keflex 750

Login

VIP Studio - журнал «Современная наука»

Russian (CIS)English (United Kingdom)

Психологические детерминанты проектирования жизненного пространства личности

E-mail Печать

Н.Н. Фалько,  (К.псих.н., доцент каф. практической психологии, Мелитопольский государственный педагогический университет им. Богдана Хмельницкого, г. Мелитополь, Украина)

Серия «Гуманитарные науки», №  1-2  2014

В статье рассматриваются психологические особенности проектирования жизненного пространства личности. Приводится анализ компонентов жизненного пространства с позиций гносеологической, онтологической и аксиологической парадигм.

Ключевые слова: Проектирование, пространство, образовательное пространство, жизненное пространство.

В  психологическом измерении пространственный подход предполагает воздействие самого пространства на психологические структуры человека. Последнее вызывает восприятие, ответную реакцию и деятельность. Таким образом, жизненное пространство формируется не само по себе. В его создании большое значение имеет специально организованная человеческая деятельность, благодаря которой формируется пространство процессов и понятий с их практической реализацией и осмыслением. Жизненное пространство превращается в место осмысления и осознания разнообразия культурных дискурсов, понимания и осмысления личностных и культурных ценностей, решения проблем и конфликтов в процессе человеческого взаимодействия путем диалога и сотрудничества, построения жизненной перспективы и т.д..

Следовательно, деятельность человека является не только основой пространства, она сама задает собственно пространственное бытие. В пространственной форме жизнедеятельности воплощаются определенные виды деятельности человека. Динамика такого процесса выступает качественной характеристикой жизненных циклов человека, их наполненности и интервалов. При этом можно выделить следующие компоненты жизненного пространства личности: онтологический, гносеологический и аксиологический.

В обществе всегда есть носители знаний и верований, образующих онтологический (постижения бытия умом или интуицией) компонент. Онтологический компонент жизненного пространства - это включение человека как субъекта социальной деятельности в сферу общественных отношений, поэтому она касается познания бытия общества, выявления закономерностей и тенденций его функционирования и развития. Он является определяющим источником познавательной, культурной информации. Жизненное пространство наделено такой уникальной способностью, благодаря которой в процессе его исследования оно само начинает продуцировать знания о себе, конкурировать со знаниями о себе и востребованно практикой общественных изменений. Так, Г. Бурдье считает, что именно в пространственной организации общества объективируется политика, а пространство, поле является не чем иным, как воплощенными в нем социальными структурами, и в целом теория полей и капиталов воспроизводит онтологическую картину общества [1, с. 228].

Следует отметить, что онтологический статус жизненного пространства определяется промежуточным местом его сред, которые могут рассматриваться как самостоятельные сущности. Но их рассмотрение зависит от определенных условий, они не мыслимы в полной мере сами по себе. Пространственный подход к образованию включает размышления не только о наполнении образования предметами, но и об отношениях между ними.

Если обосновывать онтологию жизненного пространства с позиций практики, понимая ее в том смысле, что человеческая жизнедеятельность есть и общественной, и предметной, то пространство жизнедеятельности человека возникает включенным в такую ​​человеческую сущность, на основе которой человек формирует свое отношение к миру, то есть осознает его. Таким образом, пространство превращается в жизненный мир человека. Онтологическое понимание субъектами пространственно-временных условий своей жизни побуждает относиться к любому элементу реальности как к имеющему самодостаточную ценность, требует специальных усилий для понимания, осмысления, построения взаимодействий, отвечающих сути его уникальности. Согласно этим любая точка жизненного пространства и времени может стать источником новых возможностей и развития, поэтому следующей содержательной составляющей мы считаем гносеологическую.

Пространство есть априорным (независимым от опыта) в гносеологическом смысле, поскольку входит в наше познание внешнего мира как предпосылка или логическое восприятие [2].

Гносеологический компонент связан с особенностями собственно жизненного пространства: имеет ли он собственные законы и категории и способен ли он порождать их сам вообще. Гносеологическая составляющая связана с особенностями жизненного пространства и в значительной степени детерминирована этим пространством, а его измерения (координаты) предопределяют уровень его научности и объективности. Гносеологический подход в этом смысле совпадает с психологическим, поскольку жизненное пространство имеет достаточно сложную внутреннюю структуру. В указанном контексте важны новые и старые концепции человекознания.

Так, украинский исследователь В. Табачковський пишет: «На рубеже веков и тысячелетий на новом этапе национального возрождения Украины мы являемся свидетелями и участниками радикального переосмысления устоявшихся взглядов на человека, культуру, социум, особенно - на способы их взаимосвязи. Пересматривается, в частности, антропологическая парадигма, которую я назвал бы «антропологией проповедников» - рефлексией скорее желаемого, чем реального образа человека. Пересматривается антропология нормативизма и ригоризма и соответствующая ей нормативистско-репрессивная педагогика (наследие тоталитарной эпохи), а также утопически-нормативистское видение социума. Зато утверждается тенденция, которую можно назвать антропологией, педагогикой и социологией которые связаыа с безоговорочным углублением и расширением горизонтов человековедения» [4, с. 135].

Последнее время вполне закономерным можно считать повышенный интерес к теории субъективности как средства воспитания человеческой самости, в частности, в индивидуальной субъективности, поскольку в быстро меняющемся социальном и окружающем мире эта проблема, по мнению П. Козловски, является главной темой современной культуры:

«... Представление об этом задании простирается от неограниченной и беззаботной «стратегии воплощения субъективности «Я» до серьезных поисков согласия и «дружбы с самим собой »[3].

