keflex 750

Login

VIP Studio - журнал «Современная наука»

Russian (CIS)English (United Kingdom)

Репрезентация проблем Ассирийцев Украины в 1920-1930-х годах: историография досоветского периода

E-mail Печать

А.Х. Маргулов,  (К.и.н., доцент, Донецкий национальный университет)

Серия «Гуманитарные науки», №  1-2  2014

Материалы исследования содержат аналитический обзор историографических разработок досоветского периода по проблемам ассирийского населения Украинской ССР в 1920-1930-е годы. Предложена классификация этих трудов. Выделены и охарактеризованы периоды исследовательской активности, обусловленные международными и государственными интересами. Представлен фактический анализ истории жизнедеятельности ассирийцев с точки зрения их геополитической самопрезентации и особенностей развития этнической церкви.

Ключевые слова: Ассирийский вопрос, историография досоветского периода, деятельность Русской Православной церкви.

Изучение ассириеведческих исследований дает возможность определенить роль и место ассирийского этнического меньшинства в социально-экономическом и геополитическом пространстве его пребывания. История этого меньшинства, находившегося в длительном культурно-образовательном упадке, представлена в основном в научных исследованиях неэтнического происхождения. Именно такие труды информируют нас об основных исторических этапах развития ассирийцев в рамках исследуемого периода.

Малочисленность ассирийской научной элиты обусловливает неразработанность этнической концепции понимания истории ассирийцев, что требует от современных исследователей решения задач критического осмысления существующего научного наследия и обоснования собственных концептуальных положений.

Несформированность ведущей ассириелогической научной школы ставит весь аналитический процесс осмысления изучаемого периода в зависимость от степени заангажированности, объективности и предвзятости исследователей. Выполняя внешний заказ, они воссоздавали события сквозь призму своих геополитических интересов, пренебрегая при этом основными принципами исторического анализа. Поэтому актуальной и ответственной является задача тщательного изучения и классификации этих трудов с учетом отражения последствий исторических трансформаций в настоящей жизни ассирийской общины Украины и современных объективных реалий.

Проведенный нами анализ истории развития ассирийского населения в досоветский период и его геополитического положения в течение XIX - XX веков позволяет предложить следующую историографическую классификацию.

В первую группу трудов входят материалы религиозного содержания, во вторую - материалы научно-познавательного характера и в третью – материалы военно-стратегической направленности.

К первой группе нашей классификации относятся труды, авторство которых принадлежало представителям Русской Православной Церкви и сочувствующим ей ассирийцам. Такая заинтересованность Русской Православной Церкви была обусловлена ее активной миссионерской деятельностью на исторической территории пребывания меньшинства. С организацией Урмийской Православной миссии возникла неотложная проблема всестороннего исследования новой паствы, что, вероятно, ускорило бы миссионерский процесс. Этим кропотливым делом занялись сотрудники миссии, работавшие в ней в разные времена.

Выдающуюся роль в деятельности Урмийской миссии и в библиографическом описании истории ассирийцев сыграл архимандрит Сергий (Лавров). В 1902 году по окончании Императорской Санкт-Петербургской академии он получил назначение в Урмийскую духовную миссию, которую возглавил в сане архимандрита в 1904 году, и прослужил в ней в течение десяти лет.[1, С. 17-19] Развивая деятельность миссии, он постоянно освещал ее жизнь сквозь призму повседневных дел, тесно связанных с жизнью ассирийцев. Подготовленные им за время каденции работы печатались в Церковных Ведомостях (официальный печатный орган Св. Синода) и в собственном журнале миссии. Труды архимандрита Сергия содержат интересный материал по этнической истории и истории церкви.[2]

