keflex 750

Login

VIP Studio - журнал «Современная наука»

Russian (CIS)English (United Kingdom)

Биографическое развитие человека как предмет социального исследования

E-mail Печать

Н.Ю. Масленцева,  (К.соц.н., доцент, Российский государственный профессионально-педагогический университет, Екатеринбург)

 

Серия «Гуманитарные науки», №  01-02  2015

В статье анализируются вопросы исследования биографического развития личности, содержатся данные интервью с представителями студенческой молодежи. Описываются ключевые события жизненного пути, их субъективная оценка и значимость в жизненном пространстве, выделяются ключевые проблемы, связанные с перспективами использования биографического метода в практике индивидуальной социальной работы.

Ключевые слова: Биографическое развитие, биографический метод, событие жизни, жизненные проекты.

Исследование проблем индивидуального переживания времени, выбора личностью собственной темпоральной стратегии и вариативности жизненных стилей в социокультурной среде относится к числу актуальных научных проблем социологии, психологии, философии, культурологии. В системе отношений человека к миру следует выделить отношение к ходу своей жизни, к своей биографии. Каждый человек (осознанно или неосознанно) пытается реконструировать, осмыслить пройденные этапы жизненного пути и запланировать предстоящие события. Именно ощущения, восприятия, переживания, оценки собственной жизни, а также отношение к ней составляют суть биографического развития человека.

Биографическое развитие представляет собой процесс оценки и осмысления человеком отдельных разрозненных биографических эпизодов, объединения их в связную, непротиворечивую картину мира. Благодаря этой внутренней работе отдельные факты и события биографии оказываются включенными в целостную смысловую связь и образуют индивидуальную историю человека.

В изучении биографического развития человека актуальным представляется исследование классификации событий и выделение из всей совокупности наиболее значимых, установление между ними причинно-следственных связей, осмысление логики жизненного пути, его направленности и смысла. Важны не сами события, а их место в общей картине жизненного пути человека. Поэтому оценке и осмыслению подвергаются лишь те события, которые приобрели биографический статус.

В последние годы растет интерес к возрастной динамике биографического развития человека, к познанию его закономерностей [1-6]. Внимание привлекают подростковый и юношеский возраст, когда происходит открытие собственного "я" на социальном, личностном и экзистенциальном уровнях, происходит определение своего предназначения и осуществляется поиск средств его осуществления.

Подростковый и юношеский возраст – период перспектив, формирования субъективной картины жизненного пути и актуализации проблемы смысла жизни. В рамках указанной возрастной тенденции актуальной представляется проблема осознания молодежью событий своей жизни, осмысления многовариативности событий прошлого, настоящего и будущего и связей между ними. В связи с этим целесообразна разработка форм и методов актуализации процессов осознания и осмысления хода жизни, рефлексии событийной структуры жизненного пути.

Событийный подход в осознании временной динамики своего жизненного пути в качестве единицы измерения, позволяющей определить структуру жизненного пути, а также межсобытийные связи по типу «причина - следствие» или «цель - средство», использует сущностную характеристику субъективной картины жизненного пути. Событийный анализ позволяет определить изменения направления и темпа развития личности, ее жизненного пути в целом.

В данной статье эмпирической базой  стали результаты исследования «Главные события моей жизни», полученные на основании проведенного  выборочного социологического опроса (формализованное интервью) в 2013-2014 гг., среди студентов Российского государственного профессионально-педагогического университета г. Екатеринбурга.  Всего было опрошено 348 студентов, из них: 13% - 1 года обучения, 24% - 2 курс, 26% - 3 курс, 14% - 4 курс и 23% - 5 курс. Для построения выборки студентов вузов указанных регионов использованы укрупненные группы специальностей из Общероссийского классификатора специальностей по образованию (ОКСО). Специальности были сгруппированы следующим образом: педагогические, инженерно-технические, естественно-научные, экономико-управленческие социальные, гуманитарные. Средний возраст опрошенных –  21,5 года.

Исследование показало, что в сознании студентов существует достаточно устойчивый образ жизненного пути, выделяются наиболее значимые события в каждом возрастном периоде. Можно выделить два аспекта в интерпретации полученных результатов. Во-первых, ретроспективный анализ жизненного пути, в рамках которого выделяются те события, которые оказывают значительное влияние на течение жизни испытуемых. Во-вторых, это анализ перспектив развития, связанный с событиями ближайшего и отдаленного будущего.

