keflex 750

Login

VIP Studio - журнал «Современная наука»

Russian (CIS)English (United Kingdom)

Актуализация проблемы организации учебно-воспитательного процесса в комплект–классе VIII вида в условиях сельской малокомплектной школы

E-mail Печать

О.А. Козырева,  (К.п.н., доцент кафедры коррекционная педагогика КГПУ им. В.П.Астафьева)

Т.В. Ивченко,  (Учитель, Есаульская общеобразовательная школа Красноярского Края)

Серия «Гуманитарные науки», №  1-2  2014

В статье рассматриваются актуальные вопросы и проблемы организации учебно-воспитательного процесса в комплект – классе VIII вида в условиях сельской малокомплектной школы. Все дети имеют диагноз Лёгкая (F70.70.) - дебильность. IQ 50—69. Фокусируется внимание на необходимости изменения методов, приемов и содержания образовани умственно отсталых детей, обучающихся в разновозрастном классе VIII вида в условиях сельской малокомплектной школы.

Ключевые слова: Умственно отсталые дети, младший школьный возраст, учебно-воспитательный процесс, класс-комплект, коррекционная работа, сельская малокомплектная школа.

На базе Есаульской общеобразовательной школы Красноярского края осуществляется обучение детей с легкой и средней степенью умственной отсталости в специальных (коррекционных) комплект – классах VIII вида. На основе Закона РФ «Об образовании» школой было создано Положение о специальных (коррекционных) классах VIII вида, которое регулирует деятельность данных классов. Контингент обучающихся класса определяется решением районной медико - психолого - педагогической комиссией. Зачисление в указанные классы проводится с согласия родителей (законных представителей) на основании заявления. Срок обучения в специальном (коррекционном) классе VIII вида – 9 лет. В силу неоднородности психофизических и интеллектуальных отклонений классы разновозрастные. И вследствие малочисленности данной категории обучающихся в общеобразовательном учреждении специальные (коррекционные) классы VIII вида формируются из обучающихся разных классов и функционирует как единый класс-комплект.

Дети с умственной отсталостью в данных классах обучаются с целью их максимально возможной социализации, допрофессиональной подготовки для последующего профессионального обучения и трудоустройства в органах социальной защиты или индивидуальной трудовой деятельности.

Содержание образования детей с  умственной отсталостью определяется образовательной программой, разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей данной категории обучающихся. Психологическое обеспечение образовательного процесса в специальном (коррекционном) классе-комплекте VIII вида осуществляет педагог-психолог, входящий в штат школы. Также для обучающихся, имеющих специфические речевые нарушения, организуются групповые (2-4 человека) и индивидуальные логопедические занятия. Занятия проводит педагог- логопед школы. Целью обучения в специальных (коррекционных) классах является коррекция отклонений в  развитии детей с умственной отсталостью средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.

Во время проведения урока учитель руководит деятельностью всех учеников класса, каждый из которых усваивает материал индивидуально. Несомненно, нет одинаковых детей, у каждого свой темп работы, свои интересы, свои способности, поэтому классно- урочная система при всех ее положительных сторонах (экономия времени и средств, соперничество учащихся, которое стимулирует  их мотивацию в овладении новых знаний) имеет свои недостатки - невозможность оказания полноценной помощи отдельному ребенку, постоянного контроля над его работой. В специальных (коррекционных) классах, несмотря на небольшое  количество детей в комплект - классе, проблема индивидуального подхода стоит особенно остро. Для класса детей с умственной отсталостью характерно разнообразие первичного дефекта и его причин, особенностей развития вторичных дефектов, уровней овладения знаниями и умениями. Результаты обучения умственно отсталых школьников в первую очередь определяется мастерством учителя, который в условиях классно- урочной работы должен дать каждому из них знания, подготовить к самостоятельной жизни. Плюс ко всему выше сказанному, эффективность работы учителя снижается особенностями мышления данной категории детей. Не всегда уровень усвоения  знаний ребенком соответствует требованиям конечных знаний конкретного урока.

Самая серьезная трудность - это поведение уроков в комплект - классе, состоящем из разновозрастных учеников, имеющих умственную отсталость.

