keflex 750

Login

VIP Studio - журнал «Современная наука»

Russian (CIS)English (United Kingdom)

Критерии сформированности эстетико-экологической культуры будущего учителя биологии

E-mail Печать

И.С. Котенева,  (К.пед.н., доцент, Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко)

С.В. Вовк,  (К.биолог.н., доцент, Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко)

 

Серия «Гуманитарные науки», №  01-02  2015

Статья посвящена проблеме формирования экологической культуры личности. Охарактеризованы основные критерии и показатели позволяющие, выявить уровень сформированности эстетико-экологической культуры будущего учителя биологии. Сформулированы основные понятия: эстетико-экологическая культура, позиция, деятельность, эстетико-эколого-педагогическая деятельность.

Ключевые слова: Эстетико-экологическая культура, эстетико-экологические знания и умения, эстетико-экологическая позиция, эстетико-экологическая деятельность, эстетико-эколого-педагогическая деятельность.

Глобальные социально-политические, экономические и духовно-культурные преобразования в мире на рубеже ХХІ века привели к нарушению доминирующего положения технократизма в общественном сознании. Человечество в лице лучших своих представителей осознало, что сохранение планеты и выживание всех людей возможно только при условии доминирования идей гуманизма в общественном прогрессе. Перед системой образования и культуры была поставлена задача формирования человека, находящегося в гармонии с природой, окружающим миром и самим собой, что способствовало разработке эстетико-экологических составляющих экологической культуры личности будущего учителя.

Содержание эстетико-экологического образования в вузе прямо соотносится с моделью личности учителя биологии. С одной стороны, содержание образования детерминируется моделью личности учителя биологии, способного вести эстетико-экологическую работу в школе. С другой стороны – через это содержание модель воплощается в жизнь, то есть в конкретную личность.

В педагогических исследованиях уже определен комплекс личностных качеств, характеризующих современного учителя. Это работы Ю. П. Азарова, О. А. Абдулиной, Ф. Н. Гоноболина, Н. В. Кузьминой, В. А. Сластенина, А. В. Щербакова и др. Как правило, исследователи включают в этот комплекс следующие качества: сформированность у учителя мировоззрения, социальной активности, профессиональной направленности, педагогических черт личности, общей культуры и т.д., что позволяет разработать показатели уровней сформированности эстетико-экологической культуры будущего учителя биологии.

Эстетико-экологическая культура личности как составляющая духовной и экологической культуры рассмотрена в трудах Г. З. Апресян [1], В. И. Вернадского [2], Л. П. Печко [3], И. Ф. Смольянинова [4], поэтому сущность эстетико-экологической культуры раскрывается нами в контексте общей теории культуры – прежде всего духовной, которая выступает как метакультура по отношению к ней. Эстетико-экологическая культура также представляет собой продукт материальной и духовной деятельности, которая формировалась исторически и первоначально была вплетена в единую культуру взаимодействия человека с окружающим миром. Вычленение ее в самостоятельную область духовной культуры произошло в результате действий двух тенденций: дифференциации и интеграции ее элементов. Исходя из этого положения и учитывая: экологические потребности общества; результаты опросов различных категорий респондентов, занимающихся экологической и педагогической деятельностью; передовой педагогический опыт в области эстетико-экологического образования, личные наблюдения мы пришли к убеждению – для оценки уровня сформированности эстетико-экологической культуры будущих учителей биологии необходимо исходить из системы критериев эстетико-экологической культуры личности. Таковыми являются: активная эстетико-экологическая позиция, эстетико-экологические качества личности учителя, эстетико-экологические знания и умения.