В процессе анализа полученных данных были выделены ряд тем, наиболее часто воспроизводимых в исследовании. Среди ориентаций, связанных с «образовательной тематикой», следует отметить события, получившие наибольший вес: «первый класс», «окончание школы», «поступление в вуз», «сессия». Стремление к сохранению ценностных ориентаций, связанных с учебной деятельностью, обусловлено тем, что студенты непосредственно включены в нее, являются субъектами процесса. Кроме того, причиной актуализации этих событий в жизни студенческой молодежи является факт перехода от одного этапа к другому. Внешние ритуалы, продуцирующие внутренние преобразования психики, помогают увидеть свое место и роль в социуме и природном мире, определить для себя эти события как этапы жизненного пути. Ощущение течения и направленности жизни возникает, если существуют события, которые являются событиями «перехода».

Стремление к продолжению образования отражает общественную установку на приоритетную ценность образования в сознании. Актуализируется внимание на роли различных социальных институтов в самореализации личности – детский сад, школа, колледж, вуз.

В исследовании также была отмечена «семейная тема» (с доминированием таких событий, как «первая любовь», «свадьба», «рождение детей»), связанная с ориентацией на развитие любовных отношений и создание семьи. Центральное событие в рамках этой ориентации - «свадьба».

Данные исследования также показывают, что современные студенты рассматривают как важное событие в жизни – рождение детей. Данная характеристика репродуктивного поведения становится массовой и обусловлена социально-экономическими и политическими условиями, влияющими на уровень рождаемости в стране. Кроме того, ориентация на ожидаемое количество детей в семье  является следствием отражающих в быту, СМИ, обсуждения проблемы семьи, населения и рождаемости. Установка на детностъ находит отражение в частоте упоминания «детской темы» в качестве важнейших событий в жизни человека. В каждом возрастном периоде отмечаются события, непосредственно связанные с отношениями с детьми («рождение первого и/или второго ребенка, «дети идут в школу», «свадьба детей», «рождение внуков»).

Однако помимо ориентации на счастливую семейную жизнь в исследовании выявлено событие, которое может помешать благополучной семейной жизни –  развод. В исследовании удалось обнаружить связь между разводом как значимого события в ранний период жизни и наличием его в последующей жизни. Одной из возможных причин этого является то, что такие последствия обусловлены той информацией, которая приобретается в семье и которая в дальнейшем переносится на будущие ситуации. Указанная тенденция объясняется также особой ролью семьи в социализации детей, когда складываются представления о родительских и супружеских ролях. Направленность на повторное заключение брака было обнаружено у девушек. Они в два раза чаще отмечали это событие в своей жизни. События семейной жизни занимают большое место в субъективной картине жизненного пути. Имея установки на создание семьи, девушки вместе с тем предвидят возможные трудности и препятствия на пути к семейному счастью. Девушки значительно чаще указывали значимыми событиями в своей жизни: «детский сад», «первая любовь», «измена» в силу характерной для женского пола эмоциональности и традиционной оценки этих сферы жизнедеятельности как наиболее значимых «женских».

Существенные различия были выявлены в восприятии смерти близких людей, особенно в первый период. Объяснить это можно наличием негативного опыта утраты. Следует отметить, что в оценке этого события в следующих возрастных периодах существенных отличий не наблюдается.

Среди жизненных событий высокий уровень значимости занимают события, связанные с профессиональной деятельностью. Современная молодежь ориентирована на получение работы, обеспечивающей жизненное благосостояние. Получение и поиск работы связан также с процессом стабилизации и продвижения по службе. Выбор профессии является не окончательным процессом, а связан с различными трансформациями в структуре жизненного пути. Восприятие таких событий как увольнение с работы, безработица, смена работы, проблемы на работе обусловлено сложившейся ситуацией на рынке труда и находят отклик в сознании.  В структуре жизненного пути студентов представлены события, которые свидетельствуют о стремлении к самореализации их в профессиональной деятельности и связаны с продвижением по службе и достижением успехов.

Построение на уровне личности «пространственно-временного континуума», «смыслового универсума» является реальным способом моделирования и регулирования времени своей жизни. Содержание концепции жизненного пути обусловлено переживанием субъективной значимости и ценности событий жизни. В субъективной картине мира молодежи большое место занимают события настоящего и ближайшего будущего. Интерес к ним обусловлен актуальностью тех изменений, которые ожидает в своей жизни, а также непротяженностью временной перспективы. В различные возрастные периоды люди выделяют вероятность свершения различных событий. На основе анализа подобных данных можно описать типичный жизненный путь (сценарий) человека и обозначить вероятные жизненные траектории.

