keflex 750

Login

VIP Studio - журнал «Современная наука»

Russian (CIS)English (United Kingdom)

МОСКВА +7(495)-XXX-XX-XX

Необходимость формирования конфликтологической компетентности студентов

E-mail Печать

И.А. Чумак,  (К.полит.н., преподаватель, каф. конфликтологии, связей с общественностью и журналистики, Пятигорский государственный лингвистический университет)

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №14-33-01254

 

Серия «Гуманитарные науки», №  9-10  2014

В статье рассматривается необходимость изучения теории конфликтологии студентами всех специальностей. Процесс формирования конфликтологической компетентности у студентов и у профессорско-преподавательского состава является необходимым условием эффективного и успешного осуществления образовательной деятельности. По мнению автора, именно это условие способствует формированию и развитию навыков конструктивного общения в студенческой среде.

Ключевые слова: Конфликтология, студенческая среда, конфликтологическая компетентность, образовательный процесс.

Студенческая среда характеризуется большим количеством конфликтных ситуаций, которые стоит рассматривать как позитивные возможности для самореализации и самопознания.

Во второй половине XX века было введено в научный аппарат понятие "компетентность", на протяжении длительного времени исследователи размышляли над разграничением понятий компетенция и компетентность, над трактовкой этих терминов, задавались вопросом какой из терминов входит в состав второго, что их объединяет [3]. Компетентность основывается на компетенции, но не исчерпывается ею.

В структуре социально-профессиональной компетентности можно выделить четыре взаимосвязанных компонента: мотивационный, когнитивный, поведенческий, ценностно-смысловой. Мотивационный компонент отражает готовность, интерес, стремление, потребность руководствоваться в своем поведении общепринятыми нормами в обществе, в сотрудничестве с коллегами, к выполнению профессиональных задач. Когнитивный компонент основывается на знаниях содержания компетентности, о культуре, социальном взаимодействии, профессиональном знании. Поведенческий компонент характеризует умение, опыт применения компетентности в решении социально-профессиональных задач. Ценностно-смысловой компонент показывает отношение к содержанию компетентности в профессиональной деятельности, выполнению профессиональных задач стандартным и нестандартным путем.

С развитием конфликтологии сформировалось понятие "конфликтологичная компетентность", которая означает способность действующего лица в реальном конфликте осуществлять деятельность, направленную на минимизацию деструктивных форм конфликта и переход социально негативных конфликтов в социально положительное русло [6].

Червоный П.Д. относит ее к одной из важнейших общих характеристик общей коммуникативной компетентности, которая включает информацию о возможных стратегиях поведения в конфликте и умение адекватно реализовать эти стратегии в конкретной жизненной ситуации.

Петровская Л.А. определяет конфликтологическую компетентность как компетентность человека в конфликтной ситуации [4; с.414]. Самсонова Н.В. конфликтологическую компетентность определяет как вид профессиональной подготовленности специалиста выполнять определенные трудовые функции в профессиональной конфликтогенной среде [5; с.156]. По определению О. И. Щербаковой, конфликтологическая компетентность - это система научных знаний о конфликте и умений управлять им, целенаправленно развиваемых в процессе специальной подготовки применительно к конкретным ситуациям учебного и профессионального взаимодействия субъектов общения [7; с. 57]. Лукашенко А.А. пришел к выводу о том, что важным фактором возникновения конфликтов в учебных заведениях является отсутствие или недостаток конфликтологической компетентности педагогов [2; с.17].

Исходя из вышеуказанных теоретических положений, мы можем предположить, что формирование конфликтологической компетентности у студентов обеспечивается прежде всего усвоением психолого-педагогических и профессиональных знаний, профессиональных умений и будет влиять на эффективность работы преподавателей со студентами.

Определить уровень сформированности конфликтологической компетентности можно путем создания проблемной ситуации в решении педагогической проблемы или подведения участников к необходимости обсуждения возникшей проблемы.

Формирование конфликтологической компетентности формирует готовность к воспитательной работе, изменяет стиль общения студента.

Ознакомление российского общества с конфликтологией произошло до того, как были подготовлены к этому соответствующая институциональная и правовая база, сознание и культура людей. Выяснилось практически полное отсутствие навыков цивилизованной полемики, переговоров, прогнозирования конфликтов и управления ими. Благодаря российским учёным появилось немало глубоких и содержательных публикаций, которые сумели изменить традиционное для советского обществоведения отношения к социальным конфликтам [1; с.398].

Обучение студентов должно строиться на формировании конфликтологической культуры, то есть на формировании знаний о науке "конфликтология", в ходе изучения которой, необходимо дать студентам тот необходимый объем научных знаний и практических навыков, которые помогут им распознать конфликт до того, как он перешёл в открытую форму, безошибочно анализировать его причины, тип и динамику, определить интересы и мотивации конфликтующих сторон. Важно научить грамотно выстраивать схему своего поведения в конфликте, чтобы минимизировать потери сторон, добиваться взаимоприемлемого урегулирования спора, не прибегая к силе.

Необходимо обучать в вузах основам конфликтологии и управлению конфликтами, эффективной работе в конкурентной среде, выполнению роли посредников, экспертов по переговорам и тд.

Целями преподавания конфликтологии является ознакомление студентов с современной теорией социального конфликта, усвоение основ его научного анализа и прогноза; овладение политическими навыками урегулирования конфликтов, переговорными и посредническими технологиями; воспитание культуры ненасильственного разрешения конфликтов, терпимости, формирование интеллектуального и нравственного потенциала личности будущего специалиста.

