keflex 750

Login

VIP Studio - журнал «Современная наука»

Russian (CIS)English (United Kingdom)

Психологические и социальные условия развития системы образования взрослых

E-mail Печать

Н.В. Махиня,  (К.п.н., доцент, Черкасский государственный технологический университет, г. Черкассы, Украина)

 

Серия «Гуманитарные науки», №  1-2  2014

Статья рассматривает основные социальные и психологические условия, при которых осуществляется формирование системы образования взрослых на современном этапе. Автор анализирует факторы, которые заставляют людей участвовать в процессе «образования на протяжении всей жизни». Среди основных причин, наряду с экономическими и геополитическими изменениями, называются потеря человеком контроля над социальными процессами, состояние неопределенности, неспособность человека к долгосрочному планированию.

Ключевые слова: Система образования, образование взрослых, образование на протяжении всей жизни, психологические и социальные условия.

В  современной педагогической теории и практике словосочетание «образование взрослых» используется в трех значениях:

1. Область знаний, академическая дисциплина;

2. Сфера практической деятельности, куда относятся различные учебные заведения и учреждения. В таком контексте термин «образование взрослых» применяют ко всякой организованной деятельности, осуществляемой для взрослого населения большим количеством учебных заведений с учебной целью;

3. Непосредственная деятельность взрослого человека, часть его повседневной жизни. В таком случае термин «образование взрослых» применяют для характеристики процесса, в котором задействованы лица, продолжающие учиться после окончания периода формального обучения. В этом смысле термин охватывает все виды учебной деятельности: чтение, восприятие на слух, посещение занятий, участие в групповых и индивидуальных формах обучения – все то, чем занимаются люди с целью получения знаний [4].

Образование взрослых начало привлекать еще больше внимания после появления концепции образования на протяжении всей жизни, ведущего подхода к развитию образовательных систем во многих странах мира. Данная концепция, базирующаяся на «идее пожизненной незаконченности и бесконечности образования для взрослого человека [3], связывает достижение личностного и общественного успеха, социально-экономической и политической стабильности, а также благоприятных перспектив развития общества и государства с наличием развитой системы образования взрослых. Образование взрослых является частью общей системы образования, развивает и углубляет полученные знания, навыки, качества, умения, ценностные ориентиры, обеспечивает физические, интеллектуальные, культурные, социальные, профессиональные потребности личности в интегрированном виде [5].

В теории и практике украинского образования накоплен определенный опыт, который может стать концептуальной основой развития и модернизации образования «на протяжении всей жизни», а именно: наработки по вопросам непрерывности образования работников разных специальностей (Л. Анциферова, А. Аббасова, И. Дьяченко, В. Вербицкий, В. Кучинский, В. Турченко, С. Дударь, И. Ревенчук, А. Першукова); последипломного педагогического образования и повышения квалификации педагогов (В. Бондарь, А. Мороз, В. Луговой, С. Крисюк, В. Олейник, Н. Протасова, М. Романенко, В. Семченко, Т. Сорочан, В. Онушкин, М. Красовицкий, В. Маслов, Т. Шамова и др.).

Теоретический анализ научной литературы показал значимость в системе приоритетных задач образования взрослых феномена личностного роста, позволил найти возможные пути его психолого-педагогического стимулирования. Особенно важными, на наш взгляд, являются научные труды, составляющие основные теоретические положения исследования: философские концепции саморазвития личности (В. Афанасьев, Т. Десятов, В. Кремень, И. Кон, В. Лутай, Г. Филипчук, С. Франк, Е. Юдин).

Попытаемся проанализировать психологические и социальные условия возникновения данного педагогического явления.

Свободное образование взрослых возникла в Европе в начале XIX века, когда процессы индустриализации вызвали серьезные изменения в экономике. В промышленности развитых стран процесс преобразований быстро охватил все сферы жизни общества. Чтобы найти свое собственное место на рынке труда, в общественно-политической жизни, представителям различных социальных групп понадобилась не только элементарная грамотность, но и профессиональные и гражданские знания, следовательно, сформировалась необходимость в приобретении и обновлении знаний, обусловлена необходимость развития соответствующих учреждений и организаций.

Несомненно, образование взрослых играет также важную роль в общественной и политической жизни, социальной работе и управлении персоналом, в культурной и экологической сферах. Его значимость постоянно возрастает ввиду демографической ситуации: низкий уровень рождаемости и увеличение доли пожилых людей в обществе.

