keflex 750

Login

VIP Studio - журнал «Современная наука»

Russian (CIS)English (United Kingdom)

Публичные библиотеки России и Финляндии: факторы развития и успеха

E-mail Печать

О.Г. Степина,  (Директор, Архангельская областная научная ордена «Знак Почета» библиотека имени Н. А. Добролюбова)

Е.М. Маркова,  (Зам. директора, Архангельская областная научная ордена  «Знак Почета» библиотека имени Н. А. Добролюбова)

Серия «Гуманитарные науки», №  1-2  2013

В статье исследуются системы управления публичными библиотеками в Финляндии и России. Предлагаются меры по совершенствованию российской библиотечной системы с целью повышения ее эффективности и максимального использования ресурсного потенциала такого социального института, как публичные библиотеки, в современном развитии российского общества…

Нужны ли публичные библиотеки в современном обществе? Во всем мире этот вопрос ставится по-другому. Какие библиотеки нужны в современном обществе? Ответ: конечно, хорошие – те, что способны обеспечивать доступ к неограниченному количеству источников достоверной информации и квалифицированную помощь в информационном поиске, те, что могут активно содействовать социальной адаптации и самореализации человека, его личностному и творческому развитию, создавать условия для общения людей, обучения на протяжении жизни и гражданского диалога.

Авторы имели возможность познакомиться с библиотечными системами разных стран, но в данной статье будет анализироваться опыт нашего близкого северного соседа – Финляндии. Мы попробуем показать, что лежит в основе успеха публичных библиотек в финском обществе и их большой популярности у населения.

В России публичные библиотеки переживают сейчас не лучшие времена, и все чаще звучит вопрос: будут ли они вообще существовать в электронную эру? Мы решили сравнить ситуацию в библиотечной сфере России с той, что существует в Финляндии, считая естественным свое желание как профессионалов попытаться понять, в чем причина такой значительной разницы и что следовало бы сделать для наших публичных библиотек, чтобы они не утратили своей роли в обществе.

Начнем с главного – с библиотечного законодательства, уровень развития которого отражает отношение государства к библиотекам и непосредственно влияет на их состояние. В Финляндии библиотечное законодательство существует с 1928 г., когда был принят первый Закон о библиотеках (Kirjastolaki) [1]. Это главный закон, регулирующий библиотечное дело, который посвящен публичным библиотекам (кроме него, есть еще ряд законов, регулирующих вопросы функционирования разных типов библиотек, в том числе национальной). Действующий закон о библиотеках 1998 г. – третий по счету. Он поставил перед публичными библиотеками задачу содействия развитию виртуальных услуг образовательного и культурного содержания и определил цель библиотечного обслуживания – обеспечение равных возможностей для персонального развития граждан, поддержание интереса к культуре и литературе, непрерывное развитие знаний и гражданских навыков, интернационализация и обучение на протяжении всей жизни.

Объем этого закона невелик – всего четыре страницы, а основные позиции просты и понятны. Закон определяет ответственность местных органов власти за организацию библиотечно-информационных услуг и оценку их качества. Закон гласит, что пользователи библиотек должны иметь доступ к постоянно обновляющимся библиотечным материалам и оборудованию и получать помощь персонала.

Закон определяет, что публичная библиотека должна работать в сотрудничестве с другими библиотеками в рамках национальной и международной библиотечно-информационной сети. Закон отмечает, что областные библиотеки и центральная библиотека для публичных библиотек должны дополнять услуги публичных библиотек. Эти принципиальные положения обеспечивают стабильное качество библиотечного обслуживания на всей территории страны, не дают муниципальным чиновникам отпускать «маленькие библиотечные лодочки» в автономное плавание, позволяют максимально использовать потенциал крупных библиотек, особенно в условиях недостатка кадров в сельской местности.

