keflex 750

Login

VIP Studio - журнал «Современная наука»

Russian (CIS)English (United Kingdom)

МОСКВА +7(495)-XXX-XX-XX

Концепция профессионализации: социальные и личностные факторы

E-mail Печать

И.А. Левицкая,  (К.п.н., зав. каф. социально-гуманитарных дисциплин филиала Кузбасского государственного технического университета им. Т.Ф. Горбачева, г. Междуреченск )

 

Серия «Гуманитарные науки», №  1-2  2014

Настоящая статья отражает промежуточные итоги исследования, посвященного изучению психолого-педагогических и социокультурных закономерностей формирования и реализации субъектной позиции профессионала на различных этапах социализации. Профессионализация рассматривается как целостный непрерывный процесс становления личности, в рамках которого разрешается специфический комплекс противоречий, присущий социализации личности. Ведущим из этих противоречий является степень соответствия между личностью и профессией. С опорой на методологическую основу обосновывается понимание социального характера профессионализации. Становление профессиональной субъектности рассматривается в связи со становлением профессионального самосознания, развитием внутренних личностных структур индивида.

Ключевые слова: Субъектная позиция, профессиональное самосознание, социализация личности, агенты профессионализации, социальный институт, профессионализация личности.

Актуальность проблемы формирования личности профессионала определяется причинами как практического, так и теоретического характера. В научном плане необходимость обращения к проблеме профессионализации обусловливается отсутствием в науке устоявшейся системы взглядов на понимание закономерностей становления профессионала, противоречивостью отдельных положений в существующих подходах к данной проблеме, потребностью в обобщении и систематизации многочисленных фактов, накопленных в различных отраслях науки, необходимостью дальнейшего развития теории личности.

Методологические основы исследования профессионализации в отечественной психологии заложены в трудах Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, К.К. Платонова, Б.Ф. Ломова, которые показали роль и место труда в жизнедеятельности человека, его влияние на развитие личности, определили специфику личностного, деятельностного и системного подходов к изучению данной проблемы.

В настоящее время линия методологического анализа профессионализации активно реализуется и развивается в трудах К.А. Абульхановой-Славской, В.А. Бодрова, О.Н. Завалишиной, В.Д. Шадрикова, Е.А. Климова В.А. Пономаренко, А.К. Марковой.

Теоретико-методологическую основу исследования составили работы, рассматривающие развитие личности (Б. Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анциферова); исследующие проблему социализации в период взросления (Г.М. Андреева, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн); теории профессионального развития Э. Гинцберга и Д. Сьюпера.

Теория профессионального развития открывает новое направление в совершенствовании психологического обеспечения подготовки подростков, связанное с созданием условий их становления в личностном и интеллектуальном плане, укреплением на этой основе уверенности в себе и эмоциональной стабильности подростков в условиях различных форм ранней профессионализации.

Проблеме профессионализации посвящено достаточно много психолого-педагогических исследований, многие из которых рассматривают профессиональное становление только лишь как овладение определенными специфическими знаниями, умениями, навыками, развитие профессионально-полезных качеств, усвоение общественной деятельности (Талызина Н.Ф., Шадриков В.Д., Климов Е.А. и др.). Наряду с этим, в целом ряде исследований (Алексеев Н.Г., Каменский Р.Г., Краснов С.И., Павлов И.С., Рябцев В.К. и др.) отмечается необходимость формирования в рамках подготовки и переподготовки профессионалов процессов самоопределения, самосознания, целеполагания, развития рефлексивных способностей.

В последнее время в педагогической науке сложился взгляд на профессиональное становление как процесс, пронизывающий всю жизнь человека, и не сводящийся только лишь к профориентации и профессиональной подготовке в высшей школе (Г.В. Акопов, A.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Н.Н. Нечаев, А.П. Ситников и др.).