Важное значение имели также труды архимандрита Пимена (Беликова) (кандидата богословия Киевской духовной академии), который служил при Урмийской Духовной миссии во времена главенствования в ней архимандрита Сергия (епископа Салмаского в Персии) и был помощником начальника миссии. В опубликованных им работах в хронологической последовательности воссозданы события, происходившие в Урмии во времена противостояния ассирийского населения персидско-турецкой агрессии. Консолидируя деятельность Русской Православной Церкви через существующие представительства миссии, он рассматривал жизнь ассирийцев с точки зрения неизбежного присоединения их к православию, отмечая при этом выдающуюся роль Российской империи в спасении нации. Также в его трудах содержатся факты из истории ассирийцев и Ассирийской церкви с этнографическими сведениями.[3] Усилиями работников миссии с 1905 года стал издаваться журнал «Православная Урмия», который выходил раз в месяц двумя изданиями, на русском и на ассирийском языках, и стоил два рубля. В период эффективной работы миссии в 1911-1914 гг. издание на русском языке выходило тиражом 300-500 экземпляров, а на новосирийском - тиражом 600 экземпляров, которые распространялись в разных местах компактного проживания ассирийцев. В журнале содержались материалы об истории Ассирийской Церкви Востока, о событиях современной церковной и мирской жизни ассирийской общины в Персии, о фактах церковной, государственной и политической жизни страны, о миссионерах и их деятельности. Основной задачей издания было распространение православной информации среди ассирийского населения. Редактированием журнала занимался архимандрит Пимен.[1, С.4; 4]

Следует также отметить еженедельный журнал «Церковные ведомости», издававшийся при Св. Синоде (1888-1918рр.). В исследуемый период он стал тем средством массовой информации, которое освещало постановления и законоположения Русской Православной Церкви, события, связанные с жизнью православного сообщества. Он имел исключительно религиозную специфику освещения событий и фактов жизни ассирийского населения. Кроме официальной части, журнал имел и неофициальную часть («прибавления»), где печатались заметки, речи иерархов, церковная история и археология, информация о миссионерских делах и пр. На страницах этого издания нашлось место и для материалов, связанных с историей ассирийцев. Они подавались как обзор успешной деятельности православной церкви на Востоке, причем их авторами были священнослужители, например, прот. Восторгов И., свящ. Синадский В. и др., которые по долгу службы общались с ассирийцами. В журнальных статьях представлялась хроника событий в урмийской миссии, заметки по истории ассирийской церкви, быт и обычаи современных ассирийцев.[5] Аналогичные функции выполнял и православный журнал Санкт-Петербургской православной духовной академии «Христианское чтение». В силу своей научно-богословской направленности журнал стал полезным источником изучения истории ассирийской церкви и этнографии. Выделяются два периода функионирования издания: с 1821 по 1918 гг. и с 1991 года по настоящее время. Надо отметить, что в изданиях обоих периодов присутствовали материалы ассирийской тематики. На страницах журнала печатались отрывки из монографии В.В. Болотова «Из истории церкви Сиро-Персидской»,[6] серия статей по истории християнства в Персии и в Турции и другие материалы.[7] Такая направленность периодической прессы определялась отношением Русской Православной Церкви к ассирийскому вопросу и проявлялась в активном сотрудничестве миссионеров с ассирийским населением.

Остальные труды можно разделить на две категории: 1) исследования деятельности православной миссии и ее влияние на ассирийскую общину; 2) собственно историко-этнографические исследования, акцентирующие естественное желание ассирийцев приобщиться к православию.

К первой категории принадлежали труды Вас. Громцева (священник), С.А. Архангелова, Д.В. Диаконовского, А. Платонова.[1, 8] Ко второй категории - труды Софония Сокольского, А. Спасского, И. Бабаханова свящ.[9] Несмотря на религиозную окрашенность материалов, перечисленные труды являются ценной информацией для исследователей разных периодов истории ассирийцев. Уникальность этих работ определяется прежде всего тем, что в течение длительного периода история ассирийцев не была объектом специальных научных поисков и оказалась на грани забвения, поэтому такая активная исследовательская деятельность стала первым этапом в определении и восполнении историографических пробелов в изучении ассирийского вопроса, что позволило сберечь и донести до нас результаты полевых исследований, анализа таких литературных источников, которые не сохранились до настоящего времени.

Территория азиатской части Турции и территория, примыкающая к ней со стороны Персии в XIX в., вызывала живой интерес со стороны стран имперского уклада. К ней было приковано внимание Англии, Франции, России и других ведущих игроков мировой политики.

Стратегические исследования этой местности как территории неминуемых военных действий глобального масштаба стали характерными для того времени. Записи, отчеты и очерки путешествий представителей генерального штаба и консульских сотрудников содержали основательный социально-экономический и политический анализ этой местности и проживающего на ней населения.

Имевшиеся работы носили справочно-тематический характер. В них была информация о качестве путей сообщения, возможности продовольственного обеспечения армии во время проведения военных действий, представлялась характеристика местного населения в этноисторическом ракурсе, его политическая ориентация, т.е. те сведения, которые могли быть полезными для обеспечения поддержки военных действий на указанной территории.