Специфична организация урока занятий с умственно отсталыми школьниками. Каждый урок решает свои образовательные задачи по конкретному предмету в коррекционном направлении.

ФОРМУЛИРОВКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ УРОКА:

Безусловно, конкретная формулировка задач на урок зависит от темы, заданий и типа урока.

1. Знакомить, познакомить, продолжать знакомить…;

2. Формировать (формирование) у учащихся представления о …;

3. Выявить (выявлять)…;

4. Уточнить…;

5. Расширить…;

6. Обобщить…;

7. Систематизировать…;

8. Дифференцировать…;

9. Обеспечить освоение учащимися следующих фактов..., понятий..., идей..., терминов...

10. Выявить и осмыслить причины..., сущность..., значение...

11. Дать понятие;

12. Проверить;

13. Закрепить.

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:

  • Коррекционные задачи, их грамотная формулировка и эффективная реализация имеют принципиальное значение для нас.
  • Коррегировать … путём выполнения…;
  • Развивать … через выполнение…;
  • Коррегировать и развивать … при работе с  …;
  • Развивать … на основе упражнений …
  • Учить дифференцировать звуки речи, сходные по месту или способу образования.
  • Развивать функции фонематического анализа.
  • Преодоление речевого негатива.
  • Расширять активный словарь.
  • Совершенствовать грамматический строй речи.
  • Учить пониманию слов различной меры общности.
  • Учить строить предложения по принципу сочетания, подчинения.
  • Вырабатывать привычку слухового контроля.
  • Вырабатывать качество чтения.
  • Совершенствовать быстроту, полноту и точность восприятия.
  • Работать над последовательностью воспроизведения, умением устанавливать причинно- следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями.
  • Работать над укреплением памяти и преодолением её дефектов через охранительный режим.
  • Развивать зрительную память.
  • Учить замечать недостатки в работе, анализировать ход выполнения работы, сравнивать с образом.
  • Упражнять в распознавании сходных предметов, находить сходные и отличительные признаки.
  • Развивать умение группировать предметы.
  • Работать над разложением целого на части и восстановлением целого из частей.
  • Работать над пониманием нового правила или понятия.
  • Учить делать выводы.
  • Учить применять правила при выполнении упражнения.
  • Развивать целенаправленность в работе.
  • Учить выделять сходства и различия понятий.
  • совершенствование коммуникативных умений;
  • умение отвечать на вопрос;
  • умение отвечать на вопрос;
  • умение возражать, аргументировать мнение;
  • умение вести диалог, монолог;
  • повышение культуры и техники общения;
  • умение проявлять и выражать интерес к окружающему.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

  • Воспитывать интерес к учебе, предмету;
  • Воспитывать умение работать в парах, в команде;
  • Воспитывать самостоятельность;
  • Воспитывать нравственные качества (любовь, бережное отношение к …, трудолюбие, умение сопереживать и т.п.)
  • Способствовать формированию чувств..., или эмоций, показав ...

Структура урока определяется дидактическими целями. Порядок структурных элементов может меняться, не все они могут входить в один урок.

Как правило, в начале урока сообщается план работы на уроке для каждой возрастной категории умственно отсталых учащихся.

Необходимой составляющей каждого урока является анализ организации учебно-воспитательного процесса, помогающий учителю корректировать урок с целью развития положительных и снижения отрицательных моментов.

Коррекционная направленность особо значима.

Уроки, целиком посвященные объяснению нового материала, не проводятся. Это объясняется особенностями познавательной и эмоционально-волевой сферы, разным возрастом учащихся класса. Новый материал сообщается небольшими порциями с последующим многократным его закреплением. Именно этот этап является наиболее сложным как для детей, так и для учителя.  Необходимо так организовать работу на уроке, чтобы при знакомстве с новым материалом одной частью класса, другая  была занята повторением или закреплением ранее изученного. Задания выполняются при строгом контроле учителя, чтобы не закрепить ошибочного понимания материала. На этом этапе необходимо требовать от учащихся класса комментирования своих действий.

Оценка знаний – неотъемлемая часть процесса обучения. Объективная оценка знаний, умений и навыков достигается сочетанием различных видов проверки знаний.

