keflex 750

Login

VIP Studio - журнал «Современная наука»

Russian (CIS)English (United Kingdom)

Роль итоговой аттестации в оценке готовности выпускников педагогического вуза к профессиональной деятельности

E-mail Печать

Т.Г. Архипова,  (Соискатель, Волгоградский государственный социально-педагогический университет)

Серия «Гуманитарные науки», №  1-2  2014

В статье рассматривается итоговая государственная аттестация как система оценки готовности к профессиональной деятельности выпускника педагогического вуза. В связи с этим исследуются квалификационные характеристики профессиональной деятельности учителя и требования к результатам освоения основных образовательных программ.

Ключевые слова: Итоговая государственная аттестация, квалификационная характеристика, компетентность, квалиметрический подход, комплексная оценка.

В  связи с переходом на многоуровневую систему подготовки специалистов изменяются и требования к профессиональной подготовке выпускников высших учебных заведений. Приоритетными в настоящее время являются способности выпускника к адаптации в профессиональном сообществе, развитие его когнитивных и креативных способностей, формирование гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры. Конечной целью подготовки будущего учителя в высших учебных заведениях является обеспечение профессиональной готовности к решению задач обучения и воспитания школьников.

Вопросы, связанные с профессиональной готовностью будущего педагога к профессиональной деятельности, прослеживаются в трудах В.А. Сластенина. Он определяет готовность учителя не как определенную совокупность психолого-педагогических и специальных знаний. Он полагает, что знания, лежащие в структуре опыта учителя мертвым грузом, не будучи к тому же сведенными в систему, остаются никому не нужным достоянием. Поэтому необходимо обращение к формам проявления теоретической готовности. Таковой является теоретическая деятельность, в свою очередь, проявляющаяся в обобщенном умении педагогически мыслить, которое предполагает наличие у учителя аналитических, прогностических, проективных, а также рефлексивных умений. По мнению В.А. Сластенина, они являются составляющими частями компетентности учителя в дополнение к полученным знаниям. Так же, он выделяет составляющие практической готовности учителя: организаторские и коммуникативные умения. К организаторским умениям относят мобилизационные, информационные, развивающие и ориентационные умения. Коммуникативные умения представлены как перцептивные умения, умения педагогического общения, умения и навыки педагогической техники. Таким образом, готовность к профессиональной деятельности определяется как овладение теоретическими и практическими умениями.

Выявление степени готовности происходит через сравнение педагогической подготовленности выпускников с требованиями, которые предъявляются к профессиональным и нравственным качествам педагогов. Содержание подготовки педагога той или иной специальности ранее было представлено в нормативной модели компетентности педагога, отображающей научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений и навыков – квалификационной характеристике. Квалификационная характеристика — это, по существу, свод обобщенных требований к учителю на уровне его теоретического и практического опыта [1]. Новые квалификационные характеристики учителя, утвержденные в 2010 году, включают перечень задач, основанных на современном компетентностном подходе к профессиональной деятельности [2]. Требования к уровню профессиональной подготовки выпускников по направлению подготовки бакалавра 050100 «Педагогическое образование» заданы в ФГОС ВПО по данному направлению подготовки совокупностью профессиональных компетенций, которыми выпускник должен обладать по результатам освоения образовательной программы.

Основные характеристики профессиональной деятельности учителя, определенные «Квалификационными характеристиками должностей работников образования» и ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавра 050100 «Педагогическое образование», представлены в табл. 1.

Таблица 1. Основные характеристики профессиональной деятельности учителя

Должностные обязанности учителя

Требования к результатам освоения основных образо­вательных программ бака­лавриата

Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенно­стей и специфики преподаваемого предмета, спо­собствует формированию общей культуры лично­сти, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообраз­ные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государ­ственных образовательных стандартов, современные образовательные технологии, включая информаци­онные, а также цифровые образовательные ресурсы.

Обоснованно выбирает программы и учебно-мето­дическое обеспечение, включая цифровые образова­тельные ресурсы.

Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения.

Планирует и осуществляет учебный процесс в соот­ветствии с образовательной программой образова­тельного учреждения, разрабатывает рабочую про­грамму по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспе­чивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способ­ностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реа­лизует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с практи­кой, обсуждает с обучающимися актуальные собы­тия современности.

Способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в раз­личных образовательных учреждениях (ПК-1).

Готов применять современ­ные методики и технологии, в том числе и информацион­ные, для обеспечения каче­ства учебно-воспитательного процесса на конкретной об­разовательной ступени кон­кретного образовательного учреждения (ПК-2).

Обеспечивает достижение и подтверждение обуча­ющимися уровней образования (образовательных цензов).

Оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету (курсу, программе), учи­тывая освоение знаний, овладение умениями, разви­тие опыта творческой деятельности, познаватель­ного интереса обучающихся, используя компьютер­ные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и элек­тронные таблицы в своей деятельности. Осуществ­ляет контрольно-оценочную деятельность в образо­вательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электрон­ных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся).

Способен применять совре­менные методы диагности­рования достижений обуча­ющихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессио­нального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3).

Способен использовать воз­можности образовательной среды, в том числе информа­ционной, для обеспечения качества учебно-воспита­тельного процесса (ПК-4).

Соблюдает права и свободы обучающихся, поддер­живает учебную дисциплину, режим посещения за­нятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся.

Способен организовывать сотрудничество обучаю­щихся и воспитанников

(ПК-6).

Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучаю­щихся во время образовательного процесса. Выпол­няет правила по охране труда и пожарной безопас­ности.

Готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучаю­щихся в учебно-воспитатель­ном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7).

Осуществляет связь с родителями (лицами, их заме­няющими).

Готов включаться во взаимо­действие с родителями, кол­легами, социальными парт­нерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5).

В данной таблице прослеживается тождественное применение характеристик профессиональной деятельности учителя в условиях компетентностного подхода.

В связи с этим, важным фактором становится проверка готовности выпускников к решению задач профессиональной деятельности и рассматривается она как важнейшая задача итоговой аттестации выпускников. Итоговая государственная аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям ФГОС ВПО. При наличии комплекса реализуемых компетенций, необходим новый подход к реализации процедуры итоговой государственной аттестации и представлять собой комплексную оценку, основанную на квалиметрическом подходе.

Для реализации комплексной оценки готовности выпускников процедура итоговой государственной аттестации должна представлять систему оценки качества подготовки выпускников к профессиональной деятельности. Система предполагает наличие составных частей, последовательность операций, инструментарий. В процедуре итоговой государственной аттестации составными частями являются государственный экзамен и выпускная квалификационная работа, последовательность которых определены ФГОС ВПО. Технология итоговой государственной аттестации должна включать в себя набор оценочных средств, критерии оценок и методику оценивания.

Набор оценочных средств представляется как совокупность материалов необходимых для обеспечения оценки соответствия уровня профессиональной готовности выпускников требованиям ФГОС ВПО. Несмотря на то, что многие вузы выбирают традиционный подход к проведению итоговой государственной аттестации с процедурой государственного экзамена в форме опроса по билетам, и защиты выпускной квалификационной работы, можно с уверенность сказать, что данный подход не позволяет провести качественную и количественную оценку уровню готовности выпускника. Для объективной оценки профессиональной готовности выпускников необходимо включение в процедуру государственной итоговой аттестации комплекса новых оценочных средств. Среди них можно выделить средства, проверенные в системах мониторингов и направленные на диагностику и дифференцированную оценку. Популярным средством в настоящее время является система компетентностных тестов, которая позволяет непосредственно количественно отражать результаты готовности выпускника. Вместе с этим можно отметить трудоемкость процедуры разработки, экспертизы и согласования тестовых заданий для проведения итоговой государственной аттестации. К современным оценочным средствам можно отнести: задачу-модель (задачу-ситуацию), детерминированный вопрос, портфолио, измерительный кейс. Совокупность отдельных оценочных средство могут составить модель новой итоговой аттестации выпускников.

Методика оценки готовности выпускников также испытывает потребность в изменении. При комплексной оценке существует необходимость использования метода групповых экспертных оценок.

Для комплексной оценки готовности выпускников педагогических вузов можно выделить следующие составляющие:

  • результаты преддипломной практики;
  • результаты сдачи государственного экзамена;
  • показатели оценки качества выпускной квалификационной работы;
  • показатели анкетирования работодателей.

С использованием квалиметрического метода можно получить общую оценку готовности выпускника к профессиональной деятельности, уровень его подготовленности для принятия решения о присвоении ему квалификации.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что итоговая государственная аттестация является необходимой процедурой для комплексного оценивания готовности выпускников педагогических вузов к профессиональной деятельности. Для повышения эффективности проверки спектра компетенций по направлению подготовки на выходе необходима разработка новых проверочных средств комплексного характера, отражающего сложную природу компетенций и создание механизма оценивания уровня сформированности компетенций. Совокупность проверочных средств, направленных на проверку качества профессиональной готовности будущего выпускника должны являться основой для итоговой государственной аттестации. Форма государственной итоговой аттестации должна соответствовать современным требованиям времени, а значит быть эффективным инструментом в рамках компетентностного подхода.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. — 3-е изд. — М.: Школа-Пресс, 2000 — 512с.

2. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (с изменениями и дополнениями).

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (квалификация (степень) «бакалавр») №788 от 22 декабря 2009 г.

 

© Т.Г. Архипова,  Журнал "Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики".
 
 
 

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ:  Перепечатка материалов допускается только в некоммерческих целях со ссылкой
на оригинал публикации. Охраняется законами РФ. Любые нарушения закона преследуются в судебном порядке. © ООО "Научные технологии"

Книжные Изданияbadge

badge
  • Реструктуризация информационного пространства органов государственной власти Санкт-Петербурга
  • Профессия «Бухгалтер»: прошлое, настоящее, будущее
  • Финансово-кредитная политика России
  • О недостаточности категории «графическое слово» для описания языкового материала арабского литературного языка (в связи с акцидентальными письменными словами в АЛЯ)

 

Текущие статьи

Проблема пригодности будущих педагогов к профессиональной деятельностиПроблема пригодности будущих педагогов к профессиональной деятельности
С.В. Яремчук,  (К.псих.н., доцент, Мелитопольский государственный...
Теоретические основы самостоятельной деятельности студентов профессиональных организацийТеоретические основы самостоятельной деятельности студентов профессиональных организаций
Н.А. Морозкова,  (Аспирант, Государственный педагогический университет,...
Готовность к деятельности преподавателя современного вузаГотовность к деятельности преподавателя современного вуза
Р.М. Магомедова,  (К.п.н., доцент, ФГБОУ ВПО «Дагестанский...

Журнал - Маркшейдерия и Недропользование Журнал Земля и Недвижимость Сибири Журнал - Минеральные Ресурсы России. Экономика и Управление Журнал - Геология Нефти и Газа Журнал - ГЛОБУС: Геология и Бизнес

Последние комментарии

RSS
VIP Studio Retro
viagra super force