keflex 750

Login

VIP Studio - журнал «Современная наука»

Russian (CIS)English (United Kingdom)

Эстетика в спортивном воспитании молодого поколения

E-mail Печать

Е.П. Максачук,  (Кандидат педагогических наук, Московская государственная академия физической культуры и спорта)

Серия «Гуманитарные науки», №  11-12  2012

Многие из нас имеют  хотя бы самое общее представление о смысле спортивного воспитания, а также об эстетике. Но на сколько эстетика влияет через  спортивное воспитание на формирование личности человека понятно не каждому. В данной статье указывается роль эстетики в спортивном воспитании и пути ее формирования.

Многие в наше время понимают, что вовлекая  ребенка в спортивную деятельность, его можно оградить от негативного влияния улицы, и это действительно так. Одной из важных задач перед тренером спортивной школы является заинтересовать начинающего спортсмена в выбранном виде спорта, раскрыть перед ним возможности, которые дает спорт, а осуществить это можно только комплексно используя в тренировочном процессе компоненты спортивного воспитания. В данной статье будет освящена роль эстетики в жизни юного спортсмена.

В толковом словаре Ожегова дается следующее определение эстетике: философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особом виде общественной идеологии [4].  Эстетическое воспитание призвано формировать правильное понимание прекрасного.

Из содержания эстетического отношения к действительности вытекают общие задачи эстетического воспитания:

  • воспитание эстетических потребностей, т.е. сознательного стремления к прекрасному;
  • воспитание эстетического восприятия и чувства, т.е. способности воспринимать и переживать прекрасное. Эстетическое восприятие это своеобразный вид "живого созерцания" действительности. Оно требует установления чувственного контакта с предметами и явлениями, окружающего мира;
  • развитие творческих эстетических способностей в различных видах деятельности [1].

Эстетическая деятельность является составной частью практически-духовного освоения человеком действительности. Специфика эстетического сознания в том, что оно является восприятием бытия и всех его форм и видов в понятиях эстетики через призму эстетического идеала.

Эстетика спорта - отрасль эстетической науки, изучающая эстетические закономерности, которые проявляют себя в сфере спортивной деятельности и спортивных отношений и оказывают влияние на развитие этой области общественной практики [2].

Связь физического и эстетического воспитания основана на единстве их цели - формировании человека, а физическое совершенство составляет часть эстетического материала.

Существуют виды спорта, где наиболее ярко выражен  эстетический компонент (фигурное катание, художественная  гимнастика, прыжки в воду, синхронное плавание и т. п.), в которых решение двигательных задач связано с использованием средств художественной выразительности, поскольку оценивается здесь само движение.

Однако, мнение о том, что другие виды спорта не несут в себе эстетики является ошибочным.

Занятия спортом помогают приучать ребенка к соблюдению чистоты в одежде, которая должна иметь опрятный вид. В данном случае гигиенические правила являются условием соблюдения эстетики.

Кроме того, при занятиях спортом формируется правильная осанка, регулируется вес тела – все это помимо эстетического восприятия, влияет на здоровье.

Целенаправленное формирование эстетических чувств в спорте способствует развитию творчества, поиску новых путей самовыражения[3]. Таким образом эстетика влияет на проявление творческого мышления, что является полезным не только в спортивной деятельности, но и в повседневной жизни, когда неординарное решение вопроса может привести к высоким результатам.

Для того чтобы выполняемая техника упражнения в любом виде спорта выглядела эстетично, необходимо формировать аналитическое мышление, благодаря которому спортсмен способен распределить выполнение упражнения на определенные фрагменты, в особенно важные моменты сконцентрировав внимание.

Эстетика напрямую связана с гармоничностью, для достижения которой необходимо формирование чувства меры в двигательной деятельности. Оно проявляется в пространственно-временных характеристиках выполнения движения, соразмерности распределения мышечных усилий.

Тренер постоянно должен развивать у своих воспитанников потребность и способность замечать и воспринимать красоту окружающей действительности, анализировать и оценивать ее. С практической точки зрения эта задача не так уж сложна в выполнении. Регулярное соблюдение гигиенических требований, как в одежде, так и на местах проведения тренировочных занятий; праздничное оформление соревнований; аккуратное ведение записей в дневнике спортивных тренировок; оформление стенгазеты спортивной школы и некоторые другие моменты, о которых говорится в данной статье помогают привносить эстетику в мир спорта.

Эстетика в спорте требует выполнения ряда условий, осуществляя которые спортсмен развивает в себе способности, которые помогают не только в профессиональном плане, но и в повседневной жизнедеятельности. Поэтому  делая акцент на эстетике в спорте, тренер выполняет социально важную задачу. Учащиеся, получившие эстетическую подготовку, располагают большими возможностями для неуклонного освоения всего многообразия двигательных  навыков и умений с точки зрения культуры движений, а широкая эрудиция, развитый эстетический вкус позволяют полнее проявлять себя не только в спортивной сфере, но и в бытовой, общественной деятельности.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Адаскина А.А. Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности // Вопросы психологии, 1999. - №6. – С.100-110.

2. Борев Ю.Б. Эстетика. М., 2002

3. Назаренко Л.Д., Ключникова С.Н. Эстетическое содержание различных видов двигательной деятельности// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2004.-№2.- С. 25-26

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений/ Российская Академия Наук. Институт русского языка; Российский фонд культуры; - М.: АЗЪ, 1993.- 960 с.

5. Сараф М.Я., Столяров В.И. Введение в эстетику спорта. Учебное пособие для институтов физкультуры. - ФиС. - М., 1986г.


© Е.П. Максачук,  Журнал "Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики".
 
 
 

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ:  Перепечатка материалов допускается только в некоммерческих целях со ссылкой
на оригинал публикации. Охраняется законами РФ. Любые нарушения закона преследуются в судебном порядке. © ООО "Научные технологии"

Книжные Изданияbadge

badge
  • Реструктуризация информационного пространства органов государственной власти Санкт-Петербурга
  • Профессия «Бухгалтер»: прошлое, настоящее, будущее
  • Финансово-кредитная политика России
  • О недостаточности категории «графическое слово» для описания языкового материала арабского литературного языка (в связи с акцидентальными письменными словами в АЛЯ)

 

Текущие статьи

От культуроведения к отечественной культурологииОт культуроведения к отечественной культурологии
В.В. Савельев,  (Доктор философских наук, профессор, Российская...
Культурный фактор как отражение истории освоения Русской АрктикиКультурный фактор как отражение истории освоения Русской Арктики
Л.Е. Востряков,  (Доктор политических наук, Министр культуры...
Культурная политика: общественно-государственное взаимодействие, технологичность, многообразиеКультурная политика: общественно-государственное взаимодействие, технологичность, многообразие
С.Н. Гавров,  (Доктор философских наук, Ведущий научный сотрудник,...
Публичные библиотеки России и Финляндии: факторы развития и успехаПубличные библиотеки России и Финляндии: факторы развития и успеха
О.Г. Степина,  (Директор, Архангельская областная научная ордена...

Журнал - Маркшейдерия и Недропользование Журнал Земля и Недвижимость Сибири Журнал - Минеральные Ресурсы России. Экономика и Управление Журнал - Геология Нефти и Газа Журнал - ГЛОБУС: Геология и Бизнес

Последние комментарии

RSS
VIP Studio Retro
viagra super force