Библиотечный закон дополнен Указом о библиотеках (Kirjastoasetus) [2] 1998 г. – это своего рода подзаконный акт, и в нем раскрываются наиболее важные положения закона. Указ регламентирует сферу ответственности центральной библиотеки для публичных библиотек, определяет функции областных библиотек и обязанности региональных властей – то есть закрепляет разграничение полномочий и ответственности (это крайне важно сегодня и для России в связи с проводимой административной реформой, но пока в этом направлении никаких шагов не предпринято, что влечет за собой разрушение системы библиотечного обслуживания и снижение качества библиотечных услуг). В 2010 г. в финский указ были внесены существенные дополнения, касающиеся квалификационных требований к персоналу и руководителям публичных библиотек. Так, 70% персонала библиотек должны иметь профессиональное библиотечное образование, в том числе 45% работников – высшее библиотечное образование.

В Финляндии также действует закон о финансировании образования и культуры, где закреплена система государственных субсидий на эти цели, и закон об участии государства в предоставлении основных муниципальных услуг, который свидетельствует о том, что передавая какие-то полномочия на местный уровень, финское государство ни в коей мере не снимает с себя ответственности за их исполнение.

Обратимся к отечественному библиотечному законодательству. Оно выглядит значительно беднее. Хотя российский закон о библиотечном деле многословнее финского, он не содержит очень важных положений. Он слабо согласуется с другими (смежными) законами – например, с законодательством о местном самоуправлении или с недавно вступившим в действие Федеральным законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ. Федеральный закон «О библиотечном деле» от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ не слишком понятен даже профессионалам, не говоря уже об основном потребителе библиотечных услуг – населении. Создается впечатление, что наш библиотечный закон написан «на века», в нем нет целей, соответствующих сегодняшнему этапу развития российского общества, что, по существу, делает его не локомотивом, а тормозом в движении библиотек. Он имеет очень общий характер, и при этом у нас отсутствуют специальные законодательные и нормативные акты для библиотек разных типов. Поэтому сегодня крайне важным представляется разработка и принятие отдельного закона о публичных библиотеках, в котором были бы закреплены государственные гарантии на библиотечное обслуживание населения и равные права на библиотечные услуги для всех граждан нашей большой страны. Таким образом были бы обеспечены дополнительные гарантии и для самих публичных библиотек, судьба которых сегодня в России весьма неопределенна.

Национальные стратегии развития библиотек также призваны дополнять библиотечные законы, помогать библиотекам успешно реагировать на возникающие внешние вызовы и способствовать их объединению для решения актуальных задач, стоящих перед страной и обществом.

Анализ состояния библиотечного дела Финляндии позволяет сделать вывод о том, что одна государственная стратегия в данной области сменяет другую, и в каждой из них ставятся новые, диктуемые временем, задачи для публичных библиотек. Программа «Библиотечная политика 2001–2004» содержала выводы о важной роли библиотек в гражданском и информационном обществе, дифференцировала библиотечные услуги по принципу ответственности власти и источникам финансового обеспечения (какие из них являются местными или региональными, а какие производятся централизованно и финансируются правительством для использования всеми муниципалитетами). В ней был сформулирован тезис о том, что направления деятельности, связанные с традиционными книгами и электронными библиотеками, должны осуществляться параллельно и не исключать друг друга.

Программа развития на период 2006–2010 гг. «Библиотека как интегрированный центр услуг в городской и сельской местности» определила значимость публичных библиотек, которые предоставляют услуги, влияющие на жизнеспособность и привлекательность провинциальных районов и препятствующие маргинализации и расслоению населения. Библиотечная стратегия 2010 г. «Политика доступа к знаниям и культуре» выдвинула на первый план роль библиотек в ликвидации цифрового и информационного неравенства.

