keflex 750

Login

VIP Studio - журнал «Современная наука»

Russian (CIS)English (United Kingdom)

Формирование региональной модели управления сферой культуры

E-mail Печать

А.Н. Камирова,  (К.э.н., Проректор по социально-экономическому развитию, заведующая кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Петрозаводская государственная консерватория им. А.К. Глазунова)

Серия «Гуманитарные науки», №  1-2  2013

В статье рассматриваются вопросы управления сферой культуры региона. Особое внимание автор уделяет описанию системы подготовки управленческих кадров культуры на примере образовательного проекта Министерства культуры Республики Карелия.

Понятие «управление» является универсальной характеристикой для определения конкретного вида деятельности, т.е. совокупности действий, направленных на эффективное функционирование организации. В самом широком смысле управление, как рациональная деятельность, осуществляемая в динамичной социальной среде разными субъектами, принимающими на себя обязанности и ответственность за типы, формы и способы коммуникационной активности, за развитие и риски, за результаты взаимодействия, означает непрерывный процесс воздействия на управляемый объект для достижения общественно значимых целей при наименьших затратах времени и ресурсов [2].

Особое место среди видов управления общественной жизнью занимает государственное управление. Это обусловлено наличием мощной государственной власти, распространяющейся на все общество, устанавливающей правовые нормы и использующей механизмы принуждения для обеспечения соблюдения всеми управляемыми объектами установленных правил поведения.

Представляя собой исполнительную деятельность по непосредственной практической организации общественных процессов в обществе, государственное управление направлено на исполнение, претворение в жизнь законов и других нормативных актов. В процессе осуществления государственного управления его субъекты используют распорядительные полномочия, права по принятию обязательных к исполнению властных актов и охраняются мерами государственного принуждения.

В широком понимании государственное управление характеризует организующее воздействие государства на общественные отношения посредством специальных субъектов [3; 7]. С таких позиций государственное управление (трактуемое как управление государственными делами) осуществляют все органы государства. На практике государственное управление осуществляется в рамках системы государственной власти, базирующейся на принципах разделения властей, и реализуется в следующих формах деятельности, направленных на реализацию единых целей и задач государства:

  • законодательная деятельность, которую осуществляют представительные органы государственной власти;
  • исполнительная деятельность, осуществляемая органами исполнительной власти;
  • правосудие, осуществляемое системой судебной власти.

В узком понимании государственное управление трактуется как административно-государственная деятельность, т.е. работа исполнительных органов государственной власти на уровне Российской Федерации и субъектов РФ. В этой ситуации исполнительная власть как проявление единой государственной власти приобретает реальный характер в деятельности особых звеньев государственного аппарата, именуемых исполнительными органами, а по существу являющимися органами государственного управления.

Функции современного государства предполагают необходимость государственной политики в области культуры (культурной политики). Средствами выработки и реализации такой политики выступают разработка и принятие государственных программ, создание специализированных исполнительных органов (министерств, госкомитетов и т.п.), государственных организаций, учреждений, предприятий культуры.

На федеральном уровне такие функции исполняет Министерство культуры Российской Федерации. В соответствии с положением Министерство культуры Российской Федерации (далее – Минкультуры России) – это федеральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в области культуры, искусства, сохранения, использования, популяризации и государственной охраны и историко-культурного наследия. Минкультуры России также осуществляет государственное регулирование и координацию деятельности иных федеральных органов исполнительной власти в сфере культуры в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства России.

Существование полноценного и самостоятельного Министерства культуры представляется целесообразным в контексте национальных традиций государственного управления. Это обеспечивает сфере культуры лучшее финансирование, а также – определенное равенство с другими отраслями в государственном механизме и дает свободу инициативы [6, с. 166–167]. Существование министерства необходимо, поскольку государственный сектор в культуре сохраняет свое значение, в государственном ведении находится значительное число учреждений культуры.

На основании Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ в субъектах Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Федерации, который обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституции (устава), законов и иных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также формирует органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Так, в структуре исполнительных органов государственной власти Республики Карелия действует министерство культуры. В соответствии с положением министерство является исполнительным органом государственной власти, реализующим на территории Республики Карелия государственную политику в сфере культуры, искусства, культурного наследия, архивного, музейного и библиотечного дела, средств массовой информации.

