keflex 750

Login

VIP Studio - журнал «Современная наука»

Russian (CIS)English (United Kingdom)

Преобразования в системе художественного образования средней школы опаздывают на 100 лет

E-mail Печать

Л.Б. Сурина,  (Кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет»)

 

Серия «Гуманитарные науки», № 2-2012

В статье поднимается вопрос о перестройке системы образования в общеобразовательной школе в области изобразительного искусства. С точки зрения автора необходимость перестройки системы обусловлена возникшей у общества потребностью в активной творческой личности, владеющей такими понятиями как художественная культура, концептуальное искусство, а также умеющей реализовать свои возможности в процессе созидательной деятельности.

Преобразования, происходящие в соци­ально-экономической и культурной сферах современного российского обще­ства, закономерно вызывают необходимость обновления системы  художест­венного образования, призванного выполнять особую роль в сохранении и развитии отечественных культурных традиций, самоидентификации творче­ской личности и интеграции её достижений в мировую культуру при созда­нии художественных ценностей в процессе творческого освоения мира. Мировой опыт эстетического развития личности показывает, что именно художественное образование все в большей мере при­обретает элементы будущей новой универсальной модели, симво­лом и струк­турным центром которой становится  творческая активность личности в единстве науки и культуры [5].

Кризисные явления культуры нового века свидетельствуют о том, что в современном мире технократическое мышление подчинило себе науку, ис­кусство, образование. Мы рассматриваем возможности художественного образования как базисную основу для развития  творче­ской активности современного человека. У которого для понимания искусства, изобразительного в особенности, должен быть накоплен “культурный слой” – первоначальные знания, которые будут обогащаться новыми и новыми.

Заслуга разработки первых программ по курсу композиции в пропедевтической интерпретации принадлежит нашим соотечественникам Я.Г. Чернихову, Н.А. Ладов­скому, П.А. Флоренскому. Однако школьное художественное образо­вание ХХ века не стало приемником этой искусствоведческой теории, на уроках изобразительного искусства до сих пор используются традиционно сложившиеся формы методического воздействия, а предметно-преобразую­щая творческая деятельность, в разных фор­мах дос­тупная учащимся, представлена недостаточно, что является существенным препятствием для интенсивного развертывания учебного процесса в сторону освоения пропедевтических основ искусства [4]. Беда настоящего положения в обучении изобразительному искусству в том, что мы не даем человеку с детства необходимой азбуки первоначальных знаний о композиции, цветоведении, формообразовании, а учим рисовать с натуры, не задумываясь над развитием творческой активности, а тем более восприятия продуктов творчества. Следуя этому принципу, мы получаем на выходе из школы личность, в лучшем случае, знающую только азбуку, но не задумывающуюся над размещением смысловых акцентов, т.е. понимающую смысл символа и знака в изобразительном искусстве, а тем более, “читающую” выразитель­ный язык композиции [6].

 Именно по­этому развитие системы художественного образования в школе невозможно без привлечения внимания к вырази­тельным возможностям современного искусства, с одной стороны, и по­вышенной требовательностью к таким каче­ствам личности, как творческая ак­тивность, способность к продуктивному неординарному мышлению, с другой.

Пластический язык концептуального искусства обладает свойственными ему знаково-символическими средствами и применяется в создании современного творческого продукта. Отсутствие теоретических и практических навыков работы с законами гармонизации композиции в процессе творческой деятельности ограничивает возможности учащихся в самореализации и самовыражении. Расширение диапазона средств пластических искусств, введение основ цветоведения, формообразования и композиции  в педагогиче­ские технологии на уроках изобразительного искусства дает новые возможности для раскрытия творческого потенциала личности, позволяет развить творческую активность в коммуникативную форму. В этом контексте все больше актуализируется проблема наиболее раннего развития творческой активности школьников средствами пластических искусств в системе художественного образования.

Обращение нами к функциональному потенциалу средств пластических искусств, как фактору развития творческой активности школьника  обусловлено, с одной стороны, наукой (актуализацией развивающего обучения), с другой – развитием самого искусства, новым пониманием формы, колорита, композиции, с третьей – реформированием художественного образования, а главное его возможностями в развитии творческой активности личности.

