keflex 750

Login

VIP Studio - журнал «Современная наука»

Russian (CIS)English (United Kingdom)

Концепция профессионализации: социальные и личностные факторы

E-mail Печать

И.А. Левицкая,  (К.п.н., зав. каф. социально-гуманитарных дисциплин филиала Кузбасского государственного технического университета им. Т.Ф. Горбачева, г. Междуреченск )

 

Серия «Гуманитарные науки», №  1-2  2014

Настоящая статья отражает промежуточные итоги исследования, посвященного изучению психолого-педагогических и социокультурных закономерностей формирования и реализации субъектной позиции профессионала на различных этапах социализации. Профессионализация рассматривается как целостный непрерывный процесс становления личности, в рамках которого разрешается специфический комплекс противоречий, присущий социализации личности. Ведущим из этих противоречий является степень соответствия между личностью и профессией. С опорой на методологическую основу обосновывается понимание социального характера профессионализации. Становление профессиональной субъектности рассматривается в связи со становлением профессионального самосознания, развитием внутренних личностных структур индивида.

Ключевые слова: Субъектная позиция, профессиональное самосознание, социализация личности, агенты профессионализации, социальный институт, профессионализация личности.

Актуальность проблемы формирования личности профессионала определяется причинами как практического, так и теоретического характера. В научном плане необходимость обращения к проблеме профессионализации обусловливается отсутствием в науке устоявшейся системы взглядов на понимание закономерностей становления профессионала, противоречивостью отдельных положений в существующих подходах к данной проблеме, потребностью в обобщении и систематизации многочисленных фактов, накопленных в различных отраслях науки, необходимостью дальнейшего развития теории личности.

Методологические основы исследования профессионализации в отечественной психологии заложены в трудах Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, К.К. Платонова, Б.Ф. Ломова, которые показали роль и место труда в жизнедеятельности человека, его влияние на развитие личности, определили специфику личностного, деятельностного и системного подходов к изучению данной проблемы.

В настоящее время линия методологического анализа профессионализации активно реализуется и развивается в трудах К.А. Абульхановой-Славской, В.А. Бодрова, О.Н. Завалишиной, В.Д. Шадрикова, Е.А. Климова В.А. Пономаренко, А.К. Марковой.

Теоретико-методологическую основу исследования составили работы, рассматривающие развитие личности (Б. Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анциферова); исследующие проблему социализации в период взросления (Г.М. Андреева, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн); теории профессионального развития Э. Гинцберга и Д. Сьюпера.

Теория профессионального развития открывает новое направление в совершенствовании психологического обеспечения подготовки подростков, связанное с созданием условий их становления в личностном и интеллектуальном плане, укреплением на этой основе уверенности в себе и эмоциональной стабильности подростков в условиях различных форм ранней профессионализации.

Проблеме профессионализации посвящено достаточно много психолого-педагогических исследований, многие из которых рассматривают профессиональное становление только лишь как овладение определенными специфическими знаниями, умениями, навыками, развитие профессионально-полезных качеств, усвоение общественной деятельности (Талызина Н.Ф., Шадриков В.Д., Климов Е.А. и др.). Наряду с этим, в целом ряде исследований (Алексеев Н.Г., Каменский Р.Г., Краснов С.И., Павлов И.С., Рябцев В.К. и др.) отмечается необходимость формирования в рамках подготовки и переподготовки профессионалов процессов самоопределения, самосознания, целеполагания, развития рефлексивных способностей.

В последнее время в педагогической науке сложился взгляд на профессиональное становление как процесс, пронизывающий всю жизнь человека, и не сводящийся только лишь к профориентации и профессиональной подготовке в высшей школе (Г.В. Акопов, A.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Н.Н. Нечаев, А.П. Ситников и др.).

Для нашего исследования значим подход к процессу профессионализации как становлению и развитию субъектности человека. Онтологические и методологические основания такого рассмотрения процесса профессионализации заложены в рамках традиции философских (М.Шелер, В.Дильтей, Т.де Шарден, К.Ясперс, М.К. Мамардашвили, B.П. Иванов, Э.В. Ильенков) и психологических исследований (В.Франкл, C.Л.Рубинштейн, В.И. Слободчиков, А.В.Петровский, Н.Г.Алексеев, В.А.Петровский, А.П. Огурцов).

Рассмотрение профессионализации как двухстороннего процесса, с одной стороны, вхождение человека в профессиональную среду, усвоение им профессионального опыта, овладение стандартами и ценностями профессионального сообщества, а с другой, как процесса активной реализации себя, непрерывного профессионального саморазвития, позволило выделить три направления его исследования: содержательное, динамическое и институциональное.

