keflex 750

Login

VIP Studio - журнал «Современная наука»

Russian (CIS)English (United Kingdom)

Оренбургская епархия как уникальное явление Православной истории

E-mail Печать

М.Н. Ефименко,  (Оренбургский государственный педагогический университет)

* Вся подборка статей в рубрике «К 270-летию со дня основания Оренбурга» выполнена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ ««Оренбургский край – трансграничный и поликультурный регион Российской империи»: научный (академический) сборник документов по истории Оренбургского края в дореволюционный период», проект №12-31-01281/а2.

Серия «Гуманитарные науки», №  03-04   2013

В статье раскрывается уникальность Оренбургской епархии. Показаны основные вехи ее истории. Анализируются события ее жизни. Дана характеристика ее символам. Определены черты, которые  превратили епархию в особое явление православной истории Российского государства. Даны биографии архиереев и простых верующих. Их жизни составили историю православия на Оренбургской земле.

«Проблема истинного национализма разрешима только в связи с духовным пониманием Родины: ибо национализм есть любовь к духу своего народа, и притом к его духовному своеобразию»,- писал И.А.Ильин в своей книге «Путь к духовному обновлению» [5, с.33].

«Духовное своеобразие» русского народа, краеугольный камень русской ментальности – это православно-христианская традиция, в которой сочетаются соборность и сердечная созерцательность, жертвенность и терпимость, напряжение духа в нравственных исканиях и совестливость.

Так случилось в нашей истории, что привнесенная извне религия стала стержнем духа целой нации, сутью целого народа, нашедшего в ней успокоение и веру. Еще со времен принятия христианства на Руси (988 г.) и по сегодняшний день не потерял своей актуальности, а в отдельные моменты нашей истории обострялся до предела, вопрос об осмыслении пути развития русского государства. Одну из главных ролей в поисках ответа на этот вопрос играла и играет Русская Православная Церковь (РПЦ), те традиционные духовные ценности, которые она стремилась воспитать в своей пастве.

В 2009 году  исполнилось 210 лет с момента учреждения в пределах обширной Оренбургской губернии Оренбургской епархии.

16 октября 1799 года Павел I подписал законодательный акт о создании   Оренбургской, Харьковской, Тульской, Калужской, Пензенс­кой и  Пермской     епархий.

Сам город Оренбург был заложен 31 августа 1735 года в устье реки Орь. Но позже по ряду причин дважды переносился. И только 19 апреля 1743 года был основан на современном месте. 15 марта 1744 года была образована Оренбургская губерния с центром в Оренбурге. В  ее состав вошли Исетская и Уфимская провинции, крепости, построенные по рекам Урал, Сакмара, Самара, а также зауральские башкиры. Оренбургскому губернатору предписывалось "ведать киргиз­ский народ и тамошние пограничные дела» [3, с.339]. Позже в состав Оренбургской губернии вошла и Ставропольская крепость, населенная крещеными калмыками. В 1773 г. из Казанской губернии в Оренбургскую перешла Самара. В 1781 г. Оренбургская губерния была упразд­нена и образовалось Уфимское наместничество с центром в г.Уфа. Но в декабре 1796 г. оно было ликвидировано и воссоздана Оренбургс­кая губерния с центром в Оренбурге. Еще почти столетие губерния меняла свои границы, охватывая новые территории и народности, населявшие их, или утрачивая свою власть над ними. Одно из последних делений произошло в 1865 г., когда на основе Оренбургской губернии было создано две: Оренбургская и Уфимская. В состав   первой  вош­ло пять  уездов: Верхнеуральский, Оренбургский, Орский, Троицкий и Челябинский. Эта административная структура губернии оставалась неизменной до марта 1919 г. С 1868 г. оренбургскому губернатору подчинялись Тургайская и Уральская области, населенные местными племенами: башкирами,  киргизами,  калмыками. Эти народы исповедовали свои родовые культы, буддизм в  форме  ламаизма, а также ислам, который проник на Южный Урал  в X в. Поэтому, когда в данных районах была  учреждена новая российская губерния, то встал вопрос и об образовании православных органов, несущих и укрепляющих истинно православную  веру,   в форме епархии.

В церковно-административном отношении Оренбургский край до учреждения самостоятельной епархии, как утверждает один из первых исследователей истории Оренбургской епархии Н.Чернавский, отдельными частями подчинялся разным епархиальным центрам [8, с.3].

