keflex 750

Login

VIP Studio - журнал «Современная наука»

Russian (CIS)English (United Kingdom)

МОСКВА +7(495)-XXX-XX-XX

Иконописные традиции древней Руси, как памятники культурного наследия современной России и государственная политика в сфере охраны Православных Святынь

E-mail Печать

Е.И. Петрова,  (Аспирант кафедры новейшей отечественной истории Ярославского государственного университета им.П.Г. Демидова)

 

Серия «Гуманитарные науки», № 6  2012

Последние 20 лет в нашей стране повсеместно идет процесс возрождения православных храмов и монастырей, а вместе с тем возрождение древних иконописных традиций. Основную роль в данном процессе играет государственная политика и те меры и законы, которые принимаются с целью охраны православных памятников, их восстановления и дальнейшей эксплуатации. По состоянию на 2004 г. в Государственном реестре памятников истории и культуры насчитывалось более 80 тыс. объектов культурного наследия, большинство из которых нуждаются в полной и /или частичной реконструкции в первую очередь самих зданий, а затем – настенной живописи и иконостасов.

Минувший XX век оставил за собой на месте величайших русских святынь голые стены полуразрушенных храмов и монастырей. То, чем Россия спасалась на протяжении более тысячи лет в тяжелые годы гонений и войн, было уничтожено в одночасье. Лишь последние 20 лет в истории страны отмечены необычайным расцветом православных храмов и монастырей, возрождающихся повсеместно после 70 лет забвения. Вместе с ними возрождаются и древние иконописные традиции и школы. Основную роль в данном процессе играет государственная политика и те меры и законы, которые приняты с целью охраны православных памятников, их восстановления и дальнейшей эксплуатации.

Следует отметить, что древнерусская иконопись как отдельное направление  искусства является наследием Древней Руси, нуждающемся в восстановлении и сохранении. Это памятники древнерусской культуры, демонстрирующие высокий художественный уровень мастеров. Современная иконопись – продолжение иконописных традиций древних школ – сегодня является  единственной возможностью восстановить утраченное храмовое искусство.

Охрана памятников истории и культуры в современной России осуществляется на основании Конституции Российской Федерации, федерального законодательства в сфере культуры (охраны исторического наследия) и принятых в соответствии с ним нормативно-правовых актов субъектов РФ. Особую роль в защите памятников исторического наследия, расположенных на землях поселений в пределах городской черты, исполняет градостроительное законодательство, которое призвано защитить памятники истории и культуры от необратимых изменений и утрат в ходе градостроительного развития и новой застройки городских территорий.

Многие памятники истории и культуры расположены в больших и малых городах России, в которых порой происходит перепланировка старых кварталов, снос ветхих зданий, строительство новых объектов. В составе таких кварталов могут оказаться и памятники истории и культуры с их территориями и охранными зонами. Нередко при восстановлении исторических памятников игнорируются архитектурно-исторические особенности построек [1]. Появляются так называемые «новоделы». В крупных городах происходит массовое сокращение числа подлинных памятников истории и культуры путём замены их не более или менее точные копии из современных строительных материалов, что отмечалось в докладе Правительству Российской Федерации «Архитектура России. Состояние и перспективы развития», подготовленном Российской академией архитектуры и строительных наук в 2002 г. [2]. Требования Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ о необходимости проведения по объектам культурного наследия научной реставрации с привлечением для ее выполнения специалистов-реставраторов, зачастую игнорируются, что приводит к подмене ремонтно-реставрационных работ работами по коренной реконструкции объектов культурного наследия.

Объектом исследования является традиционная храмовая живопись (иконы) верхневолжского региона как памятник культурного наследия Древней Руси. Предметом исследования являются законодательные акты в области сохранения культурного наследия России, а также программы по его сохранению и законы РФ в данной сфере. Цель исследования – изучить комплекс мер по сохранению объектов культурного наследия (в частности храмовое искусство и его традиции) с точки зрения законодательства.

 

Сегодня иконописная традиция проявляет устойчивую тенденцию к возрождению. По состоянию на 2004 г. в Государственном реестре памятников истории и культуры насчитывалось более 80 тыс. объектов культурного наследия. Почти половина из них – объекты федерального значения (в том числе, около более 18 тыс. объектов археологического наследия, отнесенных к этой категории историко-культурного значения ст. 4 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации)», а остальные – регионального значения [3].

Система государственных мер в сфере охраны объектов культурного наследия была сформирована еще в 1960-х-1970-х гг. За последние 20 лет значительные экономические и социальные изменения, произошедшие в России, потребовали коренной модернизации существующей системы. В современной России политика в сфере охраны памятников культуры (в том числе храмов и их художественного убранства) последние годы характеризовалась передачей значительной части полномочий в этой области регионам. Стала активно разрабатываться идея целевого программного финансирования, которая предполагала реализацию наиболее значимых проектов в сфере культуры. Государство официально отказалось от монополии в сфере культуры и перешло к долевому участию в реализации конкретной политики [4].

Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 г. было утверждено Положение «Об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства» [5]. В нем оговаривались источники поступления денежных средств и цели, на которые можно расходовать средства, выделяемые бюджетом, имущественное положение учреждений культуры, порядок их создания и реорганизации.

Указом Президента России от 01.07.1996 № 1010 «О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации» было учреждено 100 грантов Президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства [6]. Сегодня одна из самых значимых премий в России, является Премия Центрального Федерального округа в области литературы и искусства. В 2010 г. впервые Лауреатом Премии стала иконописная мастерская Ярославля, получившая диплом III степени за произведения церковной живописи – списки с икон Успенского собора города Ярославля [7].

Федеральный закон от 11 августа 1995 г № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» рассматривал условия взаимодействия учреждений культуры и спонсоров, занимающихся благотворительной деятельностью [8]. Законодательство предусматривает право граждан создавать организации в области культуры. Это способствовало тому, что в настоящее время в России существуют не только государственные, но и частные учреждения культуры. Условия их создания, деятельности и реорганизации предусматривались Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Кроме того, этот Закон предусматривал ряд льгот для организаций, действующих в сфере культуры [9].

Важным шагом на этом пути стало принятие ФЗ № 73 от 25.06.2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»: основной задачей в сфере культурного наследия является обеспечение сохранности объектов культурного наследия всех видов и категорий, включая осуществление их государственной охраны, сохранения, использования и популяризации в соответствии с законодательством [10]. В пункте 2 ст. 15 Федерального закона от 25 июня 2002 г № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» прописано Положение о Едином государственном реестре объектов культурного наследия. Единый реестр представляет собой государственную информационную систему, включающую в себя банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования, методов и формы ведения реестра [11]. Также утверждено Положение о государственном контроле в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утверждённым постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. № 1204 «Об утверждении Положения о государственном контроле в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» [12].

Кроме того, в областях Верхнего Поволжья действуют следующие региональные законодательные акты, направленные на охрану  объектов культурного наследия:

  • Закон Ярославской области от 5 июня 2008 г. № 25-з «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Ярославской области» [13];
  • Закон Владимирской области от 6 апреля 2004 г. № 21-ОЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) Владимирской области» [14];
  • Закон Костромской области от 28 сентября 2011 г. № 114-5-ЗКО «О внесении изменений в статьи 13 и 19 Закона Костромской области «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры), расположенных на территории Костромской области» [15];
  • Закон Костромской области от 28 сентября 2011 г. № 115-5-ЗКО «О внесении изменения в статью 17 Закона Костромской области «О музейном фонде Костромской области и музеях в Костромской области» [16];
  • Постановление губернатора Костромской области от 04.03.2005 № 100  «О концепции областной целевой программы «Историко-культурное, природное и духовное наследие Костромской области» (до 2020 года)» [17].

Кроме законодательных актов в России получили развитие различные программы, направленные на сохранение и возрождение памятников культуры. Так в 2001 г. была принята Федеральная целевая программа «Культура России (2001-2005 годы)». Была увеличена доля федерального бюджета в финансировании значимых проектов. В нее включены комплексные целевые проекты, связанные с развитием крупных исторических и религиозных центров. Обозначены вопросы правового, научного и информационного обеспечения отрасли в целом [18].

В 2005 г. было принято постановление о создании Совета по взаимодействию с организациями творческих работников при Министерстве культуры и массовых коммуникаций РФ, которое давало возможность ведущим представителям художественной интеллигенции принимать участие в разработке государственной политики в сфере культуры [19].

В 2006-2011 гг. действовала Федеральная целевая программа «Культура России». В целях ее реализации возобновлена работа Координационного Совета по культуре, на заседаниях которого обсуждаются важнейшие вопросы отраслевого развития, региональные проблемы. В число ключевых мероприятий ФЦП «Культура России» в  2006-2011 гг.  вошли Ремонтно-реставрационные работы Георгиевского собора XX в. в городе Гусь-Хрустальный  (Владимирская область), Суздальский кремль, Путевой дворец в г. Твери и ряд других [20].

Кроме федеральных, разрабатывались и региональные программы развития культуры. Несомненным их плюсом является то, что они имеют возможность учитывать местную. Наиболее важные и значимые мероприятия региональных программ финансируются федеральным бюджетом. Здесь следует особо отметить празднование 1000-летия города Ярославля в 2010 г. В рамках празднования юбилея города под эгидой Российской академии художеств и Российской академии наук прошел  Научно-образовательный форум «Сохранение и возрождение духовного и культурного наследия России. 1000-летию Ярославля посвящается», в рамках которого проведены научная конференция, круглые столы, открытые мастер-классы и создание монументального памятного произведения-манускрипта. Завершился проект открытием выставки современного храмового искусства «Русское возрождение» в Успенском соборе [21].

