keflex 750

Login

VIP Studio - журнал «Современная наука»

Russian (CIS)English (United Kingdom)

Значение самооценки в тренировочном процессе в условиях ДЮСШ

E-mail Печать

Е.П. Максачук,  (Кандидат педагогических наук, Московская государственная академия физической культуры и спорта)

Серия «Гуманитарные науки», №   03-04  2013

Процесс социализации длительный и сложный, и во многом зависит от среды, в которой оказывается человек. Спортивная деятельность помогает сформировать личность полезную для общества.  К сожалению, некоторые люди не достигают поставленных жизненных целей из-за того, что недооценивают собственные возможности, или наоборот, переоценивают их. Поэтому важно сформировать адекватную самооценку. В данной статье рассматривается понятие самооценки и ее роль в достижении спортивных результатов.

Самооценка личности, основываясь на представлении индивида о самом себе, формирует ядро личности в процессе социализации, в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Хотя самооценка и относится к центральным образованиям личности, она не является изначально присущей личности.

Одним из условий формирования самооценки является осуществление личностью деятельности. Однако следует помнить, что самооценка в чистом виде, т.е. самооценка, даваемая самим субъектом, всегда субъективна, хотя и может быть адекватной конкретной ситуации. Субъективность самооценки объясняется, во-первых, несовпадением реальной и идеальной "Я"-концепций, во-вторых, степенью социальной адаптации личности. Кроме этого, конкретные образы самовосприятия всегда зависят от конкретной ситуации.

Поэтому исследование поведенческих реакций личности, ее конкретных действий в конкретной ситуации может способствовать получению достоверной информации об уровне развития у личности самооценки.  Данные самооценки - важные показатели уровня развития сознания личности, умения критически относиться к своим поступкам, осознание своего места в коллективе.

Самооценка может быть заниженной, завышенной и адекватной (нормальной). В одинаковой ситуации люди с разной самооценкой будут вести себя совершенно по-разному, предпримут разные действия, тем самым по-разному будут воздействовать на развитие событий [2].

Отличительной чертой адекватной самооценки является дифференцированная самооценка: человек четко осознаёт и выделяет те сферы жизни, в которых он силен, может достигнуть высоких результатов, и те, где возможности его ограничены. Уровень самооценки влияет на все совершаемые поступки, что является особенно интересным фактом для юных спортсменов.

По данным социологического исследования, проведенного в 2012 году среди 587 юных спортсменов г. Москвы и Подмосковья самооценка следующая: в группах предварительной подготовки наблюдаются несколько завышенные результаты по самооценке способностей в спортивной деятельности - 54,3% мальчиков обладают завышенной самооценкой, 24,6% мальчиков обладают пониженной самооценкой и лишь у 21,1% самооценка объективна. Среди девочек на том же этапе наблюдается завышенная самооценка у 34,3%, пониженная- 27,4%, а объективная- 38,3%.

В группах начальной подготовки у мальчиков 48,2% самооценка завышена,  у 18,3% - понижена; у  33,5% учащихся - объективная. У девочек того же возраста  32,5% - завышена; у 23,2% - понижена, у  44,3% -объективная.

В группах  углубленной полготовки у мальчиков завышенная самооценка у 24,2%, пониженная у 12,4%; объективная у 63,4% учащихся.

Самооценка у  девочек того же возраста у  19,7% повышена, 10,1% - понижена; 70,2%- объективная.

В группах спортивного совершенствования у юношей самооценка  повышена у  18,2%; понижена у 7,4%; объективная у  74,4%. Для большинства девушек характерна  объективная самооценка - 79%; повышенная у  14,3%, пониженная у  6,7%.

При этом наблюдаются различия по видам спорта: в  легкой атлетике, велоспорте, боксе более высокие показатели завышенной самооценки.

В баскетболе, волейболе, гандболе процент объективной самооценки выше.

На основе завышенной самооценки у спортсмена возникает идеализированное представление о своей личности, своей ценности для окружающих, он не желает признавать собственных ошибок, лени, недостатка знаний, неправильного поведения, часто становится жестким, агрессивным, неуживчивым.

Явно заниженная самооценка ведет к неуверенности в себе, невозможности реализовывать свои задатки и способности. Такие спортсмены обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которых могли бы достигнуть, преувеличивают значение неудач, остро нуждаются в поддержке окружающих, слишком критичны к себе.