Оренбург и ближайшие линейные крепости были в ведении казанских архиепископов. Земли Уфимской провинции контролировала Вятская епархия. Территория Верхнеуральска и его селений принадлежали Тобольской митрополии, учрежденной еще в 1620 г.

В 1744 г. начинает работать Оренбургское духовное правление, созданное еще в 1739 г. и находившееся в Самаре. Оно ведало церковно-админи-стративным управлением духовенства, а также контролировало церкви и приходы вновь построенных крепостей и селений Оренбургской губернии.

Однако к концу XVIII в. оформляется ряд причин, которые определили необходимость создания собственной епархии в Оренбургской губернии: во-первых, при общем военно-гражданском единстве Оренбургский край отличался разрозненностью в церковно-административном плане, что затрудняло отношения меду гражданской и епархиальной властями; во-вторых,  обширные территории Казанской и Тобольской епархий были препятствием для последовательного управления церковными общинами Оренбургского края из епархиальных центров, нередко удаленных на сотни верст от приходов.

Епархии Оренбургской губернии было определено именоваться по названию губернии, а ее руководителю – епископом Оренбургским и Уфимским. Вновь созданная епархия заняла лишь 20 место среди всех Российских епархий, так как насчитывала к моменту своего образования лишь 205 приходов. Архиерей и духовная консистория находились не в Оренбурге, а в Уфе, так как пустовавшие здания казенных присутственных мест Уфимского наместничества были пригодны для их размещения, между тем как в Оренбурге их пришлось бы строить заново.

Первым епархиальным архиереем стал Амвросий Келембет, который управлял епархией с 1800 по1806 гг. Современники указывали на простой и добродушный характер Преосвященного. За годы епископства он способствовал возобновлению в Уфе деятельности мужского Успенского Богородицкого монастыря и открытию Оренбургской духовной консистории, ведавшей административным управлением и духовным судом (которому принадлежали и миряне) по брачным делам, а также  по поступкам против церковных обрядов и установлений. Как свидетельствуют документы, духовная консистория занималась делами священнослужителей, церковными общинами, духовным и светским образованием, осуществляла сбор сведений о сектантских движениях, контролировала миссионерскую деятельность [1].

2009 год был годом двойного юбилея Оренбургской епархии: 210 лет с момента создания епархии  Оренбургской и Уфимской и 150 лет создания собственно Оренбургской епархии в результате разделения с Уфимской.

Инициатором этого разделения был оренбургский генерал-губернатор А.А.Катенин, который лично ходатайствовал по этому вопросу перед Священным Синодом. Решением от 3 апреля 1859 г. Было образовано две самостоятельных епархии: Оренбургская и Уфимская [2].

Причинами этого раздела стали: 1) действительная обширность территории епархии, объезд которой в силу присоединения все новых земель как епископу, так и другим представителям епархиальной власти стал затруднителен; 2) необходимость усиления борьбы со старообрядчеством, занимавшим первое место среди оппозиционных по отношению к официальному православию течений, и язычеством посредством усиления миссионерской деятельности. Осуществление этих задач, контроль и централизованное управление могло гарантировать только сокращение границ епархии и установление епархиального центра в Оренбурге. В состав новой Оренбургской епархии вошли: оренбургский уезд, включавший в себя тогда и Орский, казачьи церкви Челябинского, Троицкого и Верхнеуральского уездов, хотя сами уезды вошли в состав епархии только в 1862 г. [8, с.7]. В состав епархии в результате раздела 1859 г. вошли также Уральская область и церкви Зауральской степи, которые позже составили район Тургайской области. Границы епархии постоянно менялись. Свои новые очертания они приобрели, когда в 1872 г., когда образовывалась Туркестанская епархия, и в 1908 г., когда Уральская область отошла к Самарской губернии. С 1859 по 1908 гг. оренбургский епископ именовался Оренбургским и Уральским, с 1908 г. – Оренбургским и  Тургайским. В настоящее время епархию возглавляет митрополит Оренбургский и Бузулукский Валентин.

История Оренбургской епархии включает в себя события, связанные с укреплением ее административной структуры, созданием образовательных центров, ведением миссионерской деятельности. Но в этой череде событий хочется выделить то, что превращает епархию в уникальное явление православной истории российского государства, является ее ликом.

Истинным ликом Оренбургской епархии является ее самая большая святыня – Чудотворная Табынская икона Божьей Матери. В 1856 г. Преосвященный Антоний (1853-1858) установил ее ежегодный внос в Оренбург.