В искусствоведческой теории пластические искусства определяются как виды искусства, про­изведения которых существуют в пространстве, не изменя­ясь и не развиваясь во времени, воспринимаются зрением [1].

В педагогиче­скую литературу понятие о пластических средствах как о пропедевтических осно­вах обучения пластическим искусствам было введено в 20–30 годы ХХ века, во время активного становления беспред­метного искусства (су­прематизма), художественного конструирования (конст­рукти­визма), в период реформ художественного образования.

Я.Г. Чер­ни­хов и Н.А. Ладов­ский – авторы вышеуказанных художественно-образовательных программ указывают на то, что во всех видах изобразительного искусства присутствует универсальный ком­плекс пластических средств, который включает в себя наиболее общие для всех компоненты (цвет, форму, композицию). При этом цвет есть  способ выраже­ния содержания через его эмоциональное восприятие; форма – через структурно-про­странствен­ные характери­стики взаимодействия массы и простран­ства, нахо­дящихся между собой в оп­ределенных количественных и ка­чественных отноше­ниях; композиция – через логические законы (выделение доминанты, дина­мики–статики, контра­стов–нюансов, симметрии–асимметрии, хаоса–ритма) [7].

К школьному возрасту рисунок, цвет и особенно цве­товые сочетания в рисунке начинают значить для детей больше, чем просто обозначение предмета. Так рисунок является особым видом тек­ста, который можно передавать во времени и пространстве другим людям. В этом смысле рисунок выступает формой сообщения, ав­тор — отправителем, а зритель — реципиентом, получателем за­ключенной в нем информации.

Предметно-номинативная функция цвета сменяется живописной, то есть он начинает использоваться рисовальщиком в качестве средства придания образам сложных, нюансных характеристик, эмоциональной выразительности. Это еще боль­ше повышает изоморфизм изображения, содержательность и выра­зительность рисуночного текста. Рисовальный язык детских рисун­ков наполняется образными определениями, своеобразными цвет­ными “прилагательными”.

Форма в обыденном значении слова – внешний вид, в философском смысле – способ существования и выражения содержания. Форма на плоскости и в объеме образуется взаимодействием массы и простран­ства, которые находятся в определенных количественных и качественных отношениях. На плоскости форма определяется точкой, линией, пятном, а в пространстве разнообразным сочетанием объемных тел. Формой можно назвать единичный объем или сочетание конструктивно связанных ме­жду собой объектов и объемов. Художественная форма – это способ выражения содержания. 

Пластическая форма обладает как внешними признаками, так и несет в себе множество содержательных значений, неразрывно связанных логических и эмоциональных характеристик. Овладение приемами стилизации формы в процессе творческой деятельности помогает уйти учащимся от стереотипного чтения формы объекта за счет логического “препарирования” содержания общего по­нятия, его аналитического расчленения на составляющие смысловые части.

Л.С. Выготский, А.А. Басова, К. Ричи, Дж. Сели возраст младших школьников называют  наиболее благоприятным для развития творческой активности в процессе художественного образования, так как именно в начальной школе детьми осваивается важнейшее художе­ст­венное средство, а именно композиционная выразитель­ность. Дети 6 лет уже легко решают задачи стилизации формы, т.к. находятся на этапе схематичного развития рисунка. Известно, что рисунки младших школьников отли­чает от реалистического изображения старших детей именно условный язык образной выразительности и смысловой содер­жательно­сти, потому что они рисуют не так, как видят, но, главным образом, как представляют себе окружающий мир.

Выработанные в разных видах челове­ческой деятельности знаковые сис­темы становятся доступны учащимся через подражание, понимание и формирование внутренних структур собственной психики. В отли­чие от словесного способа передачи информации, предполагающего последовательное разворачивание пере­даваемого сообщения в про­странстве и времени, композиционные рисунки несут в себе компактно изложенную информацию, которая воспринимается одно­актно, т.е. одновременно в большом объеме.

