keflex 750

Login

VIP Studio - журнал «Современная наука»

Russian (CIS)English (United Kingdom)

Основные направления Российских научных исследований в области политического воспитания личного состава военнослужащих в СССР в начале ХХI века

E-mail Печать

Н.А. Дмитриева,  (Ст. преподаватель, каф. «Дизайн и гуманитарные дисциплины», Самарский институт индустрии питания и бизнеса МГУТУ им. К.Г. Разумовского)

Серия «Гуманитарные науки», №  1-2  2014

В рамках данной статьи представлены результаты научного исследования в области семантико-предметного анализа публикаций по проблемам развития корпуса историографических источников, освещающих различные аспекты политического воспитания военнослужащих в СССР с использованием Научной электронной библиотеки.

Ключевые слова: Историография СССР, предметно-семантический анализ, политическое воспитание ВС СССР.

В  современных условиях развития информационных технологий и непрекращающейся информационной войны Россия постоянно сталкивается с попытками влияния извне на культурное самосознание нации, что, отчасти, сказывается на боеспособности вооруженных сил. Попыткам этим необходимо  противопоставить патриотизм и политическое воспитание личного состава. Как сказал В. В. Путин «От того, как мы воспитываем молодежь, зависит, сможет ли Россия сберечь и приумножить себя саму. И как показывает в том числе и наш собственный исторический опыт - культурное самосознание, духовные, нравственные ценности, ценностные «коды» - это сфера жесткой конкуренции, порой объект открытого информационного противоборства и хорошо срежиссированных пропагандистских атак» [1]. Отсюда, поскольку задачи повышения обороноспособности Вооруженных Сил России тесным образом связано с политическим воспитанием личного состава, то эти вопросы заслуживают пристального внимания исследователей, особенно когда они представлены в формате проблемно-тематической историографии.

Развитие концепции организационного научения применительно к политическому воспитанию  личного состава, формирование, если можно так выразиться «корпоративной культуры»  Российской Армии, естественным образом должно опираться на опыт предыдущих лет, в частности, опыт политического воспитания личного состава в СССР в первой половине XX века.  Следует отметить,  что как отметил в своей статье Президент России В. В. Путин: «По Вооружённым Силам был нанесён разрушительный информационный удар.  Некоторые «деятели»  просто дня не могли прожить без того, чтобы побольнее «пнуть» и унизить Армию, оскорбить всё то, что связано с такими понятиями, как Присяга, Долг, служба Отечеству, патриотизм,  ратная история нашей страны. Считал и считаю это настоящим моральным преступлением и предательством» [2]. Таким образом, переосмысление исторического наследия СССР, опыта политического воспитания личного состава становятся актуальными и значимыми после десятилетий игнорирования и замалчивания. Историки отмечают следующие характерные особенности, присущие актуальности исследования именно данного периода:

Во-первых, неординарность межвоенного периода в истории Советского государства и его Вооруженных сил. Именно тогда реализовалась большевистская концепция построения социализма в отдельно взятой стране и армия выступала в роли станового хребта Советской России и СССР. Все это, отразившись в историческом сознании социума, в последующем сказывалось на формировании определенного восприятия прошлого и современности у людей.

Во-вторых, эффективная система политического воспитания военнослужащих является одним из фундаментальных элементов обеспечения боеготовности Вооружённых Сил РФ. Трансформационные процессы, запущенные проводимой военной реформой, не могли не повлиять и на воспитательную работу в армии. И осмыслению такой ситуации способствует в полной мере обращение к историческому опыту, в том числе и на уровне историографических обобщений. Ведь человечество всегда  пытается найти и находит ответы на жесткие вызовы современности в огромной и богатейшей   сокровищнице исторического опыта.

В-третьих, диалектическая противоречивость историографической ситуации, сложившейся в начале XXI  в. в отечественной исторической науке. С одной стороны, методологический кризис, в который была ввергнута российская науки в 1990-е годы, преодолен. В условиях утвердившегося плюралистического многоголосия серьезные проблемы истории исследуются с новых подходов. С другой стороны, утверждение новых подходов не есть панацея от появления работ, в которых искажается историческая  правда. Нужна взвешенная конструктивная научная критика.

