keflex 750

Login

VIP Studio - журнал «Современная наука»

Russian (CIS)English (United Kingdom)

Особенности преподавания иностранного языка инженерно-техническим работникам в целях повышения мастерства и интернационализации образования

E-mail Печать

Э.Г. Хачатурова,  (Ст. преподаватель, каф. иностранных языков, НИЯУ МИФИ)

Н.П. Гусева,  (Ассистент каф. иностранных языков НИЯУ МИФИ)

 

Серия «Гуманитарные науки», №  01-02  2015

В статье дана характеристика походов к понятию «интернационализация образования», осуществлен анализ направлений деятельности и международного сотрудничества в области интернационализации образования в целом и, в частности, интернационализации инженерно-технического образования. Особое внимание уделяется направлениям реформирования преподавания иностранного языка инженерно-техническим работникам в целях повышения мастерства и интернационализации образования.

Ключевые слова: Интернационализация образования, интернационализация инженерно-технического образования, международная мобильность, институциональное партнерство, LSP-программа, интегрированное обучение.

В  ситуации возрастания социально-экономического значения интеллектуальных ресурсов первостепенной задачей в экономической политике большинства развитых стран стало увеличение конкурентоспособности посредством повышения уровня образовательных услуг. Государственная политика Российской Федерации в сфере интернационализации высшего профессионального образования (далее – ВПО) основывается на осознании высокой значимости вхождения отечественных вузов в общее мировое образовательное пространство и соответствия российского образования мировым стандартам качества.

Существует несколько походов к понятию «интернационализация образования» (далее – ИО):

  • ИО рассматривается как один из элементов процесса глобализации, как процесс интеграции организации образовательных услуг в международном измерении [1];
  • ИО характеризуется в аспекте развития международного сотрудничества вузов [2];
  • ИО основана на введении международного компонента в организационные структуры вуза [3].

Международная практика ИО в сфере ВПО, как правило, включает две составляющие: «внутреннюю» (т.н. «домашнюю») и «внешнюю» ИО, представляющую собой образование за границей, межстрановое и трансграничное образование.

ИО включает следующие направления деятельности и международного сотрудничества:

1. индивидуальная международная мобильность в целях образования, как студентов, так и преподавательского состава;

2. мобильность (т.н. «транснациональное образование») и реформирование образовательных программ, основанные на институциональной мобильности и принятии международных стандартов образования;

3. институциональное партнерство, базирующееся на формировании образовательных объединений.

В настоящее время ИО рассматривается международным образовательным сообществом в качестве основного стратегического направления. Так, по мнению исследователей, «сегодня наступил момент прихода интернационализации во все области деятельности образовательных учреждений» [4]. Данное утверждение полностью относится и к российскому ВПО. Так, по мнению М. Лебедевой, «российские вузы сегодня не смогут избежать интернационализации, поскольку в условиях глобализации мирового сообщества это может привести к значительному отставанию не только российских науки и образования, но и в целом страны» [5].

Несомненно, что сегодня возрастание в общественном развитии значения технологического фактора делает инженерно-техническое образование одним из основных стимулов международного интеграционного процесса. Одновременно, интернационализация инженерно-технического образования становится значимым средством достижения стабильного развития общества.

Интернационализация инженерно-технического образования (далее – ИИО) означает введение международных аспектов в подавляющее большинство сферы жизнедеятельности технического вуза.

При этом российскими экспертами подчеркивается, что «государство при решении проблемы интернационализации проявляет интерес не ко всем вузам, а лишь к тем, которые смогут соответствовать его ожиданиям и стать лидером не только в области образования, но и прикладных исследований» [6].