К таким исследованиям относятся работы П. И. Аверьянова, П. А. Ритиха, Р.И. Термена, К. Смирнова, Б.И. Шелковникова.[10] На наш взгляд, эти материалы выходят за пределы соответствующей специальной отчетной документации и могут рассматриваться как самостоятельные научные труды.

Ассирийская проблематика нашла отражение и в трудах научной интеллигенции. Актуальность вопросов в контексте политических условий, отсутствие фундаментальных исследований по указанной проблематике способствовали активизации ее разработки в разных научных направлениях.

Были представлены фундаментальные исследования истории Древней Ассирии, Ассирийской Церкви Востока в их взаимосвязи с описанием современной жизни ассирийского населения. Такие труды имели явный этнический характер презентации материала - факты и события подавались с учетом объективной исторической ситуации, а объектом таких поисков всегда было именно ассирийское население. Заслуживают внимания работы таких исследователей, как: З.А. Рагозина, А. Кондратьева, П.А. Лукашевич, Ф. Гоммель, М.В. Никольский, А.П. Лопухина.[11] Фундаментальный труд профессора В.В. Болотова (1853-1900) «Из истории церкви Сиро-Персидской», изданный после его смерти, был и остается образцом исследования, сочетающего в себе описание истории ассирийской церкви с различными аспектами изучения ассирийского этноса. Из этого труда мы узнаем об основных этапах становления Ассирийской Церкви Востока, ее связях и разногласиях со Вселенской церковью, иерархии духовенства и других интересных фактах жизнедеятельности церкви. Дополнением и продолжением научного исследования указанной проблематики служат авторские лекции В.В. Болотова по истории церкви.[12]

Появились также антропологические исследования ассирийцев, проживавших в Закавказском регионе. Научные поиски доктора медицины В.М. Штида и А. Арутюнова стали первыми антропологическими изысканиями в отечественной науке с использованием обширного исследовательского материала. Интересными представляются выводы ученых: согласно антропометрическим данным ассирийцы принадлежали к семитской расе, но вместе с тем отмечалась необходимость проведения исследований населения на других исторических территориях компактного проживания ассирийцев.[13]

Актуальность вопроса об ассирийском языке обусловила активное развитие филологических исследований. В расматриваемый период А. Калашевым был составлен один из первых русско-ассирийских и ассирийско-русских словарей, переводились на русский язык этнические тексты, что способствовало межнациональному общению и давало возможность ознакомить общероссийскую аудиторию с произведениями ассирийской литературы.[14]

В силу малоизученности истории ассирийцев после падения Ассирийской империи и выраженных геополитических интересов России в этом регионе получили развитие и этнографические исследования.

В них рассматривались система культурных установок, традиционный бытовой уклад жизни, сфера межличностных отношений ассирийского народа в сопоставлении с его этническим историческим прошлым. Среди основных работ этой категории следует отметить труды Я.Д. Малома, Л.П. Загурского, П. Эйвазова, Б. Шелковникова, Е. Лазарева, Е.А. Лалаян, В.Б. Шкловского, которые составляют золотой фонд исторического и современного ассириеведения.[15] Спецификой освещения материалов в этих трудах было отсутствие выраженной идеологической нагрузки, хотя общероссийские имперские интересы все же прослеживались.

Историографические наработки досоветского периода четко соответствовали основным направлениям царской политики и были ее условным продолжением. Демонстрируя актуальность и новизну ассириеведческих исследований, они формировали информационно-идеологические установки, оправдывающие действия правительства в указанном регионе.

Подводя итоги анализа изучаемого периода, следует подчеркнуть, что научные поиски и разработки того времени стали классическим фундаментом ассириеведческих исследований XX - XXI ст.

Презентация материалов полевых исследований имеет уникальную научную ценность с точки зрения изучения условий пребывания ассирийцев на исторической территории в период относительного военного спокойствия, т.е. в ситуациях обычной жизнедеятельности. А отсутствие идеологических запретов в разных направлениях исследования способствовало воссозданию объективной комплексной картины жизни этноса.

Эта ситуация изменилась с началом Первой мировой войны и обострением этнично-религиозных отношений в регионе, что спровоцировало массовую миграцию, значительные потери научной и религиозной уникальной литературы. Расмотрение проблем связанных с этими обстоятельствами могут стать предметом последующих научных исследований.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Вас. Громцев (священник). Урмийская (в Персии) православно-духовная русская миссия / Вас. Громцев. - М.: Руская печатня, 1914. - 21.с.

