keflex 750

Login

VIP Studio - журнал «Современная наука»

Russian (CIS)English (United Kingdom)

МОСКВА +7(495)-XXX-XX-XX

Гемаль Абдель Насер - политик и философ

E-mail Печать

М.Г. Аллахкулиев,  (Аспирант, каф. философии политики и права философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова)

 

Серия «Гуманитарные науки», №  5-6  2014

Гемаль Абдель Насер был одним из известных арабских политиков 20-го столетия. А. Насер часто обращался к проблеме ликвидации пропасти между богатыми и бедными, к проблемам укрепления национального единства. Классовая борьба, как он говорил, является ключевым барьером национального единства. Насер был одним из первых политических деятелей в странах Ближнего Востока, который понес идеи социализма и национализма как новые векторы развития арабских народов.

Ключевые слова: Национализм, социализм, насеризм.

Гемаль Абдель Насер  родился 15 января 1918 года в семье почтового служащего. У Насера было трудное детство: родители по службе были вынуждены  часто переезжать с места на место, денег на содержание семьи не всегда хватало. Современники в своих воспоминаниях нередко характеризовали юного Насера как замкнутого мальчика-ипохондрика [8].   В этот период в  Египте происходили важные экономические и политические события, которые не могли не повлиять на жизнь Абдель Насера.  В 1937 году Насер поступает в военное училище в Каире. Насер отличался особенными патриотическими взглядами среди сверстников во время обучения.  После окончания военного училища, выпускники, в том числе и Насер, сделали удивительный шаг. Поднявшись на гору, выпускники военного училища дали друг другу клятву следующего содержания: «цель жизни, отныне должна была стать борьба за уход английских войск из Египта и реорганизация египетской армии, которая смогла бы защищать весь арабский мир от кого угодно» [9].  В годы президентского правления, Насер неоднократно предпринимал попытки по обеспечению независимости  Египта.

В 1940-х годах в стране была создана  организация "Свободные офицеры", которую координировал  Гемаль Абдель Насер. Ни в Египте, ни за его пределами никто и  мыслить не мог о том, что в скором времени группа офицеров сумеет организовать переворот, окончательно свергнув власть короля Фарука. Именно их представители в ночь на 23 июля 1952 г. начали в стране антиимпериалистическую национально-освободительную революцию. По мнению одного из известных  профессоров П. Ватикиотиса, в Египте накануне революции существовал военный истеблишмент. Военная аристократия существовала в Египте и в дореволюционном периоде. Она вела свою историю еще со времен Мухаммеда Али, когда в этой арабской стране была учреждена национальная армия. Однако революцию в Египте начали совсем не военные аристократы, верой и правдой служившие его правителям. Наоборот, она свершилась вопреки им и против их воли. Организация «Свободные офицеры», о которой тот же П. Ватикиотис приводит много интересных данных, не принадлежала к дореволюционному военному истеблишменту. Входившие в нее молодые офицеры активно боролись с генеральской верхушкой. В Египте в начале 50-х годов не существовало даже однородного офицерского корпуса [5]. В результате этого переворота на территории Египта выстроилась правящая элита с новыми взглядами на  проблемы египетского народа.

Годы правления Насера были отмечены попытками последовательного воплощения арабской национальной идеи в жизнь. Это касалось как повсеместной поддержки национально-освободительного движения, в результате чего большинство арабских стран обрело независимость, так и идеи арабского национального единства, которое трактовалось как необходимость создания единого арабского государства. Одним из ярких проявлений арабского национализма было создание в 1958 г. Объединенной Арабской Республики (ОАР), в которую вошли Египет и Сирия.

Активную роль Насер занимал и в палестинском вопросе. Побудительным мотивом войны Египта с Израилем в 1967 г. было стремление к освобождению Палестины от присутствия "сионистского образования", что полностью вписывалось в логику панарабской концептуальной схемы "единая умма - единая родина - единое государство", в рамках которой наличие Израиля выглядело главным препятствием на пути к арабскому национальному единству. Провал попыток создания объединенного арабского государства, а затем и нанесения поражения Израилю вызвал острейший кризис арабского единства.

5 декабря 1957 г. В ходе III съезда кооператоров Президент Египта Г. А. Насер официально провозгласил строительство «социализма – демократического строя, свободного от эксплуатации». Свои социально-политические взгляды Насер изложил  в многочисленных выступлениях, брошюре «Философия революции», а также в основных политических документах, в создании которых он принимал непосредственное участие – Конституция 1956 г., Хартия национального действия 1962 г. и Конституция 1963 г.

