keflex 750

Login

VIP Studio - журнал «Современная наука»

Russian (CIS)English (United Kingdom)

Теоретические основы самостоятельной деятельности студентов профессиональных организаций

E-mail Печать

Н.А. Морозкова,  (Аспирант, Государственный педагогический университет, г. Челябинск)

Серия «Гуманитарные науки», №  1-2  2014

В статье рассматривается организация самостоятельной деятельности студентов профессиональных образовательных организаций. Особое внимание уделяется самостоятельной работе студентов как средству развития самостоятельной деятельности студентов.

Ключевые слова: Cамостоятельная деятельность, самостоятельная работа, индивидуализация, дифференциация, личностно-дифференцированный подход.

Современный мировой уровень организации обучения подразумевает необходимость коренных изменений в системе среднего профессионального образования. Система подготовки специалистов переживает период поиска путей своего развития, который начался в конце 80-х – начале 90-х гг. Отмечая авторитаризм прежней системы, ее консерватизм, перегруженность студентов, недостаточные объемы самостоятельной работы, насаждение единообразия и единомыслия, современные ученые в области педагогики разрабатывают новые образовательные модели и технологии.

Одно из основных направлений – это изменение учебного процесса таким образом, чтобы студент без принуждения стремился к систематическому, активному, самостоятельному овладению знаниями и профессиональными навыками. При этом он должен сам оценивать свой уровень подготовки, самостоятельно выбирать темп и определять уровень усвоения знаний (но не ниже определенного минимума), переживать положительные эмоции в процессе обучения. Эффективно решить эти проблемы можно через дифференциацию и неразрывно связанную с ней индивидуализацию обучения.

Проблема дифференциации и индивидуализации обучения всегда стояла перед педагогами, поскольку существуют противоречия между процессом усвоения знаний, навыков, который протекает индивидуально, в зависимости от субъективных мотивов учения, способностей, личностных черт и опыта тех, кто учится, и организацией учебно-профессиональной деятельности, которая носит коллективный характер. Проблема дифференциации в педагогической науке рассматривается как способ реализации индивидуального подхода, который предусматривает учет индивидуальных особенностей тех, кто учится (Ю.К. Бабанский, Ю.З. Пльбух, А.З. Зак, А.А. Кирсанов, И.О. Кон, В.А. Крутецький, А.В. Мудрик, Э.Ш. Натанзон, А.В. Петровский, Е.С. Рабунский, И.Т. Федоренко, В.С. Юркевич и пр.).

Как известно, самостоятельная работа является одним из главных резервов повышения эффективности подготовки специалистов. Не случайно исследования в этой отрасли ведутся многими известными учеными (А. Алексюк, С. Архангельский, В. Буряк, П. Пидкасистый, В. Козаков, Б. Коротяев, М. Никандров, В. Сластенин и др.). Самостоятельная работа выступает как средство развития самостоятельной деятельности студента и как ее составляющая единица, направленная на воспитание самостоятельности личности. В этом видится новизна самостоятельной работы студентов при условии внедрения ее в учебный процесс. При традиционной системе самостоятельная работа направлена на усвоение учебного материала. Развитие личности и ее самостоятельной деятельности относят в лучшем случае к второстепенной цели; в большинстве случаев такая цель не ставится вовсе.

Традиционная модель организации самостоятельной деятельности студентов теряет свою перспективность. «Возникает необходимость, – отмечает И. Зязюн, – изменения стратегических, глобальных целей образования, перестановки акцента из знаний специалиста на его человеческие личностные качества, которые одновременно являются и целью и средством его подготовки к будущей профессиональной деятельности» [4].

Исследование организации дифференцированной самостоятельной деятельности студентов – это еще одна попытка рассмотреть учебный процесс не как стандартный набор разрозненных элементов, которые обращены к нам какой-нибудь одной стороной, а как единую целостную систему. Появляется новое сочетание учебных элементов, которое на сегодня является неизученным. Как следствие, поиск и разработка новых педагогических концепций в организации самостоятельной деятельности студентов представляется чрезвычайно важной и актуальной теоретической и практической проблемой.