Для нашего исследования значим подход к процессу профессионализации как становлению и развитию субъектности человека. Онтологические и методологические основания такого рассмотрения процесса профессионализации заложены в рамках традиции философских (М.Шелер, В.Дильтей, Т.де Шарден, К.Ясперс, М.К. Мамардашвили, B.П. Иванов, Э.В. Ильенков) и психологических исследований (В.Франкл, C.Л.Рубинштейн, В.И. Слободчиков, А.В.Петровский, Н.Г.Алексеев, В.А.Петровский, А.П. Огурцов).

Рассмотрение профессионализации как двухстороннего процесса, с одной стороны, вхождение человека в профессиональную среду, усвоение им профессионального опыта, овладение стандартами и ценностями профессионального сообщества, а с другой, как процесса активной реализации себя, непрерывного профессионального саморазвития, позволило выделить три направления его исследования: содержательное, динамическое и институциональное.

Содержательное включает исследование двух сфер развития профессионала – деятельности и ее субъекта, и тесно связано с динамическим, которое описывает стадиальность процесса, его протяженность и место в системе координат жизненного пути. Динамический и содержательный аспекты взаимодействуют в определенном социальном поле, которое представлено социальными институтами и группами, последовательно включающимися в профессиональное развитие.

Проблема становления профессионала – это, в первую очередь, проблема личностного и социального развития  будущего специалиста как субъекта социального действия. Современный профессионал должен видеть свою профессию во всей совокупности ее широких социальных связей, знать предъявляемые к ней и ее представителям требования, понимать содержание и специфику своей профессиональной деятельности, ориентироваться в круге профессиональных задач и быть готовым разрешать их в меняющихся социальных условиях. Все необходимые профессиональные знания, умения и навыки, нормы поведения и ценностные ориентиры, идеалы и внутренние структуры личности формируются в процессе профессионализации личности.

Категория «профессионализация» довольно часто используется в исследовательской литературе по проблемам профессий и профессиональной деятельности. В одних работах дается определение этого понятия, в других его предметный смысл вытекает из контекста. На основе анализа соответствующей литературы можно выделить следующие группы определений профессионализации:

1. Педагогические определения: профессионализация как профессиональное обучение. Чаще всего под профессионализацией понимается специальная профессиональная подготовка субъекта к будущей профессиональной деятельности, т.е. профессиональное образование [6, с.10.].

2. Социологические (деятельностные) определения: профессионализация как профессиональная реализация. Профессионализация рассматривается как принадлежность к определенному профессиональному сообществу, одна из форм самореализации человека в ходе его профессиональной деятельности, т.е. профессионализация в данном случае отождествляется с самим  процессом профессиональной деятельности.

3. Социологические (стратификационные) определения: профессионализация как обретение социального статуса через профессию. В рамках данных определение профессионализация понимается как «процесс, посредством которого должность влечет претензию на статус и, следовательно, вознаграждение и привилегии профессии» [1, с.104.].

4. Социально-экономические определения: профессионализация как развитие  и реализация человеческих трудовых ресурсов  в ходе трудовой деятельности. В рамках данного подхода профессионализация понимается как условие развития человеческих трудовых ресурсов, как процесс включения (либо исключения) индивида в социально-экономическую практику через сферу занятости. Исследование экономической сущности профессионализации позволяет сделать вывод о ее противоречивом  характере, поскольку социально-экономические условия ведут к нарушению принципов свободы и добровольности профессионального выбора. В основе профессионализации также лежит противоречие между уровнем профессионального потенциала работника и характеристиками, предъявляемыми к этому потенциалу на рынке труда.