В-четвертых,  наличие большого фактографического и нарративного аспектов в материалах, имеющихся сегодня в научном обороте, в которых проблема политического воспитания личного состава РККА в межвоенный период нашла то или иное отражение. Однако по данной теме до настоящего времени отсутствуют специальные историографические исследования. Подобное предполагает проведение историографической разработки и выявление сущности и основных тенденций в истории изучения нашей темы. Следовательно, необходимо комплексно изучить и критически проанализировать имеющиеся по теме историографические факты и источники. Только на такой основе можно оценить уровень исследованности рассматриваемой темы, а также выявить тенденции познания в данной области исторических знаний, определить перспективы ее дальнейшего изучения [3].

Отечественная и зарубежная история свидетельствует, что развитие многих направлений науки связано с деятельностью научных школ. Они являются таким социальным феноменом, который позволяет решать комплекс задач научной деятельности по какому-то направлению в их единстве и взаимообусловленности.

В теории науки понятие «научная школа» многозначно и имеет различные смысловые оттенки. Теория науки представляет научную школу как один из типов научного сообщества, особую форму кооперации научной деятельности.

Научная школа — это особый феномен, сопряженный с другими научно-социальными объединениями и структурами науки — такими, как научная дисциплина, научное направление, организация (институт, лаборатория, сектор, кафедра) и др. По своей сути она являет собой эффективную модель образования как трансляции, помимо чисто предметного содержания, культурных норм и ценностей (в данном случае научного сообщества) от старшего поколения к младшему [4].

В отличии от научной школы, где ключевым термином является «научное сообщество», научное направление может разрабатываться одним ученым. Научное направление является системообразующим элементом научной деятельности, который трансформирует в различном масштабе организацию науки и влияет динамику научного потенциала.

Семантико-предметный анализ публикаций по теме политического воспитания военнослужащих в СССР с использованием Научной электронной библиотеки (http://elibrary.ru) выделил следующий кластер источников, который условно стратифицируется по следующим доменам:

  • исследование методологии политического воспитания [5,6];
  • исследование развития процесса политического воспитания во времени [7,8,14,19,20];
  • анализ парадигм [11-14,21];
  • формализация накопленных знаний в учебных пособиях [15-18].

Названные страты хорошо укладываются в концепцию ба (ba), предложенную японским философом Китаро Нишада (Kitaro Nishida) и адаптированную И. Нонака (I. Nonaka) и Н. Конно (N. Konno) для модели создания знаний. Под ба в данном случае понимается площадка для концентрации ресурсов, включающая активы знаний, интеллектуальные возможности в рамках процесса создания знаний [22].

Согласно Нонака существуют четыре вида ба, соответствующие модели создания знаний SECI (socialization, externalization, combination, internalization), которая в свою очередь описывает четыре возможных перехода знаний: неявное в неявное, неявное в явное, явное в явное и явное в неявное  [22].

Первоначальное ба (originating ba) является основой формирование знаний. Под ним понимается личное общение исследователей внутри научной школы и на научных конференциях.

Взаимодействующее ба (interacting ba) создаётся сознательно ученым в процессе работы над темой. Сюда, в частности, можно отнести публикации по данной теме. Результаты фиксируются на различных носителях, что приводит к трансформации знаний их неявных в явные.

Виртуальное ба (cyber ba) возникает, как правило, при использовании информационных технологий, например, сетью Интернет. В результате происходит объединение нового явного знания с существующей информацией, что порождает и систематизирует явное знание ученого-исследователя.

Практическое ба (excercising ba) способствует превращению явнего знания в неявное. Сюда можно отнести обучение личного состава с использованием методических материалов, наработанных ученым-исследователем.

«Раскручивание» описанной выше спиральной модели развития знания, по-сути эквивалентной использованию цикла P-D-C-A Деминга, выявленного и продемонстрированного на основе проведенного анализа свидетельствует о наличии системного подхода к исследованию политического воспитания военнослужащих СССР в отечественной исторической науке.