Оценка играет роль стимулирующего и развивающего фактора. При оценке знаний  умственно отсталых учащихся учитываются их индивидуальные особенности. Не снижаются оценки за небрежный почерк, т.к. присутствуют нарушения мелкой моторики.

Знания умственно отсталых класса оцениваются с учетом психофизических особенностей учащихся. Объективная оценка знаний, умений и навыков в данной конкретной ситуации затруднена и достигается только сочетанием различных видов проверки знаний.

На каждом уроке осуществляется проверку домашнего задания. Условия обучения в малокомплектной школе это позволяют.

Домашнее задание дифференцируется в соответствии с программой. Главная задача этого этапа урока – помочь умственно отсталым учащимся организовать свой домашний учебный труд. Особое внимание уделяется проверке записи задания каждым учеником в дневник.

Ежедневно оценивается правильность выполнения домашнего задания,  детально анализирует типичные ошибки. Это позволяет оперативно отслеживать и максимально эффективно организовывать коррекционно-развивающую работу по преодолению учебных трудностей учащихся.

Повторение организуется в виде подгрупповой работы. Разная программа не позволяет осуществить эту работу фронтально.

Повторение и обобщение знаний требует достаточного количества раздаточного материала, карточек с тренировочными упражнениями.

Особое место отводится самостоятельной работе. Подбираются виды самостоятельной работы с учетом программы, возможностей каждого ученика класса. Упражнения для самостоятельной работы не только формируют приемы и способы учебной работы, но и активизируют познавательную деятельность учащихся.

Для диагностики развития ребенка на конкретном этапе и возможности запланировать дальнейшую коррекционно - развивающую работу ведется определенная документация на каждого ученика специальных (коррекционных) классов VIII вида. Дневники наблюдения, индивидуальная карты развития, «Лист коррекционной работы». Данный лист заполняется по окончании каждой четверти: для обозначения проблем при усвоении предмета и обозначения причин данных проблем каждого ученика. Он позволяет увидеть целостную картину и запланировать дальнейшую работу по каждому ребенку по конкретному предмету на следующую четверть.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Агавелян Р.О. Социально-перцептивные особенности личности педагога специальной школы в профессиональной деятельности: Монографическое исследование. – Новосибирск. – 1999. – С.29.

2. Козырева О.А. Методология моделирования профессиональной компетентности учителя.// Дополнительное профессиональное образование. - 2008. - №4(50). - С.24-25

3. Козырева О.А. Основные аспекты отечественных и зарубежных концепций профессионального развития.// Дополнительное профессиональное образование. - 2008. - №2(48). - С.21-25

4. Козырева О.А. Становление специалиста с позиций современных концепций профессионального образования.// Компетентность. -  2012. - №7(98). - С. 6-11.

5. Маркова А.К. психологические критерии и ступени профессионализма учителя// Педагогика. - 1995. - №6. - С.23-29.

6. Строгова Н.А. К вопросу о гуманизации педагогической деятельности олигофренопедагога.//Дефектология. - 1999. - №1.- С. 59-63.


© О.А. Козырева, Т.В. Ивченко,  Журнал "Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики".
 
 
 

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ:  Перепечатка материалов допускается только в некоммерческих целях со ссылкой
на оригинал публикации. Охраняется законами РФ. Любые нарушения закона преследуются в судебном порядке. © ООО "Научные технологии"

Книжные Изданияbadge

badge
  • Реструктуризация информационного пространства органов государственной власти Санкт-Петербурга
  • Профессия «Бухгалтер»: прошлое, настоящее, будущее
  • Финансово-кредитная политика России
  • О недостаточности категории «графическое слово» для описания языкового материала арабского литературного языка (в связи с акцидентальными письменными словами в АЛЯ)

 

Текущие статьи


Журнал - Маркшейдерия и Недропользование Журнал Земля и Недвижимость Сибири Журнал - Минеральные Ресурсы России. Экономика и Управление Журнал - Геология Нефти и Газа Журнал - ГЛОБУС: Геология и Бизнес

Последние комментарии

RSS
VIP Studio Retro
viagra super force