Интересными на наш взгляд являются результаты опроса о снижении конфликтов в вузе и о степени необходимости конфликтологической службы в вузе. Так, 51% респондентов считают, что повышение сплочённости студентов будет способствовать снижению уровня конфликтов в вузе; 55,4% ответили, что соблюдение прав студентов и повышение уровня культуры студентов будут иметь похожий эффект на уровень конфликтов. Хочется отметить, что 47% студентов удовлетворены культурно-массовыми мероприятиями, а также считают их интересными. Но возникает вопрос – почему появляется необходимость повышения уровня культуры для предотвращения конфликтов среди студентов? Остается только полагать, что те качественные задачи, которые должны решать, в первую очередь, мероприятия данного рода не выполняются.

По мнению респондентов, создание конфликтологической службы в вузе в равной степени как повлияет на уровень конфликтов, так и не повлияет. В то же время, полученные данные показывают, что существует необходимость создания конфликтологической службы, но наделённой определенными функциями, такими как защита интересов студентов (69,5%), оказание психологической помощи (58,9%), обучение конструктивному поведению в конфликте (47,7%). Примечательно, что респонденты не чувствуют необходимости в улучшении своих навыков конструктивного взаимодействия в конфликтах традиционным путем, а именно, с помощью курсов лекций (35,9% - за, 36,9% - против), участия семинаров и конференций (33,4% - за, 36,5% - против). В то время как такие более практиконаправленные методы как тренинги пользуются популярностью, потому как 47% респондентов высказались за участие в тренингах.

Подводя итог вышесказанному можно упомянуть о некоторых рекомендациях, следование которым, поможет эффективному формированию конфликтологической компетентности студентов.

Во-первых, конфликтологическую компетентность стоит рассматривать как одну из основных составляющих образовательного процесса. Привитие навыков бесконфликтного взаимодействия поможет студенческой молодёжи независимо от выбранной специальности на высоком уровне реализовывать свои профессиональные навыки. В связи с этим дисциплина "конфликтология" должна быть введена в образовательные стандарты всех специальностей и направлений подготовки.

Во-вторых, восприятие студентом конфликтной ситуации должно поменяться, то есть необходимо рассматривать конфликт как возможность саморазвития. Работа в этом направлении должна проводиться на постоянной основе теоретиками и практиками конфликтологии и психологии.

В-третьих, поскольку профессорско-преподавательский состав (ППС) оказывает прямое влияние на личность студента руководству вузов необходимо обратить внимание на владение ППС конфликтологической компетентностью. В случае выявление отсутствия навыков бесконфликтного взаимодействия должны быть организованы курсы повышения квалификации для сотрудников вуза.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ганеев А.М. Воспитательная миссия конфликтологии / Современная конфликтология в контексте культура мира // Материалы I международного конгресса кофликтологов / Под ред. Е.И. Степанова. М.: Эдиториалл УРСС, 2001. С. 395-401.

2. Лукашенко А.А. Педагогические условия формирования конфликтной компетенции учителя общеобразовательного учебного заведения: Автореф. ...дисс. канд. педагог. наук 13.00.04. Харьков, 2005.  25 с.

3. Петрова О.С. К проблеме оценивания развития социально-профессиональной компетентности студентов [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://dlib.eastview.com/browse/doc/29634556

4. Петровская Л.А. Общение - компетентность - тренинг. М.: Смысл, 2007. 687 с.

5. Самсонова Н.В. Конфликтологическая культура специалиста и технология ее формирования в системе вузовского образования. Калининград: Изд-во КГУ, 2002. 308 с.

6. Червоный П.Д. Формирование конфликтологичной компетентности в воспитательной работе с курсантами МВД Украины [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://dlib.eastview.com/browse/doc/29016183

7. Щербакова О.И. Развитие конфликтологической культуры личности // Высшее образование сегодня. 2008. №10. С. 56 - 59.


© И.А. Чумак,  Журнал "Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики".
 
 
 

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ:  Перепечатка материалов допускается только в некоммерческих целях со ссылкой
на оригинал публикации. Охраняется законами РФ. Любые нарушения закона преследуются в судебном порядке. © ООО "Научные технологии"

Книжные Изданияbadge

badge
  • Реструктуризация информационного пространства органов государственной власти Санкт-Петербурга
  • Профессия «Бухгалтер»: прошлое, настоящее, будущее
  • Финансово-кредитная политика России
  • О недостаточности категории «графическое слово» для описания языкового материала арабского литературного языка (в связи с акцидентальными письменными словами в АЛЯ)

 

Текущие статьи

Необходимость формирования конфликтологической компетентности студентовНеобходимость формирования конфликтологической компетентности студентов
И.А. Чумак,  (К.полит.н., преподаватель, каф. конфликтологии,...
Определение понятия «Коммуникативная компетенция педагога»Определение понятия «Коммуникативная компетенция педагога»
Н.А. Ротова,  (Аспирант, Сургутский государственный университет)...
Переживания бренности бытия и внутреннего протеста в Италии конца XV – начала  XVI векаПереживания бренности бытия и внутреннего протеста в Италии конца XV – начала...
М.В. Ковалева,  (К.ист.н., доцент, ФБГОУ ВПО «Госуниверситет...
Социальное управление: Теоретические аспектыСоциальное управление: Теоретические аспекты
К.Б. Сафонов,  (К.филос.н., доцент, каф. «Менеджмент»,...

Журнал - Маркшейдерия и Недропользование Журнал Земля и Недвижимость Сибири Журнал - Минеральные Ресурсы России. Экономика и Управление Журнал - Геология Нефти и Газа Журнал - ГЛОБУС: Геология и Бизнес

Последние комментарии

RSS
VIP Studio Retro
levitra bitcoin