В. Табачковский, продолжая мысль ученого, отмечает, что предложенный в русле указанных подходов взгляд на человеческое существование как непрерывную «заботу о себе», связано с существенным уточнением содержания самообладания человека: оно предстает не как насилие, а как согласие с собой и предлагает пересмотреть позиции, сложившиеся на сегодня как антропологемы, определенные нам в объеме 24, но мы в пределах его рассуждений и современной антропологической рефлексии попробуем сгруппировать их и представить как человекомерные максимы. Именно в культурно-образовательном пространстве находятся факторы, которые, по мнению человека, делают его существом страждающим.

Следует согласиться с В. Табачковський, что «... именно на учет такого своеобразия нацеливают все рассмотренные нами проявления антропологической и педагогической толерантности. Чем полнее усвоим мы эти проявления мирового интеллектуального наследия, тщательно и беспристрастно сопоставляя их с лучшими образцами наследия отечественного (в том числе последних восьми десятилетий), тем содержательнее станет наше реальное вхождение в круг европейских гражданских обществ [4, с. 147]. Отметим, что поиски себя действительно многое открывают человеку в мире, но, по нашему мнению, такая «влюбленность» сделает его опять-таки «превыше всего». Поэтому, возвращаясь к мысли П. Козловского, который считает, что тема человеческой субъективности является главной в постмодернистской культуре, стоит, пожалуй, человека вернуть к культурности, что, как считает Мераб Мамардашвили, есть на каждом шагу жизненного пути современного человека (хаос и бескультурье не позади, не впереди, не со стороны - ими окутана каждая точка существования внутри самой культуры). Ведь культурное существование не является самодостаточным, не  является самоналаженным, оно нуждается живых человеческих усилиях, неусыпного сохранения»[4, с. 143.].

Возвращаясь к антропологической рефлексии человека культурного, следует устранить все имеющиеся технократические проблемы, но совсем не для того, чтобы еще больше «индивидуализировать» и «персонифицировать» до эгоцентризма самовлюбленность человека: «культивируя взгляд на мир чрезвычайно актуализируется вопрос о взаимосвязи «различий», гармонизация которых является важнейшим компонентом жизнедеятельности современного гражданского общества. В связи с этим постмодернизм бьет тревогу по катастрофическому уменьшению удельного веса «различий» в жизнедеятельности современного человека. Многие факторы, и прежде всего индустрия коммуникаций, работающих сегодня на то, чтобы нейтрализовать отличия, уничтожить другое... Ситуация крайне осложняется компьютеризацией, которая прогрессирует - так взаимодействие человека с компьютером происходит по схеме изоморфности, а не по схеме «Я - другой». Следствием унификации «ценностей» становится такой признак современного антропологического кризиса, как потеря мировоззренческой «гравитации», своего рода общемировоззренческая маргинализация человека»[4, с. 143].

Таким образом, анализ современного человекознания и антропологии, в частности их редукция, являются крайне необходимыми, если речь идет о культурности человека, что на уровне мировоззренческо-ценностных позиций, согласованных с результатами научного междисциплинарного синтеза, будет способно просмотреть и конструктивно построить свои отношения с природой (как естественное, биологическое существо), с другими людьми (как существо социальное) и на основе творчества и методологии саморазвития организует полноценную духовную жизнь (согласие со всем миром и собой), а потом проверит свою деятельность на человечность. Посредством культурных кодов (программ, идей, концепций, принципов и т.д.), так же проникнутых человечностью, у человека есть шанс использовать свой потенциал природосоответственно и культуроцелесообразно.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре / В.В. Абраменкова. – М.: Воронеж, 2000. – 414 с.

2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Наука, 1980. – 335 с.

3. Козловський П. Постмодерна культура // Сучасна зарубіжна філософія: Течії і напрями (Хрестоматія). – К.: 1996. – С. 245-294.

4. Табачковський В. Проблеми педагогіки у світлі сучасної філософської антропології / В. Табачковський // Філософія освіти: Науковий часопис. – К.: Майстер – клас, 2005. – №1. – С. 135–148.


© Н.Н. Фалько,  Журнал "Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики".
 
 
 

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ:  Перепечатка материалов допускается только в некоммерческих целях со ссылкой
на оригинал публикации. Охраняется законами РФ. Любые нарушения закона преследуются в судебном порядке. © ООО "Научные технологии"

Книжные Изданияbadge

badge
  • Реструктуризация информационного пространства органов государственной власти Санкт-Петербурга
  • Профессия «Бухгалтер»: прошлое, настоящее, будущее
  • Финансово-кредитная политика России
  • О недостаточности категории «графическое слово» для описания языкового материала арабского литературного языка (в связи с акцидентальными письменными словами в АЛЯ)

 

Текущие статьи

Кампании по снижению цен в Советской Экономике 1920-х гг.Кампании по снижению цен в Советской Экономике 1920-х гг.
С.Б. Ульянова,  (Д.и.н., профессор, Санкт-Петербургский государственный...
Методологические и методические проблемы психодиагностикиМетодологические и методические проблемы психодиагностики
О.В. Царькова,  (К.псих.н., доцент, Мелитопольский государственный...
Репрезентация проблем Ассирийцев Украины в 1920-1930-х годах: историография досоветского периодаРепрезентация проблем Ассирийцев Украины в 1920-1930-х годах: историография досоветского периода
А.Х. Маргулов,  (К.и.н., доцент, Донецкий национальный университет)...

Журнал - Маркшейдерия и Недропользование Журнал Земля и Недвижимость Сибири Журнал - Минеральные Ресурсы России. Экономика и Управление Журнал - Геология Нефти и Газа Журнал - ГЛОБУС: Геология и Бизнес

Последние комментарии

RSS
VIP Studio Retro
viagra super force