 «Пока что учебный процесс похож на производственный в пределах плановой экономики, где студенты выполняют задания руководителей-преподавателей по соответствующим учебным планам, а выполнение плана контролируется в каждом полугодии способом, похожим на госприемку…» [3]. И дальше: «Сложилась противоречивая ситуация: общество требует коренных изменений…, преподаватели на конференциях и в научных трудах, государственные органы в соответствующих постановлениях – тоже за изменения в учебном процессе на базе активизации самостоятельной работы студентов и индивидуализации обучения, а ощутимого улучшения нет» [3].

С одной стороны, проблемам совершенствования самостоятельной работы студентов как составляющей самостоятельной деятельности уделяется немало внимания, а с другой – она, как и ранее, рассматривается по большей части в рамках традиционно организованной учебной системы.

Очевидным является то, что самостоятельная работа студентов не стала, да и не может стать, надежной базой обновления учебного процесса в рамках действующей методики обучения.

Поиски в этом направлении уже идут, так А.Н. Алексюк предлагает экспериментально проработанный и проверенный педагогическим опытом один из возможных вариантов организации СРС в условиях тьюторского сопровождения [1]. Эта система вносит такие изменения в организационные действия педагогического процесса в профессиональной школе, которые обеспечивают существенную его демократизацию и создают условия для действительной смены роли студента в обучении, превращая его из объекта в субъект обучения.

Интересный вариант системы обучения предлагает В.А Сластенин, назвавший разработанную им модель субъектно-смысловым обучением [6]. Методика этого вида обучения предусматривает установление личностных отношений, и преподаватель не столько учит, сколько стимулирует самостоятельную работу студента, создавая условия для его самодвижения. «Эффективность методики существенно зависит от того, насколько полно представлен в ней человек во всей своей многогранности, как учтены его психолого-профессиональные особенности, перспективы их развития или угасания» [6].

Говоря о дифференциации и индивидуализации обучения, мы имеем в виду личностно-дифференцированный подход, который позволяет решать проблему развития самостоятельной деятельности студентов профессиональных образовательных организаций.

При личностно-дифференцированном обучении главной фигурой учебного процесса становится личность, ее самостоятельность, самобытность. Личностно-дифференцированное обучение строится на признании уникальности знаний и опыта каждого студента как основного источника обучения.

В личностно-дифференцированном подходе проявляется чрезвычайно весомый в развивающем плане феномен – формирование у студента потребности в самостоятельности как определяющего фактора обогащения собственного опыта. В этом кардинальное отличие от традиционного обучения, в котором данная потребность тормозится в силу устоявшейся педагогической позиции относительно студента, который воспринимается как объект учебного процесса и должен лишь соответствующим образом реагировать на действия преподавателя, не принимая участия в проектировании учебного процесса.

Современная методика личностной дифференциации учебного процесса развивает у студента ответственность в первую очередь перед самим собой, поскольку он осознает себя творцом своего жизненного и профессионального пути.

В основе самостоятельной деятельности студентов профессиональных образовательных организаций лежит самостоятельная работа.

С точки зрения Н.В. Басовой, самостоятельная работа студента – это конечная форма учебной работы:

  • самостоятельная работа студентов – средство самостоятельной деятельности, позволяющее им самостоятельно приобретать знания, вырабатывать собственные профессиональные навыки и применять их на практике, а также средство получения новых знаний; процесс, организуемый преподавателем, руководимый им, но осуществляемый без его непосредственного участия;
  • самостоятельная работа студентов – форма организации учебного процесса, протекающая как творческая деятельность, и форма контроля и самоконтроля приобретенных самостоятельно или с помощью преподавателя знаний и опыта [2].

На сегодняшний день существуют два подхода к пониманию самостоятельной работы студента в учебном процессе, суть которых можно сформулировать следующим образом:

С одной стороны, самостоятельная работа рассматривается в системе лекционных, практических занятий, лабораторных работ и семинаров как восприятие и самостоятельное осмысление студентами новой информации, воспроизведение ее в решении задач.