Современность ставит новые вопросы перед теорией и практикой образования взрослых. Что заставляет людей участвовать а непрерывном образовании на данном этапе? Рассмотрим общественные явления, оказывающие влияние на умонастроения людей – потенциальных участников системы образования взрослых.

Одним из таких вызовов есть потеря человеком контроля над социальными процессами. Выдающийся английский социолог З. Бауман утверждает, что мерой социального прогресса есть степень уверенности человека в том, что общество в некоторой степени зависит от его личных умонастроений и заявленных позиций, что оно может быть в случае необходимости изменено и усовершенствовано. «Глубочайший и, наверное, единственный смысл прогресса состоит в ощущении, что время на нашей стороне, что именно мы являемся предпосылкой всего происходящего» [6].

На самом деле, наше общество сталкивается с совершенно противоположной ситуацией:

1) Возрастает численность невостребованных людей, в услугах которых современная экономика больше не нуждается;

2) Власть все чаще определяют контролем над информационными потоками, которые в итоге парализуют попытки людей самостоятельно осваивать окружающий мир;

3) Процесс глобализации ведет к «тоталитарному проникновению логики глобальных финансовых рынков во все аспекты жизни», а задаваемый ею порядок «становится показателем бессилия и подчинения» [2].

Незащищенность человека в ситуации неопределенности. Эта незащищенность вызвана нарастанием нестабильности и хаоса в мировом масштабе, где отдельные корпорации и государства стремятся достичь своих собственных целей, невзирая на интересы остальных членов международного сообщества. В этом мире человека легко приносят в жертву любым властным интересам. В свою очередь, динамизм эпохи, со свойственным ему ускоренным темпом технологических, хозяйственных и культурных перемен, приводит к непредсказуемости событий. Ощущение того, что все может случиться без предварительного уведомления, рождает чувство смятения, тревоги и уязвимости. Вера в непреходящие ценности человеческой жизни подрывается повседневным опытом, формирующим эгоистического человека, думающего только о себе самом. В современном обществе, отмечает Доминик де Вильпен, известный французский государственный деятель, политик и дипломат, «у людей есть права, но нет обязанностей, есть свобода, но нет ответственности» [7].

Еще один важный источник ощущения незащищенности: человек, будучи обладателем мощной поддержки науки и техники, стал опасен для самого себя, поскольку о себе, своих возможностях, своих тайнах он знает меньше, чем о природе и обществе. Стремление идти в ногу со временем приводит к тому, что люди не могут позволить себе заинтересоваться своей собственной уникальностью. Значение имеет не то, чем они являются, а то, чем кажутся [2].

Дополнительный источник тревог в мобильном обществе предоставляет ускоряющийся технический прогресс. К уже существующему кризису компетентности, который наступает через несколько лет после окончания университета, добавилось более сложное явление – кризис идентичности, возникающий в результате осознания человеком своего несоответствия требованиям, продиктованным мобильным веком. Подобный кризис сопровождается ощущением отставания от жизни, подавленности, потерей чувства нового. Зачастую он переживается как признак того, что человек исчерпал свои возможности.

Неспособность человека к планированию и достижению долговременных целей, жизненных стратегий и подмена их немедленными результатами. Отсутствие четких идеалов в условиях возрастающей неопределенности, когда люди в одиночку вынуждены противостоять складывающимся обстоятельствам, имеет несколько последствий, тесно связанных друг с другом. Одно из них – смещение интересов и целей человека в сугубо личную сферу. То, что человек сам для себя творит «домашнюю философию», не передоверяя этот процесс властям, свидетельствует о росте его самосознания, немедленном стремлении к достойной жизни. Но превращение его в «человека массы» с помощью потребления массового товара и массовой культуры, отсутствие чувства солидарности содействуют ограниченности его жизненных идеалов и потребительским отношением к жизни. Другое следствие этого явления – замена долгосрочных жизненных планов краткосрочными целями. Проблематичность долгосрочного прогноза в ситуации непредсказуемости снижает стремление личности в реализации практических доступных целей, свободных от общественной значимости, но зато обеспечивающих чувство удовлетворенности. В этом случае нравственные оценки, объектом которых являются средства достижения целей, уступают место прагматической оценке, оправдывающей любые средства. Такая подмена жизненных стратегий планированием на «близкую дистанцию» еще в большей мере приводит к фрагментации человеческой жизни [2].