Эстетико-экологическая позиция – это установка личности, которая проявляется в эстетико-экологическом отношении к окружающей природной среде. Это личностная позиция, обуславливая определенную линию поведения, сама обусловлена ею. Образование указанной позиции личности предполагает инициативное вхождение субъекта в конкретную ситуацию и самостоятельное принятие им решений тех задач, которые в ней возникают. Она зависит от конкретного распределения того, что субъективно значимо для личности. Как правило, позиция складывается в ходе развития личности и изменяется в процессе ее деятельности. Поэтому, именно из позиции индивида исходят его действия во всем их многообразии. Следовательно, активная эстетико-экологическая позиция порождает определенные тенденции, выражающие эстетико-экологическую направленность личности.

Эстетико-экологическая позиция личности, по-нашему мнению представлена:

  • нетерпимостью к хищническому и бездушному отношению к природе, к браконьерству, мещанскому собирательству;
  • активностью в защите природы как неисчерпаемому источнику красоты и эстетической ценности для человека, участием в природоохранительных движениях;
  • выраженностью уверенности в возможности организации эстетико-экологического образования как ноосферного и убежденностью в его общественной значимости;
  • наличием сформированной системы эстетико-экологических принципов и гуманистических ценностных ориентаций на работу с учащимися по воспитанию эстетико-экологического сознания как основы для формирования экологической культуры;
  • способностью самостоятельно принимать решения и решать задачи, возникающие в жизни, обучении, воспитании, с эстетико-экологической позиции.

Выполняя регулятивную функцию, убеждения определяют весь духовный строй личности – ее направленность, ценностные ориентации, интересы, чувства и т.д. Они заключают в себе требования действовать в соответствии с объективными запросами общества, то есть познанной человеком необходимостью. Пока личность не осознает эти требования, она может воспринимать их как нечто чуждое, навязанное извне. Когда внешняя необходимость становится внутренней потребностью, можно говорить о сформированности убеждений, являющихся характеристикой внутренней позиции личности, качеством ее мировоззрения. Эстетико-экологические убеждения представляют собой мировоззренческую установку на гармонизацию взаимоотношений с природной средой, вызванной необходимостью сохранения природы как эстетической ценности человечества. В то же время, эстетико-экологические убеждения есть субъективное отношение людей к природе, раскрываемое в знаниях о ее значении для человека, об организованности, чувственно пережитое и включенное в сознание, связанное с пониманием эстетико-экологических отношений.

Таким образом, сформированность у личности убеждений и связанных с ними потребностей будет свидетельствовать о сформированности эстетико-экологического мировоззрения, являющегося составным компонентом общего мировоззрения личности.

2. Эстетико-экологические потребности. Существуют различные подходы в понимании потребностей. Они представляются как совокупность вещей, необходимых для жизни человека; как требование организма, диктуемые внутренними процессами; как определенное отношение человека к миру вещей. И вещи, и физиологические процессы, и отношение субъекта к объекту выступают предметным моментом деятельности человека и находят в последней свое единство [5].

Сила потребностей (в том числе и эстетико-экологических) – в действии закона их возвышения. Его суть заключается в том, что первоначальные потребности направлены на удовлетворение элементарных желаний, стремлений, интересов, в результате различных видов деятельности их возникает все больше и больше, они вступают между собой в новые отношения, становятся более сложными, и происходит новый цикл удовлетворения человеческих желаний, стремлений, интересов и т.д.

Рассматривая эстетико-экологические потребности будущего учителя, мы опираемся на потребностно-информационную теорию П. В. Симонова, исключающую воздействие сознания на сферу потребностей и мотивов и отрицающего взгляд на сознание и волю как на „сверхрегуляторы” поведения [6].

Анализ эстетико-экологической деятельности позволил выделить такие их виды, как:

  • потребность в бескорыстном эстетическом восприятии природы, в наслаждении от совершенства форм ее жизни;
  • потребность в познании эстетического в природе через перенос на нее опыта познания сугубо социальных объектов;
  • потребность в насыщенном эстетическом общении с природой, выступающей в качестве субъекта социокультурного диалога;
  • потребность в сохранении, защите и покровительстве природных объектов;
  • потребность в творчестве в природе с целью повышения ее эстетического потенциала.