Стратегии основываются на положениях правительственных программ. Действующий премьер-министр Финляндии Йюрки Катайнен утвердил «Программу правительства (2011–2015)», в которой говорится, что «библиотечная система играет центральную роль в развитии грамотности и продвигает чтение как хобби; библиотеки будут развиваться так, чтобы соответствовать задачам информационного общества». В соответствии с этим библиотечная повестка дня в Финляндии сегодня включает вопросы медиаграмотности, доступа к электронным книгам и развития публичной электронной библиотеки. Новый документ в данной сфере – «Национальная информационно-социальная стратегия на период 2007–2015 гг.». «Главные направления национальной стратегии» [3] –привлечение профессионального персонала, обучение пользователей библиотек поиску, отбору и оценке информации. Концепция Национальной цифровой библиотеки [4] определяет направление движения по созданию инфраструктуры, объединяющей электронные информационные ресурсы и услуги архивов, библиотек и музеев с целью повышения их доступности и долгосрочного сохранения цифрового культурного наследия. В настоящий момент ведется разработка еще одной очень важной стратегии «Электронный контент – в публичные библиотеки», целью которой является создание национальной системы, позволяющей через публичные библиотеки обеспечить всем жителям доступ к электронным материалам (книгам, газетам, журналам).

Есть ли у нас стратегии развития библиотек? Да, мы можем назвать два документа, имеющих стратегический потенциал – «Основные направления развития деятельности по сохранению библиотечных фондов в Российской Федерации на 2011–2020 гг.» и «Основные направления развития Общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети ЛИБНЕТ на 2011–2020 гг.». Но они, в основном, касаются крупных библиотек, а стратегий развития публичных библиотек у нас нет. Как же без них обозначить для десятков тысяч библиотек и их учредителей стоящие перед ними актуальные задачи, как помочь им выбрать правильные направления развития в эпоху перемен; наконец, как понять, что нужно делать самим библиотекам, чтобы просто выжить? И как без таких стратегий показать обществу, в чем ценность и смысл существования публичных библиотек и какие социальные проблемы они способны решать?

Теперь коснемся вертикали управления, наличие которой в нашей сфере представляется необходимым. В идеале она должна включать две ветви: государственную систему управления и внутриотраслевую организационно-методическую структуру. Для чего? Для того чтобы иметь единые подходы и инструменты управления и обеспечить реальное участие государства в организации библиотечного обслуживания на всех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном.

В Финляндии такая вертикаль существует и содержит три уровня:

  • национальный – министерство образования и культуры, имеющее в своей структуре подразделение, курирующее библиотеки;
  • региональный – специальные подразделения в Центрах экономического развития, транспорта и окружающей среды, созданных в 2010 г. в шести объединенных регионах Финляндии, в которых работают профессиональные библиотекари-управленцы;
  • муниципальный – органы муниципальной власти, учредившие библиотеки.

Наряду с этим активно действуют библиотеки – методические центры: центральная библиотека для публичных библиотек (ее функции исполняет городская библиотека Хельсинки) и областные библиотеки. Эта иерархия ответственности каждого из субъектов закреплена в нормативных актах. Но для успешной работы любой системы нужно, чтобы каждый ее участник хорошо знал свои обязанности и владел соответствующей информацией. Ассоциация местных и региональных властей Финляндии поддерживает в Интернете сайт Kunnat.net, на котором собраны материалы, необходимые местным властям для управления муниципалитетами и оказания муниципальных услуг. Особое место там отведено библиотекам. Один из разделов сайта представляет руководство по организации библиотечного обслуживания, в котором рассматриваются вопросы финансирования библиотек, библиотечного законодательства, сотрудничества библиотек и муниципалитетов, оценки качества библиотечного обслуживания, изучения мнения пользователей библиотек, развития мультикультурных библиотек, деятельности библиотек в области охраны окружающей среды. По каждой теме дана обзорная информация и ссылки на документы, рекомендации, разработки, инструкции. Данный ресурс предназначен, прежде всего, для начинающих управленцев и, таким образом, создается основа для преемственности власти – каждый новый руководитель муниципального образования сможет легко понять, в чем будет заключаться его ответственность в предоставлении библиотечно-информационных услуг.