Основными задачами министерства культуры являются:

  • реализация федеральной культурной политики на территории Республики Карелия;
  • реализация региональной культурной политики;
  • создание условий для развития учреждений культуры на территории Республики Карелия.
  • К полномочиям региональных органов государственной власти в области культуры относятся:
  • сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения;*

* Региональные органы государственной власти вправе участвовать в финансировании работ по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия федерального значения, находящихся в федеральной собственности.

  • организация библиотечного обслуживания населения субъектов Российской Федерации;
  • создание и поддержка государственных музеев (за исключением федеральных государственных музеев, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);
  • организация и поддержка учреждений культуры и искусства (за исключением федеральных учреждений культуры и искусства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);
  • поддержка народных художественных промыслов (за исключением организаций народных художественных промыслов, перечень которых утверждается Правительством РФ);
  • поддержка региональных и местных национально-культурных автономий, поддержка изучения в образовательных учреждениях национальных языков и иных предметов этнокультурной направленности.

Региональные органы государственной власти могут выступать учредителями организаций культуры в соответствии с федеральным законодательством в пределах своей компетенции. В собственности субъектов Российской Федерации могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения.

В частности, в ведении министерства культуры Республики Карелия находятся 4 театра и 2 концертные организации, 2 республиканских музея, 3 библиотеки, 2 средних учебных заведения. Министерство является учредителем инновационных учреждений культуры, таких как Центр национальных культур и Центр культурных инициатив, в ведении министерства находятся также редакция журнала «Север» и национальный архив Республики Карелия. На территории Республики Карелия кроме того действуют 2 государственные организации культуры федерального ведения и муниципальные учреждения культуры.

При проведении платных мероприятий организации культуры могут устанавливать льготы для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. Порядок установления льгот для организаций культуры, находящихся в ведении регионов, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Так, республиканские музеи и государственный музей-заповедник «Кижи» имеют систему льгот и скидок для различных социальных групп населения, такие меры предусмотрены также в отношении детей, для которых разработаны программы посещения музеев, включая семейные абонементы.

Федеральный закон «О библиотечном деле» от 29 декабря 1994 г. № 78–ФЗ определил, что библиотеки, учрежденные региональными органами государственной власти, относятся к государственным библиотекам. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают:

  • финансирование комплектования и обеспечения сохранности фондов государственных библиотек;
  • реализацию прав граждан на библиотечное обслуживание.

Региональные органы государственной власти не вправе принимать решения и осуществлять действия, которые влекут ухудшение материально-технического обеспечения действующих библиотек, находящихся на бюджетном финансировании, их перевод в помещения, не соответствующие требованиям охраны труда, хранения библиотечных фондов и библиотечного обслуживания. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут присваивать ведущей универсальной библиотеке статус центральной библиотеки. Они могут учреждать специальные центральные библиотеки по отраслевому принципу и по обслуживанию особых групп пользователей библиотек (детского и юношеского возраста, слепых, слабовидящих и др.).

Особое внимание уделяется деятельности, связанной с государственным контролем в отношении музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации. Музейный фонд состоит из государственной и негосударственной частей. В состав государственной части входят музейные предметы и музейные коллекции, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, независимо от того, в чьем владении они находятся. Решения об управлении этими музейными предметами и музейными коллекциями принимаются региональными органами исполнительной власти, на которые возложено государственное регулирование в области культуры.

Эти органы обязаны обеспечивать финансовые и иные условия, необходимые для хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций, входящих в состав государственной части Музейного фонда и переданных в оперативное управление государственным музеям, иным государственным учреждениям, а также предоставлять необходимые гарантии возмещения ущерба, причиненного музейным предметам и музейным коллекциям.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливать особые формы поддержки государственных музеев в связи с необходимостью принятия дополнительных мер по сохранению уникальных историко-художественных комплексов, а также создания наиболее благоприятных условий для деятельности крупнейших государственных музеев, хранящих музейные предметы и музейные коллекции, имеющие мировое значение. В пределах своих полномочий органы государственной власти регионов могут оказывать поддержку негосударственной части Музейного фонда и негосударственным музеям в различных формах.

