keflex 750

Login

VIP Studio - журнал «Современная наука»

Russian (CIS)English (United Kingdom)

МОСКВА +7(495)-XXX-XX-XX

Мотивация вступления в брак у молодежи

E-mail Печать

Т.П. Усынина,  (К.псих.н., доцент, Оренбургская государственная медицинская академия)

Серия «Гуманитарные науки», №  7-8  2014

В статье рассматриваются особенности мотивационной готовности молодежи при вступлении в брак. Получены эмпирические факты, подтверждающие полоролевые различия мотивации юношей и девушек при вступлении в брак.

Ключевые слова: Семья, психологическая готовность к браку, брачная мотивация, мотивы вступления в брак, гендерные стереотипы.

В  условиях политических, экономических и социальных преобразований семья, являясь посредником между интересами личности и социума, оказалась в эпицентре общественных проблем, повлекших за собой изменение взглядов молодёжи на брачно-семейную жизнь, проявляющееся в деформации, неопределённости, а в некоторых случаях утрате семейных ценностей. Ситуация осложняется индивидуализмом молодёжи, проявляющемся в потребительской позиции и приводящим к тому, что строить семью приходится менее зрелым в личностном отношении супругам. Взгляды молодого поколения на семью приводят к нежелательным для общества последствиям в социально-демографическом, экономическом и этико- психологическом плане, поэтому особую актуальность приобрела необходимость возрождения института семьи, подготовки молодого поколения к браку.

Проблема готовности юношей и девушек к браку в науке изучается давно. Различные её аспекты изучались в работах психологов и педагогов. Проблема семьи и добрачного воспитания юношей и девушек нашла отражение в трудах выдающихся учёных. Наиболее значимые работы принадлежат Т.В. Андреевой, Я.Корчаку, В. Сатир, В.А.Сухомлинскому, К.Д.Ушинскому, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис и др.

Свой вклад в изучение особенностей представлений молодёжи о будущей семейной жизни внесли Е.Б. Маценова, А.М. Прихожан, Т.И. Юферева, П.М.Якобсон Аи др.

Среди многих проблем, возникающих при изучении готовности юношей и девушек к браку, необходимо исследовать и те, которые связаны с полоролевыми различиями психологической готовности к брачным отношениям.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить противоречие между целесообразностью оказания психолого-педагогического сопровождения в формировании психологической готовности к браку юношей и девушек и недостаточной теоретической, экспериментальной и методической разработанностью данного вопроса. На основе данного противоречия была сформулирована проблема исследования, которая заключается в изучении полоролевых различий психологической готовности к браку юношей и девушек.

Взгляды молодого поколения на семью приводят к нежелательным для общества последствиям в социально-демографическом, экономическом, этико-психологическом плане, поэтому особую актуальность приобретает необходимость возрождения института семьи, подготовки молодого поколения к браку. Возникает необходимость рассматривать психологическую готовность к браку юношей и девушек с учетом полоролевых различий, что обуславливает актуальность исследования.

В исследовании приняли участие 100 (50 юношей и 50 девушек) студентов возрасте 18-20 лет. Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВПО «ОрГМА» г. Оренбурга.

В последние десятилетия ХХ отечественные психологи и педагоги (Выготский Л.С., Гребенников И.В., Калмыкова Е.С., Сысенко В.А., Сизанов А.Н., Шапиро Ю. и др.) пытались определить критерии психологической подготовленности к браку, описывая способности, навыки и умения, которые необходимо формировать у юношей и девушек.

Так Л.С. Выготский уделял внимание, нравственной стороне проблемы, высказывая мысли о необходимости формировать у юношей и девушек умения управлять своими эмоциями и чувствами, владеть их внешним выражением. Формирование у молодежи правильного осознания чувства любви и связанного с этим ощущения ответственности в любви автор рассматривал как воспитание избирательности отношения и «умения сосредоточить свои чувства на одном или одной», что очень ценно для семейной жизни.

По мнению В.А. Сысенко, нравственно-психологическая готовность к браку означает восприятие (усвоение) целого комплекса требований, обязанностей и социальных стандартов поведения, которыми регулируется семейная жизнь [10].

А.Н. Сизанов под психологической готовностью к браку подразумевает наличие развитых навыков общения с людьми, единства или сходства взглядов на мир и семейную жизнь, умения создать здоровый морально-психологический климат в семье, устойчивости характера и чувств, развитых волевых качеств личности [9].