Содержательное включает исследование двух сфер развития профессионала – деятельности и ее субъекта, и тесно связано с динамическим, которое описывает стадиальность процесса, его протяженность и место в системе координат жизненного пути. Динамический и содержательный аспекты взаимодействуют в определенном социальном поле, которое представлено социальными институтами и группами, последовательно включающимися в профессиональное развитие.

Проблема становления профессионала – это, в первую очередь, проблема личностного и социального развития  будущего специалиста как субъекта социального действия. Современный профессионал должен видеть свою профессию во всей совокупности ее широких социальных связей, знать предъявляемые к ней и ее представителям требования, понимать содержание и специфику своей профессиональной деятельности, ориентироваться в круге профессиональных задач и быть готовым разрешать их в меняющихся социальных условиях. Все необходимые профессиональные знания, умения и навыки, нормы поведения и ценностные ориентиры, идеалы и внутренние структуры личности формируются в процессе профессионализации личности.

Категория «профессионализация» довольно часто используется в исследовательской литературе по проблемам профессий и профессиональной деятельности. В одних работах дается определение этого понятия, в других его предметный смысл вытекает из контекста. На основе анализа соответствующей литературы можно выделить следующие группы определений профессионализации:

1. Педагогические определения: профессионализация как профессиональное обучение. Чаще всего под профессионализацией понимается специальная профессиональная подготовка субъекта к будущей профессиональной деятельности, т.е. профессиональное образование [6, с.10.].

2. Социологические (деятельностные) определения: профессионализация как профессиональная реализация. Профессионализация рассматривается как принадлежность к определенному профессиональному сообществу, одна из форм самореализации человека в ходе его профессиональной деятельности, т.е. профессионализация в данном случае отождествляется с самим  процессом профессиональной деятельности.

3. Социологические (стратификационные) определения: профессионализация как обретение социального статуса через профессию. В рамках данных определение профессионализация понимается как «процесс, посредством которого должность влечет претензию на статус и, следовательно, вознаграждение и привилегии профессии» [1, с.104.].

4. Социально-экономические определения: профессионализация как развитие  и реализация человеческих трудовых ресурсов  в ходе трудовой деятельности. В рамках данного подхода профессионализация понимается как условие развития человеческих трудовых ресурсов, как процесс включения (либо исключения) индивида в социально-экономическую практику через сферу занятости. Исследование экономической сущности профессионализации позволяет сделать вывод о ее противоречивом  характере, поскольку социально-экономические условия ведут к нарушению принципов свободы и добровольности профессионального выбора. В основе профессионализации также лежит противоречие между уровнем профессионального потенциала работника и характеристиками, предъявляемыми к этому потенциалу на рынке труда.

Таким образом, профессионализация представляет собой процесс овладения  необходимыми профессиональными знаниями, умениями и навыками, адаптацию к профессиональной среде. Профессионализм есть результат этого процесса, показатель успешности его осуществления, качественная характеристика специалиста. Можно сказать, что профессионализм выступает и как некая социальная перспектива, которая в той или иной мере доступна каждому специалисту. Одним словом, профессионализация есть становление и развитие профессионализма. Профессионализация личности в широком плане предполагает два взаимосвязанных компонента: во-первых, становление профессионального самосознания,  развитие внутренних личностных структур индивида - психологический аспект профессионализации, отраженный в понятии «профессиональное развитие»; во-вторых, формирование профессиональных знаний, умений, навыков, усвоение социально-профессиональных норм, становление личности как субъекта профессиональной деятельности – социальный аспект, отраженный в понятии «профессиональная социализация».

Несмотря на важность психологической составляющей становления человека-профессионала, профессионализация личности по своей сути есть социальный процесс, являющийся неотъемлемым компонентом общей социализации личности.  Социальный характер профессионализации обусловлен социальным смыслом профессиональной деятельности, возникшей в ходе общественного разделения труда и носящей институциональный характер.

Профессионализация личности в узком смысле – это профессиональная социализация индивида, т.е. усвоение индивидом профессиональных норм, ценностей, знаний, приобретение умений и навыков, необходимых для успешной профессиональной деятельности, становление профессиональной морали и формирование общего мировоззрения личности, включающего в себя в качестве необходимого компонента представления о «мире профессии». Профессиональная социализация – это процесс, посредством которого человек приобщается к определенным профессиональным ценностям, включает их в свой внутренний мир, формирует профессиональное сознание и культуру, объективно и субъективно готовится для профессиональной деятельности.