Таким образом, история изучения проблемы политического воспитания личного состава Красной армии продолжает развиваться и в наше время стараниями отдельных энтузиастов-исследователей. Это закономерный поступательный процесс познания ряда, но далеко не всех,  аспектов в столь сложной сфере, как советское военное строительство, крупной составной частью которого являлась партийно-политическая работа в армии и на флоте, а  в ее рамках — политическое воспитание личного состава. Поэтому выглядит закономерным, что историографическое осмысление рассматриваемой проблемы проходит, главным образом, в рамках исследования историографических и исторических источников, имеющих отношение к проблемам партийно-политической работы, проводившейся властными структурами в РККА в хронологических рамках, указанных выше.

Развитие историографии рассматриваемой темы обусловливается непосредственной конкретно-исторической обстановкой. Историографические и  исторические источники, в которых она нашла отражение, обширны и разнообразны. Они стали принадлежностью советской историографии, когда та развивалась в едином научном пространстве Советского Союза  и в научном пространстве России постсоветской.

Однако в данной связи следует обязательно подчеркнуть принципиально важное обстоятельство: научная проблема политического воспитания личного состава Красной армии  стала предметом отдельного комплексного историографического исследования в отечественной исторической науке.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Петров В. Всегда говорить правду//Российская газета — Федеральный выпуск —  2012— № 5885 (212)

2. Путин В. В. Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России //"Российская газета" —  Столичный выпуск —  № 5708 (35)

3. Бобкова Е. Политическое воспитание личного состава Красной армии в межвоенный период (1920-е – июнь 1941 гг.): очерки отечественной историографии (монография) /М.: Книжный перекресток, 2012. 192 с.

4. Криворученко В. К. Научные школы // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». — 2011. — № 2 (март — апрель). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2011/2/Krivoruchenko_Scholar_Schools/

5. Бобкова Е.Ю. Основные методологические подходы к изучению проблем политического воспитания личного состава Вооруженных сил Советского государства в отечественной историографии // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 4-2. С. 19-22.    5

6. Бобкова Е.Ю. Исследования по проблемам методологии исторической науки в 1980−2001 гг.: взгляд из сегодняшнего дня (научный историографический обзор) // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2011. № 1. С. 145-151. 

7. Бобкова Е.Ю. Политическое воспитание личного состава Вооруженных сил Советского государства: к истории изучения проблемы в первом десятилетии ХХI в. (историографический обзор монографических и диссертационных исследований) // Клио. 2010. № 3. С. 37-38.            

8. Бобкова Е.Ю. Политическое воспитание военнослужащих Красной (Советской) армии: анализ отечественной историографии 1920-2000 гг. // Клио. 2012. № 2 (62). С. 123-124.      

9. Бобкова Е.Ю. Актуальные проблемы изучения отражения политического воспитания личного состава Красной армии в межвоенный период в отечественной историографической науке // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2012. № 11-12. С. 43-47.

10. Бобкова Е.Ю. Российская историография на рубеже веков (ХХ-XXI вв): кризис отечественной науки. Москва, 2012. 100 с.

11. Бобкова Е.Ю. Политическое воспитание военнослужащих Советской армии: краткий историографический обзор (вторая половина 1950-х - первая половина 1960-х гг.) // Клио. 2013. № 2 (74). С. 44-46

12. Бобкова Е.Ю. Аспекты проблемы политического воспитания военнослужащих Советской армии в послевоенный период (май 1945 -первая половина 50-х гг. хх века) в историографических и исторических источниках: историографический обзор // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2011. № 23. С. 321-325.          

13. Бобкова Е.Ю. Отечественные историографические исследования начала 1990-х гг., посвященные проблемам истории Советского общества 1917–1941 гг. // Известия Петербургского университета путей сообщения. 2012. № 2 (31). С. 161-169.

14. Бобкова Е.Ю. Концепция политического воспитания военнослужащих РККА в первой половине 1920-х годов в работах В. И. Ленина и и. В. Сталина // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2010. № 3. С. 132-136.   