Свое название икона получила от села Табынского Стерлитамакского уезда Уфимской губернии. Она является одним из наиболее ранних списков Казанской иконы Божьей Матери, появившейся в Казани в 1579 г. Табынская икона Божьей Матери – одна из наиболее почитаемых икон на всем Южном Урале.

Икона, несомненно, имеет очень древнее происхождение. По типу отделки доски, красок и рисунку греческого письма ее создание можно отнести к XII веку, то есть к тем временам, когда живущие здесь народы - венгры, булгары и команы - были вытеснены нашествием татаро-монгольских полчищ.

Летопись гласит, что около места первого явления Табынской иконы Богоматери существовала некогда Вознесенская пустынь, основанная, вероятнее всего, в 80-х годах XVI века игуменом Евфимием. Но точно известно, что уже в 1597 г. пустынь называлась Пречистой Богородицы явления иконы Казанской и московских чудотворцев Петра, Алексея, Ионы I - сокращенно Пречистенский монастырь [7, с.65]. Это говорит о том, что икона Пресвятой Богородицы, называемая ныне «Табынская», была впервые обретена в 80-90-х гг. XVI века в царствование Феодора Иоанновича. В 1663 г. пустынь была разрушена и икона утеряна. Но в 1736 г. была заложена Табынская крепость  на месте старого поселения и храм, названный в честь погибшей пустыни Вознесенской, с приделом в честь пропавшей чудотворной иконы, называемой тогда Казанской. В этом же храме и явилась Табынская икона Божией Матери в середине XVIII в., в 1765-1768 гг.

Икона имеет крупные размеры (74 х 106 см) и характерную особенность - очень темный лик. Настолько темный, что не различить его черты. Существует множество точных списков Табынской иконы Богородицы, почитаемых местным населением за чудеса, изливаемые по молитвам Божьей Матери в городах Оренбурге, Самаре и других.

Однако настоящая Табынская икона отличается от всех копий своими ранами, нанесенными ей при втором её явлении:

а) на верхнем крае имеется довольно значительный разруб;

б) в нижней половине иконы в середине имеется вставка.


И последняя характерная особенность в том, что она всегда была укрыта серебряным окладом, от чего имеются следы по краям иконы [7, с.64].

От святой иконы изливались чудеса, что и определило необходимость крестного хода, который являлся самым продолжительным в истории России. Ежегодно после IX пятницы по Пасхе (в то же число Пасхи, но через два месяца) икона начинала свой ход по оренбургской губернии. Если пасха была поздняя, то икона следовала через Верхнеуральск, Троицк, Орск, если пасха была ранняя, крестный ход шел через Челябинск и Кустанай. Начиная с 1856 г., икона вносилась в Оренбург: сначала в кафедральный собор, затем шел крестный ход шел на Урал, для водоосвящения. Икону обносили вокруг города и по расписанию вносили во все городские церкви. 22 октября каждого года она покидала Оренбург и весной следующего года возвращалась в Табынск, но лишь на короткое время, чтобы к празднику Рождества Богородицы (7 сентября) быть в Оренбурге, пройдя крестным ходом всю губернию. Последний раз икона вносилась в Оренбург осенью 1918 г. В марте 1920 года атаман Оренбургского казачьего войска А.И.Дутов вывез ее с собой в Китай. В дневнике знаменитого атамана сохранилась запись: «...Вынесли только оружие, патроны и икону…» [7, с.69]. Первый её храм  за рубежом был в монастыре города Харбина. В Китае чудотворная Табынская икона пребывала до 1948 г. Затем Табынская икона попала в Австралию. Далее архимандрит Филарет, будущий предстоятель Русской Церкви за границей, перевез икону в город Сан-Франциско. Все попытки митрополита Мануила вернуть святую икону не увенчались успехом. Сейчас в Оренбургском Никольском кафедральном соборе находится поздняя копия, воссозданная по репродукциям и фотографиям.

Православную традицию невозможно представить себе без храма. Оренбургская епархия имела выдающееся архитектурное сооружение церковного зодчества, очень короткий срок существовавшее в реальности, но на многие десятилетия даже после  разрушения ставшее символом православия и его трагической истории.