В России управленческая вертикаль тоже существовала, и сейчас ее отсутствие отрицательно сказывается на состоянии библиотечного обслуживания. Очевидным представляется необходимость усиления структуры управления публичными библиотеками на федеральном и региональном уровнях. Следует нормативными актами закрепить ответственность региональных администраций за качество библиотечного обслуживания населения на своей территории. Главам муниципалитетов нужно дать обстоятельные рекомендации, так как большинство из них плохо представляют, в чем состоят их обязанности по организации библиотечного обслуживания, впрочем, как и по многим другим вопросам местного значения.

Можно выделить следующие основные шаги по совершенствованию структуры управления публичными библиотеками:

  • определить ответственность национальных и федеральных библиотек за развитие публичных библиотек страны по определенным направлениям или создать такое звено, как центральная библиотека для публичных библиотек;
  •  обозначить степень ответственности и конкретные функции центральных библиотек субъектов Федерации (сейчас попытки сделать это предпринимаются только в региональном законодательстве);
  •  воссоздать институт центральных библиотек на уровне муниципальных районов и городских округов с учетом реалий закона о местном самоуправлении.

Наиболее существенными из инструментов управления мы считаем финансирование и систему оценки деятельности библиотек.

Важную часть финской системы финансирования библиотек составляет программа государственных грантов. Это субсидии муниципалитетам на покрытие расходов по библиотечному обслуживанию, размер которых определяется из расчета на одного жителя и зависит от «щедрости» самих муниципалитетов – чем больше они тратят на библиотеки, тем больше размер получаемых ими субсидий.

Это гранты библиотекам на реализацию проектов, направленных на инновационное развитие и производство онлайновых услуг, имеющих мультиплицирующий эффект. Это субсидии государства на приобретение библиомобилей и строительство библиотечных зданий. Благодаря им ежегодно в 4–5 муниципалитетах начинается строительство или реконструкция библиотек, которая носит название «реновация». Это не текущий или капитальный ремонт, а практически почти такое же строительство (только без возведения нового здания), в результате чего библиотека полностью меняет свой облик – и внутренний, и даже внешний.

Гранты выделяются центральной библиотеке для публичных библиотек и областным библиотекам на выполнение ими функций, закрепленных государством.

Также существует программа поддержки комплектования фондов публичных библиотек, когда государство не выдает субсидии, но каждый год закупает качественную литературу, выходящую небольшими тиражами, и передает ее в публичные библиотеки.

Действующая в России практика финансирования пока не является реальным и эффективным инструментом реализации государственной библиотечной политики. Да, с 2008 г. появились федеральные субсидии на комплектование фондов муниципальных библиотек, а с 2012 г. государством начали выделяться средства на их подключение к сети Интернет. В рамках проекта «Организация мобильной системы обслуживания населенных пунктов, не имеющих библиотек» регионы России стали получать мобильные комплексы библиотечного обслуживания (библиомобили). В рамках федеральной целевой программы «Культура России» в течение ряда лет реализуются проекты по созданию модельных сельских библиотек, формированию Национальной электронной библиотеки и Сводного каталога библиотек России, сохранению библиотечных фондов. Но все это не закреплено на законодательном уровне и потому не может рассматриваться как система, тем более система надежная и прозрачная. А размер этой помощи в масштабах нашей страны настолько мал, что она не способна существенно повлиять на изменение ситуации к лучшему. К тому же отсутствие закона становится почвой для злоупотреблений, когда местные власти сокращают финансирование библиотек из муниципальных бюджетов, уповая на государственные субсидии. В результате маленькая публичная библиотека пока является не элементом государственной системы, гарантирующей определенный стандарт библиотечного обслуживания населения, а заложником ситуации в своем муниципальном образовании – если муниципалитет богат, то и библиотека имеет бóльшие возможности, если же местный бюджет едва сводит концы с концами, то и библиотека влачит жалкое существование.

