keflex 750

Login

VIP Studio - журнал «Современная наука»

Russian (CIS)English (United Kingdom)

Мотивационно-ценностный компонент коммуникативной культуры курсантов военного института внутренних войск МВД России

E-mail Печать

А.М. Боровицкий,  (Новосибирский военный институт внутренних войск имени И.К. Яковлева МВД России, г. Новосибирск)

 

Серия «Гуманитарные науки», №  01-02  2015

В данной статье содержится информация о выявлении и определении мотивационно-ценностного компонента коммуникативной культуры курсантов военного института внутренних войск МВД России. А также описание и анализ результатов полученных по итогам проведённых автором методик по выявлению состояния мотивационно-ценностного компонента коммуникативной культуры у курсантов военного института внутренних войск МВД России.

Ключевые слова: Мотивационно-ценностный компонент, курсанты, военный институт, коммуникативная культура, диагностика.

Исследуемый нами процесс развития коммуникативной культуры курсантов военного института внутренних войск МВД России многосторонен и предполагает выработку практических рекомендаций, методик для его реализации. Для наиболее эффективного достижения необходимого результата нашего исследования нами была выстроена структурно-функциональная модель развития коммуникативной культуры курсантов, которая отражает: цель, формы, методы, содержание, критерии, результат, уровни развития коммуникативной культуры курсантов военного института внутренних войск МВД России [1].

В процессе нашей работы была уточнена дефиниция коммуникативной культуры курсантов военного института внутренних войск МВД России, определены компоненты и диагностико-критериальный аппарат [2].

В целях качественного исследования изучаемого процесса нами определен критериально-диагностический инструментарий развития коммуникативной культуры курсантов военного института внутренних войск МВД России, определены ряд методик, текстов и заданий для диагностики курсантов на начальном и завершающем этапах эксперимента. Для определение уровня развития мотивационно-ценностного компонента коммуникативной культуры курсантов военного института использовались: анкета «Коммуникативная культура курсантов военного института»; диагностика мотивационных ориентаций в межличностных коммуникациях (И.Д. Ладанов, В.А. Уразаева) в авторской модификации [3]; тест оценки мотивационно-ценностного компонента коммуникативной культуры курсантов, наблюдение.

На констатирующем этапе эксперимента согласно проведенной диагностике по предложенной курсантам анкете анализ показателей мотивационно-ценностного критерия исследуемого процесса показал, что на вопрос: «Считаете ли Вы, что овладение коммуникативной культурой в дальнейшем будет способствовать Вашему продвижению по службе?» 31% курсантов ответили утвердительно, не дали определенного ответа 55% и не считают важным овладение таковыми знаниями 14% опрошенных. При этом познавательные мотивы ориентации на развитие коммуникативной культуры курсантов выше среднего и характеризуются пониманием значимости её в дальнейшей служебно-боевой деятельности.

Социальная мотивация развития коммуникативной культуры курсантов военного института раскрывается также в анализе результатов полученных в ходе анкетирования. Так с большей долей уверенности 15% опрошенных ответили на вопрос «Вы способны мотивировать подчиненных заниматься самосовершенствованием своих речевых навыков?» 53% опрошенных отнеслись со скептицизмом и 32% считают это маловажным.

Ценность эффективного выстраивания взаимоотношений и взаимодействия с сослуживцами и подчиненными показана в ответах респондентов на блок вопросов «Имеет ли ценностный смысл для офицера владение коммуникативной культурой при организации взаимодействия с подчиненными и сослуживцами», так  29% ответили утвердительно; 52% не смогли для себя четко выбрать позицию; и 19% ответили отрицательно.

В целях выявления уровня развития мотивационно-ценностного компонента коммуникативной культуры курсантов военного института внутренних войск МВД России нам применена методика изучения мотивационных ориентаций курсантов в межличностных коммуникациях нами применена диагностика (И.Д. Ладанова, В.А. Уразаевой) [2] в авторской модификации. В ходе диагностике полученные результаты проанализированы, обобщены и выведены средние показатели, которые характеризуют коммуникативные ориентаций курсантов поступивших на первый курс обучения в военный институт внутренних войск МВД России в межличностных коммуникациях (Диаграмма 1). Согласно методики степень выраженности каждой из шкал выстроена на основании следующих показателей: 21-28 баллов – высокая; 8-20 баллов – средняя; 7 баллов и менее – низкая.

Диаграмма 1.

