязычные связки).
  • Побейте кончиком языка по зубам изнутри, произнося: да-да-да-да.
  • Многократно и отчетливо произнесите звуки  ДДД, ТТ-ДД,  ТД-ДД-ТД.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГЛОТКИ И МЯГКОГО НЕБА

  • Зевок с закрытым ртом.
  • Имитация полоскания горла.
  • Надувание щек с зажатым пальцами носом.
  • Произнесение гласной с легким зевком.
  • Медленное и отчетливое произнесение согласных «К», «Г».

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ НИЖНЕЙ ЧЕЛЮСТИ

  • Аккуратные движения нижней челюстью вперед-назад, вниз до максимальной точки, покругу.
  • Произнесение с сильным зевком звуков
  • АААХ,   ЭЭЭХ,   ЫЫЫХ,   ОООХ,   УУУХ.
  • Поочередное смыкание и максимальное растягивание губ при очень широко раскрытом рте.

После выполнения комплекса упражнений артикуляционной гимнастики можно переходить к упражнениям на развитие дикции. Дикция и артикуляция – это связанные понятия. Дикционные упражнения предполагают одновременную активизацию работы всего речевого аппарата при четком произнесении слов и словосочетаний.

    Рекомендации:

1. Работайте над навыком брать дыхание перед каждой новой фразой.

2. Следите, чтобы дыхание было не шумным, так как любые призвуки мешают воспринимать текст.

3. Перед началом фразы губы должны быть разомкнуты, чтобы не запаздывать с началом звука и не производить призвуков.

4. Закрывать рот следует после окончания звука, иначе происходит «съедание» окончания и специфический призвук на конце слова.

5. Следите за количеством набираемого воздуха при громком и тихом произнесении текста.

6. Произносите текст утрированно.

7. Для выработки произнесения гласных ровным потоком прочитайте текст на одних гласных: «белеет парус одинокий» - (е-ее-а-у-о-и-о-ий), затем вставьте быстрые, четкие и легкие согласные, стараясь не нарушать ровный поток гласных.

8. При работе над вокальными произведениями полезно выразительно читать текст в заданном музыкальном материалом ритме, утрированно выделяя трудные для произнесения слова.

9. Вокальные произведения с активным произношением полезно предварительно пропевать на слоги «бра», «дри», «гри» и т.д.

10. Обращайте особое внимание на активное подчеркивание в словах окончаний - это улучшает дикцию.

ДИКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

  • Если у вас неблагополучно с какими-то звуками, то возьмите любой словарь, откройте его на той букве, которая вас затрудняет при произношении и, не торопясь, читайте подряд все слова, вслушиваясь в трудный для вас звук. Многократное контролируемое произнесение звука изменит ситуацию к лучшему, а словарь поможет не тратить внимание на придумывание слов с нужной вам буквой.
  • Возьмите любое стихотворение, отрывок в прозе или текст вокального произведения, которые вы знаете наизусть. Прочитайте его, стоя перед зеркалом. Проследите за своим лицом, ртом, глазами во время чтения. Послушайте звучание своего голоса. Критерий оценки – эстетическое восприятие, естественность, комфортность физического и психологического состояния.
  • Для тренировки и работы над дикцией полезно использовать скороговорки. Читать скороговорки надо сначала медленно, постепенно ускоряя темп.

Предлагаемые для упражнений скороговорки упорядочены по отрабатываемым звукам:


Читать далее …


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Богородицкий В.А.  Фонетика русского языка. –Казань: 1930.

2. Бондаренко Л.В. Фонетика спонтанной речи. –М.: 1988.

3. Брауддо И.А.  Артикуляция. –Л.: 1961.

4. Буденная Т.В.  Логопедическая гимнастика. –М.: 2009.

5. Вербовкая Н.П.  Искусство речи. Учебное пособие для театральных учебных заведений. –М.: 1964.

6. Груздева З.Г.  Руководство по технике речи. –М.: 1966.

7. Зебзеева А.Г.  Скороговорки. –Пермь: 1973.

8. Кодзасов С.В.  Общая фонетика. –М.: 2001.

9. Краузе Е.Н.  Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. –М.: 2007.

10. Леонарди Е.И.  Дикция и орфоэпия. Сборник упражнений по сценической речи. –М.: 1967.

11. Матусевич М.А.  Альбом артикуляций звуков русского языка. –М.: 1963.

12. Новиковская О.А.  Скороговорки и чистоговорки для развития речи. –М.: 2009.

13. Савкова З.В.  Как сделать голос сценическим. –М.: 1968.

14. Скалозуб Л.Г.  Динамика звукообразования. –Киев: 1979.

15. Скалозуб Л.Г. Палатограммы и рентгенограммы согласных фонем русского литературного языка. –Киев: 1963.

16. Сорокин В.Н.  Теория речеобразования. –М.: 1985.

17. Чистович Л.А.  Артикуляция и восприятие. –М.: 1965.

18. Щерба Л.В.  Языковая система и речевая деятельность. –М.: 1974.

 

© А.В. Покровский,  Журнал "Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики".
 
 
 

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ:  Перепечатка материалов допускается только в некоммерческих целях со ссылкой
на оригинал публикации. Охраняется законами РФ. Любые нарушения закона преследуются в судебном порядке. © ООО "Научные технологии"

Книжные Изданияbadge

badge
  • Реструктуризация информационного пространства органов государственной власти Санкт-Петербурга
  • Профессия «Бухгалтер»: прошлое, настоящее, будущее
  • Финансово-кредитная политика России
  • О недостаточности категории «графическое слово» для описания языкового материала арабского литературного языка (в связи с акцидентальными письменными словами в АЛЯ)

 

Текущие статьи

Казанская губерния в середине XIX в.: объективные предпосылки для возникновения первого крупного промышленного предприятия в регионе в 1855 г. Казанская губерния в середине XIX в.: объективные предпосылки для возникновения первого крупного...
Г.Ю. Фан-Юнг,  (Ст. преподаватель, Набережночелнинский техно-торговый...
Критерии сформированности эстетико-экологической культуры будущего учителя биологииКритерии сформированности эстетико-экологической культуры будущего учителя биологии
И.С. Котенева,  (К.пед.н., доцент, Луганский национальный университет...
История развития науки о голосеИстория развития науки о голосе
А.В. Покровский,  (Санкт-Петербургский государственный университет...
Резонаторы голосового аппарата вокалистаРезонаторы голосового аппарата вокалиста
А.В. Покровский,  (Санкт-Петербургский государственный университет...

Журнал - Маркшейдерия и Недропользование Журнал Земля и Недвижимость Сибири Журнал - Минеральные Ресурсы России. Экономика и Управление Журнал - Геология Нефти и Газа Журнал - ГЛОБУС: Геология и Бизнес

Последние комментарии

RSS
VIP Studio Retro
viagra super force