Очевиден тот факт, что систему финансирования библиотечных учреждений следует совершенствовать в направлении усиления помощи публичным библиотекам со стороны государства. Необходимым условием развития библиотечного дела представляются также федеральные субсидии для центральных региональных библиотек, которые фактически являются проводниками государственной библиотечной политики и обеспечивают ее реализацию на всей территории нашей огромной страны. Это повысило бы их ответственность за развитие муниципальных библиотек и позволило оказывать им помощь на более качественном уровне и в большем объеме.

Оценка библиотечной деятельности и обязанность ее проведения для всех уровней управления и самих библиотек в Финляндии закреплена законом. В помощь этому разработаны «Рекомендации по оценке качества для публичных библиотек» [5]. В них использован интересный подход – сначала приведены нормативы, затем дана картинка идеальной библиотеки и «правильного» муниципалитета, в которых эти нормативы соблюдены, а в заключение раскрыты 10 характеристик хорошо работающей библиотеки, по которым каждая библиотека может оценить свою деятельность. В Финляндии любой желающий может познакомиться с актуальной и достоверной библиотечной статистикой на сайте libraries.fi [6], где приводятся не только данные по каждой финской библиотеке, но и ключевые показатели, которые могут служить основой для сравнения и оценки библиотеки, качества и результативности ее работы.

В России, в первую очередь, нужны адекватные времени показатели деятельности библиотек. Необходима единая база данных статистики (прежде всего, по публичным библиотекам), в которой бы содержались средние и эталонные значения показателей, и которая была бы доступна и библиотекам, и потребителям библиотечных услуг. Общее качество рождается из общих стандартов, поэтому Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки [7], принятый Российской библиотечной ассоциацией, должен иметь силу закона или нормативного акта Министерства культуры Российской Федерации. Важно, чтобы обязанности по проведению оценки библиотечной деятельности и качества библиотечного обслуживания были закреплены за всеми уровнями власти и управления библиотеками, так как без этого их развитие просто невозможно.

Следует перенимать опыт Финляндии и по позиционированию публичных библиотек. В этой стране публичные библиотеки – центральное звено библиотечной сети де-юре и де-факто, так как ими пользуется 80 процентов населения страны. Публичные библиотеки вызывают всеобщее уважение, потому что они реализуют принцип равенства, провозглашенный в Конституции Финляндии. Люди ощущают это сразу, переступая порог библиотеки, где их встречает надпись «Зона, свободная от дискриминации». Когда в Финляндии говорят о библиотеке, имеют в виду, прежде всего, публичные библиотеки.

У нас тоже публичные библиотеки фактически являются центральным звеном библиотечной сети – и по количеству, и вследствие того, что ими пользуется большинство населения страны. Однако юридически это никак не закреплено. Мы в России привыкли говорить о библиотеке вообще, а библиотеки «вообще» быть не может – каждая из них относится к определенному типу и решает определенные задачи. Но главной в национальной библиотечной системе является все-таки публичная библиотека, а значимость других крупных библиотек должна зависеть и от того, как они влияют на качество услуг, оказываемых публичными библиотеками.

Мы же стали называть публичные библиотеки общедоступными и причислять к ним совершенно разные библиотеки: и национальные / федеральные, и библиотеки субъектов Федерации, и муниципальные.

Мы мечемся, называя публичные библиотеки то интеллектуальными, то культурными, то информационными, то образовательными центрами, легкомысленно избавляясь при этом от самого слова «библиотека» и демонстрируя неустойчивость и даже некоторую конъюнктурность своего профессионального сознания. При этом мы способны назвать библиотеками любые случайные подборки книг, которые сегодня появляются в парках, скверах, других местах в рамках различных инициатив.

Все это ведет к размыванию самого понятия «библиотека», а вместе с этим исчезает и должное уважение к ней. Более того, именно публичные библиотеки сильнее всего страдают в сегодняшней непростой ситуации. Ими недовольны все: и государство, видящее в них обременительный и никому не нужный источник расходов; и читатели, которые мало ценят бесплатность библиотечных услуг, потому что низко оценивают их качество; и общество в целом, поскольку имеет смутное представление о том, что же сегодня стоит за понятием «библиотека», почему приходится тратить на ее содержание деньги, которых не хватает на многие более насущные нужды.