С этой точки зрения особый интерес представляют материалы Комиссии европейского сообщества (Брюссель, 2000 г.). В этих документах идея «учебы на протяжении всей жизни» названа ключевой не только в связи с необходимостью усилить конкурентоспособность Европы и улучшить «адаптированность» рабочей силы, но и в силу возросшей потребности людей – самостоятельно планировать свою жизнь и необходимости «научиться жить при культурном, этническом и лингвистическом многообразии» [1]. В меморандуме подчеркивается: «Главные действующие лица в обществе знаний – сами люди». Этот принцип определил требования к базовым умениям и личностным качествам, требуемым для активного участия в жизни общества. К их числу причислены: умение работать с информационно-вычислительной техникой, иностранные языки, техническая культура, предпринимательство, помогающее в создании малых и средних предприятий, а также такие социальные качества, как саморегуляция, рискованность, самостоятельность.

Несмотря на разницу определений, движущих сил и мотивов, все указанные подходы являются составными частями теории возникновения образования взрослых как педагогического явления, связанными между собой. Образование взрослых – не просто возможность социальной мобильности или социальный институт, специализирующийся на культурном воспитании, это не только государственная благотворительность или однобокое экономическое обучение. По нашему мнению, прежде всего это – неотъемлемое право личности на получение образования в любом возрасте, подкрепленное как социальной необходимостью, так и индивидуальным желанием человека.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Веремейчик Г. В., Пошевалова Т. Г. Образование взрослых: опыт Германии для Беларуси (Уч. издание) / Г. В. Веремейчик, Т. Г. Пошевалова. – Мн.: ОО «Центр социальных инноваций», 2004. – 152 с.

2. Вершловский С. Г. От образования взрослых к непрерывному образованию / С. Г. Вершловский // Материалы конференции Lifelong education 12. – С.-Пб, 2012. – Доступ к публикации:

http://lifelong-education.ru/index.php/ru/literatura/nepreryvnoe-obrazovanie-kak-sotsialnyj-fakt/145-ot-obrazovaniya-vzroslykh-k-nepreryvnomu.html

3. Основы андрагогіки: Уч. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. А. Колесникова, А. Е Марон, Е. П. Тонконогая и др.; Под ред. И. А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 437 с.

4. Фёдорова Н. В. Как помочь взрослым учиться и менять себя: Уч. пособие / Н. В. Фёдорова. – М.: Изд-во Российского открытого университета, 1998. – 326 с.

5. European Commission. White paper of teaching and learning: towards the learning society. – Luxembourg: Office for the official Publications of the European Communities, 1995. – 112 p.

6. Бауман 3. Индивидуализированное общество. М: Логос, 2003.

7. Де Вильпен Д. Крик горгульи. Главы из книги / Д. де Вильпен // Иностр. лит-ра. – № 2, 2004. – С. 223-234.


© Н.В. Махиня,  Журнал "Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики".
 
 
 

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ:  Перепечатка материалов допускается только в некоммерческих целях со ссылкой
на оригинал публикации. Охраняется законами РФ. Любые нарушения закона преследуются в судебном порядке. © ООО "Научные технологии"

Книжные Изданияbadge

badge
  • Реструктуризация информационного пространства органов государственной власти Санкт-Петербурга
  • Профессия «Бухгалтер»: прошлое, настоящее, будущее
  • Финансово-кредитная политика России
  • О недостаточности категории «графическое слово» для описания языкового материала арабского литературного языка (в связи с акцидентальными письменными словами в АЛЯ)

 

Текущие статьи

К вопросу о соотношении понятий «Эмоция» и «Чувство»К вопросу о соотношении понятий «Эмоция» и «Чувство»
А.Б. Пешкова (Зотова),  (Воронежский государственный университет)...
Роль итоговой аттестации в оценке готовности выпускников педагогического вуза к профессиональной деятельностиРоль итоговой аттестации в оценке готовности выпускников педагогического вуза к профессиональной деятельности
Т.Г. Архипова,  (Соискатель, Волгоградский государственный социально-педагогический...
Готовность к деятельности преподавателя современного вузаГотовность к деятельности преподавателя современного вуза
Р.М. Магомедова,  (К.п.н., доцент, ФГБОУ ВПО «Дагестанский...
Теоретические аспекты индивидуализации самостоятельной учебной деятельности студентовТеоретические аспекты индивидуализации самостоятельной учебной деятельности студентов
М.В. Малоиван,  (Криворожский педагогический институт, ГВУЗ...

Журнал - Маркшейдерия и Недропользование Журнал Земля и Недвижимость Сибири Журнал - Минеральные Ресурсы России. Экономика и Управление Журнал - Геология Нефти и Газа Журнал - ГЛОБУС: Геология и Бизнес

Последние комментарии

RSS
VIP Studio Retro
viagra super force