С.В. Жолудева под психологической готовностью к браку понимает личностное образование, основными системными компонентами которого являются ценностные ориентации, брачная мотивация, представления о супружеской иерархии, супружеские установки и ожидания, представления о супружеских отношениях [6].

Н.В. Малярова под психологической готовностью к браку юношей идевушек понимает систему социально-психологических установок личности, определяющую эмоционально-психологическое отношение к образу жизни, ценностям супружества. Психологическая готовность к браку по мнению автора, это интегральная категория, включающая целый комплекс аспектов:

1) подготовленность к межличностному общению и сотрудничеству;

2) способность к самоотверженности по отношению к партнеру;

3) наличие качеств, связанных с проникновением во внутренний мир человека, – эмпатийности;

4) высокая эстетическая культура чувств и поведения личности;

5) умение разрешать конфликты конструктивным способом, способность к саморегуляции собственной психики и поведения.

И.В. Гребенников рассматривая психологическую готовность вступающих в брак юношей и девушек, включает в нее очень много факторов, которые взаимодействуют между собой. Так, по мнению автора, юношу или девушку нельзя считать подготовленными к браку, если у них не сформирован идеал современной семьи, если они не имеют ясного представления о том, зачем вступают в брак, чего ждут от семьи, какие семейные отношения хотят построить, какие обязанности на них налагает супружество, родительство. Одним из важных показателей психологической готовности к браку автор называет осознание мотивов вступления в брак [4].

Брачная мотивация – система мотивов, образующих определенную иерархию,  в рамках которой можно говорить о смыслообразующих мотивах и мотивах-побудителях при вступлении в брак. Т.е. говорить о психологической готовности к браку юношей и девушек можно лишь при наличии основания для вступления в брак, т.е. при сформированности мотивов образования брачного союза. Так, мотивы могут реализовывать направленность на достижение (делание всегда быть рядом с любимым человеком) и направленность на избегание (избежать одиночество).

Общая мотивация семейного союза, по мнению С.В, Ковалева, включает четыре ведущих мотива: хозяйственно-бытовой, нравственно-психологический, семейно-родительский и интимно-личный. По мнению автора, главное в семье – это хорошо налаженный быт и домоводство; желание найти верного друга и спутника жизни, стремление найти желанного и любимого партнера для любви, и главной функцией семья является рождение и воспитание детей.

Э. Тийт выделил три группы целей вступления в брак: совместное воспитание детей, развитие супругов как личностей (включая увлечения на досуге и интенсивное и содержательное внутрисемейное общение), создание своего домашнего очага с приданием ему своеобразия и уюта [7].

Э.Г. Эйдемиллер и В.Юстицкис выявили следующие мотивы: бегство от родителей, вступление в брак из-за чувства долга, одиночество, следование традициям (инициативе родителей), любовь, престиж, поиск материальных благ, месть [12].

Т.А. Андреева отмечает, что в браках по расчету мужчины больше ориентированы на жилплощадь будущей жены, а женщины – на материальную обеспеченность будущего мужа [2].

Н.И. Олиферович, Т.А. Зинкевич-Куземкина, Т.Ф, Велента говорят о возможности существования неадекватной мотивации вступления в брак, которая может быть осознаваемой и неосознаваемой. В последнем случае практически неизбежно наступления разочарования в партнере и браке: 1) брак как возможность восполнить дефицит; 2) брак как способ отделиться от родителей; 3) брак как способ преодолеть какой-либо кризис; 4) заключение брака с целью соответствовать нормам социального окружения; 5) брак как компенсация чувства неполноценности; 6) брак как достижение; 7) вынужденный брак.

А.Б. Добрович выделил группу мотивов, побуждающих молодого человека вступать в брак, которые чаще всего не осознаются. К ним автор относит:

1) обоюдное актерство, когда молодые люди играют романтические роли;

2) общность интересов, когда совпадение интересов, общее увлечение принимают за родство душ;

3) уязвленное самолюбие, которое побуждает достичь «заветного» любой ценой;

4) интимная удача, когда успех в сексуальных отношениях сводится к предвосхищению хорошего брака;

5) взаимная легкодоступность, что очень привлекает в добрачных отношениях;

6) выгода, когда человек обретает посредством брачного союза пристанище;

7) финансовое и материальное благополучие;

8) месть, когда выбор партнера и вступление в брак совершают «назло обидчику»;

9) боязнь одиночества, когда брак выступает в роли спасения своих проблем от самого себя, от стаха будущей жизни [11].

