keflex 750

Login

VIP Studio - журнал «Современная наука»

Russian (CIS)English (United Kingdom)

МОСКВА +7(495)-XXX-XX-XX

Необходимость формирования конфликтологической компетентности студентов

E-mail Печать

И.А. Чумак,  (К.полит.н., преподаватель, каф. конфликтологии, связей с общественностью и журналистики, Пятигорский государственный лингвистический университет)

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №14-33-01254

 

Серия «Гуманитарные науки», №  9-10  2014

В статье рассматривается необходимость изучения теории конфликтологии студентами всех специальностей. Процесс формирования конфликтологической компетентности у студентов и у профессорско-преподавательского состава является необходимым условием эффективного и успешного осуществления образовательной деятельности. По мнению автора, именно это условие способствует формированию и развитию навыков конструктивного общения в студенческой среде.

Ключевые слова: Конфликтология, студенческая среда, конфликтологическая компетентность, образовательный процесс.

Студенческая среда характеризуется большим количеством конфликтных ситуаций, которые стоит рассматривать как позитивные возможности для самореализации и самопознания.

Во второй половине XX века было введено в научный аппарат понятие "компетентность", на протяжении длительного времени исследователи размышляли над разграничением понятий компетенция и компетентность, над трактовкой этих терминов, задавались вопросом какой из терминов входит в состав второго, что их объединяет [3]. Компетентность основывается на компетенции, но не исчерпывается ею.

В структуре социально-профессиональной компетентности можно выделить четыре взаимосвязанных компонента: мотивационный, когнитивный, поведенческий, ценностно-смысловой. Мотивационный компонент отражает готовность, интерес, стремление, потребность руководствоваться в своем поведении общепринятыми нормами в обществе, в сотрудничестве с коллегами, к выполнению профессиональных задач. Когнитивный компонент основывается на знаниях содержания компетентности, о культуре, социальном взаимодействии, профессиональном знании. Поведенческий компонент характеризует умение, опыт применения компетентности в решении социально-профессиональных задач. Ценностно-смысловой компонент показывает отношение к содержанию компетентности в профессиональной деятельности, выполнению профессиональных задач стандартным и нестандартным путем.

С развитием конфликтологии сформировалось понятие "конфликтологичная компетентность", которая означает способность действующего лица в реальном конфликте осуществлять деятельность, направленную на минимизацию деструктивных форм конфликта и переход социально негативных конфликтов в социально положительное русло [6].

Червоный П.Д. относит ее к одной из важнейших общих характеристик общей коммуникативной компетентности, которая включает информацию о возможных стратегиях поведения в конфликте и умение адекватно реализовать эти стратегии в конкретной жизненной ситуации.

Петровская Л.А. определяет конфликтологическую компетентность как компетентность человека в конфликтной ситуации [4; с.414]. Самсонова Н.В. конфликтологическую компетентность определяет как вид профессиональной подготовленности специалиста выполнять определенные трудовые функции в профессиональной конфликтогенной среде [5; с.156]. По определению О. И. Щербаковой, конфликтологическая компетентность - это система научных знаний о конфликте и умений управлять им, целенаправленно развиваемых в процессе специальной подготовки применительно к конкретным ситуациям учебного и профессионального взаимодействия субъектов общения [7; с. 57]. Лукашенко А.А. пришел к выводу о том, что важным фактором возникновения конфликтов в учебных заведениях является отсутствие или недостаток конфликтологической компетентности педагогов [2; с.17].

Исходя из вышеуказанных теоретических положений, мы можем предположить, что формирование конфликтологической компетентности у студентов обеспечивается прежде всего усвоением психолого-педагогических и профессиональных знаний, профессиональных умений и будет влиять на эффективность работы преподавателей со студентами.

Определить уровень сформированности конфликтологической компетентности можно путем создания проблемной ситуации в решении педагогической проблемы или подведения участников к необходимости обсуждения возникшей проблемы.

Формирование конфликтологической компетентности формирует готовность к воспитательной работе, изменяет стиль общения студента.

Ознакомление российского общества с конфликтологией произошло до того, как были подготовлены к этому соответствующая институциональная и правовая база, сознание и культура людей. Выяснилось практически полное отсутствие навыков цивилизованной полемики, переговоров, прогнозирования конфликтов и управления ими. Благодаря российским учёным появилось немало глубоких и содержательных публикаций, которые сумели изменить традиционное для советского обществоведения отношения к социальным конфликтам [1; с.398].

Обучение студентов должно строиться на формировании конфликтологической культуры, то есть на формировании знаний о науке "конфликтология", в ходе изучения которой, необходимо дать студентам тот необходимый объем научных знаний и практических навыков, которые помогут им распознать конфликт до того, как он перешёл в открытую форму, безошибочно анализировать его причины, тип и динамику, определить интересы и мотивации конфликтующих сторон. Важно научить грамотно выстраивать схему своего поведения в конфликте, чтобы минимизировать потери сторон, добиваться взаимоприемлемого урегулирования спора, не прибегая к силе.

Необходимо обучать в вузах основам конфликтологии и управлению конфликтами, эффективной работе в конкурентной среде, выполнению роли посредников, экспертов по переговорам и тд.

Целями преподавания конфликтологии является ознакомление студентов с современной теорией социального конфликта, усвоение основ его научного анализа и прогноза; овладение политическими навыками урегулирования конфликтов, переговорными и посредническими технологиями; воспитание культуры ненасильственного разрешения конфликтов, терпимости, формирование интеллектуального и нравственного потенциала личности будущего специалиста.

