keflex 750

Login

VIP Studio - журнал «Современная наука»

Russian (CIS)English (United Kingdom)

Роль добровольчества и волонтерства в формировании нравственно-профессиональных ценностей будущего медицинского работника

E-mail Печать

Т.А. Корнаухова,  (Соискатель, каф. педагогики, ФГБОУ ВПО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина»)

 

Серия «Гуманитарные науки», №  01-02  2015

В данной статье анализируется деятельностный подход к реализации профессионального воспитания будущего медицинского работника. Данное направление предполагает вовлечение студентов-медиков в добровольческое и волонтерское движение. По мнению автора, необходимость педагогической деятельности подобного рода позволяет эффективно сформировать нравственно-профессиональные ценности будущего медицинского работника. Автор делает выводы на основе результатов профессионального воспитания студентов, осуществляемого Липецким медицинским колледжем.

Ключевые слова: Профессиональное воспитание, нравственно-профессиональные ценности, медицинское образование, волонтерство, добровольчество.

Необходимость рассмотрения ценностей как основы нравственного воспитания будущего специалиста определяется тем, что данная категория выражает целевые ориентации человека и определяет его жизнедеятельность. Система ценностей как центральная категория, отражающая содержание нравственного сознания человека, представляет собой совокупность личностных смыслов индивида. Ключевым личностным смыслом в данном контексте выступает понимание человеком смысла своей жизни, что можно определить как осознание содержания человеческого бытия, жизнедеятельности человека. Следовательно, система ценностей как отражение целевой и смысловой направленности личности человека детерминирует мотивационно-потребностную и поведенческую сферы личности индивида.

Ценности, выступая ориентиром деятельности и регулятором поведения человека, реализуются в различных сферах как жизнедеятельности индивида, так и социального субъекта. Одной из специфических форм проявления ценностей являются профессиональные ценности. Профессиональные ценности можно определить как систему норм, регламентирующих профессиональную деятельность, выступающих основным механизмом трансляции между социокультурными нормами в области специфической профессиональной деятельности и деятельности специалиста.

В силу того, что в современном обществе усиливаются требования к профессиональной подготовке специалиста, в частности медицинского работника, возникает необходимость артикуляции ряда аспектов профессиональной деятельности, в том числе и морально-нравственной составляющей. В этой связи нами рассматривается пространство профессиональной подготовки медицинского работника сквозь призму аксиологического подхода. Как следствие, центральной категорией данного исследования выступают нравственно-профессиональные ценности.

Формирование нравственно-профессиональных ценностей будущего медицинского работника в процессе профессионального образования – процесс, основанный как на формировании ценностных основ мировоззрения будущего специалиста, так и на создании условий для практической апробации обучаемыми нравственных установок в профессиональной деятельности. Причем практический характер профессионального воспитания будущего медика носит определяющий характер, поскольку позволяет преодолеть формализм в нравственном воспитании будущего специалиста.

Значимость данной установки следует из объективности такого общепедагогического закона и соответствующей ему закономерности, как необходимости согласованности действий и мировоззренческих установок всех социальных акторов, влияющих на формирование сознания и опыта деятельности обучаемых. Фактически данный закон требует от общества, образовательных учреждений как единой системы, организаций и учреждений профессиональной деятельности, с одной стороны, единства требований к обучаемым, а с другой, - собственное соответствие данным требованиям. То есть, если общество рассчитывает на высоко нравственных медицинских работников, то оно должно не только выдвигать подобное требование, но и максимально соответствовать нравственным ценностям, а также содействовать в продвижении данной идеи. Безусловно, общество во всех его проявлениях далеко не однородно, не однозначно. Однако данная идеологическая установка рассматривается как идеал, то есть направление социального действия.

Согласно средовому подходу погружение обучаемых в профессиональную деятельность медицинского работника может способствовать повышению эффективности профессионального образования и воспитания будущего медика, однако успешность данного начинания определяется тем, насколько согласована деятельность учреждений здравоохранения, выступающих в качестве баз профессиональной практики студентов-медиков, с целевыми установками медицинского колледжа. В последнем случае речь идет о создании управляемой среды.

Также средовой подход позволяет привлечь общественные организации к содействию в профессиональном развитии и воспитании будущих медицинских работников. В данном случае речь идет о добровольческом и волонтерском движении. Поскольку участие студентов в данном виде деятельности строится на принципах свободы выбора, сознательности и инициативности, значимость получаемого опыта будущими медицинскими работниками возрастает, особенно на уровне формирования нравственно-профессиональных ценностей.

Использование образовательного потенциала среды способствует действенному и осознанному приобретению студентами-медиками опыта профессиональной социализации, что в конечном счете выступает основой формирования у обучаемых нравственно-профессиональных ценностей.

Философия воспитательной деятельности Липецкого медицинского колледжа основана на идее интеграции, комплексирования, с одной стороны, обучения и воспитания, с другой, - развития, социализации и образования личности будущего специалиста.

Социально-педагогическое партнерство реализуется посредством привлечения к процессу формирования нравственно-профессиональных ценностей будущего медицинского работника социально-педагогических партнеров – учреждений здравоохранения и общественных организаций. Также это реализуется в формах волонтерства и добровольчества.

Волонтерство – это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение.

Добровольцы, с точки зрения закона Российской Федерации – физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности).

В Липецком медицинском колледже действует медико-социального отряд «Милосердие» под руководством Т.В. Щегловой.