Так, принятая в 1962 г. Хартия национального действия отразила процесс сближения Насера с рядом положений научного социализма. Любопытно, что Хартия не содержит  термина «арабский социализм», речь идет именно о научном социализме. Согласно его мнению, условия египетского общества требуют выработки особой социально-политической концепции, исходящей из учета исторического развития Египта [5]. В Хартии национальных действий не было высказано четкого отношения к теории научного социализма, хотя он и был провозглашен в ней в качестве идеологической основы правительственной политики [7].

Как отмечал Г. Насер «социализм – это ликвидация феодализма, монополии, господства капитала над властью, ликвидация эксплуатации, Позитивный смысл социализма – в создании национальной экономики, а затем в таком развитии этой экономики, чтобы она удовлетворяла нужды общества и могла создать социальную справедливость» [7].

Тем самым, Насер отвергает существовавшее в марксистской теории представление о руководящей роли рабочего класса и диктатуре пролетариата. Хартия национального действия отмечала, что политическая демократия не может быть осуществлена за счет господства одного класса над другим, она рассматривается исключительно как власть всех слоев населения.

Г. Насер зачастую преувеличивал роль национальных особенностей, исторических, культурных традиций, особых духовных качеств египетского народа, неоднократно подчеркивал особую связь между религией и социалистическим учением: «я уверен, что наш социализм – именно научный социализм, ибо он зиждется на науке, а не на анархии. Но мы не говорили, что наш социализм – марксистский, потому что религию мы не отвергаем. Наоборот, мы уверены, что вера и социализм не противоречат друг другу». Он также отмечал и такое: «религия не призывает к эксплуатации и порабощению. Религия призывает к равенству, к тому что, чтобы богатство мусульман принадлежало мусульманам, а не мусульманским королям. Это и есть социализм» [3]. В тоже время, необходимо учитывать, что подобные речи приводились Г. Насером на выступлениях  перед крестьянами и служащими в целях обоснования принимавшихся правительством различных мер по реализации взятого политического курса.

Говоря о различиях между его взглядами на социализм и социалистической доктриной, Г. Насер указывал: «марксизм имеет свою философию, и с ней нельзя не считаться. Его учением вдохновлена ныне одна треть мира. Но марксизм не принимает религии. Здесь я в корне расхожусь с ним. Он признает диктатуру пролетариата, говорит о насилии одного класса над другими – по этим вопросам мы имеем разные точки зрения» [3]. Еще один пример из  высказываний Насера: «действительно, социализм один, однако пути достижения к нему разные. Мы расходимся с коммунистическими странами относительно понимания социализма. У них режим основан на диктатуре пролетариата, т.е.  диктатуре рабочего класса, мы же призываем не к диктатуре, а к демократии для трудового народа» [1].

Антиимпериализм и патриотизм Насера как магнит притягивал к себе многих людей в различных арабских странах. Возникали партии и группы, объявляющие себя «насеристскими». Был ли во всех случаях Египет связан с их появлением? Конечно, нет. Сказывалась объективная историческая потребность в таких организациях, которые «равнялись» на Насера. Пример революционного Каира – вот что выдвигало египетского президента на роль признанного арабского лидера, обусловило его авторитет среди арабов.

Очевидно, было бы неправильно считать, что Насеру были несвойственны сомнения, что он всегда действовал однозначно в вопросах арабского единства. Но, в конце концов, верх брал здравый смысл, реализм, умение правильно оценивать обстановку. Так было и в 1961 г., когда в результате выступления сирийских офицеров в Дамаске распалась Объединенная Арабская Республика. Импульсивный приказ о высадке египетских войск в Латакии был отменен самим же президентом. Насер осознавал, что единство арабских стран не может быть осуществлено силой, путем подавления массового сопротивления.

Из вышесказанного не следует делать вывод, что Насеру как политическому деятелю были абсолютно чужды попытки изменить характер режимов в некоторых арабских странах, в том числе даже близких по характеру с египетским.  Стоит подчеркнуть главное, что через ошибки и промахи Насер приходил к осознанному, более значимому  пониманию роли Египта в арабском мире. Насеру был органически свойственен патриотизм и  гуманизм, но он не превращал их  в египетский национализм, противопоставляемый интересам арабского мира.

В отличие от Насера, французский философ Реми Браг имел очень интересную точку зрения на природу гуманизма. Если понимать под гуманизмом стремление человека развивать литературу и искусство, то тогда именно в мусульманской цивилизации можно найти эпоху, в которой проявились идеальные социальные условия для возникновения гуманизма: наличие утонченной публики, вкус к общей культуре, и прежде всего к литературе, живописи, музыке. Как отмечает Р. Браг, на этом основании мусульманскую культуру также можно назвать гуманистической [2].  Хочется подчеркнуть, что гуманизм, как и все феномены человеческой духовности, продолжают развиваться в современном мире, и это не позволяет нам оценивать его по застывшим, однозначным критериям.  Сегодня, чтобы не погубить себя и природу, человечество должно перейти к новому, планетарному бытию и мышлению. В связи с этим и в понимании гуманизма особое значение приобретает универсалистский подход к человеку и культуре [4].