 2. Сергий (Лавров) эп. Начало православия в Салмасе (в Персии) / Сергий (Лавров) эп. // Церковные Ведомости, прибавления. - 1914.- № 2. - С. 544-548; Сергий (Лавров) игум. Последние события в несторианской церкви / Сергии (Лавров) эп. // Церковные Ведомости, прибавл. - 1904. - № 12. - С. 421-428.

 3. Игумен Пимен. Православная Урмия в годы Персидских смут / Игумен Пимен. ¬ К.:Типография Киево-Печерской Успенской Лавры, 1925. – 25с.; Пимен (Беликов) архим. Печальная судьба христиан Персии. (Наблюдения и воспоминания миссионера) / Пимен (Беликов) архим. // Церковные Ведомости, прибавления. ¬ 1915. ¬ № 39. ¬ С. 2102-2108; Пимен (Белоликов) игум. Вести из Православной Урмии (Персия) // Церковные Ведомости, прибавл.¬ 1909. ¬ № 39.¬ С. 1839-1842.

4. Православная Урмия. Русская. Издание урмийской православной миссии в Персии. ¬ Джульфа. ¬ 1912. ¬№5. ¬15с.

 5. Восторгов И. прот. Православие в Персии (Необходимое разъяснение) / Восторгов И. прот. // Церковные Ведомости. ¬ 1901. ¬ № 51-52. ¬ С. 422¬430; П.Г. Присоединение к церкви православной из несторианскоговероисповедания епископа Супурганского ионы, архімандрита Илии, пресвитеров Сергия и Георгия и дьякона Иакова / П.Г. // Церковные Ведомости. ¬ 1892. ¬ № 13. ¬ С. 520-524.; Православная духовная миссия в Урмии (по отчету за время с сентября 1902 по август 1903 гг.) // Церковные Ведомости, прибавл. ¬ 1904. ¬ № 27. ¬ С. 1013-1018.; Синадский В. свящ. Новое торжество православия / Синадский В. свящ. // Церковный вестник. ¬ 1898. ¬ №№ 13, 15.; Синадский В. свящ. Среди сирохалдейцев-несториан. (Из писем русского миссионера) / Синадский В. свящ. // ¬ Церковный вестник. ¬ 1898. ¬ №№ 17, 19, 20, 25.

 6. Христианское чтение. ¬ 1899. ¬ №1. ¬ С.95-121.; Христианское чтение.¬ 1899. ¬ №2. ¬ С.323-349; Христианское чтение. ¬ 1900. ¬ №1. ¬ С. 65-99; Христианское чтение. ¬ 1899. ¬ №4. ¬ С.789-804; Христианское чтение. ¬ 1899. ¬ №5 ¬ С.1004-1031; Христианское чтение. ¬ 1900. ¬ №1. ¬ С.65-99; Христианское чтение. ¬ 1900. ¬ №3. ¬ С. 428-454.

 7. Ригана Н.А. История християнства в Персии (1828-1317) / Ригана Н.А. // Христианское чтение. ¬ 1909. ¬ №4. ¬ С. 603-622; Христианское чтение. ¬ 1909. ¬ № 6-7. ¬ С.982-1014; Христианское чтение. ¬ 1910. ¬ №1. ¬ С.61-71; Христианское чтение. ¬ 1910. ¬ №2. ¬ С.266-287; Каталикос востока и его народ: очерк из жизни сирохалдеев-несториан в Персии и Турции. -Христианское чтение. ¬ 1898. ¬ №9. ¬ С.427-448; Христианское чтение. ¬ 1898. ¬ №10. ¬ С.516-540; Христианское чтение. ¬ 1898. ¬ №11. ¬ С.649-688.

8. Архангелов С. А., Наши заграничные миссии. Очерк о русских духовных миссиях / С. А. Архангелов. ¬ СПб., 1899. ¬. 208с.; Д.В. Диаконовский. Заря православия в глубине Азии. К положенню русской духовной миссии в Урмии среди сиро-халдейцев / Д.В. Диаконовский. ¬ СПБ.: Типография: ЛопухинаА.П., 1902. – 13с.; Исторический очерк Восточной Сирийской Церкви и учреждение миссии. ¬ СПб.: син. тип., 1897, - 62 с.; Платонов А. Обзор деятельности общества восстановления православного христианства на Кавказе за 1860-1910 гг. / Платонов А. – Тифлис, 1910. – 230с.