Исследователи представляют ИИО сложным, противоречивым, многоуровневым поэтапным процессом, который пронизывает все сферы деятельности технического вуза, и целью которого является подготовка конкурентоспособных на международном рынке труда инженерно-технических работников (далее – ИТР). По их мнению, задачами ИИО являются:

1. организация многосторонней студенческой мобильности посредством разработки, реализации и международной сертификации образовательных программ технического вуза;

2. организация мобильности преподавателей с помощью системы стажировок;

3. формирование эффективной инфраструктуры международной деятельности технического вуза;

4. интеграция технического вуза в международную образовательную и исследовательскую деятельность;

5. развитие систем подготовки иностранных студентов и экспорта образовательных услуг;

6. достижение международного признания технического вуза. [7]

Интенсификация международных обменов в образовательной сфере, значимость свободного ориентирования обучающихся и преподавательского состава в мировом образовательном пространстве, происходящие процессы ИО, по мнению исследователей, меняют статус преподавания иностранного языка (далее – ИЯ) в вузах, вызывают необходимость увеличения требований к содержанию обучения ИЯ.

Таким образом, в настоящее время содержание обучения ИЯ в техническом вузе должно соответствовать:

  • квалификационным требованиям к получаемой профессии в области ИЯ;
  • коммуникативной и профессиональной направленности обучения ИЯ;
  • личностно-ориентированному характеру обучения ИЯ и стимулированию субъектной позиции студентов;
  • интернационализации знаний и получению языковой подготовки, соответствующей международным стандартам;
  • потребностям обучающихся в непрерывном самообразовании и саморазвитии. [8].

Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» определена необходимость обеспечить к 2020 году в соответствии с мировым рейтингом вхождение как минимум пяти российских вузов в сотню ведущих в мире. В 2013 году пятнадцать вузов России получили право на специальную субсидию для реализации мероприятий, направленных на продвижение вузов в мировых рейтингах. В своих «дорожных картах» - программах повышения конкурентоспособности – в числе программных мероприятий эти вузы среди прочих указали на:

  • реализацию совместных с зарубежными вузами образовательных программ,
  • привлечение иностранных преподавателей к работе с российскими студентами,
  • рост индексов международного цитирования научных трудов своих сотрудников,
  • внедрение международных программ магистратуры,
  • развитие международной мобильности для студентов и преподавателей и т.п.

Технические вузы сегодня должны ассоциироваться с единым международным образовательным пространством, что ведет к повышения значимости языкового компонента интернационализации.

Отсутствие достаточных знаний для использования ИЯ в профессиональном и академическом дискурсе, недостаточные коммуникативные иноязычные навыки у ИТР становятся в настоящее время значительным препятствием и для реализации карьерного роста, и для профессиональной деятельности на международном уровне. Плохое знание ИЯ сегодня приводит не только к неудобствам в коммуникации, но и к профессиональным рискам, и может привести к негативным последствиям для профессионала.

Сегодня владение ИЯ считается уже не просто конкурентным преимуществом, но и базовым универсальным навыком, отсутствие которого может быть расценено как признак недостаточной профессиональной квалификации специалиста и, как следствие, может воспрепятствовать его приему на работу.

Исследователь, слабо владеющий ИЯ, не сможет быть в курсе последних мировых достижений в избранной им области деятельности, не в состоянии опубликовать в международном масштабе результаты собственных исследований, соответственно, не сможет получить международные гранты и принять участие в межстрановых исследованиях и проектах, и, как следствие, не внесет вклада в повышение конкурентоспособности российского ВПО.

В связи с чем, качество преподавания ИЯ в техническом вузе является уже не просто фактором будущих личных успехов специалиста, но и опосредовано влияет на развитие российского ВПО и уровень благосостояния общества в целом.

Таким образом, по мнению исследователей, новая государственная образовательная политика в сфере интернационализации требует от технических вузов изменения политики в преподавании ИЯ, реформирования преподавания ИЯ по следующим направлениям:

1. профессионально-языковое, включающее:

  • усиление подготовки по ИЯ (профессиональная, коммуникативная, научно-исследовательская составляющие) будущих ИТР и преподавательского состава;
  • повышение международной научно-исследовательской активности преподавательского состава (международные конференции, публикации);
  • междисциплинарная кооперация преподавателей ИЯ и технических дисциплин в разработке программ профессионального обучения на ИЯ.