Таким образом, в рамках педагогического и психологического направления психологическая готовность к браку рассматривается как результат подготовки к браку, в котором одним из важных показателей является мотивационная готовность к вступлению в брак.

С целью исследования мотивов, побуждающих юношей и девушек вступить в брак нами была проведена Анкета «Мотивы вступления в брак», разработанная С. И. Голод. Данная анкета была нами модифицирована с целью увеличения мотивов вступление в брак. Цель методики – определить ведущую мотивацию при вступлении в брак. Анкета представляет собой 18 мотивов, по которым люди вступают в брак: общность взглядов и интересов, избавление от одиночества, чувство сострадания, ожидание ребенка, случайность, материальная обеспеченность будущего (ей) супруга (и), наличие у будущего (ей) супруга (и) жилплощади, возможность найти верного друга и спутника жизни, взаимная любовь, возможность отделиться от родительской семьи, возможность создать идеальные брачные отношения, сексуальное влечение к партнеру и желание иметь стабильные сексуальные отношения, взаимная психологическая поддержка и защита, следование социальным нормам (каждый человек должен иметь семью), рождение и воспитание детей, привычка друг к другу, стремление узаконить сексуальные отношения, другие мотивы [1].

Результаты, полученные с помощью методики «Мотивы вступления в брак» С. И. Голод позволяют нам говорить о том, что у 70%  юношей основным мотивом вступления в брак является «Сексуальное влечение к партнеру и желание иметь стабильные сексуальные отношения». Чуть меньше, 54% опрошенных юношей, указали «Возможность отделиться от родительской семьи»; 44% – «Взаимная любовь».

Для современных молодых людей мотив «Ожидание ребенка», является основанием для вступления в брак (34% испытуемых). На наш взгляд, такую ситуацию можно трактовать двояко: с одной стороны можно охарактеризовать положительно, так как, юноши осознают необходимость нести ответственность за свои поступки, что ребенку нужны оба родителя, о долге перед ним, и они готовы принять решение о необходимости оформления брачных отношений. С другой стороны, это означает, что юноши изначально допускают такую возможность как вступления в брак по беременности, при этом, возможно не всегда осознавая, что такой брак, основанный лишь на этом основанием, мало сулит добра, счастливой семейной жизни. В гендерном аспекте данного мотива результаты девушек и юношей принципиально различаются, у девушек мотив «ожидание ребенка» при ранжировании занял 8 место.

84% девушек основным мотивом вступления в брак назвали «Взаимная любовь», 70% девушек – «Рождение и воспитание детей», 50 % – «Взаимная психологическая поддержка».

 «Стремление узаконить свои отношения» – указали 44% девушек, данные результаты являются демонстрацией того, что ценность такого социального института как семья в её традиционной форме не теряется, и  альтернативные формы браков не приходят на смену незарегистрированному браку, поэтому стремление девушек узаконить сексуальные отношения является для них одним из первостепенных мотивов. При этом интересно заметить, что у юношей данный мотив рейтинге ценностей занимает одно из последних мест.

Одним из основных мотивов вступления в брак юноши и девушки указали мотив «Взаимная любовь». Эти данные обусловлены возрастными особенностями молодежи, когда юноша и девушка испытывают симпатию друг к другу, они считаются себя сложившейся парой и готовы к созданию семьи.

Распределение мотивов вступления в брак юношей и девушек демонстрируют, что юноши основополагающим мотивом для вступления в супружеские отношения выбирают мотив «сексуальное влечение к партнеру и желание иметь стабильные сексуальные отношения». На втором месте «возможность отделиться от родительской семьи». На третьем месте оказался мотив «взаимная любовь». Далее с небольшой разницей в показателях одним за другим расположились следующие мотивы: «ожидание ребенка», «рождение и воспитание детей». Шестой и седьмой ранг юноши присудили материальным мотивам: «материальная обеспеченность будущей супруги», «наличие у будущей супруги жилплощади». Последние места из представленных мотивов присудили мотивам «стремление узаконить сексуальные отношения», «другое».

У девушек ситуация сложилась противоположным образом. Наиболее значимой мотивационной составляющей вступления в брак у девушек оказался мотив «любовь». Второй по значимости отмечен мотив «рождение и воспитание детей». Третье место присудили мотиву «взаимная психологическая поддержка и защита». На четвертой ступени расположился мотив «стремление узаконить сексуальные отношения», на пятом месте мотив «возможность создать идеальные брачные отношения». Мотиву «возможность найти верного друга и спутника жизни» присудили шестое место. На последних местах девушки расположили мотив «привычка друг к другу» и мотив «чувство сострадания».