15. Ипполитов Г.М., Баринова Е.П., Репинецкий А.И., Полторак С.Н., Ефремов В.Я., Репинецкая Ю.С., Бобкова Е.Ю., Пилипенко С.А., Зотова А.В., Куприянова Т.А. Становление и развитие российского государства в кратком изложении (IX-XVII вв.): Электронное учебное пособие в схемах, таблицах, диаграммах (для бакалавров по направлениям подготовки «Экономика», «Торговое дело», «Менеджмент») / Самара, 2011.

16. Ипполитов Г.М., Баринова Е.П., Репинецкий А.И., Полторак С.Н., Ефремов В.Я., Репинецкая Ю.С., Бобкова Е.Ю., Пилипенко С.А., Зотова А.В., Куприянова Т.А. Российская цивилизация на рубеже эпох: (XХ -ХХI вв.): электронное учебное пособие в схемах, таблицах, диаграммах (для бакалавров по направлениям подготовки «Экономика», «Торговое дело», «Менеджмент») / Самара-Москва, 2011.      

17. Бобкова Е.Ю. Политическое воспитание личного состава Красной армии в межвоенный период (1920-е – июнь 1941 гг.): очерки отечественной историографии. Москва, 2012.

18. Ипполитов Г.М., Полторак С.Н., Репинецкий А.И., Бобкова Е.Ю., Зотова А.В., Репинецкая Ю.С. Теория и методология исторической науки. Учебно-методическое пособие для подготовки магистров / Москва, 2013.              

19. Ипполитов Г.М., Бобкова Е.Ю. Реформа в Красной Армии. Документы и материалы. 1923-1928 гг.: в 2-х кн. М.-СПБ.: Издательство «Летний Сад», 2006-2007. 720 С., 526 С. / Отв. сост. Н.С. Тархова, П.М. Шабардин // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13. № 3-1. С. 301-302.          

20. Бобкова Е.Ю. Проблемы изучения отдельных аспектов политического воспитания военнослужащих в начале второго десятилетия XXI века: краткое историко-библиографическое исследование // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 7-8. С. 75-78.

21. Бобкова Е.Ю. Дефиниция «политическое воспитание» военнослужащих ВС СССР: к постановке проблемы в исторических и историографических источниках // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2013. Т. 15. № 5-1. С. 208-21

 22. Концепция ба: организационный механизм создания знаний/И. Нонака, Н. Конно//Управление знаниями:Хрестоматия. 2-е изд. Пер с англ. Под ред. Т.Е. Андреевой, Т.Ю. Гутниковой; Высшая школа менеджмента СПбГУ. СПб: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2010 –с. 275-292.


© Н.А. Дмитриева,  Журнал "Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики".
 
 
 

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ:  Перепечатка материалов допускается только в некоммерческих целях со ссылкой
на оригинал публикации. Охраняется законами РФ. Любые нарушения закона преследуются в судебном порядке. © ООО "Научные технологии"

Книжные Изданияbadge

badge
  • Реструктуризация информационного пространства органов государственной власти Санкт-Петербурга
  • Профессия «Бухгалтер»: прошлое, настоящее, будущее
  • Финансово-кредитная политика России
  • О недостаточности категории «графическое слово» для описания языкового материала арабского литературного языка (в связи с акцидентальными письменными словами в АЛЯ)

 

Текущие статьи

Теоретические аспекты индивидуализации самостоятельной учебной деятельности студентовТеоретические аспекты индивидуализации самостоятельной учебной деятельности студентов
М.В. Малоиван,  (Криворожский педагогический институт, ГВУЗ...
Психологические и социальные условия развития системы образования взрослыхПсихологические и социальные условия развития системы образования взрослых
Н.В. Махиня,  (К.п.н., доцент, Черкасский государственный технологический...
Проблема пригодности будущих педагогов к профессиональной деятельностиПроблема пригодности будущих педагогов к профессиональной деятельности
С.В. Яремчук,  (К.псих.н., доцент, Мелитопольский государственный...

Журнал - Маркшейдерия и Недропользование Журнал Земля и Недвижимость Сибири Журнал - Минеральные Ресурсы России. Экономика и Управление Журнал - Геология Нефти и Газа Журнал - ГЛОБУС: Геология и Бизнес

Последние комментарии

RSS
VIP Studio Retro
viagra super force