Адекватная самооценка спортсмена своих способностей и возможностей обычно обеспечивает соответствующий уровень притязаний, трезвое отношение к успехам и неудачам, одобрению и неодобрению. Такой спортсмен более активен и оптимистичен, поэтому нужно стремиться развивать у юных спортсменов адекватную самооценку на основе самопознания.

Формирование и развитие позитивной самооценки – это важный момент в тренировочной деятельности. Позволяя негативным схемам мышления доминировать, формируется  привычка ожидания негативных факторов [1].

Структура самооценки представлена двумя компонентами — когнитивным и эмоциональным [3]. Первый отражает знания человека о себе, второй — его отношение к себе. В процессе оценивания себя эти компоненты функционируют в неразрывном единстве: ни тот ни другой не может быть представлен в чистом виде. Знания о себе человек приобретает в социальных контактах, которые приобретают эмоциональную окраску, сила и напряженность которой зависит от значимости для личности оцениваемого содержания.

Важным моментом при исследовании самооценки служит уровень притязаний спортсмена. Если выдвигаются  нереалистические притязания,  скорее всего, следует ожидать непреодолимые препятствия на пути к цели, вероятность неудачи велика. Критериями оценок обычно служат современные индивиду общекультурные, социальные, индивидуальные ценностные представления, стереотипы восприятия, стандарты, усвоенные им в течение жизни.

Поэтому, перед тренером стоит важная задача при постановке целей конкретному спортсмену. Необходим индивидуальный подход, чтобы избежать низкой самооценки, вместе с тем, задачи не должны быть ниже способностей занимающегося, так как он должен стремиться выполнить указанную цель.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Коган А.Ф. Диагностика целеполагания в педагогике: общие требования к построению компьютерных тестов целеполагания // Практична психологія та соціальна робота. – К., 2000 - № 2(21). – С.22-26.

2. Марьяненко Д.А. Некоторые аспекты динамики мировоззрения личности // Личность и бытие: субъектный подход: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. З.И. Рябикиной, В.В. Знакова, Краснодар, 2004 г. Книга 2. – С. 135-138.

3. Марьяненко Д.А. Личностное семантическое пространство: факторы изменения // Психология XXI века: Материалы международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов «Психология ХХI века» 20-22 апреля 2006 года / Под ред. В.Б. Чеснокова – Спб., 2006. – С. 31-33.

4. Немцов А.А. Целеполагание как творчество// Педагогика. – 2002. - №4. – С. 15-20


© Е.П. Максачук,  Журнал "Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики".
 
 
 

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ:  Перепечатка материалов допускается только в некоммерческих целях со ссылкой
на оригинал публикации. Охраняется законами РФ. Любые нарушения закона преследуются в судебном порядке. © ООО "Научные технологии"

Книжные Изданияbadge

badge
  • Реструктуризация информационного пространства органов государственной власти Санкт-Петербурга
  • Профессия «Бухгалтер»: прошлое, настоящее, будущее
  • Финансово-кредитная политика России
  • О недостаточности категории «графическое слово» для описания языкового материала арабского литературного языка (в связи с акцидентальными письменными словами в АЛЯ)

 

Текущие статьи

Восточный фронтир России (к 270-летию со дня основания Оренбурга)*Восточный фронтир России (к 270-летию со дня основания Оренбурга)*
С.В. Любичанковский,  (Д.ист.н., профессор Оренбургского государственного...
Национальные отношения в современном ОренбуржьеНациональные отношения в современном Оренбуржье
В.В. Амелин,  (Д.ист.н., профессор, Директор НИИ истории и этнографии...
Стиль управления руководителя органа культуры: результаты исследованияСтиль управления руководителя органа культуры: результаты исследования
А.В. Юдина,  (Преподаватель, Северо-Западный институт РАНХиГС...
Казачество и государственностьКазачество и государственность
И.Ю. Ерохин,  (PhD, Кройдон колледж, Лондон, Великобритания)...

Журнал - Маркшейдерия и Недропользование Журнал Земля и Недвижимость Сибири Журнал - Минеральные Ресурсы России. Экономика и Управление Журнал - Геология Нефти и Газа Журнал - ГЛОБУС: Геология и Бизнес

Последние комментарии

RSS
VIP Studio Retro
viagra super force