Профессионализация личности предполагает становление профессионального самосознания,  развитие внутренних личностных структур индивида. Несмотря на важность психологического аспекта  становления субъекта-профессионала, профессионализация личности по своей сути есть социальный процесс, являющийся неотъемлемым компонентом общей социализации личности.

Социальный характер профессионализации обусловлен социально значимым смыслом профессиональной деятельности, возникшей в ходе общественного разделения труда и носящей институциональный характер.

Факторами, влияющими на социализацию субъектов, являются макрофакторы (общество в целом, планета, мир, страна, государство, культура и пр.), мезофакторы (население, СМИ, географическое положение места жительства и природно-климатические особенности региона и пр.) и микрофакторы (семья, микросоциум, институты воспитания и образования, подростковые сообщества, нормы взаимоотношений и пр.)

Макрофакторы, мезофакторы и микрофакторы разделены по-существу на субъективные и объективные. Объективные факторы зависят, по нашему мнению, от условий и обстоятельств жизни, как общества, мира, так и конкретного человека и, чаще всего, не могут быть изменены средствами педагогического воздействия. Субъективные микро, мезо и макрофакторы социализации, напротив, поддаются педагогическим воздействиям и представляют собой процесс ускорения социализации, способствующий преодолению или ослаблению отрицательных последствий объективных воздействий, придавая им гуманистическую ориентацию.

Таким образом, в силу своего социального характера, профессионализация личности осуществляется посредством деятельности определенных общественных структур и социальных институтов. Социальными агентами профессионализации являются семья, общие образовательные учреждения,  профессиональные образовательные учреждения, социальные организации и трудовые коллективы, государство в целом.

Специфика профориентации и профессионализации состоит в  том, что в ее процессе личность становится подлинным субъектом профессиональной деятельности и профессиональных отношений, обретает профессиональный статус и, таким образом, получает возможность активного  и функционального участия в социальных процессах.

В профессиональном выборе особое место отводится таким социальным институтам, как семье и школе, педагогическое взаимодействие которых направлено на формирование у субъектов профессионального самоопределения, критичности и способности к прогностической оценке личностной самореализации в избранном виде профессиональной деятельности.

Роль семьи в профессионализации личности уникальна именно в силу специфических функций семьи как социального института и малой социальной группы. Современная семья представляет собой дифференцированную социальную группу, в которой представлены не только различные возрастные и половые подсистемы, но чаще всего, и профессиональные срезы. Первоначальное приобщение к общечеловеческим и профессиональным ценностям, их расширение, доступные формы их реализации происходят в семье. Причем, первичное профессиональное становление личности в семье подчас происходит объективно, без специального целенаправленного воздействия родителей на ребенка, путем профессионального формирования через усвоение доминирующих в семье норм и ценностей в ходе бытового общения.

Подобное непосредственное усвоение профессиональных норм и ценностей, принятых в конкретной семье, иногда приводит к формированию так называемых профессиональных династий, когда несколько поколений семьи осознанно выбирают определенную профессию, продолжая, профессиональное дело родителей. Наличие социально-статусной и профессиональной связи между разными возрастными поколениями в  современном российском обществе подтверждается эмпирическими исследованиями. Так, по данным  социологического исследования студенчества Институтом социологии РАН в 2001 году, на трех отцов данной специальности приходится один студент-преемник, т.е. профессиональная преемственность поколений составляет 3:1  [9].

При этом следует отметить, что существенно важны не только отношения родителей и детей, но и те профессиональные связи, которые семья устанавливает с окружающим социальным миром. Профессиональный статус родителей, круг их профессионального общения, отражаясь в семейном и домашнем быту, формирует в сознании ребенка понятие «дом», в которое часто входит не только ближайшее окружение – родители и  другие близкие родственники, но и более широкое социальное пространство, включающее в себя коллег родителей и их друзей. Влияние данной социальной среды  создает условия для профессионального формирования личности.

В современном обществе растет понимание роли школы в процессе профессионализации личности. Одной из важнейших целей обучения объявляется становление и развитие профессионального сознания, ясно осознается необходимость углубления профильности старшей школы, создания специализированных классов с углубленным обучением тех предметов, которые являются необходимыми для дальнейшего профессионального обучения. Все эти процессы свидетельствуют о существенных и позитивных изменениях в среднем образовании, направленных на усиление роли школы в профессионализации личности. Профессионализация личности в ходе школьного обучения может считаться успешной, если в результате к моменту окончания школы учащиеся ясно осознают  связь между школьным обучением и дальнейшей профессиональной деятельностью.