Эстетико-экологические потребности в своей совокупности отражают стремление человека к сохранению гармонии и творчеству в природе по законам красоты. Следовательно, эстетико-экологические потребности выступают своего рода "пусковым механизмом" эстетико-экологической деятельности. Такой взгляд на эстетико-экологические потребности не ограничиваются созерцательной стороной их проявления, так как предполагает связь с деятельностью, на что указывал Б. Г. Ананьев [7]. Поэтому следующим критерием сформированности эстетико-экологической культуры личности будущего учителя биологии, по нашему мнению, должно быть отношение к эстетико-экологической деятельности.

3. Отношение к эстетико-экологической деятельности как:

  • бескорыстное эстетическое отношение к природной среде, направленное на познание эстетического в природе;
  • к одному из способов сохранения, защиты и покровительства природы как эстетической ценности человечества;
  • одному из способов установления разумных, гармоничных отношений с окружающей природной средой;
  • к творческой деятельности в природе, направленной на повышение ее эстетического потенциала.

Эстетико-экологическая деятельность рассматривается нами как специфический человеческий атрибут, способ взаимодействия человека и общества с природой. Человек, включаясь в нее, не только формирует свою общественную сущность, но и реализует ее, раскрывает свои внутренние возможности. Деятельность выступает фактором, в котором соединяются биологическое и социальное в развитии человека.

Исследования различных видов деятельности дали возможность выявить ее структурные компоненты. К. К. Платонов со стороны психологических "составляющих" в структуре индивидуальной деятельности выделяет цель, мотив, принятие решения, способ деятельности и ее результат [8].

А. Н. Леонтьев, исследуя структуру деятельности, включает в нее потребности, которые выступают как условия и как предпосылки, побуждающие деятельность и управляющие ею со стороны субъекта. Но потребности "...способны выполнять эти функции при условии, что они являются предметными". Предмет деятельности придает ей определенную направленность и служит ее главным отличительным признаком. По предложенной А. Н. Леонтьевым терминологии, предмет деятельности есть ее действенный мотив, всегда отвечающий определенной потребности. „…Психологический анализ потребностей неизбежно  преобразуется  в анализ мотивов” [9, с.193]. Таким образом, на основе потребностей формируются мотивы поведения, – то, что побуждает человека к деятельности. В роли мотива могут выступать потребности, интересы, влечения, эмоции, установки и идеалы.

Потребность в общении с природой, в гармонизации взаимоотношений с ней, в сохранении природы как источника эстетической ценности включается в систему мотивов индивидуального поведения. Исследователи данной проблемы выделяют следующие мотивы отношения к природной среде: гражданско-патриотические, гуманистические, эстетические, научно-познавательные, гигиенические, экономические [10].

Эстетико-экологическую деятельность, с нашей точки зрения, будут побуждать, и направлять гуманистические и эстетические мотивы, возникающие на основе эмоционального восприятия действительности.

 А. Н. Леонтьев указывает на то, что деятельность состоит из отдельных действий субъекта, подчиняющихся сознательным целям. Цель он рассматривает как осознанное предвосхищение будущего результата действия, а мотив – как обоснование решения и удовлетворение или неудовлетворение определенной потребности [9]. Концепция А. Н. Леонтьева убеждает нас в том, что содержание процессов целеполагания и мотивации определяет эстетико-экологическую направленность деятельности. Следовательно, в эстетико-экологической деятельности понятиям „мотив” и „цель” отводится центральное место. „Мотив-цель” есть „образующая”, задающая направленность деятельности и организующая всю систему психических процессов и состояний личности.