Оперируя отвлеченными элементами формы, дети легко усваивают навыки использования графических знаков для записи и передачи внутренних чувств и размышлений.

К 7–8 годам художественная форма детских рисунков становится более информативна, особенно в отношении пере­дачи эмоциональных состояний. Даже совсем маленькие дети уже в той или иной мере знакомы с коммуникативной функцией рисунка, используя его как повод к общению с другими людьми (показывают рисунки близким, расска­зывают о них, рисуют страшное, чтобы напугать, или смешное, что­бы развеселить возможных зрителей).  Поэтому форма изучается не только как наложение, пересечение объектов в пространстве и на плоскости, а как бесконечное многообразие форм в их смысловом значении, которое способно передать личностное отношение к изображаемому объекту.

Категории и средства композиции еще больше расширяют диапазон средств пластических искусств и содержат в себе основной потенциал в разви­тии твор­ческой активности школьников в процессе художественно-творческой деятельности. Отметим, что цветовые, плоскостные и объемно-пространственные композиции аккумулируют в себе знания всех средств пластических искусств, связанных между собой основными законами.

Композиционная деятельность имеет двойственную природу и находится на стыке искусства и науки.

Композиция как искусство тяготеет к области бессознательного и основана на эмоционально-чувственном восприятии прекрасного. Пластическое произведение может нести в себе информацию о мировоззрении, идеальных представлениях, эстетических предпочтениях, переживаниях и настроениях автора, его образном мышлении и фантазии.

Композиция как наука относится к области сознательного, рационального и отвечает всем требованиям к построению теории: наличие объекта и предмета исследования, системных категорий и понятий, принципов и средств. Теория композиции изучает вопросы формально-эстетической организации художественного произведения, вскрывает объективные закономерности его построения и составляет существо творческой деятельности, основанного исключительно на знании [3].

Подобная неоднозначность понятия “композиция” значительно осложняет формирование системы требований к творческим работам младших школьников. На наш взгляд, адаптированные для восприятия этой возрастной категории  законы построения композиции должны являться основой для изучения изобразительного искусства на всех последующих ступенях обучения. Полагаясь на закономерности развития детского рисунка,  как объективного процесса, можно выявить способности младшего школьника к осознанным и целенаправленным действиям в решении изобразительных композиционных задач. Тем не менее, только под руководством учителя, обладающего высокой педагогической культурой, в определенных педагогических условиях у них возникает возможность освоить средства пластических искусств, а именно начальный курс построения композиции, цветоведения и формообразования.

Композиция в пластических искусствах, как указывалось выше, содержит ряд логических законов, применение которых усиливает выразительность содержания, является инструментом построения пластического произведения и формирования его художественного замысла. Содержанием художественно-образовательного процесса, учитывающего возрастные особенности детей, должна стать пропедевтическая деятельность учащихся в области построения композиции, т.е. составление цветовых, плоскостных и объемно-пространствен­ных композиций на определенные темы.

Композицион­ная деятельность является важным звеном сочинения любой художественной формы. В учебном процессе она является основой практикумов. Её методиче­ское значение определяется тем, что мышление ребенка наиболее интенсивно развивается в процессе практических действий – игры с формой, цветом и собст­венно композицией. В качественном отношении эта деятельность носит как ре­продуктивный, так и продуктивный (творческий) характер, а в содержатель­ном – включает практически все виды человеческой деятельности. Так в созида­тельной – создание нового продукта, познавательной – изучение структуры объекта, эстетической – гармонизация формы, ценностно-ориентационной – освоение эстетических ценностей, коммуникационной – передача и получение ин­формации.

Сред­ства композиции рассматриваются нами – как способ решения формаль­ных задач с помощью логических законов применяемых в области изобрази­тельного искусства для выразительности содержания. К таковым относится следующий ряд: выделение и развитие доминанты (фигура-фон); обозначение когнитивных и эмоциональных контрастов и нюансов по смыслу, по форме, по цвету; организация картинной плоскости в динамичной или статичной форме, выявление ритма из хаоса. Ряд законов построения композиции как совокуп­ность образных функциональных и структурных значений способствует обу­чению детей сугубо пластическим задачам формальной композиции. Пони­мание основ пластической композиции как системы и средств визуального синтеза (гармонизации), целостное восприятие которых создает домини­рующую основу, сочетает в себе весь комплекс средств пластических ис­кусств.