2. научно-исследовательское, включающее:

  • развитие научно-исследовательской мобильности обучающихся и преподавателей;
  • увеличение индекса международной цитируемости работников вуза;
  • привлечение преподавателей-иностранцев на контрактной основе;
  • развитие международных научно-образовательных проектов;
  • расширение международной кооперации в сфере образования и научных исследований;
  • улучшение имиджа вуза и приведение качества образования в соответствие с мировыми стандартами.

3. экономическое, включающее:

  • увеличение числа иностранных студентов посредством интернационализации образовательных программ;
  • увеличение бюджета вуза за счет притока денежных средств от экспорта образовательных услуг, как следствие, расширение международной научной деятельности вуза и повышение мотивации преподавательского состава;
  • расширение деятельности по привлечению грантов на реализацию международных проектов. [9]

Изучение ИЯ в целях профессиональной подготовки ИТР должно быть построено так, чтобы стать основой для будущей успешной профессиональной деятельности.

Сегодня профессионально-ориентированное обучение ИЯ в техническом вузе основано на принципе LSP («язык для специалистов»), одним из наиболее используемых вариантов которого является  ESP («английский для специалистов»).

Профилизация обучения ИЯ осуществляется при помощи программ обучения, в задачу которых входит ознакомление будущих специалистов специальной терминологии и основам грамматики, характерным для конкретной области деятельности. Занятия проводятся преподавателями ИЯ, которые сами составляют программы обучения в соответствии с малознакомым им содержанием технической дисциплины. В итоге оцениваются знания профильной терминологии, навыки иноязычной презентации и перевода специализированных иноязычных текстов.

Таким образом, проблема реформирования преподавания ИЯ может быть решена посредством введения интегрированного обучения ИЯ и профильной специальности как новой стратегии профессиональной подготовки будущего ИТР в области изучения ИЯ.

LSP-программы, с упором на изучение ИЯ, уже не соответствуют современным требованиям подготовки ИТР в области владения ИЯ. Конечно, обучение по LSP-программам не потеряло актуальности на начальном этапе иноязычного образования в техническом вузе, поскольку по-прежнему является необходимым фундаментом при формировании базовой профессиональной иноязычной компетенции ИТР.

Тем не менее, программа дальнейшей языковой подготовки должна быть центрирована именно на изучении специальных дисциплин, а ИЯ в аспекте интернационализации должен стать инструментом подачи предметных знаний по профессиональному профилю. При этом овладение интегрированным курсом должно оцениваться как в разрезе знания ИЯ, так и профильной дисциплины.

Все вышесказанное, по мнению исследователей, может быть реализовано лишь при активном сотрудничестве и взаимодействия языковых и специализированных кафедр. [10]

В связи с чем, интегрированное изучение ИЯ на поздних этапах обучения означает не только базирующиеся на данном подходе языковые занятия, но и взаимодействие преподавателей ИЯ и предметных дисциплин в проведении предметных занятий на ИЯ с дальнейшим совместным оцениванием овладения обучающимися учебным материалом.

Одним из препятствий, которые требуют преодоления для реализации интегрированного изучения ИЯ в техническом вузе, может стать отсутствие специальной подготовки преподавателей ИЯ для технических вузов. Эта проблема уже начала вызывать тревогу исследователей проблем ВПО, послужила предметом многочисленных дискуссий и стала одной из ряда причин возникновения новой отрасли педагогики - профессиональной лингводидактики, которая занимается изучением вопросов профессионально-ориентированного преподавания ИЯ.