Согласно Федеральному закону «О народных художественных промыслах» от 6 января 1999 г. № 7-ФЗ органы государственной власти регионов оказывают поддержку народным художественным промыслам (за исключением организаций народных художественных промыслов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации) в соответствии с региональным законодательством. Субъекты Российской Федерации устанавливают порядок отнесения изделий, изготовляемых на их территориях, к изделиям народных художественных промыслов. Для осуществления деятельности по отнесению такой продукции к изделиям народных художественных промыслов региональными органами исполнительной власти создаются художественно-экспертные советы по народным художественным промыслам.

Самыми распространенными и массовыми видами народного художественного промысла в Карелии являются ткачество и плетение из бересты. В городской среде особенно активно развиваются художественная обработка камня и металла, ювелирное искусство, изготовление художественных изделий из кожи и меха. Особо значимыми (имеющими высокую художественную ценность и представляющими уникальное культурное наследие республики) являются изделия карельской и заонежской вышивки.

Стратегия развития народных промыслов и ремесел Карелии до 2020 г. сохранение народных художественных промыслов и ремесел предлагает обеспечить через развитие творческих индустрий, малого бизнеса, направленного на развитие культурного туризма и социально-экономическое развитие республики в целом. Развитие сектора культуры, наличие уникальных памятников культуры, сохранение исторических ландшафтов и территорий позволяют привлекать инвестиции в регион на реализацию проектов в сфере культуры.

В этой ситуации одним из приоритетных направлений деятельности органов государственного управления становится социальное регулирование. Оно необходимо, прежде всего, потому, что именно государство по Конституции призвано обеспечить реализацию принципа доступности для своих граждан источников удовлетворения культурных потребностей.

В научной литературе активно обсуждаются различные модели культурной политики, реализуемые в разных странах мира (см.: [1; 4]). Полагая необходимым не только использовать положительно зарекомендовавший себя зарубежный опыт, но прежде всего опираться на историко-культурные традиции территории, министерство культуры Карелии с привлечением управленцев разных уровней приступило к формированию региональной модели культурной политики. Так республиканским министерством культуры была разработана, а правительством республики утверждена концепция развития сферы культуры, в соответствии с которой культура признается одним из приоритетных направлений развития региона.

На основе концепции разработана и утверждена региональная отраслевая программа «Развитие сферы культуры в Республике Карелия на период до 2012 г.», удостоенная Диплома лауреата Национального конкурса «Инновации в региональном и местном управлении», проводившегося Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. В целях эффективной поддержки программы развития культурной деятельности министерство культуры Республики Карелия привлекает к реализации культурной политики ведущих представителей общественности республики. При министерстве действует система консультативных и совещательных органов, призванных выработать рекомендации по вопросам текущего и перспективного развития сферы культуры и искусства, в которую входят коллегия министерства культуры, а также общественные и экспертные советы.

Практика реализации программы развития культуры со всей остротой поставила перед министерством культуры Республики Карелия целый комплекс стратегических и тактических задач, решать которые региональному органу управления культуры прежде не приходилось. Для повышения эффективности управления программой было необходимо сформировать команду единомышленников – не просто профессионалов, но перспективно мыслящих людей, владеющих современными технологиями управления, способных искать и находить новые возможности, привлекать ресурсы, максимально адаптивных, способных быстро и динамично вписываться в процесс реформирования [5, с. 166–167].

На федеральном уровне подготовка современных кадров в сфере управления культурой по специальным программам практически не осуществляется. Поэтому министерство культуры Республики Карелия использовало все возможности для наращивания «интеллектуального ядра» управления [3, с. 70]. При поддержке ряда международных фондов и организаций группа специалистов была направлена на стажировку в страны Фенноскандии и США. Совместно с Московской высшей школой социальных и экономических наук была разработана и осуществлена двухлетняя учебная программа подготовки современных управленцев культуры, включавшая очное, заочное и дистанционное обучение. Сотрудники министерства и молодые управленцы проходили обучение и повышение квалификации на базе ведущих учреждений системы РАНХиГС, других государственных вузов. Совместно с зарубежными партнерами, прежде всего – Баренцева Евро-Арктического региона, были проведены совместные семинары и тренинги по темам, связанным с развитием культурного туризма и креативной экономики.