Все вышесказанное приводит к мысли, что на данном этапе необходимо серьезно заняться продвижением самой идеи публичной библиотеки и лоббированием на всех уровнях интересов публичных библиотек. В Финляндии таких защитников много, прежде всего, в общественном секторе. Это Совет публичных библиотек (Yleisten Kirjastojen Neuvosto), задачей которого является представление интересов публичных библиотек в вопросах развития национальной библиотечной сети. Это Финская библиотечная ассоциация (Kirjastoseura), объединяющая именно публичные библиотеки, так как научные библиотеки объединены в свою ассоциацию. Это пять профсоюзов, которые вместе с тремя библиотечными ассоциациями вошли в группу библиотечного сотрудничества под названием «Minerva». Группу, которая не только отстаивает право библиотекарей на справедливое вознаграждение труда и борется за повышение их заработной платы на 20% (именно на столько она отличается от средней зарплаты по стране), но и реализует следующие принципы развития финских библиотек: библиотеки должны быть базовой услугой для каждого, библиотечные услуги должны быть одинаково доступными для всех, в основе высокого качества библиотечных услуг должны быть опыт и профессиональная подготовка персонала.

Совет публичных библиотек Финляндии разработал Стратегию 2011–2016 [8], в которой учтено мнение сотрудников библиотек и поставлены цели, которые они считают важными. Прежде всего, это формирование образа финской публичной библиотеки как места, где встречаются люди и идеи. Для того чтобы достичь этой цели, потребуется изменить все области библиотечной деятельности и, в первую очередь, использование библиотечного пространства. Библиотеки должны превратиться в «наше общее пространство» – библиотекарей и пользователей – вместо того, чтобы быть «ничейной землей» или территорией только для библиотечных работников.

В такой огромной стране, как Россия, по нашему глубокому убеждению, сегодня нужна ассоциация публичных библиотек, которая должна и могла бы более активно и последовательно представлять и защищать интересы публичных библиотек, лоббировать их, вырабатывать позиции и идеи. Но и Совет публичных библиотек – это очень хорошая идея, и его опыт, непременно, стоит изучить.

Национальная библиотечная система – очень сложный механизм, и его стабильная и слаженная работа зависит от многих составляющих. Кирсти Кекки, советник Министерства образования и культуры Финляндии, говорит: «Мы поняли, что без закона о библиотеках и значительного государственного финансирования очень немногие муниципалитеты способны создавать и развивать библиотеки» (курсив авт.).

А еще не обойтись без значительных усилий правительства, местных властей, объединений и персонала библиотек. Примером этого может служить проект «Новая библиотечная система». Впервые в Финляндии представители разных библиотечных секторов собираются вместе на одной wiki-площадке, чтобы сформулировать главные цели развития библиотечной сети страны. Совместно они должны разработать такую систему, в которой все библиотеки будут функционировать как единое целое, а их ресурсы и услуги – представлены в едином публичном интерфейсе Национальной цифровой библиотеки.

Итак, мы считаем, что успешное развитие публичных библиотек возможно и в России при выполнении следующих условий:

  •  четкого позиционирования публичных библиотек как центрального звена библиотечной системы страны;
  •  изменения действующего законодательства, регулирующего вопросы библиотечного обслуживания населения;
  •  принятия полноценных национальных библиотечных стратегий и программ для публичных библиотек;
  •  восстановления и модернизации вертикали управления в библиотечной сфере и совершенствования инструментов управления публичными библиотеками;
  • активного лоббирования интересов публичных библиотек.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Library Act 904/1998 [Электронный ресурс] // Ministry of Education and Culture: официальный сайт. URL: http://www.okm.fi/export/sites/default/OPM/Kirjastot/lait_ja_ohjeet/liitteet/Library_Act_up_to_2010_eng.pdf (дата обращения: 14.12.2012).

