keflex 750

Login

VIP Studio - журнал «Современная наука»

Russian (CIS)English (United Kingdom)

Проблема пригодности будущих педагогов к профессиональной деятельности

E-mail Печать

С.В. Яремчук,  (К.псих.н., доцент, Мелитопольский государственный педагогический университет им. Богдана Хмельницкого, г. Мелитополь)

 

Серия «Гуманитарные науки», №  1-2  2014

В данной статье раскрываются научно-теоретические основы понимания проблемы пригодности будущих педагогов к профессиональной деятельности. Особое внимание уделено раскрытию и обоснованию содержания самого понятия. Обосновывается структура изучаемого феномена и факторы влияния на его формирование. В качестве исследовательской задачи автором была определена попытка оценить процесс формирования пригодности будущих педагогов к профессиональной деятельности.

Ключевые слова: Профессиональная пригодность, Я-концепция, профессиональная направленность, педагогическая деятельность.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Всестороннее гармоничное развитие и воспитание подрастающего поколения - не только задачи, но и обязательное условие построения гуманного демократического общества. Осуществление этих задач требует высококвалифицированных учителей-профессионалов, способных высококачественно выполнять свои функции. Как отмечает Д.Ф.Николенко, в учебном процессе первостепенное значение имеют не отдельные методические приемы и воспитательные мероприятия, даже не знания как таковые, а личность учителя, то есть педагогически направлена совокупность идейных, эмоционально-волевых и характерологических качеств. Поэтому целью нашего исследования было теоретическое и экспериментальное исследование личностной пригодности будущих педагогов к профессиональной деятельности.

АНАЛИЗ ПОСЛЕДНИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ПУБЛИКАЦИЙ

Проблема пригодности будущих педагогов к профессиональной деятельности была предметом изучения как зарубежных, так и отечественных ученых (Б.Г.Ананьев, М.Й.Боришевский, Ю.З.Гильбух, А.А.Реан, Т.М.Титаренко и др.) Исследователи отмечают, что детерминантами профессионально-педагогической пригодности являются психологическая и социальная зрелость личности (А.А.Реан, О.С.Штепа, П.М.Якобсон и др.). Профессионально-педагогическая пригодность характеризуется устойчивыми ценностными ориентациями, чувством идентичности, определяется успешностью процесса самоактуализации [3]. Интересной, на наш взгляд, кажется структура личностной пригодности к профессиональной деятельности предложенная Ю.З.Гильбухом. Автор в качестве структурных компонентов личностной пригодности к профессиональной деятельности выделяет мотивацию достижения, отношение к своему «Я» (Я-концепция), чувство гражданского долга, жизненную установку, способность к психологической близости с другими людьми [див. 4]. В современных украинских исследованиях по данной проблематике (В.Й.Бочелюк, И.С.Булах, Л.В.Долинская, В.А.Семиченко, Ю.В.Уварова, С.В.Яремчук и др.) особое внимание уделяется развитию профессионально-педагогической направленности. В контексте психологических знаний феномен профессионально-педагогической направленности трактуется психологами как "...система личностных качеств, которые определяют устойчивое, осознанное, активно-действенное отношение к педагогической работе...[1, с. 8]", как "...профессионально значимое качество личности учителя, основным мотивом которого является направленность учителя на развитие личности ученика (гуманистический мотив) и которое зависит от характера ведущего мотива в структуре мотивации учителя" [5, c. 19], как основная форма активности студентов [3]. С точки зрения М.И.Дьяченка и Л.А.Кандыбовича - это "...понимание и внутреннее принятие цели и задач профессиональной деятельности, и тех, что относятся к ней интересов, идеалов, установок, убеждений, взглядов...", характеризующихся "...устойчивостью (неустойчивостью), доминированием общественных или узко личных мотивов, далекой или близкой перспективой" [2, с. 274]. Итак, профессионально-педагогическая направленность рассматривается исследователями, в основном, как система личностных качеств, которые определяют внутреннее понимание цели и задач педагогической деятельности и которые зависят от характера ведущего мотива в структуре мотивации будущего педагога.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Учитывая вышесказанное, в основу исследования было положено предположение о том, что формирование личностной пригодности к профессиональной деятельности будущих педагогов на протяжении обучения в вузе происходит преимущественно стихийно, неравномерно, и является недостаточным для достижения высоких показателей профессионального становления специалиста. Поэтому ее развитие, исходя из диагностических данных, в процессе профессиональной подготовки будет более эффективным при условии целенаправленного воздействия на направленность будущего учителя, как один из основных профессионально-значимых компонентов. С нашей точки зрения, важным условием наличия личностной пригодности к профессиональной деятельности является положительная мотивация выбора будущей профессии и осознание ее требований и задач. С этой целью студентам была предложена анкета, которая включала в себя пятнадцать вопросов. Результаты исследования показали, прежде всего, широкий диапазон мотивов выбора профессии, среди которых можно выделить несколько групп: профессиональные (интерес к профессии учителя, любовь к детям, увлечение процессом обучения детей); предметные (интерес к предмету профессионального преподавания); престижные (это престижно); утилитарно-прагматические (требуется высшее образование, близко к дому); социальные (бесплатное обучение, избегания службы в армии); подражания (любовь к учителю с определенного предмета); инфантильные (велели родители); отсутствие мотивации (так случилось). Как свидетельствуют результаты, у студентов преобладают предметные мотивы - нравится предмет выбранной специальности. Анализ ответов на вопросы анкеты свидетельствуют, что хотя профессиональные мотивы называли значительное количество студентов, как и предметные, они редко сочетаются в одних и тех же студентов. Более того, студенты с предметными мотивами выбора профессии в большинстве своем не собираются работать в школе после окончания вуза (52%). Исследование осознание студентами того, каким должен быть современный учитель, свидетельствует о том, что они наделяют его, прежде всего общеличностными качествами, такие как ”эрудиция”, “доброта”, ”требовательность”, ”отзывчивость”, ”выдержка”, ”интеллигентность”, “воспитанность”, “справедливость”, “внимательность” и др. Следует отметить различную частоту называния этих качеств: если ”доброту” и “требовательность” назвали большинство студентов, то ”тактичность” прозвучала только в одной анкете. Среди профессионально-педагогических способностей студенты назвали лишь ”академические”, ”коммуникативные”, ”организаторские” и “творческие”. Анализ ответов показал, что 85% студентов утверждают, что современный учитель отличается от своего коллеги в прошлом, 8% - отрицают этот факт, а 7% не смогли совсем ответить на этот вопрос. В целом большинство ответов носит обобщенный и размытый характер типа “более современные”, “простые”, “раньше учителя были лучше”, “современным учителям много чего не помешало бы взять у старшего поколения”, “раньше учителя уважали, а теперь - нет” и т.д., что свидетельствует о поверхностном осознании того, каким требованиям должен отвечать учитель. Это подтверждается и анализом качеств и характеристик, которыми обрисовали студенты “идеального” учителя. Обобщенный идеал наделен, прежде всего, такими общеличностными качествами как доброта, справедливость, мудрость, эрудиция, доброжелательность, простота и доступность, требовательность, сдержанность, принципиальность, гибкость, терпимость, тактичность, воспитанность, любовь к детям, оптимизм, высокая квалификация, мастерство. Среди структурных компонентов педагогических способностей назвали только коммуникативные, творческие и перцептивные способности. Терпимость, терпение и выдержка - это перечень тех важнейших в будущей деятельности качеств, которые студенты считают необходимым сформировать в первую очередь. Результаты показали, что студенты считают работу учителя “интересной”, “ответственной”, “тяжелой”. Подавляющее большинство респондентов хорошо понимают, что для того, чтобы стать высоко квалифицированным педагогом необходимо: “любить детей”, “хорошо знать и уметь заинтересовать своим профессиональным предметом”, “много работать над своим самообразованием”.

ВЫВОДЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Проведенное исследование дает основание считать, что важным механизмом развития личностной пригодности будущих педагогов к профессиональной деятельности является формирование профессионально-педагогической направленности. В перспективе планируем рассмотреть и другие профессионально-значимые компоненты исследуемого феномена.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Долинська Л.В., Максимчук Н.П. Психологія ціннісних орієнтацій майбутнього вчителя. – Каменець-Подільський: ФОП, 2008. – 124 с.

2. Дьяченко М.И., Кандыбович И.А. Психология высшей школы. 2-е изд., перераб. и дополн. - Минск.: Из-во БГУ, 1981. - 383 с.

3. Темрук О.В. Формування професійно-педагогічної спрямованості як засобу розвитку особистісної зрілості майбутнього вчителя //Молодь, освіта, наука, культура і національна самосвідомість: Зб. мат-лів ІХ Всеукраїнської н.-прк. Конф., Київ, 2006. – Т. 3. – С. 232 – 234.

4. Тетерук С.П. До проблеми усвідомлення студентами сутності саморегуляції //Психологія. – К.: НПУ, 2004. - Вип.. 17– С. 189 – 193.

5. Уварова Ю.В. Рівень само актуалізації майбутніх педагогів як показник ефективності їх міжособистісного спілкування //Вісник ДУ/ Педагогіка і психологія. – Дніпропетровськ, 2004. – Вип. 10. – С. 63 – 69.


© С.В. Яремчук,  Журнал "Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики".
 
 
 

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ:  Перепечатка материалов допускается только в некоммерческих целях со ссылкой
на оригинал публикации. Охраняется законами РФ. Любые нарушения закона преследуются в судебном порядке. © ООО "Научные технологии"

Книжные Изданияbadge

badge
  • Реструктуризация информационного пространства органов государственной власти Санкт-Петербурга
  • Профессия «Бухгалтер»: прошлое, настоящее, будущее
  • Финансово-кредитная политика России
  • О недостаточности категории «графическое слово» для описания языкового материала арабского литературного языка (в связи с акцидентальными письменными словами в АЛЯ)

 

Текущие статьи

К вопросу о соотношении понятий «Эмоция» и «Чувство»К вопросу о соотношении понятий «Эмоция» и «Чувство»
А.Б. Пешкова (Зотова),  (Воронежский государственный университет)...
Проблема пригодности будущих педагогов к профессиональной деятельностиПроблема пригодности будущих педагогов к профессиональной деятельности
С.В. Яремчук,  (К.псих.н., доцент, Мелитопольский государственный...
Методологические и методические проблемы психодиагностикиМетодологические и методические проблемы психодиагностики
О.В. Царькова,  (К.псих.н., доцент, Мелитопольский государственный...
Психологические детерминанты проектирования жизненного пространства личностиПсихологические детерминанты проектирования жизненного пространства личности
Н.Н. Фалько,  (К.псих.н., доцент каф. практической психологии,...

Журнал - Маркшейдерия и Недропользование Журнал Земля и Недвижимость Сибири Журнал - Минеральные Ресурсы России. Экономика и Управление Журнал - Геология Нефти и Газа Журнал - ГЛОБУС: Геология и Бизнес

Последние комментарии

RSS
VIP Studio Retro
viagra super force