В 1873 г. Оренбургский и Самарский генерал-губернатор Н.А. Крыжановский предложил в память основателя города Оренбурга И.И. Неплюева, к 100-летней годовщине его кончины заложить новый собор [4, с.9].  Две соборные церкви на берегу Урала, построенные еще в XVIII в.: Спасо-Преображенский однопрестольный и Введенский храмы уже не вмещали в себя всех желающих присутствовать на богослужениях, особенно в праздничные дни. Вопрос о строительстве нового храма был решен достаточно быстро. На его сооружение требовалось около 400 тыс. руб. С разрешения государя пожертвования собирали по всей России. 19 октября 1895 г. Собор был освящен в честь иконы Казанской (Табынской) Богоматери. Он был построен в ложно-византийском стиле, столь модном для церковных построек того времени, по проекту архитектора академика Ященко. «Собор устроен… наподобие храма Св.Софии в Константинополе с выдающимся посередине обширным куполом, который с трех сторон облекают три полукупола, а между ними красиво возвышаются четыре колокольни. Высоко поднимаясь над городом, собор как бы царит над ним, а его массивность и грандиозность оставляет в зрителе вместе с красотой вида и гармонией частей впечатление силы и величия …, обращают на себя внимание иконы изящной работы художника В.Маковского в главном иконостасе и большая картина «Явление Богоматери преподобному Сергию», помещенная на одном из пилястров собора», - писал в своем путеводителе П.Д.Райский [6, с.105]. В настоящее время делаются попытки если не восстановить храм в его прежнем виде, то возродить его элементы в новых храмах епархии.

Жизнь епархии и ее история определяется делами и служением людей, поэтому истинными ликами православной жизни Оренбуржья являются те, кто служил делу веры. С одной стороны, говоря об исторических личностях епархии следует, прежде всего, выделить ее архиереев, Преосвященных руководителей. Их имена стали поистине историей епархии, каждый из них внес свой вклад в дело становления и развития православия. После Преосвященного Амвосия Келембета епархию возглавляли Августин Сахаров (1806-1819), Феофил Татарский (1819-1823), Амвросий Морев (1823-1828), Аркадий Федоров (1828-1831), Михаил Добров (1831-1835), Ионникий Образцов (1835-1849), Иосиф Богословский(1849-1853), Антоний 1 Шокотов (1853-1858). Первым главой вновь образованной епархии стал последний из оренбургско-уфимских епископов Антоний II Радонежский (1859-1862), при котором в 1860 г. было открыто Оренбургское духовное училище. Преосвященный Варлаам Денисов (1862-1866) освятил в 1867 г. первый в Оренбурге православный мужской Богодуховский монастырь.

Наиболее яркой фигурой среди духовных глав Оренбургской епархии во второй половине ХIХ в был Преосвященный Митрофан Вицинский (1866-1879). С его благославления в епархии в 1875 г. был открыт Оренбургский епархиальный Комитет Православного Миссионерского общества для борьбы с сектантством и старообрядчеством. При нем началось строительство семинарии с целью подготовки кадров священников-миссионеров среди мусульманского населения. В 1873 г. стараниями секретаря Оренбургской Духовной Консистории И.И.Евфимовского-Мировицкого  вышел первый номер «Оренбургских епархиальных ведомостей».

В укреплении и расширении миссионерской деятельности РПЦ на территории Южного Урала видел главную задачу и Преосвященный Вениамин II Смирнов (1882 – 1886). В 1884 г. в Оренбурге была открыта Духовная семинария. В 1890 г. -  Духовное училище. Значительным событием в истории Оренбургской епархии стало открытие в 1886 г. Михаило-Архангельского братства для ведения активной миссионерской работы среди неправославного и старообрядческого населения епархии. Братство создавало миссии против раскола и ислама, содержало миссионерские школы, издавало и распространяло противосектантские   книги. Миссионерские цели достигались, главным образом, через устройство школ в православно-инородческих приходах с преподаванием предметов и совершения богослужения на родном языке.  Навечно в историю Оренбургской Епархии вписано имя митрополита Леонтия (Леонида Фадеевича Бондаря), возглавившего её в 1963 г. За время своего 36-ти летнего руководства (скончался в 1999 г.) он внес значительный вклад в развитие епархии, которая за за эти годы выросла и количественно и качественно. (В 1963 г. в епархии было всего 7 приходов, в 1989 г. – 24,  в 1998 г.– 111). Такой рост был определен и достоинствами Владыки Леонтия и резкими изменениями государственного курса. Деятельность архипастыря по управлению епархией была отмечена Московским патриархатом и в 1971 г. Владыка Леонтий был рукоположен в сан архиепископа, а в 1992 – митрополита.