Таким образом, программы интегрированного обучения ИЯ и профильным предметам должны совместно разрабатываться профильными и языковыми кафедрами. Выполнение данной задачи потребует решения ряда проблем:

  • выбор преподавателя интегрированных курсов, которым, по нашему мнению, должен стать предметник, достаточно хорошо владеющий ИЯ, желательно носитель языка;
  • определение характера и степени взаимодействия профильных и языковых кафедр;
  • определение последовательности преподавания профильных дисциплин на русском языке и на ИЯ;
  • определение доли участия преподавателя ИЯ и предметника в разработке учебных материалов;
  • определение требований к учебному материалу, нагрузке преподавателей и их материальному вознаграждению и т.п.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Knight J. Five truths about internationalization. International Higher Education // Boston College Magazine. Fall 2012. № 69.

2. Егоршин, А. Возможные сценарии (О развитии высшего образования в России) // Высшее образование в России. - 2000. - № 5.

3. Mestenhauser, J. Reforming the Higher Education Curriculum: Internationalizing the Campus. - Phoenix, Ariz: Orix Press, 1998.

4. Jones E. Internationalization - Aid, Trade, Pervade // University World News. 2011. No 195.

5. Императивы интернационализации / Отв. ред. М.В. Ларионова, О.В. Перфильева. - М.: Логос, 2013.

6. Газалиев А.М. Развитие технического университета в условиях рыночной экономики //Высшее образование в России. 2012. № 1. С. 119-125.

7. Осипов П.Н., Иванов В.Г., Зиятдинова Ю.Н. По пути интернационализации инженерного образования (опыт КНИТУ) //Высшее образование в России. 2014. № 3. С. 117-124.

8. Шестак В.П., Шестак Н.В. Рейтинговый дискурс: урок английского для вуза // Высшее образование в России. 2013. № 1. С. 37-47.

9. Иноземцева К.М. Интернационализация высшего профессионального образования в России: языковая политика// Высшее образование в России. 2014. № 5. С. 145-152.

10. Крупченко А.К, Иноземцева К.М. Интегративность и междисциплинарность как основа преподавания иностранных языков в профессиональных целях // Иностранные языки в школе. 2013. № 5. С. 9-16


© Э.Г. Хачатурова, Н.П. Гусева,  Журнал "Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики".
 
 
 

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ:  Перепечатка материалов допускается только в некоммерческих целях со ссылкой
на оригинал публикации. Охраняется законами РФ. Любые нарушения закона преследуются в судебном порядке. © ООО "Научные технологии"

Книжные Изданияbadge

badge
  • Реструктуризация информационного пространства органов государственной власти Санкт-Петербурга
  • Профессия «Бухгалтер»: прошлое, настоящее, будущее
  • Финансово-кредитная политика России
  • О недостаточности категории «графическое слово» для описания языкового материала арабского литературного языка (в связи с акцидентальными письменными словами в АЛЯ)

 

Текущие статьи

Комплекс упражнений, предназначенных для работы над дикцией и артикуляцией в речи и пении Комплекс упражнений, предназначенных для работы над дикцией и артикуляцией в речи и...
А.В. Покровский,  (Санкт-Петербургский государственный университет...
Резонаторы голосового аппарата вокалистаРезонаторы голосового аппарата вокалиста
А.В. Покровский,  (Санкт-Петербургский государственный университет...
Казанская губерния в середине XIX в.: объективные предпосылки для возникновения первого крупного промышленного предприятия в регионе в 1855 г. Казанская губерния в середине XIX в.: объективные предпосылки для возникновения первого крупного...
Г.Ю. Фан-Юнг,  (Ст. преподаватель, Набережночелнинский техно-торговый...
Критерии сформированности эстетико-экологической культуры будущего учителя биологииКритерии сформированности эстетико-экологической культуры будущего учителя биологии
И.С. Котенева,  (К.пед.н., доцент, Луганский национальный университет...

Журнал - Маркшейдерия и Недропользование Журнал Земля и Недвижимость Сибири Журнал - Минеральные Ресурсы России. Экономика и Управление Журнал - Геология Нефти и Газа Журнал - ГЛОБУС: Геология и Бизнес

Последние комментарии

RSS
VIP Studio Retro
viagra super force