Таким образом, профессионализация представляет собой процесс овладения  необходимыми профессиональными знаниями, умениями и навыками, адаптацию к профессиональной среде. Профессионализм есть результат этого процесса, показатель успешности его осуществления, качественная характеристика специалиста. Можно сказать, что профессионализм выступает и как некая социальная перспектива, которая в той или иной мере доступна каждому специалисту. Одним словом, профессионализация есть становление и развитие профессионализма. Профессионализация личности в широком плане предполагает два взаимосвязанных компонента: во-первых, становление профессионального самосознания,  развитие внутренних личностных структур индивида - психологический аспект профессионализации, отраженный в понятии «профессиональное развитие»; во-вторых, формирование профессиональных знаний, умений, навыков, усвоение социально-профессиональных норм, становление личности как субъекта профессиональной деятельности – социальный аспект, отраженный в понятии «профессиональная социализация».

Несмотря на важность психологической составляющей становления человека-профессионала, профессионализация личности по своей сути есть социальный процесс, являющийся неотъемлемым компонентом общей социализации личности.  Социальный характер профессионализации обусловлен социальным смыслом профессиональной деятельности, возникшей в ходе общественного разделения труда и носящей институциональный характер.

Профессионализация личности в узком смысле – это профессиональная социализация индивида, т.е. усвоение индивидом профессиональных норм, ценностей, знаний, приобретение умений и навыков, необходимых для успешной профессиональной деятельности, становление профессиональной морали и формирование общего мировоззрения личности, включающего в себя в качестве необходимого компонента представления о «мире профессии». Профессиональная социализация – это процесс, посредством которого человек приобщается к определенным профессиональным ценностям, включает их в свой внутренний мир, формирует профессиональное сознание и культуру, объективно и субъективно готовится для профессиональной деятельности.

Профессионализация личности предполагает становление профессионального самосознания,  развитие внутренних личностных структур индивида. Несмотря на важность психологического аспекта  становления субъекта-профессионала, профессионализация личности по своей сути есть социальный процесс, являющийся неотъемлемым компонентом общей социализации личности.

Социальный характер профессионализации обусловлен социально значимым смыслом профессиональной деятельности, возникшей в ходе общественного разделения труда и носящей институциональный характер.

Факторами, влияющими на социализацию субъектов, являются макрофакторы (общество в целом, планета, мир, страна, государство, культура и пр.), мезофакторы (население, СМИ, географическое положение места жительства и природно-климатические особенности региона и пр.) и микрофакторы (семья, микросоциум, институты воспитания и образования, подростковые сообщества, нормы взаимоотношений и пр.)

Макрофакторы, мезофакторы и микрофакторы разделены по-существу на субъективные и объективные. Объективные факторы зависят, по нашему мнению, от условий и обстоятельств жизни, как общества, мира, так и конкретного человека и, чаще всего, не могут быть изменены средствами педагогического воздействия. Субъективные микро, мезо и макрофакторы социализации, напротив, поддаются педагогическим воздействиям и представляют собой процесс ускорения социализации, способствующий преодолению или ослаблению отрицательных последствий объективных воздействий, придавая им гуманистическую ориентацию.

Таким образом, в силу своего социального характера, профессионализация личности осуществляется посредством деятельности определенных общественных структур и социальных институтов. Социальными агентами профессионализации являются семья, общие образовательные учреждения,  профессиональные образовательные учреждения, социальные организации и трудовые коллективы, государство в целом.

Специфика профориентации и профессионализации состоит в  том, что в ее процессе личность становится подлинным субъектом профессиональной деятельности и профессиональных отношений, обретает профессиональный статус и, таким образом, получает возможность активного  и функционального участия в социальных процессах.

В профессиональном выборе особое место отводится таким социальным институтам, как семье и школе, педагогическое взаимодействие которых направлено на формирование у субъектов профессионального самоопределения, критичности и способности к прогностической оценке личностной самореализации в избранном виде профессиональной деятельности.

Роль семьи в профессионализации личности уникальна именно в силу специфических функций семьи как социального института и малой социальной группы. Современная семья представляет собой дифференцированную социальную группу, в которой представлены не только различные возрастные и половые подсистемы, но чаще всего, и профессиональные срезы. Первоначальное приобщение к общечеловеческим и профессиональным ценностям, их расширение, доступные формы их реализации происходят в семье. Причем, первичное профессиональное становление личности в семье подчас происходит объективно, без специального целенаправленного воздействия родителей на ребенка, путем профессионального формирования через усвоение доминирующих в семье норм и ценностей в ходе бытового общения.