Выявленные показатели отразили среднюю выраженность ориентации курсантов первого курса поступивших на обучение в военный институт на совместную эффективную служебно-боевую деятельность и выстраивание доверительных отношений с сослуживцами и подчиненными. Таким образом, курсанты поступившие на обучение в военный институт не испытывают большой потребности принимать партнера по взаимодействию, оценить доверительные отношения для достижения необходимого результата совместной служебно-боевой деятельности.

Ориентация на осознание ценностного смысла взаимоотношений и взаимодействия с подчиненными и сослуживцами имеет наименьшие показатели, что отражает непонимание и непринятие курсантами первого курса взаимоотношений и взаимодействия с сослуживцами, как ценности. Необходимость реальности приятия других в процессе взаимодействия и выстраивания стабильных взаимоотношений для курсантов первого курса согласно опроса неактуальна в силу не осознания таковой ценности.

Диагностировано, что курсантам поступившим на обучение в военный институт характерна средняя выраженность ориентации на стремление  урегулировать разногласия в процессе принятия эффективного решения в складывающихся коммуникативных ситуациях, частично идя на возможные уступки, нежели решить возникшие проблемы иным, возможно административным путем.

Тем самым, проведя анализ полученных результатов и согласно методики оценки предложенной авторами диагностики (И.Д. Ладанов, В.А. Уразаева) общая гармоничность коммуникативных ориентаций курсантов первого курса военного института внутренних войск МВД России исходя из суммарных показателей находится на общем среднем уровне, но весьма близкий к низкому, что отражается на совместной служебно-боевой деятельности.

Для выявления уровня развития мотивационно-ценностного критерия коммуникативной культуры курсантов военного института в ходе эксперимента применялось тестирование курсантов экспериментальной и контрольной группы по выявлению уровня развития у них мотивационно-ценностного компонента коммуникативной культуры. Полученные результаты обработанные при помощи методики примененной Е.В. Белосевич, которые охарактеризовали уровень развития мотивационно-ценностного компонента коммуникативной культуры курсантов военного института внутренних войск МВД России в экспериментальной и контрольной группе, как низкий (таблица 1). В обоих группах превалируют мотивация на развитие стабильно высокого уровня профессиональных интересов и наличие потребности и мотивации коммуникативной деятельности. А принятие ответственности за результаты коммуникативной деятельности и сформированность системы профессионально-ценностных ориентаций находится на низшем неудовлетворительном уровне.

Таблица 1.

Проанализировав полученные данные с использованием вышеуказанных методик можно диагностировать, что основная масса курсантов поступивших на обучение в военный институт входящих в экспериментальную и контрольную группы на начальном этапе эксперимента по мотивационно-ценностному критерию коммуникативной культуры находится на среднем и низком уровне развития.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Боровицкий, А.М. Модель развития коммуникативной культуры курсантов военного института внутренних войск МВД России / А.М. Боровицкий //«European Social Science Journal» (Европейский журнал социальных наук). 2014., № 7 (46) том 1. 309-317с.

2. Боровицкий, А.М. Коммуникативная культура курсанта военного института внутренних войск МВД России как психолого-педагогический феномен / А. М. Боровицкий //В Мире науки, культуры, образования № 2 (45) — 2014 – 245с.

3. Фетискин, Н.П. Диагностика мотивационных ориентаций в межличностных коммуникациях (И.Д.Ладанов, В.А.Уразаева) / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.92-94.


© А.М. Боровицкий,  Журнал "Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики".
 
 
 

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ:  Перепечатка материалов допускается только в некоммерческих целях со ссылкой
на оригинал публикации. Охраняется законами РФ. Любые нарушения закона преследуются в судебном порядке. © ООО "Научные технологии"

Книжные Изданияbadge

badge
  • Реструктуризация информационного пространства органов государственной власти Санкт-Петербурга
  • Профессия «Бухгалтер»: прошлое, настоящее, будущее
  • Финансово-кредитная политика России
  • О недостаточности категории «графическое слово» для описания языкового материала арабского литературного языка (в связи с акцидентальными письменными словами в АЛЯ)

 


Журнал - Маркшейдерия и Недропользование Журнал Земля и Недвижимость Сибири Журнал - Минеральные Ресурсы России. Экономика и Управление Журнал - Геология Нефти и Газа Журнал - ГЛОБУС: Геология и Бизнес

Последние комментарии

RSS
VIP Studio Retro
viagra super force