Таким образом, изобразительные искусства взаимосвязаны между со­бой не только основными эстетическими категориями, но, прежде всего, об­щими законами построения плоскостной и объемной композиции, законами цветоведения и  формообразования.

Педагогический потенциал художественного образо­вания при использовании средств пластических искусств (цвет, форма, ком­позиция) становится важными инструментами  становления познавательных процессов и механизмов детской психики (внимания, восприятия, мышления, вооб­ражения, памяти), что обога­щает и расширяет арсенал обучающихся изобразительному искусству, воздей­ствуя косвенно на язык и содержание художественного образования.

Рассматриваемые нами пропедевтические основы концептуального искусства – это резерв об­разовательного пространства, проявляющийся в по­этапном создании основ для развития творческой активности личности в ходе рефлексии и обогащения ее ин­дивидуального опыта воспри­ятия  в результате овладения средств пластических ис­кусств.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ванслов, В.В. Постижение искусства – М.: Знание, 2005. –  224 с.

2. Ладовский, Н.А. Основы построения теории архитектуры. – М.: Известия ассоциации новых архитекторов, 1926. – 368 с.

3. Мелодинский, Д.Л. Архитектурная пропедевтика (История, теория, практика). – М.: Эдиториал УРСС, 2000. – 204с.

4. Проект концепции образовательной области “Искусство”. – М.: Министерство образования РФ. – 2000. – 18 с.

5. Сурина, Л.Б. Философские подходы к пониманию сути творческого про­цесса // Вестник Южно-Уральского государственного уни­вер­ситета. – 2006. –  №16. – С. 22–26.

6. Сурина, Л.Б. Особенности педагогического процесса развития творче­ской активности детей средствами пластических искусств // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – 2006. – №9. – С. 30–36.

7. Чернихов, Я.Г. Психология деятельности и способности человека : учеб. пособие для вузов. – 2-е изд. –  М.:  Логос, 1996.  – 318 с.


© Л.Б. Сурина,  Журнал "Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики".
 
 
 

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ:  Перепечатка материалов допускается только в некоммерческих целях со ссылкой
на оригинал публикации. Охраняется законами РФ. Любые нарушения закона преследуются в судебном порядке. © ООО "Научные технологии"

Книжные Изданияbadge

badge
  • Реструктуризация информационного пространства органов государственной власти Санкт-Петербурга
  • Профессия «Бухгалтер»: прошлое, настоящее, будущее
  • Финансово-кредитная политика России
  • О недостаточности категории «графическое слово» для описания языкового материала арабского литературного языка (в связи с акцидентальными письменными словами в АЛЯ)

 

Текущие статьи

Феномен ВВС (British Broadcasting Corporation): ценностный и лингвистический аспектыФеномен ВВС (British Broadcasting Corporation): ценностный и лингвистический аспекты
Е.А. Подольских,  (Аспирант, Самарская Государственная Академия...
Психолого-педагогические особенности детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типаПсихолого-педагогические особенности детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа
Л.В. Хорошко,  (Аспирант, Московский Государственный Областной...
Конвенциональность в современной деловой коммуникацииКонвенциональность в современной деловой коммуникации
М.Ю. Лубенец,  (Аспирант, Сургутский государственный педагогический...
Устойчивый феномен глобализацииУстойчивый феномен глобализации
С.Б. Никонов,  (Кандидат политических наук, доцент, Санкт-Петербургский...

Журнал - Маркшейдерия и Недропользование Журнал Земля и Недвижимость Сибири Журнал - Минеральные Ресурсы России. Экономика и Управление Журнал - Геология Нефти и Газа Журнал - ГЛОБУС: Геология и Бизнес

Последние комментарии

RSS
VIP Studio Retro
viagra super force