Малоизученным остается зрелый возраст – период активного профессионального и личностного развития, наполненного событиями биографического характера. Биографические ориентации ранней юности в зрелом возрасте подвергаются критическому анализу, собственная история жизни соотносится с "социальным расписанием", представляющим неинституализированную форму социального контроля и временной регуляции жизни индивида в обществе. Кризис середины жизни можно рассматривать как период реконструкции и конструирования жизненной истории, как биографический кризис.

Особый теоретический и практический интерес представляет старость как этап жизни, для которого характерно стремление к обобщению прожитой жизни, построению целостной биографии. Старость – период конечной интеграции, объединения индивидуальных фактов, событий жизни в единое смысловое поле. Основой реабилитации пожилых людей может стать биографический метод работы с жизненными историями, выбора контекста анализа биографий, формирования позитивного отношения к жизни, что позволяет увидеть в структуре жизненного пути новые задачи, жизненные роли и перспективы. В пожилом возрасте усиливается тенденция к усилению оценки событий жизни, фактов и ситуаций, желание осознать свою жизнь как единое целое. Обращенность к прошлому связано также с тем, что пожилой человек уже не видит перспектив будущего, поэтому работа с прошлым является одной из стратегий существования в этом возрастном периоде. Само по себе погружение в прошлое   пересмотр, своего рода ревизия собственной жизни или деятельности. Биографический метод в  таком случае позволяет интегрировать собственный опыт – прошлое и настоящее,  что приводит к определенному психологическому комфорту личности, повышает самооценку и важность приобретенного жизненного опыта.

Самооценка прожитой жизни всегда субъективна. Поводы для самообвинений, как и для обвинения других, всегда достаточно услужливо «подкидывает» память человека: фиксация внимания главным образом на негативных жизненных событиях, склонность к особенной «памятливости» именно на те свои поступки, которые привели к неблагоприятным результатам – все это может привести к развитию острой неудовлетворенности собой, окружающими и прожитой жизнью. Доминирующими в таком случае чувствами могут быть чувства вины и отчаяния, обиды и злости и т.п. по поводу того, что изменить уже невозможно.

Внутреннее неприятие своего жизненного пути, самого себя замещается довольно часто неприятием других и окружающего, всего происходящего вокруг. Как следствие – нетерпимость, отчужденность угнетенность, ворчливость, недоверчивость и т.п. Все это приводит к разрушению и без того сузившегося круга общения, росту конфликтов, возникновению чувства одиночества и покинутости. Иногда погружение в прошлое порождает такие состояния, как выведение прошлого в настоящее (их согласование), что обычно связано с потребностью (чаще не очень отчетливой для самого человека) многократно повторить эмоциональные состояния, которые доставляли удовольствие, вызвать приятные образы, как бы прожить свою молодую жизнь еще раз. Нередко на опыте прошлого пожилой человек хочет поучить молодых тому, как надо жить, или ненавязчиво (а иногда и навязчиво) подчеркнуть, какие в те времена были нравственные люди.

Развитию представлений о биографическом развитии человека сопутствует интерес к его гендерным различиям. Когнитивные различия в восприятии жизненного пути являются следствием влияния существующих в обществе гендерных стереотипов. Ассиметрия гендерных жизненных стратегий обусловлена также различиями в событийности мужчин и женщин, типами темпоральности и ориентациями на области жизненного мира. Различие жизненных стратегий, сценариев мужчин и женщин обусловлено также системой взглядов, убеждений и ожиданий относительно разных полов, которые находят воплощение в реальных взаимоотношениях в семье, детском саду, школе.

Мужчины и женщины по-разному воспринимают и оценивают свою жизнь. Несмотря на то, что мужчины и женщины включены в один и тот же процесс исторического развития, переживают одинаковые периоды жизни, они имеют разные сферы приложения своих сил и устремлений. Так, мужчины чаще оценивают свою жизнь сквозь призму профессиональной деятельности, а история жизни женщины представляет собой историю брака.

Дж.Э.Рут, Дж.Биррен, Д. Полкингхорн отмечают, что человек интерпретирует свою жизнь с точки зрения реализации своего жизненного проекта, описывает свои цели и имевшиеся ресурсы для их осуществления [7]. Они выделяют пять различных жизненных проектов: жизнь – достижения в карьере, жизнь – общение, влияние на людей и познание нового, жизнь –любовь, жизнь – семья, жизнь –преодоление трудностей. Первые два проекта выбираются преимущественно мужчинами, вторые два – женщинами, то последний характерен и для мужчин и для женщин. Женщины видят смысл своей жизни в любви, семье, заботе о других, женское «Я» часто определяется через другого или других. Мужское «Я» конструируется в противопоставлении, в акцентировании своей индивидуальности, неповторимости.