 9. Софоний Сокольский. Современный быт яковитов / Софоний Сокольский. ¬ Одеса, 1886. ¬ 320с. ; Софоний Сокольский. Исторический очерк несторианизма от его появления в V в. до настоящего времени / Софоний Сокольский. ¬ Одесса, 1868. – 122с.; Софоний (Сокольский) еп., Современный быт и литургия христиан инославных иаковитов и несториан с кратким очерком их иерархического состава, церковности, богослужения и всего, что принадлежит к отправлению их церковных служб, особенно же их литургии / Софоний Сокольский. ¬ СПб., 1876. ¬504с.; Спасский А. Сиро-халдейцы несториане и присоединение их к православной церкви / Спасский А – Сергиев Посад, 1898. ¬ 42с.; Бабаханов И. свящ., Сирохалдейцы, их история и жизнь по рассказу одного из них Иакова Бабаханова. / Бабаханов И. свящ. // Христианское чтение. ¬ СПб. ¬ 1899. ¬ 13с.

10. Аверьянов П.И. Этнографический и военно-политический обзор азиатских владений Оттоманской империи / П.И. Аверьянов. ¬ СПб.: Изд. Генерального штаба, 1912. ¬ 312с.; Административное деление Ванского вилаета в 1897 году и некоторых частей Диарбекирского, Битлисского и Моссульского вилаетов [карты]: с указанием лесных районов по направлениям обрекогносцированным в 1896 и 1897 годах Ванским вице-консулом Маевским / Грав. И. Михайлов в 1899 г. - Б. м., [1899]; Отчет о полевой поездке 1907 года в Ванском, Битлисском и Диарбекирском вилайетах / Р.И. Термен. - Тифлис : тип. Штаба Кавк. воен. окр., 1909. - [2], II, ¬ 203с.; Смирнов К. Персы этнографический очерк Персии. / К. Смирнов. ¬ Тифлис: Штаб Кавказского военного округа, 1917. ¬ 229с.; Шелковников Б.И. Войска и район VI-го турецкого корпусного округа (Багдад, Мосул и Бассорский вилает отчерк о командировки в Месопотамию в 1902-1903гг. / Шелковников Б.И ¬ Т.1. части 1и 2. ¬ Тифлис: Штаб кавказского военного округа, 1904. – 236с.; Ритих П.А. політико-статистический очерк Персии / П.А. Ритих. ¬ СПБ, 1896. – 289с.

 11. Кондратьев А. Лукашевич П. А. Древняя Ассирия и Древняя Русь. Дешифровка праязыка / Репринтное издание книги «Объяснение ассирийских имён» (Киев, 1868 г.). Предисловие А.В. Кондратьева. — М.: Белые альвы, 2009. — 280с.; Рагозина З.А. История Ассирии / Рагозина З.А. – СПБ.: Издание А.Ф. Маркса, 1902. – 501с: ил., карт.; Болотов В.В. Из истории церкви Сиро-Персидской / В.В. Болотов. ¬ СПБ: Типография А.П. Лопухина, 1901. ¬ 965с.; Бенцольд К. Ассирия и Вавилония / Пер. с нем. К. Бенцольд. — СПб., 1904. — 143 с.; Ванский вилайте. «Русское экспортное товарищество» - М., 1910. ¬ 13с.; Гоммель Ф. История Древнего Востока. / Ф. Гоммель. ¬ СПБ.: Типография Акц. Общ. Брокгауз-Ефрон, 1905. ¬ 148с.; Лопухина А.П. История православной церкви в XIX веке. Православный восток. / Лопухина А.П. — Т. 2. ¬ М. ¬ 1998. ( Репринт издания 1901). - 335с.; Никольский М.В. Саргон, царь ассирийский / М.В. Никольский. — М, 1881. — 73с. Никольский Н.М. Древний Вавилон / М.В. Никольский. — М., 1913. — 434+6 с.; Никольский Н.М. Культура древней Вавилонии / М.В. Никольский. — Минск, 1959. — 183 с.; Флиттнер Н. Искусство и культура древнего Двуречья / Н. Флиттнер. — М., 1964. — 297 с.