Подобное непосредственное усвоение профессиональных норм и ценностей, принятых в конкретной семье, иногда приводит к формированию так называемых профессиональных династий, когда несколько поколений семьи осознанно выбирают определенную профессию, продолжая, профессиональное дело родителей. Наличие социально-статусной и профессиональной связи между разными возрастными поколениями в  современном российском обществе подтверждается эмпирическими исследованиями. Так, по данным  социологического исследования студенчества Институтом социологии РАН в 2001 году, на трех отцов данной специальности приходится один студент-преемник, т.е. профессиональная преемственность поколений составляет 3:1  [9].

При этом следует отметить, что существенно важны не только отношения родителей и детей, но и те профессиональные связи, которые семья устанавливает с окружающим социальным миром. Профессиональный статус родителей, круг их профессионального общения, отражаясь в семейном и домашнем быту, формирует в сознании ребенка понятие «дом», в которое часто входит не только ближайшее окружение – родители и  другие близкие родственники, но и более широкое социальное пространство, включающее в себя коллег родителей и их друзей. Влияние данной социальной среды  создает условия для профессионального формирования личности.

В современном обществе растет понимание роли школы в процессе профессионализации личности. Одной из важнейших целей обучения объявляется становление и развитие профессионального сознания, ясно осознается необходимость углубления профильности старшей школы, создания специализированных классов с углубленным обучением тех предметов, которые являются необходимыми для дальнейшего профессионального обучения. Все эти процессы свидетельствуют о существенных и позитивных изменениях в среднем образовании, направленных на усиление роли школы в профессионализации личности. Профессионализация личности в ходе школьного обучения может считаться успешной, если в результате к моменту окончания школы учащиеся ясно осознают  связь между школьным обучением и дальнейшей профессиональной деятельностью.

Роль общества и государства в профессионализации личности особенно значима в настоящее время, т.к. социальные институты функционально способствуют:

  • обеспечению социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии;
  • развитию новых форм занятости и путей самореализации личности в условиях социокультурной динамики общества;
  • достижению сбалансированности (оптимального соотношения) между профессиональными  интересами человека, его психофизиологическими особенностями  и  реальными возможностями рынка труда;
  • прогнозированию профессиональной успешности в трудовой деятельности;
  • обеспечению соответствия уровня профессионализма личности  ее социальному статусу, а также достойному благосостоянию.

Для успешного выполнения функций субъекта профессиональных отношений индивид должен не только овладеть знаниями, навыками и умениями в условиях профессионального обучения, но и освоить культурное наследие общества, сделать его достоянием своего внутреннего мира. Социальная философия образования заключается в передаче общечеловеческих ценностей в процессе обучения каждого субъекта специальным профессиональным навыкам, а с ними и правилам социального саморегулирования. Таким образом, общество определяет форму профессиональной специализации субъектов. При этом задача каждого состоит в осознанной реализации своих социально-профессиональных и духовных приобретений в обществе. Задача институтов образования – подготовить будущего специалиста к самореализации посредством обучения его общечеловеческим ценностям [3, с.18].

Таким образом, традиционное понимание профессионального воспитания как процесса формирования профессионально важных качеств должно быть переосмыслено в новых социокультурных условиях.

Категория «профессионализация» может быть применима и к обществу в целом. Высокий уровень развития современного общества, интенсивность мировых экономических, политических и социальных процессов, все большая вовлеченность в них России способствуют динамичному развитию общественного разделения труда и, как следствие этого, изменениям в профессиональной структуре современного российского общества. Увеличение количества социально-профессиональных групп, развитие и укрепление между ними структурных связей, усложнение содержания профессионального труда, возрастание требований к качеству профессиональной деятельности, - все эти процессы свидетельствуют о профессионализации общества, интенсивность которой зависит от конкретных социокультурных условий.