Необходимость вычленения данного критерия мы объясняем также тем, что в основе убеждений, идеалов, потребностей, являющихся сущностными характеристиками культуры, лежат знания о ценности природы, о необходимости ее сохранения и улучшения эстетико-экологической деятельности. Эти знания должны найти свое отражение в содержании эстетико-экологического образования. Но, с другой стороны, в содержании образования должна найти свое отражение и деятельность, в которой эти отношения могли бы проявить себя. В связи с этим мы выделяем два вида деятельности: собственно эстетико-экологическую и эстетико-эколого-педагогическую.

В трактовке А. Н. Леонтьева, деятельность – это не всякие, а „только такие процессы, которые, осуществляя то или иное отношение человека к миру, отвечает собой, соответствующей им потребности” [9, с.193]. Придерживаясь данной трактовки, в категорию эстетико-экологическая деятельность попадают лишь те действия, которые предопределены эстетико-экологическими потребностями личности.

Таким образом, собственно эстетико-экологическая деятельность – это деятельность, объектом которой является сама природа, ее объекты и явления. Причем природа, будучи объектом деятельности, выступает одновременно как цель деятельности, вытекающая из потребности в ее оптимизации и гармонизации отношений с ней.

Эстетико-эколого-педагогическая деятельность предопределяется общественной потребностью в эстетико-экологическом образовании и воспитании школьников. Поэтому любую деятельность учителя биологии, имеющую такую цель, мы называем эстетико-эколого-педагогической деятельностью.

Формирование эстетико-экологической культуры предполагает такую перестройку взглядов и представлений человека, при которой усвоенные им эстетико-экологические нормы становятся нормами поведения индивида по отношению к природной среде. Поскольку сознание представляет собой единство знания и переживания, критерием сформированности эстетико-экологической культуры личности учителя биологии мы выделяем эстетико-экологические знания.

Как отмечалось ранее, зрелые эстетико-экологические отношения во многом являются производными убеждений и идеалов личности, то есть мировоззренческих характеристик. По отношению к формированию научного мировоззрения И. Я. Лернер и В. В. Краевский выделяют четыре группы знаний:

  • знания, которые мировоззренческой нагрузки не несут (конкретные знания);
  • знания, которые дают повод для некоторых мировоззренческих обобщений при условии их однородности и повторяемости;
  • знания, способные возбуждать мировоззренческие вопросы и ощущения;
  • знания, называемые мировоззренческими идеями [11, с.75].

Нас интересует именно третья группа знаний. Так как эстетико-экологические знания – знания о способах  „ноосферного” и эстетического взаимодействия человека и природы, направленного на установление гармонических отношений, – уже сами по себе способны возбуждать мировоззренческие вопросы и ощущения. Эстетико-экологические знания включают элементы общественных, естественных наук и искусства. Кратко охарактеризуем их.

Общественные науки раскрывают цели, которые преследует человек, используя природу; выявляют социальные последствия, к которым приводит тот или иной способ природопользования; обосновывают нравственно-эстетические требования, которые должны найти свое отражение в моральном сознании общества; изучают проявление ценностного отношения между человеком и природой.

Естественные науки раскрывают знания об охраняемых объектах и их функциях в природной среде; позволяют установить пределы, до которых возможно вмешательство человека в естественное течение процессов в природе; раскрывают возможности оптимального взаимодействия с окружающей средой обитания.

Различные виды искусства дают воплощение нравственно-эстетической ценности природы как вместилища всей человеческой культуры и показывают идеалы отношения к ней, характерные для различных эпох и народов. Стержневым, с нашей точки зрения, будет являться третий элемент – искусство.

Наряду с эстетико-экологическими мы выделяем эстетико-эколого-педагогические знания. Они имеют педагогическую составляющую и представляют собой знания о способах эстетико-экологического обучения и воспитания:

  • знание целей, задач, принципов и содержания эстетико-экологического обучения и воспитания;
  • знание закономерностей формирования и развития эстетико-экологической культуры у учащихся разных возрастных групп;
  • знание основ методики эстетико-экологического обучения и воспитания;
  • знание форм, методов, приемов и средств эстетико-экологического обучения и воспитания.