С другой стороны, самостоятельной работой считается только та, в ходе которой студент без помощи преподавателя проанализировал и обобщил учебный материал, проверил свои результаты и выводы.

Анализ философской, педагогической и психологической литературы по проблемам мышления и познания дает основания понимать под самостоятельной деятельностью процесс отображения и превращения действительности в сознании субъекта. Данный процесс включает в себя:

1. Выделение студентом познавательной задачи (умение выбрать цель, выделить и принять задачу).

2. Определение способов действий для решения задачи (умение определить пути и средства, необходимые для решения задачи).

3. Контроль за правильным выполнением известных способов действий (умение применять усвоенные знания в разных ситуациях).

Структурными элементами самостоятельной деятельности студентов выступают:

1. Выделение цели деятельности.

2. Определение предмета деятельности.

3. Выбор средств деятельности.

За последние несколько лет как результат пробуждения творческой инициативы, демократизации и определения права на существование альтернативных позиций и взглядов начали интенсивно разрабатываться новые концепции обучения студентов. Данные концепции все чаще рассматривают студента как субъекта учебной деятельности, как личность, которая стремится к самоопределению и самореализации.

Без сомнения, разнообразные личностные проявления требуют и анализа, и разделения отдельных функций. Но анализ предусматривает синтез, а синтез достигается не сосуществованием и взаимодействием, а рассмотрением структуры личности.

Личностно-дифференцированный подход, безусловно, не отменяет и не может отменить значение внешних факторов, воздействующих на личность в учебном процессе, в том числе роль преподавателя, который и обеспечивает дифференциацию учебного процесса. Ссылаясь на принцип аналогий и заимствований, воспользуемся основным принципом медицины: «Лечить больного, а не болезнь».

Мы рассматриваем педагогическую концепцию развития СРС при личностно-дифференцированном подходе обучения. Исходим из того, что главный ценностный ориентир в учебном процессе – личность студента, ее конкретные и заметные положительные изменения в процессе напряженной индивидуальной деятельности по развитию и формированию собственного потенциала: интеллектуально-творческого, социально-морального, духовно-эстетичного и физического.

Определение студента главной действующей фигурой всего образовательного процесса является исходным моментом при организации самостоятельной деятельности. Студент как субъект учебного заведения становится реальным и полноправным хозяином учения, быта, общественной жизни и будущей профессиональной деятельности. Актуальность концепции развития самостоятельной деятельности обусловлена ее значимостью для обновления общества. Образование должно быть ключевым направлением нашей государственной деятельности, его цель – укреплять и растить нацию.

В личностно-дифференцированном подходе на первый план выходят такие формы деятельности преподавателя, как разработка индивидуальных стратегий обучения, выполнение дифференцированных самостоятельных задач, индивидуальное консультирование.

Современные студенты профессиональных образовательных организаций разительно отличаются друг от друга своими стартовыми учебными возможностями. При этом каждый студент имеет некий минимальный исходный интеллектуальный капитал и определенный внутренний резерв по его увеличению. Поэтому хотя все студенты разные, они имеют право на полноценное развитие в условиях качественного обучения. На протяжении всего периода обучения проводится работа по формированию в студентах моральной заинтересованности, готовности и направленности работать на границе своих сил и возможностей. Если не будет пробужден этот потенциал и не возникнет желание и энергия создавать свою собственную личность на путях преодоления трудностей, формировать себя своими собственными силами как будущего специалиста высокого уровня, то и проведенная работа не даст ожидаемых результатов. Поэтому суть, детали, ожидаемые преимущества, права студентов и их ответственность обсуждаются непосредственно с ними.

Организация учебной деятельности при личностно-дифференцированном обучении направлена на то, чтобы психологически перестроить студентов: не преподаватель учит, а они сами, самостоятельно, с помощью преподавателя. Студентам предоставляется программа дисциплины с четкими методическими рекомендациями по изучению полного списка тем; они могут выбирать отдельные темы для изучения, учатся самостоятельно и адекватно оценивать собственную работу. Преподаватель ставит учебную цель, показывает пути и способы ее достижения, контролирует деятельность студента, корректирует ее, приводит студента к нужным теоретическим и практическим результатам. Студент, придерживаясь установок и принимая во внимание коррективы, которые вносятся в его деятельность, самостоятельно достигает учебной цели.