В современных условиях интенсивного общественного развития исключительно важное значение для эволюции общества приобретают общественные отношения, возникающие по поводу приобретения той или иной профессии, обмена продуктами профессиональной деятельности и социально-культурного взаимодействия между различными профессиональными сферами. Профессионализация общества как усложнение профессиональной социальной структуры и интенсификация профессиональных отношений в обществе предполагает приоритет вопросов совершенствования профессиональных отношений и развития профессионального качества личности, т.е. непосредственно связана с интенсивностью и результативностью процессов профессионализации личности.

Профессионализация оказывает разноплановое и разноуровневое воздействие на социокультурную динамику общества. Профессиональная самореализация личности происходит в ходе активной трудовой деятельности, где фактор выбора профессии и «жизни в профессии» приобретает особое значение как определяющий интересы, жизненные ориентации и образ жизни человека. Профессионализация российского общества на современном этапе его развития приводит к возрастанию роли профессионализма личности как  важнейшего критерия социальной стратификации, фактора социальной мобильности и социокультурной динамики.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Азлецкая Е.Н. Личностные и средовые факторы формирования субъектности личности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Краснодар, 2001.

2. Зернова Т.И. Влияние различных форм ранней профессионализации на личностное и интеллектуальное развитие: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Краснодар, 2004.

3. Коваль Н.А. Духовность в системе профессионального становления специалиста. М., 1997.

4. Краснорядцева О.М. Формирование профессионального образа мира как специальная задача высшего образования // Проблемы образования в Казахстане. - Алматы, 1993.

5. Малышева Е. В. Взаимодействие семьи и школы в становлении профессионального выбора старшеклассников : Дис. ... канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2002.

6. Миронова Т.Л. Самосознание профессионала. Улан-Удэ, 1999.

7. Поваренков Ю. П. Профессиональное становление личности : Дис. ... д-ра психол. наук. Ярославль, 1999.

8. Семенов В.Д. Взаимодействия школы и социальной среды: Опыт исследования. – М.: Педагогика, 1992.

9. Турчинов А. И. Профессионализация как деятельностная основа кадровой политики : Дис. ... доктора социологических наук. Москва, 1998.

10. Careership: A Sociological Theory of Career Decision Making // Phil Hodkinson and Andrew C. Sparkes // British Journal of Sociology of Education. Vol. 18, No. 1 (1997), pp. 29-44. Published by: Taylor & Francis, Ltd. Article Stable URL: http://www.jstor.org/stable/1393076

11. Coordination, Vital to Career Education // William B. Richardson and Joan McFadden // American Secondary Education. Vol. 5, No. 3 (June, 1975), pp. 17-20. Published by: Dwight Schar College of Education, Ashland University. Article Stable URL: http://www.jstor.org/stable/41063038.

12. Developing Sustainable Leaders through Coaching and Compassion // Richard E. Boyatzis, Melvin L. Smith and Nancy Blaize // Academy of Management Learning & Education Vol. 5, No. 1 (Mar., 2006), pp. 8-24. Published by: Academy of Management. Article Stable URL: http://www.jstor.org/stable/40212530

13. Expertise, Competence and Reflection in the Rhetoric of Professional Development // Richard Edwards and Katherine Nicoll // British Educational Research Journal. Vol. 32, No. 1 (Feb., 2006), pp. 115-131. Published by: Taylor & Francis, Ltd. Article Stable URL: http://www.jstor.org/stable/30032661.

14. Models of Personal Development Planning: Practice and Processes // Sue Clegg and Sally Bradley // British Educational Research Journal. Vol. 32, No. 1 (Feb., 2006), pp. 57-76. Published by: Taylor & Francis, Ltd.
Article Stable URL: http://www.jstor.org/stable/30032658.