Но в историю Оренбургской епархии постепенно вписываются новые страницы, связанные с именами людей, чья жизнь проходила среди простых верующих и которые своими делами и глубокой верой заслужили высокую память о себе, став месточтимыми святыми епархии. Одним из таких людей был схимонах Максим, чье имя долгие годы было в официальном забвении, но не в людской памяти и благодарности. Матвей Георгиевич Палипцов (Пелепцов) родился в 1863 г. в Оренбургской области в Сорочинском районе в простой крестьянской семье села Ивановки. В семь лет после перенесенной болезни он ослеп и в десять лет был отдан в мужской Спасо-Преображенский монастырь г.Бузулука, где был в 1905 г. пострижен в монахи с именем Макарий. Он был широко известен в кругу простых людей, к нему стекались нуждающиеся в помощи, шли за советом, за исцелением, со своими скорбями и радостями. В 40 лет он принимает схиму под именем Максим и продолжает служить в Бузулуке в Спасо-Преображенском монастыре. После его закрытия в 1929 г. схимонах Максим был арестован первый раз и ему было определено 4 года ссылки в Казахстан. После возвращения в 1933 г. он стал проживать в Самаре, но в 1936 г. вернулся в Бузулук, где в 1937 г. был арестован вторично. В сентябре 1937 г. в одиночной камере  бузулукской тюрьмы схимонах Максим скончался. Его прах тайно перехоронили на старом городском кладбище в Бузулуке. Сейчас его могила –  место паломничества как жителей города и близлежащих поселений, так и православных со всей епархии. Он продолжает помогать, его душа молится за тех, кто нуждается в утешении…

В настоящее время специально созданная епархией комиссия по канонизации новомученников Оренбургской епархии, в которую входят как представители духовенства, так и научные работники, деятели культуры, проводит большую работу по сбору материалов о жизни и деятельности православных священников, которые пострадали за веру, но остались преданными ей и своей пастве.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Государственный архив Оренбургской области (далее – ГАОО). Ф.173. Оп.1. Д.16.

2. ГАОО. Ф.173. Оп.3. Д.4005. Л.2.

3. Государственный архив Оренбургской области. Путеводитель. М.: Б.и.,1966. 379 с.

4. Десятков Г.М. Казанский кафедральный собор. Оренбург, ИПК «Южный Урал»,2000. 64 с.

5. «…Из русской думы». В 2-х тт. М., «Роман-газета», 1995. Т.1. 255 с.

6. Райский П.Д. Путеводитель по городу Оренбургу. Оренбург, Оренбургское книжное издательство, 2000. 176с.

7. Уфимская епархия РПЦ: справочник-путеводитель. М.: Уфимская епархия РПЦ: Общество сохранения лит.наследия, 2005. 672с.

8. Чернавский Н. Общий взгляд на историю Оренбургской епархии. Оренбург,1899. 20 с.


© М.Н. Ефименко,  Журнал "Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики".
 
 
 

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ:  Перепечатка материалов допускается только в некоммерческих целях со ссылкой
на оригинал публикации. Охраняется законами РФ. Любые нарушения закона преследуются в судебном порядке. © ООО "Научные технологии"

Книжные Изданияbadge

badge
  • Реструктуризация информационного пространства органов государственной власти Санкт-Петербурга
  • Профессия «Бухгалтер»: прошлое, настоящее, будущее
  • Финансово-кредитная политика России
  • О недостаточности категории «графическое слово» для описания языкового материала арабского литературного языка (в связи с акцидентальными письменными словами в АЛЯ)

 

Текущие статьи

Оренбургское Казачье войско в ХIХ векеОренбургское Казачье войско в ХIХ веке
Е.В. Годовова,  (Оренбургский филиал Российской академии народного...
Башкирские земли в составе Оренбургского края (XVIII век)Башкирские земли в составе Оренбургского края (XVIII век)
И.И. Буляков,  (Институт истории, языка и литературы Уфимского...
Пространство Оренбургского региона XVIII века в контексте динамики цивилизационных процессовПространство Оренбургского региона XVIII века в контексте динамики цивилизационных процессов
А.В. Любичанковский,  (К.г.н., доцент Оренбургского государственного...
Стиль управления руководителя органа культуры: результаты исследованияСтиль управления руководителя органа культуры: результаты исследования
А.В. Юдина,  (Преподаватель, Северо-Западный институт РАНХиГС...

Журнал - Маркшейдерия и Недропользование Журнал Земля и Недвижимость Сибири Журнал - Минеральные Ресурсы России. Экономика и Управление Журнал - Геология Нефти и Газа Журнал - ГЛОБУС: Геология и Бизнес

Последние комментарии

RSS
VIP Studio Retro
viagra super force