Роль общества и государства в профессионализации личности особенно значима в настоящее время, т.к. социальные институты функционально способствуют:

  • обеспечению социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии;
  • развитию новых форм занятости и путей самореализации личности в условиях социокультурной динамики общества;
  • достижению сбалансированности (оптимального соотношения) между профессиональными  интересами человека, его психофизиологическими особенностями  и  реальными возможностями рынка труда;
  • прогнозированию профессиональной успешности в трудовой деятельности;
  • обеспечению соответствия уровня профессионализма личности  ее социальному статусу, а также достойному благосостоянию.

Для успешного выполнения функций субъекта профессиональных отношений индивид должен не только овладеть знаниями, навыками и умениями в условиях профессионального обучения, но и освоить культурное наследие общества, сделать его достоянием своего внутреннего мира. Социальная философия образования заключается в передаче общечеловеческих ценностей в процессе обучения каждого субъекта специальным профессиональным навыкам, а с ними и правилам социального саморегулирования. Таким образом, общество определяет форму профессиональной специализации субъектов. При этом задача каждого состоит в осознанной реализации своих социально-профессиональных и духовных приобретений в обществе. Задача институтов образования – подготовить будущего специалиста к самореализации посредством обучения его общечеловеческим ценностям [3, с.18].

Таким образом, традиционное понимание профессионального воспитания как процесса формирования профессионально важных качеств должно быть переосмыслено в новых социокультурных условиях.

Категория «профессионализация» может быть применима и к обществу в целом. Высокий уровень развития современного общества, интенсивность мировых экономических, политических и социальных процессов, все большая вовлеченность в них России способствуют динамичному развитию общественного разделения труда и, как следствие этого, изменениям в профессиональной структуре современного российского общества. Увеличение количества социально-профессиональных групп, развитие и укрепление между ними структурных связей, усложнение содержания профессионального труда, возрастание требований к качеству профессиональной деятельности, - все эти процессы свидетельствуют о профессионализации общества, интенсивность которой зависит от конкретных социокультурных условий.

В современных условиях интенсивного общественного развития исключительно важное значение для эволюции общества приобретают общественные отношения, возникающие по поводу приобретения той или иной профессии, обмена продуктами профессиональной деятельности и социально-культурного взаимодействия между различными профессиональными сферами. Профессионализация общества как усложнение профессиональной социальной структуры и интенсификация профессиональных отношений в обществе предполагает приоритет вопросов совершенствования профессиональных отношений и развития профессионального качества личности, т.е. непосредственно связана с интенсивностью и результативностью процессов профессионализации личности.

Профессионализация оказывает разноплановое и разноуровневое воздействие на социокультурную динамику общества. Профессиональная самореализация личности происходит в ходе активной трудовой деятельности, где фактор выбора профессии и «жизни в профессии» приобретает особое значение как определяющий интересы, жизненные ориентации и образ жизни человека. Профессионализация российского общества на современном этапе его развития приводит к возрастанию роли профессионализма личности как  важнейшего критерия социальной стратификации, фактора социальной мобильности и социокультурной динамики.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Азлецкая Е.Н. Личностные и средовые факторы формирования субъектности личности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Краснодар, 2001.

2. Зернова Т.И. Влияние различных форм ранней профессионализации на личностное и интеллектуальное развитие: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Краснодар, 2004.

3. Коваль Н.А. Духовность в системе профессионального становления специалиста. М., 1997.

4. Краснорядцева О.М. Формирование профессионального образа мира как специальная задача высшего образования // Проблемы образования в Казахстане. - Алматы, 1993.

5. Малышева Е. В. Взаимодействие семьи и школы в становлении профессионального выбора старшеклассников : Дис. ... канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2002.

6. Миронова Т.Л. Самосознание профессионала. Улан-Удэ, 1999.

7. Поваренков Ю. П. Профессиональное становление личности : Дис. ... д-ра психол. наук. Ярославль, 1999.

8. Семенов В.Д. Взаимодействия школы и социальной среды: Опыт исследования. – М.: Педагогика, 1992.

9. Турчинов А. И. Профессионализация как деятельностная основа кадровой политики : Дис. ... доктора социологических наук. Москва, 1998.

10. Careership: A Sociological Theory of Career Decision Making // Phil Hodkinson and Andrew C. Sparkes // British Journal of Sociology of Education. Vol. 18, No. 1 (1997), pp. 29-44. Published by: Taylor & Francis, Ltd. Article Stable URL: http://www.jstor.org/stable/1393076

11. Coordination, Vital to Career Education // William B. Richardson and Joan McFadden // American Secondary Education. Vol. 5, No. 3 (June, 1975), pp. 17-20. Published by: Dwight Schar College of Education, Ashland University. Article Stable URL: http://www.jstor.org/stable/41063038.

