keflex 750

Login

VIP Studio - журнал «Современная наука»

Russian (CIS)English (United Kingdom)

Теоретические аспекты индивидуализации самостоятельной учебной деятельности студентов

E-mail Печать

М.В. Малоиван,  (Криворожский педагогический институт, ГВУЗ «Криворожский национальный университет»)

Серия «Гуманитарные науки», №  1-2  2014

В статье рассматривается самостоятельная учебная деятельность как основная форма реализации индивидуализации. Статья раскрывает теоретическое осмысление необходимости индивидуализации самостоятельной учебной деятельности студентов. В соответствии с современными тенденциями в образовании главной целью является подготовка квалифицированного специалиста, который будет соответствовать всем требованиям, которые выдвигает общество на сегодняшний день. Для формирования профессиональной компетенции необходимо постоянно расширять и углублять знания в определенных сферах, что позволяет делать самостоятельная учебная деятельность, формируя готовность к самообразованию, инициативности, расширяя познавательные интересы.

Ключевые слова: Индивидуализация, самостоятельная учебная деятельность, индивидуализация самостоятельной учебной деятельности.

Информационные процессы в образовании, интеграция образования в единое мировое пространство, личностно-ориентированное обучение способствуют необходимости внесения изменений в парадигму обучения в высшей школе.

Будущее образования зависит от того, насколько оно соответствует потребностям студентов и общества. В обществе происходят изменения, вследствие чего изменяются потребности, интересы и способности студентов, которые являются частью этого общества. Соответственно, традиционную парадигму образования следует пересмотреть, ориентируясь на современную личностно-ориентированную, которая требует изменений в организации самостоятельной учебной деятельности, учитывая индивидуальные особенности. В соответствии с современными тенденциями приоритетной целью является подготовка компетентного специалиста, который владеет умением решать поставленные задачи в разных условиях, получать новые знания, самостоятельно принимать решения, нестандартно мыслить и активно действовать.

Важные аспекты формирования самостоятельной учебной деятельности были теоретически обоснованы в работах М. Махмутова, П. Пидкасистого и других, но, в рамках парадигмы традиционного обучения, которая раскрывает только организационную сторону самостоятельной учебной деятельности. Современная личностно-ориентированная парадигма требует внесения изменений и использования других подходов к организации учебной деятельности, учитывая индивидуальные особенности и используя информационные технологии.

Задания индивидуализации самостоятельной учебной деятельности рассматривали в своих работах И. Бех, П. Гусак, И. Унт, М. Кривко, Л. Мартиросян. Работы зарубежных ученых Р. Гронмунлда, А. Чикеринга, Дж. Дьюи и других посвящены формам и методам индивидуализации обучения и самостоятельной учебной деятельности в частности.

Цель данной статьи заключается в теоретическом обосновании индивидуализации самостоятельной учебной деятельности студентов.

Самостоятельная учебная деятельность студентов – это форма организации индивидуального изучения определенного материала в аудиторное и внеаудиторное время. Раскрыть весь потенциал самостоятельной учебной деятельности студентов возможно при условии ее индивидуализации.

Изучение теоретических проблем высшей школы позволяет утверждать, что важным аспектом современной парадигмы образования является индивидуализация самостоятельной учебной деятельности, которая способствует формированию интереса со стороны студентов к самостоятельной и ответственной реализации целей подготовки, способности самостоятельно и обоснованно делать выбор, принимать решение. Необходимо отметить, что индивидуализация обучения помогает реализовать идею «опережающего» образования, которая была сформулировала А. М. Новиковым и которая подразумевает, что уровень образования участников производства должен опережать уровень развития самого производства. Опережающее образование направлено на развитие у человека потенциальных способностей к активному, деятельностному, самостоятельному, самодостаточному мышлению и поведению, что, в свою очередь, способствуют формированию инновационного, преобразующего интеллекта [4].

Индивидуализация самостоятельной учебной деятельности – это процесс внешней и внутренней организации самостоятельной учебной деятельности студентов на основе индивидуального плана в аудиторное и внеаудиторное время, которая основывается на личных психолого-педагогических характеристиках с поэтапным контролем. Так, по мнению В. В. Ильина, индивидуализация позволяет «оптимизировать личностные измерения образовательного процесса» и предоставить «разным людям разные знания и навыки» [2, с. 121]. Индивидуализация образования способствует самостоятельному поведению, формированию «Я» – концепции, индивидуального мироощущения. Современное общество, создав большие возможности для личностных проявлений, предполагает совершенствование образовательного процесса на базе закономерностей развития идей индивидуализации [3].