Процессуальный аспект дифференциации обучения предусматривает разноуровневое усвоение учебного материала. Обосновываясь на положениях В.П. Беспалько об уровнях усвоенного учебного материала, мы выделили следующие уровни: догматический, репродуктивный, эвристический и творческий. Мы считаем, что такая дифференциация усвоения учебного материала отображает последовательные фазы формирования мастерства, иерархию уровней усвоения опыта. Основным продуктом процесса усвоения студентами учебного материала должны стать разноуровневые умения, которые интегрируют в себе знания. Для каждого уровня усвоения мы выделили дидактические умения, владение которыми свидетельствует о качестве усвоения знаний. Соответственно, к каждому из выделенных уровней нами разработаны дифференцированные задания.

Студенты имеют возможность свободного выбора определенного уровня усвоения. Основная задача преподавателя состоит в том, чтобы:

1. представить методический комплект;

2. стимулировать студентов к деятельности на поисковых уровнях.

Исследование организации дифференцированной самостоятельной работы студентов – это попытка рассмотреть учебный процесс не как сопутствие разрозненных элементов, которые обращены к нам какой-нибудь одной стороной, а как единую систему, взаимодействующие части которой сами указывают на то, насколько эффективно осуществляется это взаимодействие.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алексюк, А.Н. Педагогика высшего образования Украины. История. Теория [Текст] / А.Н. Алексюк. – М.: Просвещение, 1998. – 560 с.

2. Басова, Н.В. Педагогика и практическая психология [Текст] / Н.В. Басова. – Ростов на Дону: «Феникс», 1999. – 416 с.

3. Беспалько, В.П. Персонифицированное образование / В.П. Беспалько // Педагогика. – 1998. – №6. – с. 12–17.

4. Козаков, В.А. Самостоятельная работа студентов как дидактическая проблема [Текст] / В.А. Козаков. – Киев: НМК ВО, 1990. – 62 с.

5. Зязюн, И.А. Технологизация образования как историческая непрерывность // Непрерывное педагогическое образование: Теория и практика. – 2001. – Вып.1. – с. 73–85.

6. Сластенин, В.А. Доминанта деятельности / В.А. Сластенин // Народное образование. – 1998. – №9. – с.41–43.


© Н.А. Морозкова,  Журнал "Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики".
 
 
 

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ:  Перепечатка материалов допускается только в некоммерческих целях со ссылкой
на оригинал публикации. Охраняется законами РФ. Любые нарушения закона преследуются в судебном порядке. © ООО "Научные технологии"

Книжные Изданияbadge

badge
  • Реструктуризация информационного пространства органов государственной власти Санкт-Петербурга
  • Профессия «Бухгалтер»: прошлое, настоящее, будущее
  • Финансово-кредитная политика России
  • О недостаточности категории «графическое слово» для описания языкового материала арабского литературного языка (в связи с акцидентальными письменными словами в АЛЯ)

 

Текущие статьи

Теоретические аспекты индивидуализации самостоятельной учебной деятельности студентовТеоретические аспекты индивидуализации самостоятельной учебной деятельности студентов
М.В. Малоиван,  (Криворожский педагогический институт, ГВУЗ...
Концепция профессионализации: социальные и личностные факторыКонцепция профессионализации: социальные и личностные факторы
И.А. Левицкая,  (К.п.н., зав. каф. социально-гуманитарных дисциплин...

Журнал - Маркшейдерия и Недропользование Журнал Земля и Недвижимость Сибири Журнал - Минеральные Ресурсы России. Экономика и Управление Журнал - Геология Нефти и Газа Журнал - ГЛОБУС: Геология и Бизнес

Последние комментарии

RSS
VIP Studio Retro
viagra super force