Интересными на наш взгляд являются результаты опроса о снижении конфликтов в вузе и о степени необходимости конфликтологической службы в вузе. Так, 51% респондентов считают, что повышение сплочённости студентов будет способствовать снижению уровня конфликтов в вузе; 55,4% ответили, что соблюдение прав студентов и повышение уровня культуры студентов будут иметь похожий эффект на уровень конфликтов. Хочется отметить, что 47% студентов удовлетворены культурно-массовыми мероприятиями, а также считают их интересными. Но возникает вопрос – почему появляется необходимость повышения уровня культуры для предотвращения конфликтов среди студентов? Остается только полагать, что те качественные задачи, которые должны решать, в первую очередь, мероприятия данного рода не выполняются.

По мнению респондентов, создание конфликтологической службы в вузе в равной степени как повлияет на уровень конфликтов, так и не повлияет. В то же время, полученные данные показывают, что существует необходимость создания конфликтологической службы, но наделённой определенными функциями, такими как защита интересов студентов (69,5%), оказание психологической помощи (58,9%), обучение конструктивному поведению в конфликте (47,7%). Примечательно, что респонденты не чувствуют необходимости в улучшении своих навыков конструктивного взаимодействия в конфликтах традиционным путем, а именно, с помощью курсов лекций (35,9% - за, 36,9% - против), участия семинаров и конференций (33,4% - за, 36,5% - против). В то время как такие более практиконаправленные методы как тренинги пользуются популярностью, потому как 47% респондентов высказались за участие в тренингах.

Подводя итог вышесказанному можно упомянуть о некоторых рекомендациях, следование которым, поможет эффективному формированию конфликтологической компетентности студентов.

Во-первых, конфликтологическую компетентность стоит рассматривать как одну из основных составляющих образовательного процесса. Привитие навыков бесконфликтного взаимодействия поможет студенческой молодёжи независимо от выбранной специальности на высоком уровне реализовывать свои профессиональные навыки. В связи с этим дисциплина "конфликтология" должна быть введена в образовательные стандарты всех специальностей и направлений подготовки.

Во-вторых, восприятие студентом конфликтной ситуации должно поменяться, то есть необходимо рассматривать конфликт как возможность саморазвития. Работа в этом направлении должна проводиться на постоянной основе теоретиками и практиками конфликтологии и психологии.

В-третьих, поскольку профессорско-преподавательский состав (ППС) оказывает прямое влияние на личность студента руководству вузов необходимо обратить внимание на владение ППС конфликтологической компетентностью. В случае выявление отсутствия навыков бесконфликтного взаимодействия должны быть организованы курсы повышения квалификации для сотрудников вуза.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ганеев А.М. Воспитательная миссия конфликтологии / Современная конфликтология в контексте культура мира // Материалы I международного конгресса кофликтологов / Под ред. Е.И. Степанова. М.: Эдиториалл УРСС, 2001. С. 395-401.

2. Лукашенко А.А. Педагогические условия формирования конфликтной компетенции учителя общеобразовательного учебного заведения: Автореф. ...дисс. канд. педагог. наук 13.00.04. Харьков, 2005.  25 с.

3. Петрова О.С. К проблеме оценивания развития социально-профессиональной компетентности студентов [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://dlib.eastview.com/browse/doc/29634556

4. Петровская Л.А. Общение - компетентность - тренинг. М.: Смысл, 2007. 687 с.

5. Самсонова Н.В. Конфликтологическая культура специалиста и технология ее формирования в системе вузовского образования. Калининград: Изд-во КГУ, 2002. 308 с.

6. Червоный П.Д. Формирование конфликтологичной компетентности в воспитательной работе с курсантами МВД Украины [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://dlib.eastview.com/browse/doc/29016183

7. Щербакова О.И. Развитие конфликтологической культуры личности // Высшее образование сегодня. 2008. №10. С. 56 - 59.


© И.А. Чумак,  Журнал "Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики".
 
 
 

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ:  Перепечатка материалов допускается только в некоммерческих целях со ссылкой
на оригинал публикации. Охраняется законами РФ. Любые нарушения закона преследуются в судебном порядке. © ООО "Научные технологии"

Книжные Изданияbadge

badge
  • Реструктуризация информационного пространства органов государственной власти Санкт-Петербурга
  • Профессия «Бухгалтер»: прошлое, настоящее, будущее
  • Финансово-кредитная политика России
  • О недостаточности категории «графическое слово» для описания языкового материала арабского литературного языка (в связи с акцидентальными письменными словами в АЛЯ)

 

Текущие статьи

Социальное управление: Теоретические аспектыСоциальное управление: Теоретические аспекты
К.Б. Сафонов,  (К.филос.н., доцент, каф. «Менеджмент»,...
Актуальность проблемного обучения на уроках английского языка в рамках ФГОСАктуальность проблемного обучения на уроках английского языка в рамках ФГОС
Ю.А. Лагутина,  (ФГКОУ СОШ №11 МО РФ, Чеченская Республика,...
Необходимость формирования конфликтологической компетентности студентовНеобходимость формирования конфликтологической компетентности студентов
И.А. Чумак,  (К.полит.н., преподаватель, каф. конфликтологии,...

Журнал - Маркшейдерия и Недропользование Журнал Земля и Недвижимость Сибири Журнал - Минеральные Ресурсы России. Экономика и Управление Журнал - Геология Нефти и Газа Журнал - ГЛОБУС: Геология и Бизнес

Последние комментарии

RSS
VIP Studio Retro
levitra bitcoin