Проблема   гендерной   социализации   и   формирования жизненных стилей в различных педагогических системах еще не получила должного отражения в научной литературе. В условиях   социальных  трансформаций   изменяется   структура жизненного пути мужчин и женщин, которая также нуждается в дальнейшем исследовании.

 Особый интерес представляет биографическое развитие инвалидов, имеющих ограниченные возможности для развития и самореализации в социуме. Наличие недуга (врожденного или приобретенного), осознание инаковости может стать фактором, влияющим на отношение человека к себе и миру, определяющим содержание и структуру жизненной истории. Восприятие жизненного пути инвалидами обусловлено их отношением к недугу. Исследования свидетельствуют,  что для инвалидов характерно особое восприятие жизненного пути: идеализация прошлого, пессимистическое восприятие настоящего и страх перед будущим. Реабилитационная работа, направленная на активизацию биографического мышления может осуществляться также с детьми-сиротами, беспризорниками, правонарушителями.

Биографическое развитие личности - это последовательное и постепенное осознание уникальности своего жизненного пути и судьбы, осуществляемое на основе интерпретации событий, происходящих в среде, участником которых эта личность является, а также на основе интерпретации и обобщения прожитой жизни. Предметом внимания может быть как собственное развитие, так и развитие других людей. Биографические изменения в сознании индивида возможны из-за "разрыва идентичности", которое нарушает привычный ход жизни и приводит к осмыслению этого факта в структуре жизненного пути, определению его места в общей картине индивидуальной истории жизни. Важно знать, какое место занимают события в субъективной картине мира клиента, каков вес (цена) этих событий, какова взаимосвязь между ними.

В изучении биографического развития человека актуальным представляется исследование классификации событий и выделение из всей совокупности наиболее значимых, установление между ними причинно-следственных связей, осмысление логики жизненного пути, его направленности и смысла. Важны не сами события, а их место в общей картине жизненного пути человека. Поэтому оценке и осмыслению подвергаются лишь те события, которые приобрели биографический статус.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. См. например: Голубович И.В. Биография: методология анализа в гуманитарном исследовании //Эпистемология и философия науки. 2012. Т. 33. № 3. С. 84-97,

2. Иконникова С.Н. Биографика как часть исторической культурологии. //Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2012.№ 2. С. 6-10,

3. Нечаева Е.С. Структуры повседневности советского человека в период перестройки (опыт анализа биографического интервью) // Теория и практика общественного развития. 2012. № 8. С. 108-111,

4. Рустин М. Размышления по поводу поворота к биографиям в социальных науках //ИНТЕРакция. ИНТЕРвью. ИНТЕРпретация. 2002. № 1. С. 7-24,

5. Соснина И.В. Социальные аспекты интеграции трудовых мигрантов //Современные проблемы науки и образования. 2012. № 3. С. 410,

6. Саблина С.Г., Шаронова А.В. Практики преодоления сложных жизненных ситуаций.  // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Философия. 2010. Т. 8. № 4. С. 89-94.

7. Ruth J-E., Birren J. Е. & Polkinghorne D. E. The Projects of Life Reflected in Autobiographies of Old Age // Ageing and Society. 1996.  №16.P.19.


© Н.Ю. Масленцева,  Журнал "Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики".
 
 
 

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ:  Перепечатка материалов допускается только в некоммерческих целях со ссылкой
на оригинал публикации. Охраняется законами РФ. Любые нарушения закона преследуются в судебном порядке. © ООО "Научные технологии"

Книжные Изданияbadge

badge
  • Реструктуризация информационного пространства органов государственной власти Санкт-Петербурга
  • Профессия «Бухгалтер»: прошлое, настоящее, будущее
  • Финансово-кредитная политика России
  • О недостаточности категории «графическое слово» для описания языкового материала арабского литературного языка (в связи с акцидентальными письменными словами в АЛЯ)

 

Текущие статьи

Критерии сформированности эстетико-экологической культуры будущего учителя биологииКритерии сформированности эстетико-экологической культуры будущего учителя биологии
И.С. Котенева,  (К.пед.н., доцент, Луганский национальный университет...
Комплекс упражнений, предназначенных для работы над дикцией и артикуляцией в речи и пении Комплекс упражнений, предназначенных для работы над дикцией и артикуляцией в речи и...
А.В. Покровский,  (Санкт-Петербургский государственный университет...

Журнал - Маркшейдерия и Недропользование Журнал Земля и Недвижимость Сибири Журнал - Минеральные Ресурсы России. Экономика и Управление Журнал - Геология Нефти и Газа Журнал - ГЛОБУС: Геология и Бизнес

Последние комментарии

RSS
VIP Studio Retro
viagra super force