Созданная в 1965 г. Всероссийская общественная организация «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры», стала первой неправительственной структурой в сфере сохранения наследия, объединив в своих рядах не только краеведов-любителей, но, прежде всего, специалистов: архитекторов, историков, искусствоведов, музейных и архивных работников, реставраторов, инженеров-технологов, археологов. При Центральном Совете и региональных отделениях работу по различным направлениям сохранения материального и духовного наследия ведут около 200 секций и комиссий. В 2004 г. специалистами градостроительной и реставрационной секций Центрального Совета оказывалась научно-консультативная помощь, проводилось рецензирование документации, а также подготовка экспертных заключений по проектам памятников истории и культуры, расположенных в городах верхневолжья: Ярославской, Тверской и Владимирской областях. Проводились заседания, на которых рассматривались проекты зон охраны исторических городов, ансамблей садово-паркового искусства, проекты реконструкции, реставрации [22].

В целом, рассматривая сферу охраны памятников культуры в исследуемый период, следует отметить, что учреждения культуры получили в 90-е годы XX века большую самостоятельность: была осуществлена децентрализация управления, значительная часть функций передана в ведение региональных органов власти, где  управленческие решения принимаются с учетом специфики и потребностей региона. Что касается верхневолжского региона, программы и законодательные акты, принимаемые главами региональных центров, направленные на сохранение памятников культуры – в частности храмовой живописи – принимаются повсеместно, но, к сожалению, ввиду недостатка финансирования их недостаточно. Частные благотворительные Фонды в соответствии с Федеральным законом от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» являются сегодня основной движущей финансовой силой в сфере восстановления памятников культуры. При этом, разумеется, государство оставляет за собой законодательную инициативу.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Игнатова О. «Квадрат» за рубль» // Российская газета. Центральный Федеральный округ. http://www.rg.ru/2011/11/24/pamyatniki-site.html

2. Доклад правительству российской Федерации «Архитектура России. Состояние и перспективы развития» // Национальный центр опеки наследия. http://www.ntrust.ru/public.cms/?eid=689221

3. Объекты культурного наследия // Памятники истории и культуры народов Российской Федерации. http://kulturnoe-nasledie.ru

4. Доклад правительству российской Федерации «Архитектура России. Состояние и перспективы развития» // Национальный центр опеки наследия. http://www.ntrust.ru/public.cms/?eid=689221

5. Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 г. положение «Об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства» // Справочная правовая система Консультант Плюс. http://www.consultant.ru/about/software/cons/

6. Указом Президента России от 01.07.1996 № 1010 «О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации» // Справочная правовая система (СПС) Консультант Плюс. http://www.consultant.ru/about/software/cons/

7. Ярославская иконописная мастерская "Ковчег" стала лауреатом Премии Центрального федерального округа в области литературы и искусства // Официальный сайт иконописной мастерской «Ковчег». http://iconkovcheg.com/topics/99

8. ФЗ от 11 августа 1995 г № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» // СПС Консультант Плюс. http://www.consultant.ru/about/software/cons/

9. ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». // СПС Консультант Плюс.  http://www.consultant.ru/about/software/cons/

10. ФЗ № 73 от 25.06.02 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» // СПС Консультант Плюс. http://www.consultant.ru/about/software/cons/

11. Приказ от 27 февраля 2009 г. № 37 об утверждении положения о Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации // СПС Консультант Плюс. http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=87318


© Е.И. Петрова,  Журнал "Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики".
 
 
 

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ:  Перепечатка материалов допускается только в некоммерческих целях со ссылкой
на оригинал публикации. Охраняется законами РФ. Любые нарушения закона преследуются в судебном порядке. © ООО "Научные технологии"

Книжные Изданияbadge

badge
  • Реструктуризация информационного пространства органов государственной власти Санкт-Петербурга
  • Профессия «Бухгалтер»: прошлое, настоящее, будущее
  • Финансово-кредитная политика России
  • О недостаточности категории «графическое слово» для описания языкового материала арабского литературного языка (в связи с акцидентальными письменными словами в АЛЯ)

 

Текущие статьи

Институционализация социальной ответственности бизнесаИнституционализация социальной ответственности бизнеса
К.Б. Сафонов,  (К.филос.н., преподаватель Новомосковского института...
Я-Субъект в условиях юридического дискурсаЯ-Субъект в условиях юридического дискурса
О.А. Крапивкина,  (К.филол. н., доцент кафедры иностранных языков,...
Вопросы формирования корпуса мировых судей в процессе разработки судебных уставов (1861-1864 гг.)Вопросы формирования корпуса мировых судей в процессе разработки судебных уставов (1861-1864 гг.)
Ю.В. Щедрина,  (К.ист.н., Доцент кафедры государственного права...
Сущность либерализма: основные подходыСущность либерализма: основные подходы
Д.А. Зотов,  (ГБОУ ВПО «Забайкальский государственный...

Журнал - Маркшейдерия и Недропользование Журнал Земля и Недвижимость Сибири Журнал - Минеральные Ресурсы России. Экономика и Управление Журнал - Геология Нефти и Газа Журнал - ГЛОБУС: Геология и Бизнес

Последние комментарии

RSS
VIP Studio Retro
levitra bitcoin