МСО «Милосердие» оказывает помощь ветеранам Великой Отечественной войны, ветеранам-медикам, пожилым людям, инвалидам. Члены клуба шефствуют над областной детской больницей восстановительного лечения, домом-интернатом для инвалидов и престарелых, активно сотрудничают с Добровольческим центром Липецкой области и принимают участие во всех областных добровольческих акциях. Проект клуба «Ветеранам особую заботу!» получил социальный грант г. Липецка.

Клуб «Милосердие» стал победителем областного смотра-конкурса (2 место) «Доброволец года-2009» в номинации «За социальное проектирование», является победителем областного конкурса «Доброволец года-2011» в номинации «Добровольчество в образовательном учреждении».

Ежегодно проводятся акции: «Протяни руку помощи!» (для ветеранов и инвалидов); «Чистый дом» (для ветеранов-медиков»); акции молодежного служения «Весенней и Осенней неделях добра»; «Чтобы помнили» (работа отряда «Милосердие» в мобильном режиме ко Дню Победы в Великой Отечественной войне).

В контексте добровольческой деятельности медицинского колледжа созданы волонтерские отряды: при центре профилактики УЗО (руководитель М.В. Скоробогатых); при Центре по борьбе со СПИДом (руководители О.В. Гункина, Н.А. Беляева); экологический волонтерский отряд (руководители Т.Е. Джепа, И.Л. Теллер); волонтерский отряд по работе наркопоста (руководитель С.П. Коротин); волонтерский отряд «Поможем детям!» (руководитель Г.М. Горючкина); волонтерский отряд «Спешите делать добро!» (руководитель Л.В. Токмакова).

Эффективность влияния вовлечения студентов в волонтерское и добровольческое движение на формирование в их сознании нравственно-профессиональных ценностей была подтверждена опытно-экспериментальным путем.

Участниками эксперимента были определены студенческие группы 2 мс веч (контрольная группа) и 2 сф (экспериментальная группа) Липецкого медицинского колледжа, численным составом 23 и 25 учащихся соответственно (2012-2014 гг.). Профессиональное воспитание респондентов контрольной группы было ограничено только формированием знаний и убеждений профессионально-нравственного характера. Формирование нравственно-профессиональных ценностей у респондентов экспериментальной группы осуществлялось также путем их активного вовлечения в волонтерскую и добровольческую деятельность.

В ходе анализа статистических результатов, полученных в исследовании, удалось установить, что динамика развития нравственно-профессиональных ценностей будущего медицинского работника интенсивна у респондентов экспериментальной группы (рост высокого (на 16 %) и среднего (на 16 %) уровней при снижении низкого (на 32 %)) и менее интенсивна у респондентов контрольной группы (рост высокого не наблюдается, средний уровень повысился и низкий соответственно понизился на 13 %).

Таким образом, формирование нравственно-профессиональных ценностей студентов представляет собой универсальный педагогический комплекс, повышающий эффективность нравственного воспитания будущих медицинских работников. Система нравственного воспитания будущего медицинского работника задействует различные уровни культурно-образовательной среды образовательного учреждения, а также реализует потенциал социального партнерства за счет вовлечения обучаемых в волонтерскую и добровольческую деятельность.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учебное пособие для вузов / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл: Академия, 2004.

2. Мануйлов, Ю.С. Опыт освоения средового подхода в образовании: учеб-метод. пособие / Ю.С. Мануйлов, Г.Г. Шек.- М.–Н. Новгород: РАСТР-НН, 2008.

3. Мартынова, М.А. Развитие культуротворческих ценностей в системе образовательной подготовки студентов высшей медицинской школы: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01. – Москва, 2009.

4. Силуянова, И.В. Нравственная культура врача как основание медицинского профессионализма / И.В. Силуянова // Медицинское право и этика. - 2001. - № 4. - С. 81-84.

5. Тарарышкина, М.А. Формирование профессионально-личностной культуры студентов в образовательном процессе высшей медицинской школы: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01. – Москва, 2007.

6. Чусовлянова, С.В., Левчук, К.А. Проблема формирования ценностей у студентов медицинского вуза в процессе профессионализации / С.В. Чусовлянова, К.А. Левчук // Бюллетень Волгоградского научного центра РАМН. - 2010. - № 1. - С. 15-19.


© Т.А. Корнаухова,  Журнал "Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики".
 
 
 

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ:  Перепечатка материалов допускается только в некоммерческих целях со ссылкой
на оригинал публикации. Охраняется законами РФ. Любые нарушения закона преследуются в судебном порядке. © ООО "Научные технологии"

Книжные Изданияbadge

badge
  • Реструктуризация информационного пространства органов государственной власти Санкт-Петербурга
  • Профессия «Бухгалтер»: прошлое, настоящее, будущее
  • Финансово-кредитная политика России
  • О недостаточности категории «графическое слово» для описания языкового материала арабского литературного языка (в связи с акцидентальными письменными словами в АЛЯ)

 

Текущие статьи

Критерии сформированности эстетико-экологической культуры будущего учителя биологииКритерии сформированности эстетико-экологической культуры будущего учителя биологии
И.С. Котенева,  (К.пед.н., доцент, Луганский национальный университет...
История развития науки о голосеИстория развития науки о голосе
А.В. Покровский,  (Санкт-Петербургский государственный университет...

Журнал - Маркшейдерия и Недропользование Журнал Земля и Недвижимость Сибири Журнал - Минеральные Ресурсы России. Экономика и Управление Журнал - Геология Нефти и Газа Журнал - ГЛОБУС: Геология и Бизнес

Последние комментарии

RSS
VIP Studio Retro
viagra super force