2. LIBRARY DECREE 1078/1998 [Электронный ресурс] // Ministry of Education and Culture: официальный сайт. URL: http://www.okm.fi/export/sites/default/OPM/Kirjastot/lait_ja_ohjeet/liitteet/Library_Decree_up_to_2010.pdf (дата обращения: 14.12.2012).

3. Finnish Public Library Policy 2015. National strategic areas of focus // Ministry of Education and Culture: официальный сайт. URL: http://www.okm.fi/export/sites/default/OPM/Julkaisut/2009/liitteet/opm31.pdf?lang=en (дата обращения: 14.12.2012).

4. The National Digital Library – collaborating and interoperating // Ministry of Education and Culture: официальный сайт. URL: http://www.minedu.fi/export/sites/default/OPM/Julkaisut/2011/liitteet/OKM26.pdf?lang=en (дата обращения: 14.12.2012).

5. Quality recommendation for public libraries // Ministry of Education and Culture: официальный сайт. URL: http://www.minedu.fi/export/sites/default/OPM/Julkaisut/2011/liitteet/OKM35.pdf?lang=en (дата обращения: 14.12.2012).

6. Statistics : [Электронный ресурс] // Ministry of Education and Culture: официальный сайт. URL: http://www.libraries.fi/en-GB/library-branch/basic-information-about-finnish-libraries/statistics/ (дата обращения: 14.12.2012 г.)

7. Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки : [Электронный ресурс] // Российская библиотечная ассоциация: официальный сайт. URL: http://www.rba.ru/content/about/doc/mod_publ.php (дата обращения: 20.12.2012 г.)

8. Council for Public Libraries Strategy 2011–2016. The values of public libraries : [Электронный ресурс] // Kirjastot.fi. URL: http://www.kirjastot.fi/File/36093d68-aacf-4845-b7d9-c33a6055f5d5/Ykn-strategia-kirjastoversio-eng.pdf (дата обращения: 14.12.2012).


© О.Г. Степина, Е.М. Маркова,  Журнал "Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики".
 
 
 

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ:  Перепечатка материалов допускается только в некоммерческих целях со ссылкой
на оригинал публикации. Охраняется законами РФ. Любые нарушения закона преследуются в судебном порядке. © ООО "Научные технологии"

Книжные Изданияbadge

badge
  • Реструктуризация информационного пространства органов государственной власти Санкт-Петербурга
  • Профессия «Бухгалтер»: прошлое, настоящее, будущее
  • Финансово-кредитная политика России
  • О недостаточности категории «графическое слово» для описания языкового материала арабского литературного языка (в связи с акцидентальными письменными словами в АЛЯ)

 

Текущие статьи

Политика финансового ведомства России по крестьянскому вопросу в конце XIX – начале XX в.Политика финансового ведомства России по крестьянскому вопросу в конце XIX – начале...
В.Л. Степанов,  (Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник...
Публичные библиотеки России и Финляндии: факторы развития и успехаПубличные библиотеки России и Финляндии: факторы развития и успеха
О.Г. Степина,  (Директор, Архангельская областная научная ордена...
От культуроведения к отечественной культурологииОт культуроведения к отечественной культурологии
В.В. Савельев,  (Доктор философских наук, профессор, Российская...
Культурная политика: общественно-государственное взаимодействие, технологичность, многообразиеКультурная политика: общественно-государственное взаимодействие, технологичность, многообразие
С.Н. Гавров,  (Доктор философских наук, Ведущий научный сотрудник,...

Журнал - Маркшейдерия и Недропользование Журнал Земля и Недвижимость Сибири Журнал - Минеральные Ресурсы России. Экономика и Управление Журнал - Геология Нефти и Газа Журнал - ГЛОБУС: Геология и Бизнес

Последние комментарии

RSS
VIP Studio Retro
viagra super force