Выстроенная министерством культуры стратегия на развитие кадрового потенциала позволила осознано перейти к новой концепции развития культуры республики на основе всестороннего освоения «человеческого капитала» отрасли. В условиях, когда на региональном уровне особое внимание уделяется формированию резерва управленческих кадров [8], министерство культуры Республики Карелия приступило к реализации данного государственного проекта.

Важнейшими критериями для отбора кандидатов в состав резерва министерства культуры Карелии были определены:

  • мотивация труда и гражданская позиция (интересы, стремления, амбиции);
  • профессионализм и компетентность (образование, стаж, возраст, знание деловой этики, готовность к обоснованному риску, самостоятельность в принятии решений, уровень корпоративной культуры);
  • личные и потенциальные возможности (гибкость, стрессоустойчивость, коммуникабельность, авторитетность).

Сегодня министерство культуры Республики Карелия видит свою задачу в создании такой среды для формирования управленческой элиты сферы культуры, где определяющими будут непрерывное самообразование, развитие компетентности, организация различных форм партнерства. Особое внимание уделяется формированию корпоративной культуры. Эта новая, творческая модель управления, которая приходит на смену авторитарной и демократической, широко применяется в развитых странах мира и уже приносит положительные результаты.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Астафьева О.Н. Культурная политика государства: вопросы о реально существующем и потенциально возможном // Знание. Понимание. Умение. 2008. №3. С. 50–58.

2. Астафьева О.Н. Культурная политика: теоретическое понятие и управленческая деятельность (Лекции 1–3) // Культурологический журнал [Электронный ресурс]. 2010. №2. URL: http://www.cr-journal.ru/rus/journals/20.html&j_id=3

3. Атаманчук Г.В. Управление и персонал государственного аппарата // Государственная служба. Вестник Координационного Совета по кадровым вопросам, государственным наградам и государственной службе при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе. 2008. № 2. С. 66–77.

4. Востряков Л.Е. Культурная политика: подходы и концепции западных исследователей // Научные труды Северо-Западной академии государственной службы. 2011. Т. 2. Вып. 1. С. 42–52.

5. Востряков Л.Е. Наброски к социально-политическому портрету региональных управленцев культурой // Политическая экспертиза: Политэкс. 2006. Т. 2. № 4. С. 166–177.

6. Культурная политика России. История и современность. Два взгляда на одну проблему. М., 1998.

7. Лапина Н.Ю., Чирикова А.Е. Региональная власть и реформа российского федерализма: Сценарии политического будущего // Социологические исследования. 2001. № 4. С. 16–27.

8. Понеделков А.В. Формирование резерва кадров в системе государственной гражданской службы: социологический анализ // Государственная служба. Вестник Координационного Совета по кадровым вопросам, государственным наградам и государственной службе при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе. 2011. № 1. С. 36–44.


© А.Н. Камирова,,  Журнал "Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики".
 
 
 

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ:  Перепечатка материалов допускается только в некоммерческих целях со ссылкой
на оригинал публикации. Охраняется законами РФ. Любые нарушения закона преследуются в судебном порядке. © ООО "Научные технологии"

Книжные Изданияbadge

badge
  • Реструктуризация информационного пространства органов государственной власти Санкт-Петербурга
  • Профессия «Бухгалтер»: прошлое, настоящее, будущее
  • Финансово-кредитная политика России
  • О недостаточности категории «графическое слово» для описания языкового материала арабского литературного языка (в связи с акцидентальными письменными словами в АЛЯ)

 

Текущие статьи

Эстетика в спортивном воспитании молодого поколенияЭстетика в спортивном воспитании молодого поколения
Е.П. Максачук,  (Кандидат педагогических наук, Московская государственная...
Культурная политика: теоретические аспекты и практика реализацииКультурная политика: теоретические аспекты и практика реализации
О.Н. Астафьева,  (Д.фил.н., профессор,  Российская академия...
Политика финансового ведомства России по крестьянскому вопросу в конце XIX – начале XX в.Политика финансового ведомства России по крестьянскому вопросу в конце XIX – начале...
В.Л. Степанов,  (Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник...

Журнал - Маркшейдерия и Недропользование Журнал Земля и Недвижимость Сибири Журнал - Минеральные Ресурсы России. Экономика и Управление Журнал - Геология Нефти и Газа Журнал - ГЛОБУС: Геология и Бизнес

Последние комментарии

RSS
VIP Studio Retro
viagra super force