Полученные результаты соответствуют современным исследованиям, где как утверждают ученые наиболее значимой мотивационной составляющей при вступления в брак, молодежь отдает предпочтение мотиву «любовь» [3].

Интересным, на наш взгляд, является мнения некоторых исследователей, указывающих, что любовь оказывается фактором, препятствующим сохранению семейного союза. Так, западногерманский психолог  X. Шельского, утверждает, что, когда любовь становится первостепенным мотивом брака, основной смысл семейной жизни с ее повседневными заботами, уходом за маленькими детьми, она сводится к гибели этих иллюзий, разрушению волшебства, что нередко приводит к поискам нового любовного партнера [5].

Противоположной точки зрения на соотношение любви в браке придерживаются Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкий, рассматривающие эмоциональные отношения симпатии как цементирующую силу в семейных отношениях. Авторы отмечают, что любовь в определенной мере нейтрализуют состояния фрустрации, возникающие в семье, легче возникает адаптация к фрустрирующим особенностям характера супруга [8].

Таким образом, мы видим, что современная молодежь в своем большинстве считает «любовь» основополагающим мотивом при принятии решения вступления в брак. Тем не менее, существуют полоролевые различия при вступлении в брак юношей и девушек. Юноши основными мотивами при вступлении в брак называют «сексуальное влечение к партнеру и желание иметь стабильные сексуальные отношения», «возможность отделиться от родительской семьи», «ожидание ребенка», девушки – «ожидание и воспитание детей», «взаимная психологическая поддержка и защита», «стремление узаконить сексуальные отношения».


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Голод, С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ / С.И. Голод. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. – 272 с.

2. Андреева, Т.А. Психология семьи / Т.А. Андреева. – СПб: Речь, 2007. – 384 с.

3. Валиуллина, А. Ф. Отношение к браку глазами современной молодежи / А. Ф. Валиуллина, А. И. Кислова // Молодой ученый. –  2013. –  №11. – С. 760-762.

4. Гребенников, И.В. Основы семейной жизни: учебное пособие для студентов пед.институтов / И.В. Греббенников. – М.: Просвещение, 1991. – 158 с.

5. Дружинин, В. Психология семьи / В. Дружинин. – СПб.: Питер, 2008. – 176 с.

6. Жолудева, С.В. Психологическая готовность к браку на разных этапах периода взрослости: автореф. дисс … к.пс.наук: 19.00.13 / С.В. Жолудева; Южный федеральный университет. – Ростов на Дону, 2009. – 26 с.

7. Ильин, Е.А. Мотивация и мотивы / Е.А. Ильин. – СПб.: Питер, 2011. – 512 с.

8. Практикум по семейной психотерапии: современные модели и методы. Учебное пособие для врачей и психологов / Под ред. Э.Г. Эйдемиллера. – Спб.: Речь. – 2010. – 425 с.

9. Сизанов, А.Н. Здоровье и семья: психологический портрет / А.Н. Сизанов. – Беларусь, 2008. – 325с.

10. Сысенко, В.А. Устойчивость брака: проблемы, факторы, условия / В.А. Сысенко. – М.: Мысль, 2003. – 466 с.

11. Шнейдер, Л.Б. Психология семейных отношений: курс лекций / Л.Б. Шнейдер. – М.: Апрель-Пресс, 2007 – 512 с.

12. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. –  СПб: Питер, 2008. –  672 с.


© Т.П. Усынина,  Журнал "Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики".
 
 
 

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ:  Перепечатка материалов допускается только в некоммерческих целях со ссылкой
на оригинал публикации. Охраняется законами РФ. Любые нарушения закона преследуются в судебном порядке. © ООО "Научные технологии"

Книжные Изданияbadge

badge
  • Реструктуризация информационного пространства органов государственной власти Санкт-Петербурга
  • Профессия «Бухгалтер»: прошлое, настоящее, будущее
  • Финансово-кредитная политика России
  • О недостаточности категории «графическое слово» для описания языкового материала арабского литературного языка (в связи с акцидентальными письменными словами в АЛЯ)

 

Текущие статьи

Условия Публикации


Журнал - Маркшейдерия и Недропользование Журнал Земля и Недвижимость Сибири Журнал - Минеральные Ресурсы России. Экономика и Управление Журнал - Геология Нефти и Газа Журнал - ГЛОБУС: Геология и Бизнес

Последние комментарии

RSS
VIP Studio Retro
levitra bitcoin