Индивидуализация обучения создает более равномерный баланс между потребностями личности и групп, что помогает студентам развивать свой потенциал, так как они могут ставить для себя индивидуальные цели и достигать их во время обучения. Внимательно наблюдая за студентами, определяя их интересы, особенности и сильные стороны, преподаватель помогает студентам решать их проблемы путями, которые соответствуют их стилю обучения. Индивидуализация обучения позволяет рассматривать студентов и преподавателя как партнеров, которые вместе закладывают основы знаний и тем самым обеспечивают оптимальные возможности со стороны преподавателя для того, чтобы активно помочь студентам полностью реализовать их потенциал [1]. То есть, индивидуализация образования предполагает отказ от авторитарной позиции педагога и переход к диалогическим отношениям. Диалог, в свою очередь, предусматривает равноправное взаимодействие сформировавшихся личностей.

Таким образом, индивидуализация самостоятельной учебной деятельности – одна из актуальных проблем высшей школы, в процессе которой происходит смыкание образования с самообразованием. Благодаря учету индивидуальных особенностей студентов в процессе самостоятельной учебной деятельности происходит развитие качеств, в соответствии с природной средой, культурой, профессиональной деятельностью с учетом происходящих изменений в обществе. Индивидуализация педагогического процесса и, в частности, самостоятельной учебной деятельности предполагает такую систему педагогического труда, которая включает в себя точную педагогическую диагностику индивидуальных особенностей студента, реальную оценку возможностей и способностей, определение перспектив его развития и затем постановку конкретных целей и задач.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Володько В. М. Індивідуалізація процесу навчання як принцип неперервної педагогічної освіти / В. М. Володько // Система неперервної освіти: здобутки, пошуки, проблеми: матеріали міжнар. наук.-практ. конф. у 6 кн.. – Чернівці: Митець, 1996. – Кн. 5. – С. 85–87.

2. Загузов Н. И. Докторские диссертации по педагогике и психологии (1937-1998 г.г.) : справочник / Н. И. Загузов. – М.: ЗАО «НЕСТО», 1998. – 207 с.

3. Запесоцкий A. C. Образование: философия, культурология, политика / A. C. Запесоцкий. – М.: Наука, 2002. – 456 с.

4. Новиков А. М. Российское образование в новой эпохе / А. М. Новиков. – М.: Эгвес, 2000. – 272 с.


© М.В. Малоиван,  Журнал "Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики".
 
 
 

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ:  Перепечатка материалов допускается только в некоммерческих целях со ссылкой
на оригинал публикации. Охраняется законами РФ. Любые нарушения закона преследуются в судебном порядке. © ООО "Научные технологии"

Книжные Изданияbadge

badge
  • Реструктуризация информационного пространства органов государственной власти Санкт-Петербурга
  • Профессия «Бухгалтер»: прошлое, настоящее, будущее
  • Финансово-кредитная политика России
  • О недостаточности категории «графическое слово» для описания языкового материала арабского литературного языка (в связи с акцидентальными письменными словами в АЛЯ)

 

Текущие статьи

Психологические и социальные условия развития системы образования взрослыхПсихологические и социальные условия развития системы образования взрослых
Н.В. Махиня,  (К.п.н., доцент, Черкасский государственный технологический...
Проблема школьной тревожности и пути ее преодоления у детей младшего школьного возрастаПроблема школьной тревожности и пути ее преодоления у детей младшего школьного возраста
Т.А. Каткова,  (Ст. преподаватель каф. практической психологии,...
Амброджо де ПредисАмброджо де Предис
М.В. Ковалева,  (К.и.н., доцент, ФБГОУ ВПО «Госунверситет...

Журнал - Маркшейдерия и Недропользование Журнал Земля и Недвижимость Сибири Журнал - Минеральные Ресурсы России. Экономика и Управление Журнал - Геология Нефти и Газа Журнал - ГЛОБУС: Геология и Бизнес

Последние комментарии

RSS
VIP Studio Retro
viagra super force