12. Developing Sustainable Leaders through Coaching and Compassion // Richard E. Boyatzis, Melvin L. Smith and Nancy Blaize // Academy of Management Learning & Education Vol. 5, No. 1 (Mar., 2006), pp. 8-24. Published by: Academy of Management. Article Stable URL: http://www.jstor.org/stable/40212530

13. Expertise, Competence and Reflection in the Rhetoric of Professional Development // Richard Edwards and Katherine Nicoll // British Educational Research Journal. Vol. 32, No. 1 (Feb., 2006), pp. 115-131. Published by: Taylor & Francis, Ltd. Article Stable URL: http://www.jstor.org/stable/30032661.

14. Models of Personal Development Planning: Practice and Processes // Sue Clegg and Sally Bradley // British Educational Research Journal. Vol. 32, No. 1 (Feb., 2006), pp. 57-76. Published by: Taylor & Francis, Ltd.
Article Stable URL: http://www.jstor.org/stable/30032658.

15. Occupational Sociology as Career and Employment Counseling: Patterns and Possibilities // Norman L. Friedman and Susan Schuller Friedman. The American Sociologist. Vol. 18, No. 3 (Fall, 1987), pp. 284-295. Published by: Springer. Article Stable URL: http://www.jstor.org/stable/27702570.

16. Research-Capacity Building, Professional Learning and the Social Practices of Educational Research //Gareth Rees, Stephen Baron, Ruth Boyask and Chris Taylor // British Educational Research Journal Vol. 33, No. 5, The UK Teaching and Learning Research Programme: Findings and Significance (Oct., 2007), pp. 761-779. Published by: Taylor & Francis, Ltd. Article Stable URL: http://www.jstor.org/stable/30032784.

17. Social and Cultural Capital In Educational Research: Issues of Operationalisation and Measurement //Marios Vryonides // British Educational Research Journal Vol. 33, No. 6 (Dec., 2007), pp. 867-885. Published by: Taylor & Francis, Ltd. Article Stable URL: http://www.jstor.org/stable/30032797.

18. The Influence of Local Conditions on Social Service Partnerships, Parent Involvement, and Community Engagement in Neighborhood Schools //   Lora Cohen-Vogel, Ellen Goldring, and Claire Smrekar // American Journal of Education, Vol. 117, No. 1 (November 2010), pp. 51-78.

19. The Design of a Career Oriented Human Resource System //  Mary Ann von Glinow, Michael J. Driver, Kenneth Brousseau and J. Bruce Prince // The Academy of Management Review. Vol. 8, No. 1 (Jan., 1983), pp. 23-32. Published by: Academy of Management. Article Stable URL: http://www.jstor.org/stable/257164.

20. The Role of Human Capital, Motivation and Supervisor Sponsorship in Predicting Career Success // Sandy J. Wayne, Robert C. Liden, Maria L. Kraimer and Isabel K. Graf // Journal of Organizational Behavior
Vol. 20, No. 5 (Sep., 1999), pp. 577-595. Published by: Wiley Article Stable URL: http://www.jstor.org/stable/3100430.


© И.А. Левицкая,  Журнал "Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики".
 
 
 

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ:  Перепечатка материалов допускается только в некоммерческих целях со ссылкой
на оригинал публикации. Охраняется законами РФ. Любые нарушения закона преследуются в судебном порядке. © ООО "Научные технологии"

Книжные Изданияbadge

badge
  • Реструктуризация информационного пространства органов государственной власти Санкт-Петербурга
  • Профессия «Бухгалтер»: прошлое, настоящее, будущее
  • Финансово-кредитная политика России
  • О недостаточности категории «графическое слово» для описания языкового материала арабского литературного языка (в связи с акцидентальными письменными словами в АЛЯ)

 

Текущие статьи

Психологические и социальные условия развития системы образования взрослыхПсихологические и социальные условия развития системы образования взрослых
Н.В. Махиня,  (К.п.н., доцент, Черкасский государственный технологический...
Методологические и методические проблемы психодиагностикиМетодологические и методические проблемы психодиагностики
О.В. Царькова,  (К.псих.н., доцент, Мелитопольский государственный...
Концепция профессионализации: социальные и личностные факторыКонцепция профессионализации: социальные и личностные факторы
И.А. Левицкая,  (К.п.н., зав. каф. социально-гуманитарных дисциплин...

Журнал - Маркшейдерия и Недропользование Журнал Земля и Недвижимость Сибири Журнал - Минеральные Ресурсы России. Экономика и Управление Журнал - Геология Нефти и Газа Журнал - ГЛОБУС: Геология и Бизнес

Последние комментарии

RSS
VIP Studio Retro
viagra super force