keflex 750

Login

VIP Studio - журнал «Современная наука»

Russian (CIS)English (United Kingdom)

Эстетика в спортивном воспитании молодого поколения

E-mail Печать

Е.П. Максачук,  (Кандидат педагогических наук, Московская государственная академия физической культуры и спорта)

Серия «Гуманитарные науки», №  11-12  2012

Многие из нас имеют  хотя бы самое общее представление о смысле спортивного воспитания, а также об эстетике. Но на сколько эстетика влияет через  спортивное воспитание на формирование личности человека понятно не каждому. В данной статье указывается роль эстетики в спортивном воспитании и пути ее формирования.

Многие в наше время понимают, что вовлекая  ребенка в спортивную деятельность, его можно оградить от негативного влияния улицы, и это действительно так. Одной из важных задач перед тренером спортивной школы является заинтересовать начинающего спортсмена в выбранном виде спорта, раскрыть перед ним возможности, которые дает спорт, а осуществить это можно только комплексно используя в тренировочном процессе компоненты спортивного воспитания. В данной статье будет освящена роль эстетики в жизни юного спортсмена.

В толковом словаре Ожегова дается следующее определение эстетике: философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особом виде общественной идеологии [4].  Эстетическое воспитание призвано формировать правильное понимание прекрасного.

Из содержания эстетического отношения к действительности вытекают общие задачи эстетического воспитания:

  • воспитание эстетических потребностей, т.е. сознательного стремления к прекрасному;
  • воспитание эстетического восприятия и чувства, т.е. способности воспринимать и переживать прекрасное. Эстетическое восприятие это своеобразный вид "живого созерцания" действительности. Оно требует установления чувственного контакта с предметами и явлениями, окружающего мира;
  • развитие творческих эстетических способностей в различных видах деятельности [1].

Эстетическая деятельность является составной частью практически-духовного освоения человеком действительности. Специфика эстетического сознания в том, что оно является восприятием бытия и всех его форм и видов в понятиях эстетики через призму эстетического идеала.

Эстетика спорта - отрасль эстетической науки, изучающая эстетические закономерности, которые проявляют себя в сфере спортивной деятельности и спортивных отношений и оказывают влияние на развитие этой области общественной практики [2].

Связь физического и эстетического воспитания основана на единстве их цели - формировании человека, а физическое совершенство составляет часть эстетического материала.

Существуют виды спорта, где наиболее ярко выражен  эстетический компонент (фигурное катание, художественная  гимнастика, прыжки в воду, синхронное плавание и т. п.), в которых решение двигательных задач связано с использованием средств художественной выразительности, поскольку оценивается здесь само движение.

Однако, мнение о том, что другие виды спорта не несут в себе эстетики является ошибочным.

Занятия спортом помогают приучать ребенка к соблюдению чистоты в одежде, которая должна иметь опрятный вид. В данном случае гигиенические правила являются условием соблюдения эстетики.

Кроме того, при занятиях спортом формируется правильная осанка, регулируется вес тела – все это помимо эстетического восприятия, влияет на здоровье.

Целенаправленное формирование эстетических чувств в спорте способствует развитию творчества, поиску новых путей самовыражения[3]. Таким образом эстетика влияет на проявление творческого мышления, что является полезным не только в спортивной деятельности, но и в повседневной жизни, когда неординарное решение вопроса может привести к высоким результатам.

Для того чтобы выполняемая техника упражнения в любом виде спорта выглядела эстетично, необходимо формировать аналитическое мышление, благодаря которому спортсмен способен распределить выполнение упражнения на определенные фрагменты, в особенно важные моменты сконцентрировав внимание.

Эстетика напрямую связана с гармоничностью, для достижения которой необходимо формирование чувства меры в двигательной деятельности. Оно проявляется в пространственно-временных характеристиках выполнения движения, соразмерности распределения мышечных усилий.

Тренер постоянно должен развивать у своих воспитанников потребность и способность замечать и воспринимать красоту окружающей действительности, анализировать и оценивать ее. С практической точки зрения эта задача не так уж сложна в выполнении. Регулярное соблюдение гигиенических требований, как в одежде, так и на местах проведения тренировочных занятий; праздничное оформление соревнований; аккуратное ведение записей в дневнике спортивных тренировок; оформление стенгазеты спортивной школы и некоторые другие моменты, о которых говорится в данной статье помогают привносить эстетику в мир спорта.

Эстетика в спорте требует выполнения ряда условий, осуществляя которые спортсмен развивает в себе способности, которые помогают не только в профессиональном плане, но и в повседневной жизнедеятельности. Поэтому  делая акцент на эстетике в спорте, тренер выполняет социально важную задачу. Учащиеся, получившие эстетическую подготовку, располагают большими возможностями для неуклонного освоения всего многообразия двигательных  навыков и умений с точки зрения культуры движений, а широкая эрудиция, развитый эстетический вкус позволяют полнее проявлять себя не только в спортивной сфере, но и в бытовой, общественной деятельности.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Адаскина А.А. Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности // Вопросы психологии, 1999. - №6. – С.100-110.

2. Борев Ю.Б. Эстетика. М., 2002

3. Назаренко Л.Д., Ключникова С.Н. Эстетическое содержание различных видов двигательной деятельности// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2004.-№2.- С. 25-26

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений/ Российская Академия Наук. Институт русского языка; Российский фонд культуры; - М.: АЗЪ, 1993.- 960 с.

5. Сараф М.Я., Столяров В.И. Введение в эстетику спорта. Учебное пособие для институтов физкультуры. - ФиС. - М., 1986г.


© Е.П. Максачук,  Журнал "Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики".
 
 
 

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ:  Перепечатка материалов допускается только в некоммерческих целях со ссылкой
на оригинал публикации. Охраняется законами РФ. Любые нарушения закона преследуются в судебном порядке. © ООО "Научные технологии"

Книжные Изданияbadge

badge
  • Реструктуризация информационного пространства органов государственной власти Санкт-Петербурга
  • Профессия «Бухгалтер»: прошлое, настоящее, будущее
  • Финансово-кредитная политика России
  • О недостаточности категории «графическое слово» для описания языкового материала арабского литературного языка (в связи с акцидентальными письменными словами в АЛЯ)

 

Текущие статьи

Публичные библиотеки России и Финляндии: факторы развития и успехаПубличные библиотеки России и Финляндии: факторы развития и успеха
О.Г. Степина,  (Директор, Архангельская областная научная ордена...
Изучение природно-культурного наследия АрктикиИзучение природно-культурного наследия Арктики
А.Н. Кулиев,  (Ст. научный сотрудник сектора исследования культурного...
Культура как системный фактор экономики и территориального развитияКультура как системный фактор экономики и территориального развития
Е.В. Зеленцова,  (Кандидат культурологи, Директор центра региональных...
«Менеджеры в сфере культуры Фонда имени Роберта Боша в Российской Федерации» и сотрудничество с министерством культуры Архангельской области«Менеджеры в сфере культуры Фонда имени Роберта Боша в Российской Федерации» и...
К. Штифенхофер,  (Менеджер в сфере культуры, стипендиат Фонда...

Журнал - Маркшейдерия и Недропользование Журнал Земля и Недвижимость Сибири Журнал - Минеральные Ресурсы России. Экономика и Управление Журнал - Геология Нефти и Газа Журнал - ГЛОБУС: Геология и Бизнес

Последние комментарии

RSS
VIP Studio Retro
viagra super force