15. Occupational Sociology as Career and Employment Counseling: Patterns and Possibilities // Norman L. Friedman and Susan Schuller Friedman. The American Sociologist. Vol. 18, No. 3 (Fall, 1987), pp. 284-295. Published by: Springer. Article Stable URL: http://www.jstor.org/stable/27702570.

16. Research-Capacity Building, Professional Learning and the Social Practices of Educational Research //Gareth Rees, Stephen Baron, Ruth Boyask and Chris Taylor // British Educational Research Journal Vol. 33, No. 5, The UK Teaching and Learning Research Programme: Findings and Significance (Oct., 2007), pp. 761-779. Published by: Taylor & Francis, Ltd. Article Stable URL: http://www.jstor.org/stable/30032784.

17. Social and Cultural Capital In Educational Research: Issues of Operationalisation and Measurement //Marios Vryonides // British Educational Research Journal Vol. 33, No. 6 (Dec., 2007), pp. 867-885. Published by: Taylor & Francis, Ltd. Article Stable URL: http://www.jstor.org/stable/30032797.

18. The Influence of Local Conditions on Social Service Partnerships, Parent Involvement, and Community Engagement in Neighborhood Schools //   Lora Cohen-Vogel, Ellen Goldring, and Claire Smrekar // American Journal of Education, Vol. 117, No. 1 (November 2010), pp. 51-78.

19. The Design of a Career Oriented Human Resource System //  Mary Ann von Glinow, Michael J. Driver, Kenneth Brousseau and J. Bruce Prince // The Academy of Management Review. Vol. 8, No. 1 (Jan., 1983), pp. 23-32. Published by: Academy of Management. Article Stable URL: http://www.jstor.org/stable/257164.

20. The Role of Human Capital, Motivation and Supervisor Sponsorship in Predicting Career Success // Sandy J. Wayne, Robert C. Liden, Maria L. Kraimer and Isabel K. Graf // Journal of Organizational Behavior
Vol. 20, No. 5 (Sep., 1999), pp. 577-595. Published by: Wiley Article Stable URL: http://www.jstor.org/stable/3100430.


© И.А. Левицкая,  Журнал "Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики".
 
 
 

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ:  Перепечатка материалов допускается только в некоммерческих целях со ссылкой
на оригинал публикации. Охраняется законами РФ. Любые нарушения закона преследуются в судебном порядке. © ООО "Научные технологии"

Книжные Изданияbadge

badge
  • Реструктуризация информационного пространства органов государственной власти Санкт-Петербурга
  • Профессия «Бухгалтер»: прошлое, настоящее, будущее
  • Финансово-кредитная политика России
  • О недостаточности категории «графическое слово» для описания языкового материала арабского литературного языка (в связи с акцидентальными письменными словами в АЛЯ)

 

Текущие статьи

Репрезентация проблем Ассирийцев Украины в 1920-1930-х годах: историография досоветского периодаРепрезентация проблем Ассирийцев Украины в 1920-1930-х годах: историография досоветского периода
А.Х. Маргулов,  (К.и.н., доцент, Донецкий национальный университет)...
Психологические детерминанты проектирования жизненного пространства личностиПсихологические детерминанты проектирования жизненного пространства личности
Н.Н. Фалько,  (К.псих.н., доцент каф. практической психологии,...
Проблема пригодности будущих педагогов к профессиональной деятельностиПроблема пригодности будущих педагогов к профессиональной деятельности
С.В. Яремчук,  (К.псих.н., доцент, Мелитопольский государственный...

Условия Публикации


Журнал - Маркшейдерия и Недропользование Журнал Земля и Недвижимость Сибири Журнал - Минеральные Ресурсы России. Экономика и Управление Журнал - Геология Нефти и Газа Журнал - ГЛОБУС: Геология и Бизнес

Последние комментарии

RSS
VIP Studio Retro
levitra bitcoin