 12. Болотов В.В. Из истории церкви Сиро-Персидской / В.В. Болотов. ¬ СПб. : Типография А.П. Лопухина, 1901. ¬ 965с.; Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви / В.В. Болотов. ¬ Т. 1-2. –Минск: Издательство Белорусского Экзархата, 2011. ¬ С. 575; Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви / В.В. Болотов. ¬ Т. 3-4. ¬ Минск: Издательство Белорусского Экзархата, 2008. ¬ С. 767.

 13. Штида В. К антропологии айсоров / В. К. Штида // Известия Кавказкого отделаимператорского Руского географического общества. ¬ 1915. ¬Т. 23 ¬ №8(2). ¬ С. 188-207.; Арутюнов. А. К антропологии айсоров / А. Арутюнов // Русский антропологический журнал. ¬ 1902. - № 4. ¬ С. 88-100.

 14. Калашев А. Руско-ассирийский словарь. / А. Калашев // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. ¬ 1894. ¬ Вып. XX. ¬ 420с. Калашев А. Айсорские тексты. / А. Калашев // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. ¬ 1894. ¬ Вып. XX. ¬ С.31-96.; Лукашевич П. Объяснение ассирийские имена / Лукашевич П., ¬ Киев: Университетская типография., 1896. -252с.

 15. Малома Я.Д. Несториане и округ Хакяри / Я.Д. Малома // Известия Кавказского отдела Императорского Русского Географического общества.¬ 1873- 1874. ¬ Т. II. ¬ С.3849-3863.; Загурский Леонард Петрович. Историко-этнографические заметки о сиро-халдеях. / Л.П. Загурский // ¬ Известия Кавказского отдела Императорского Русского Географического Общества ¬ 1872-1917., ¬ 1883/84. ¬ Т. 8. № 1 (1883), № 2 (1884) [и Приложение к N 2 тома 8].; Эйвазов. П. Некоторые сведения о селе Койласар и об ассирийцах / П. Эйвазов // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. - 1884. – Вып. № 4. – С. 284-326.; Шелковников Б. Происхождение и современный быт сиро-халдейской народности / Б. Шелковников // Известия штаба Кавказского военного округа ¬ 1904 ¬ №3-4. ¬ С. 26-72.; Лазарев К. Свадебные обычаи у двинских айсоров / К. Лазарев // Памятная книга Эриванской губернии. ¬ Эриван, 1910. ¬ С.213-220.; Лалаян Е.А. Айсоры Ванского вилайета / Лалаян Е.А. ¬ Тифлис.: Типография К.П. Козловского, 1914. ¬ 39с. Записки Кавказского отдела императорского русского географического общества. XXVIII вып.4. – 38с.; Шкловский В.Б. Сентиментальное путешествие. Воспоминания 1918-1923 / В.Б. Шкловский. ¬ Л.: Атеней, 1924. ¬ 193с.


© А.Х. Маргулов,  Журнал "Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики".
 
 
 

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ:  Перепечатка материалов допускается только в некоммерческих целях со ссылкой
на оригинал публикации. Охраняется законами РФ. Любые нарушения закона преследуются в судебном порядке. © ООО "Научные технологии"

Книжные Изданияbadge

badge
  • Реструктуризация информационного пространства органов государственной власти Санкт-Петербурга
  • Профессия «Бухгалтер»: прошлое, настоящее, будущее
  • Финансово-кредитная политика России
  • О недостаточности категории «графическое слово» для описания языкового материала арабского литературного языка (в связи с акцидентальными письменными словами в АЛЯ)

 

Текущие статьи

Психологические детерминанты проектирования жизненного пространства личностиПсихологические детерминанты проектирования жизненного пространства личности
Н.Н. Фалько,  (К.псих.н., доцент каф. практической психологии,...
Теоретические аспекты индивидуализации самостоятельной учебной деятельности студентовТеоретические аспекты индивидуализации самостоятельной учебной деятельности студентов
М.В. Малоиван,  (Криворожский педагогический институт, ГВУЗ...
Проблема пригодности будущих педагогов к профессиональной деятельностиПроблема пригодности будущих педагогов к профессиональной деятельности
С.В. Яремчук,  (К.псих.н., доцент, Мелитопольский государственный...

Журнал - Маркшейдерия и Недропользование Журнал Земля и Недвижимость Сибири Журнал - Минеральные Ресурсы России. Экономика и Управление Журнал - Геология Нефти и Газа Журнал - ГЛОБУС: Геология и Бизнес

Последние комментарии

RSS
VIP Studio Retro
viagra super force