Наличие эстетико-экологических знаний само по себе не может характеризовать эстетико-экологическую культуру будущего учителя биологии, которая проявляется в использовании этих знаний, способах их реализации в педагогической деятельности. Поэтому мы полагаем, что следующим критерием сформированности эстетико-экологической культуры будущего учителя биологии должны быть эстетико-экологические умения.

Вычленение категории „эстетико-эколого-педагогическая деятельность” привело нас к необходимости рассмотрения системы эстетико-эколого-педагогических умений:

1. Информационные эстетико-экологические умения:

  • умения отбирать содержание необходимой эстетико-экологической информации;
  • умение творчески перерабатывать отобранную информацию;
  • умение излагать материал логично, доступно, образно, выразительно, эмоционально, используя литературно-художественное наследие;
  • умение вызывать интерес у учащихся к излагаемому материалу, используя различные жанры искусства;
  • умение выделять главное в излагаемой эстетико-экологической информации и акцентировать его с помощью и средств искусства;
  • умение вооружать учащихся эстетико-экологическими знаниями;
  • умение учитывать в ходе изложения учебного материала особенности восприятия, осмысления и запоминания эстетико-экологической информации;
  • умение использовать возможности излагаемого материала для формирования эстетико-экологической культуры учащихся.

2. Конструктивные эстетико-экологические умения:

  • умение определять конкретные учебно-воспитательные задачи в области эстетико-экологического обучения и воспитания с учетом:

а) возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

б) уровня эстетико-экологической образованности и воспитанности учащихся;

в) конкретной социально-экологической ситуации региона;

г) условий и особенностей семейного воспитания;

  • умение вводить эстетико-экологический элемент в тематическое, календарное планирование учебно-воспитательной работы;
  • умение разрабатывать уроки с использованием материала, направленного на формирование эстетико-экологической культуры учащихся;
  • умение разрабатывать различные формы воспитательных мероприятий (внеурочных и внеклассных), направленных на формирование эстетико-экологической культуры;
  • умение планировать этапы и средства эстетико-экологической деятельности по достижению конкретного результата;
  • умение планировать индивидуальную работу с учащимися по формированию эстетико-экологической культуры;
  • умение прогнозировать конечный результат в работе по эстетико-экологическому образованию и воспитанию школьников;
  • умение выявлять у учащихся причины негативного отношения к природе и ее объектам.

3. Организаторские эстетико-экологические умения:

  • умение организовать деятельность школьников на выполнение задач в области эстетико-экологического воспитания:

а) определять последовательность своих действий и действий учащихся;

б) обучение коллектива путем выполнения принятых задач;

  • умение выбирать организационные формы, методы и средства эстетико-экологического воспитания;
  • умение организовать учащихся на выполнение эстетико-экологических заданий;
  • умение сотрудничать с другими учителями, студентами при решении задач эстетико-экологического воспитания и обучения;
  • умение организовать работу родителей на пропаганду и формирование эстетико-экологической культуры в семье;
  • умение осуществлять контроль за эстетико-экологическим поведением учащихся;
  • умение оценивать поведение детей в природе с эстетико-экологической точки зрения.

4. Коммуникативные эстетико-экологические умения:

  • умение устанавливать личностные отношения и взаимоотношения с учащимися в процессе изучения эстетико-экологического материала;
  • умение использовать природу как средство сближения интересов детей, формирования товарищеской взаимопомощи;
  • умение познавать коммуникативную ценность природной среды и использовать ее в учебной и воспитательной работе;
  • умение выбирать оптимальные приемы для установления межличностных отношений взаимоотношений учащихся в процессе эстетико-экологического воспитания;
  • умение использовать эстетико-экологический материал в воспитательных целях: формировать чувство сопереживания и сострадания ко всему живому, собственной сопричастности к судьбе живых существ;
  • умение опираться на положительное в каждой личности, формируя эстетико-экологическую культуру.

