keflex 750

Login

VIP Studio - журнал «Современная наука»

Russian (CIS)English (United Kingdom)

Проблема пригодности будущих педагогов к профессиональной деятельности

E-mail Печать

С.В. Яремчук,  (К.псих.н., доцент, Мелитопольский государственный педагогический университет им. Богдана Хмельницкого, г. Мелитополь)

 

Серия «Гуманитарные науки», №  1-2  2014

В данной статье раскрываются научно-теоретические основы понимания проблемы пригодности будущих педагогов к профессиональной деятельности. Особое внимание уделено раскрытию и обоснованию содержания самого понятия. Обосновывается структура изучаемого феномена и факторы влияния на его формирование. В качестве исследовательской задачи автором была определена попытка оценить процесс формирования пригодности будущих педагогов к профессиональной деятельности.

Ключевые слова: Профессиональная пригодность, Я-концепция, профессиональная направленность, педагогическая деятельность.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Всестороннее гармоничное развитие и воспитание подрастающего поколения - не только задачи, но и обязательное условие построения гуманного демократического общества. Осуществление этих задач требует высококвалифицированных учителей-профессионалов, способных высококачественно выполнять свои функции. Как отмечает Д.Ф.Николенко, в учебном процессе первостепенное значение имеют не отдельные методические приемы и воспитательные мероприятия, даже не знания как таковые, а личность учителя, то есть педагогически направлена совокупность идейных, эмоционально-волевых и характерологических качеств. Поэтому целью нашего исследования было теоретическое и экспериментальное исследование личностной пригодности будущих педагогов к профессиональной деятельности.

АНАЛИЗ ПОСЛЕДНИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ПУБЛИКАЦИЙ

Проблема пригодности будущих педагогов к профессиональной деятельности была предметом изучения как зарубежных, так и отечественных ученых (Б.Г.Ананьев, М.Й.Боришевский, Ю.З.Гильбух, А.А.Реан, Т.М.Титаренко и др.) Исследователи отмечают, что детерминантами профессионально-педагогической пригодности являются психологическая и социальная зрелость личности (А.А.Реан, О.С.Штепа, П.М.Якобсон и др.). Профессионально-педагогическая пригодность характеризуется устойчивыми ценностными ориентациями, чувством идентичности, определяется успешностью процесса самоактуализации [3]. Интересной, на наш взгляд, кажется структура личностной пригодности к профессиональной деятельности предложенная Ю.З.Гильбухом. Автор в качестве структурных компонентов личностной пригодности к профессиональной деятельности выделяет мотивацию достижения, отношение к своему «Я» (Я-концепция), чувство гражданского долга, жизненную установку, способность к психологической близости с другими людьми [див. 4]. В современных украинских исследованиях по данной проблематике (В.Й.Бочелюк, И.С.Булах, Л.В.Долинская, В.А.Семиченко, Ю.В.Уварова, С.В.Яремчук и др.) особое внимание уделяется развитию профессионально-педагогической направленности. В контексте психологических знаний феномен профессионально-педагогической направленности трактуется психологами как "...система личностных качеств, которые определяют устойчивое, осознанное, активно-действенное отношение к педагогической работе...[1, с. 8]", как "...профессионально значимое качество личности учителя, основным мотивом которого является направленность учителя на развитие личности ученика (гуманистический мотив) и которое зависит от характера ведущего мотива в структуре мотивации учителя" [5, c. 19], как основная форма активности студентов [3]. С точки зрения М.И.Дьяченка и Л.А.Кандыбовича - это "...понимание и внутреннее принятие цели и задач профессиональной деятельности, и тех, что относятся к ней интересов, идеалов, установок, убеждений, взглядов...", характеризующихся "...устойчивостью (неустойчивостью), доминированием общественных или узко личных мотивов, далекой или близкой перспективой" [2, с. 274]. Итак, профессионально-педагогическая направленность рассматривается исследователями, в основном, как система личностных качеств, которые определяют внутреннее понимание цели и задач педагогической деятельности и которые зависят от характера ведущего мотива в структуре мотивации будущего педагога.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Учитывая вышесказанное, в основу исследования было положено предположение о том, что формирование личностной пригодности к профессиональной деятельности будущих педагогов на протяжении обучения в вузе происходит преимущественно стихийно, неравномерно, и является недостаточным для достижения высоких показателей профессионального становления специалиста. Поэтому ее развитие, исходя из диагностических данных, в процессе профессиональной подготовки будет более эффективным при условии целенаправленного воздействия на направленность будущего учителя, как один из основных профессионально-значимых компонентов. С нашей точки зрения, важным условием наличия личностной пригодности к профессиональной деятельности является положительная мотивация выбора будущей профессии и осознание ее требований и задач. С этой целью студентам была предложена анкета, которая включала в себя пятнадцать вопросов. Результаты исследования показали, прежде всего, широкий диапазон мотивов выбора профессии, среди которых можно выделить несколько групп: профессиональные (интерес к профессии учителя, любовь к детям, увлечение процессом обучения детей); предметные (интерес к предмету профессионального преподавания); престижные (это престижно); утилитарно-прагматические (требуется высшее образование, близко к дому); социальные (бесплатное обучение, избегания службы в армии); подражания (любовь к учителю с определенного предмета); инфантильные (велели родители); отсутствие мотивации (так случилось). Как свидетельствуют результаты, у студентов преобладают предметные мотивы - нравится предмет выбранной специальности. Анализ ответов на вопросы анкеты свидетельствуют, что хотя профессиональные мотивы называли значительное количество студентов, как и предметные, они редко сочетаются в одних и тех же студентов. Более того, студенты с предметными мотивами выбора профессии в большинстве своем не собираются работать в школе после окончания вуза (52%). Исследование осознание студентами того, каким должен быть современный учитель, свидетельствует о том, что они наделяют его, прежде всего общеличностными качествами, такие как ”эрудиция”, “доброта”, ”требовательность”, ”отзывчивость”, ”выдержка”, ”интеллигентность”, “воспитанность”, “справедливость”, “внимательность” и др. Следует отметить различную частоту называния этих качеств: если ”доброту” и “требовательность” назвали большинство студентов, то ”тактичность” прозвучала только в одной анкете. Среди профессионально-педагогических способностей студенты назвали лишь ”академические”, ”коммуникативные”, ”организаторские” и “творческие”. Анализ ответов показал, что 85% студентов утверждают, что современный учитель отличается от своего коллеги в прошлом, 8% - отрицают этот факт, а 7% не смогли совсем ответить на этот вопрос. В целом большинство ответов носит обобщенный и размытый характер типа “более современные”, “простые”, “раньше учителя были лучше”, “современным учителям много чего не помешало бы взять у старшего поколения”, “раньше учителя уважали, а теперь - нет” и т.д., что свидетельствует о поверхностном осознании того, каким требованиям должен отвечать учитель. Это подтверждается и анализом качеств и характеристик, которыми обрисовали студенты “идеального” учителя. Обобщенный идеал наделен, прежде всего, такими общеличностными качествами как доброта, справедливость, мудрость, эрудиция, доброжелательность, простота и доступность, требовательность, сдержанность, принципиальность, гибкость, терпимость, тактичность, воспитанность, любовь к детям, оптимизм, высокая квалификация, мастерство. Среди структурных компонентов педагогических способностей назвали только коммуникативные, творческие и перцептивные способности. Терпимость, терпение и выдержка - это перечень тех важнейших в будущей деятельности качеств, которые студенты считают необходимым сформировать в первую очередь. Результаты показали, что студенты считают работу учителя “интересной”, “ответственной”, “тяжелой”. Подавляющее большинство респондентов хорошо понимают, что для того, чтобы стать высоко квалифицированным педагогом необходимо: “любить детей”, “хорошо знать и уметь заинтересовать своим профессиональным предметом”, “много работать над своим самообразованием”.

ВЫВОДЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Проведенное исследование дает основание считать, что важным механизмом развития личностной пригодности будущих педагогов к профессиональной деятельности является формирование профессионально-педагогической направленности. В перспективе планируем рассмотреть и другие профессионально-значимые компоненты исследуемого феномена.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Долинська Л.В., Максимчук Н.П. Психологія ціннісних орієнтацій майбутнього вчителя. – Каменець-Подільський: ФОП, 2008. – 124 с.

2. Дьяченко М.И., Кандыбович И.А. Психология высшей школы. 2-е изд., перераб. и дополн. - Минск.: Из-во БГУ, 1981. - 383 с.

3. Темрук О.В. Формування професійно-педагогічної спрямованості як засобу розвитку особистісної зрілості майбутнього вчителя //Молодь, освіта, наука, культура і національна самосвідомість: Зб. мат-лів ІХ Всеукраїнської н.-прк. Конф., Київ, 2006. – Т. 3. – С. 232 – 234.

4. Тетерук С.П. До проблеми усвідомлення студентами сутності саморегуляції //Психологія. – К.: НПУ, 2004. - Вип.. 17– С. 189 – 193.

5. Уварова Ю.В. Рівень само актуалізації майбутніх педагогів як показник ефективності їх міжособистісного спілкування //Вісник ДУ/ Педагогіка і психологія. – Дніпропетровськ, 2004. – Вип. 10. – С. 63 – 69.


© С.В. Яремчук,  Журнал "Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики".
 
 
 

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ:  Перепечатка материалов допускается только в некоммерческих целях со ссылкой
на оригинал публикации. Охраняется законами РФ. Любые нарушения закона преследуются в судебном порядке. © ООО "Научные технологии"

Книжные Изданияbadge

badge
  • Реструктуризация информационного пространства органов государственной власти Санкт-Петербурга
  • Профессия «Бухгалтер»: прошлое, настоящее, будущее
  • Финансово-кредитная политика России
  • О недостаточности категории «графическое слово» для описания языкового материала арабского литературного языка (в связи с акцидентальными письменными словами в АЛЯ)

 

Текущие статьи

Психологические детерминанты проектирования жизненного пространства личностиПсихологические детерминанты проектирования жизненного пространства личности
Н.Н. Фалько,  (К.псих.н., доцент каф. практической психологии,...
Методологические и методические проблемы психодиагностикиМетодологические и методические проблемы психодиагностики
О.В. Царькова,  (К.псих.н., доцент, Мелитопольский государственный...
Теоретические аспекты индивидуализации самостоятельной учебной деятельности студентовТеоретические аспекты индивидуализации самостоятельной учебной деятельности студентов
М.В. Малоиван,  (Криворожский педагогический институт, ГВУЗ...
Проблема пригодности будущих педагогов к профессиональной деятельностиПроблема пригодности будущих педагогов к профессиональной деятельности
С.В. Яремчук,  (К.псих.н., доцент, Мелитопольский государственный...

Журнал - Маркшейдерия и Недропользование Журнал Земля и Недвижимость Сибири Журнал - Минеральные Ресурсы России. Экономика и Управление Журнал - Геология Нефти и Газа Журнал - ГЛОБУС: Геология и Бизнес

Последние комментарии

RSS
VIP Studio Retro
viagra super force