Прямую атаку на насеризм и лично на Насера повели различные буржуазные и правонационалистические круги, так называемые «гярха ас-саура» («лица, пострадавшие от революции»), конформистски настроенная новая бюрократия и консервативная прослойка мусульманского духовенства, которому импонировали антикоммунистические и антисоветские нотки нового президента. Эти  круги сосредоточили свои атаки на двух, по их мнению, наиболее слабых моментах насеризма: недостаточной демократичности и несоответствии многих его действий религиозному духу мусульманства.

Историческое значение насеризма заключалось в том, что он представлял собой совокупность определенных действий, предпринимавшихся в интересах широких слоев населения Египта, арабских народов в целом. Он дал убедительный пример возможности слияния национально-освободительного и социально-общественного путях развития общества.

Лятыфа аз-Заят, автор ряда изданий, писала, что может быть, Насер не смог полностью воплотить идеи социализма в реальность в Египте, но он открыл глаза египетскому народу на все преимущества арабского социализма и арабского национализма. Он расширил базу социальных сил, заинтересованных в социализме, когда распределил землю среди крестьян, а заложив основы тяжелой промышленности, способствовал росту рабочего класса. Насеризм вышел за рамки Египта, и  стал общеарабским явлением. Насер был одним из первых лиц, кто смог сплотить  арабские массы в рамках национально-освободительного движения арабов [6].


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Абд ан-Насер Г. Мафхум аль-амаль ас-сиясий. Каир, 1965, С. 81.

2. Браг Р. Европа. Римский путь. – М., 1995. – С. 96.

3. Насер Г.А. Проблемы египетской революции. Избранные речи и выступления.1952-1970. М.,1979. С.105.

4. Василенко И. А. «Политология» учебник, 3-е издание, переработанное и дополненное, М-ЮРАЙТ, 2011. 418 с.

5. Беляев И. П., Примаков Е. М. «Египет: Время президента Насера» издание второе, исправленное и дополненное, Москва «Мысль» 1981. С 27-28.

6. Материалы дискуссии представителей левой интеллигенции с Т. Аль-Хакимом обобщены на основе материалов, опубликованных в «Ат-Таила» (1975, № 1-9).

7. «Научный социализм – это благоприятная форма для открытия правильного пути к прогрессу» (Хартия национальных действий, С. 72)

8. URL http://www.pravda.ru/world/asia/middleeast/19-01-2013/1142233-gamal-0/.

9. URL http://www.diletant.ru/articles/18172940/


© М.Г. Аллахкулиев,  Журнал "Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики".
 
 
 

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ:  Перепечатка материалов допускается только в некоммерческих целях со ссылкой
на оригинал публикации. Охраняется законами РФ. Любые нарушения закона преследуются в судебном порядке. © ООО "Научные технологии"

Книжные Изданияbadge

badge
  • Реструктуризация информационного пространства органов государственной власти Санкт-Петербурга
  • Профессия «Бухгалтер»: прошлое, настоящее, будущее
  • Финансово-кредитная политика России
  • О недостаточности категории «графическое слово» для описания языкового материала арабского литературного языка (в связи с акцидентальными письменными словами в АЛЯ)

 

Текущие статьи

Перевод метафоры в экономическом дискурсеПеревод метафоры в экономическом дискурсе
О.Г. Мельник,  (Южно-Федеральный Университет, Таганрог)...
Иранский фактор в центральноазиатской стратегии США  и ЕСИранский фактор в центральноазиатской стратегии США и ЕС
Г.И. Юлдашева,  (Доктор политических наук, доцент)...
Обоснованно ли включение чеченского языка в Atlas of the Worlds Languages in Danger?Обоснованно ли включение чеченского языка в Atlas of the World's Languages in...
А.И. Халидов,  (Доктор филологических наук, профессор, Чеченский...
Певческое звукообразованиеПевческое звукообразование
А.В. Покровский,  (Санкт-Петербургский государственный университет...

Условия Публикации


Журнал - Маркшейдерия и Недропользование Журнал Земля и Недвижимость Сибири Журнал - Минеральные Ресурсы России. Экономика и Управление Журнал - Геология Нефти и Газа Журнал - ГЛОБУС: Геология и Бизнес

Последние комментарии

RSS
VIP Studio Retro
levitra bitcoin