5. Аналитические эстетико-экологические умения:

  • умение осуществлять диагностику состояния уровня эстетико-экологической образованности и воспитанности школьников;
  • умение анализировать конкретные экологические ситуации с эстетико-экологической точки зрения;
  • умение выявлять и определять изменения в сознании и поведении учащихся;
  • умение анализировать достигнутые результаты работы и на основе их анализа обосновывать и выдвигать новые задачи и цели в области эстетико-экологического обучения и воспитания школьников;
  • умение выявлять эффективность эстетико-экологических дел и мероприятий;
  • умение обучать учащихся анализу и самоанализу собственной деятельности и поведения в природе.

Разработанные критерии сформированности эстетико-экологической культуры личности могут быть использованы в педагогическом эксперименте для выявления ее уровней, создании тестового материала и методики ее формирования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Апресян Г. З. Эстетическое отношение к природе в социалистическом обществе. – М. : Знание, 1981. – 95 с.

2. Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. – М. : Наука, 1988. – 520 с.

3. Печко Л. П. Формирование эстетического отношения к природе в работе культурно-просветительских учреждений. – М. : ВНМЦНТИКПР, 1985. – 61 с.

4. Смольянинов И. Ф. Природа в системе эстетического воспитания. – М. : Просвещение, 1984. – 207.

5. Психологические проблемы социальной регуляции  поведения / Ответственный ред. Е. В. Шорохова. – М. : Наука, 1976. – 368 с.

6. Симонов П. В. Теория отражения и психофизиология эмоций. – М. : Наука, 1970. – 141 с.

7. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. – М. : Наука, 1977. – 380 с.

8. Платонов К. К. Структура и развитие личности. – М. : Наука, 1986. – 255 с.

9. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М. : Политиздат, 1977. – 304 с.

10. Зверев И. Д., Суравегина И. Т. Отношение школьников к природе. – М. : Педагогика, 1988. – 127 с.

11. Теоретические основы содержания общего и среднего образования / Ред. В. В. Краевский, И. Я. Лернер. – М. : Педагогика, 1983. – 196 с.


© И.С. Котенева, С.В. Вовк,  Журнал "Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики".
 
 
 

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ:  Перепечатка материалов допускается только в некоммерческих целях со ссылкой
на оригинал публикации. Охраняется законами РФ. Любые нарушения закона преследуются в судебном порядке. © ООО "Научные технологии"

Книжные Изданияbadge

badge
  • Реструктуризация информационного пространства органов государственной власти Санкт-Петербурга
  • Профессия «Бухгалтер»: прошлое, настоящее, будущее
  • Финансово-кредитная политика России
  • О недостаточности категории «графическое слово» для описания языкового материала арабского литературного языка (в связи с акцидентальными письменными словами в АЛЯ)

 

Текущие статьи

История развития науки о голосеИстория развития науки о голосе
А.В. Покровский,  (Санкт-Петербургский государственный университет...
Влияние стиля деятельности учителя на индивидуальность и деятельность школьникаВлияние стиля деятельности учителя на индивидуальность и деятельность школьника
И.В. Долгополова,  (К.псих.н., доцент, каф. экономики БФ ПНИПУ,...
Казанская губерния в середине XIX в.: объективные предпосылки для возникновения первого крупного промышленного предприятия в регионе в 1855 г. Казанская губерния в середине XIX в.: объективные предпосылки для возникновения первого крупного...
Г.Ю. Фан-Юнг,  (Ст. преподаватель, Набережночелнинский техно-торговый...

Журнал - Маркшейдерия и Недропользование Журнал Земля и Недвижимость Сибири Журнал - Минеральные Ресурсы России. Экономика и Управление Журнал - Геология Нефти и Газа Журнал - ГЛОБУС: Геология и Бизнес

Последние комментарии

RSS
VIP Studio Retro
viagra super force