keflex 750

Login

VIP Studio - журнал «Современная наука»

Russian (CIS)English (United Kingdom)

Роль мотивационно-потребностной сферы в развитии спортивной карьеры

E-mail Печать

Е.П. Максачук, (К.п.н., Московская государственная академия физической культуры и спорта, МО, Раменский район)

 

Серия «Гуманитарные науки», № 1-2012

Личность юного спортсмена  проходит стадию самоопределения, и учебно-тренировочный процесс должен помогать этому, создавая все необходимые условия.  Мотивационно-потребностная сфера, особенно на начальном этапе подготовки, является резервом, за счет которого спортсмен может выйти на более высокий уровень мастерства. Проведенное в декабре 2011 года социологическое исследование помогло выявить некоторые составляющие спортивной карьеры, которые помогут стойко выдержать непростой путь становления в спорте.

Спортивная  карьера представляет собой многолетнюю деятельность, нацеленную на высокие спортивные достижения и связанную с постоянным самосовершенствованием человека в одном или нескольких видах спорта. Формирование личности претерпевает целый ряд ступеней биологического и социального развития. Изучение потребностей и мотивов, лежащих в основе спортивной деятельности, позволяет понять, почему формируется тот или иной тип личности, который определяет ее деятельность и поведение.

Многие исследователи отмечают, что мотивационно-потребностная сфера составляет ядро личности, т. к. именно мотивы и потребности детерминируют поведение и деятельность индивида.   Осью самосознания личности выступают ценности физической культуры, определяя ее мировоззрение, социальную  устойчивость, мотивацию [2].

Под мотивационной сферой личности понимается вся совокупность ее мотивов, которые формируются и развиваются в течение жизни. Потребностно-мотивационная сфера характеризует направленность личности лишь частично, являясь ее основой, базисом. На этом фундаменте формируются жизненные цели личности. В целом эта сфера подвижна и развивается в зависимости от обстоятельств. Но некоторые мотивы относительно устойчивы и, доминируя, образуют как бы стержень всей сферы (в них проявляется направленность личности).

Проведенное в декабре 2011 г социологическое исследование показало, что большинству учащихся детско-юношеских школ учебно-тренировочные занятия в целом нравятся (74,6%), однако с возрастом наблюдается тенденция к снижению данного показателя. Требует особого внимания тот факт, что  пропускают тренировки тогда, когда нет настроения, около  51,5% юных спортсменов,  причем в основном это 16-тилетние юноши и девушки. Для 54,5% юных атлетов спорт – это средство для отдыха и развлечения, почти 32% отмечают только физическое развитие, и  всего лишь 13,6%  признают всестороннее развитие личности в спорте. 

Прослеживается определенная закономерность – с возрастом снижается интерес к спортивной деятельности, и большинство юных атлетов не рассматривают спорт как средство для гармонического развития личности.

Следовательно, необходимо создать потребностно-мотивационную сферу в учебно-тренировочном процессе юных спортсменов, основными компонентами которой являются:  общение (коммуникативная функция), психическое удовлетворение от спортивной деятельности, самовыражение, участие в соревновательной деятельности,  будущая профессиональная деятельность, высокий спортивный результат, целенаправленное развитие физических качеств, приобретение умений и навыков, расширение кругозора.               

Коммуникативная потребность, на первый взгляд, ясна: спортсмены общаются друг с другом, с тренером, знакомятся с новыми людьми на соревнованиях и  сборах. Но в дополнение к вышесказанному можно предложить организацию встреч с именитыми спортсменами, что значительно повысит интерес к занятиям.

Самовыражение для юного спортсмена является неотъемлемой частью процесса его социализации. Учащимся необходимо убедиться в том, что они могут достичь определенного результата, особенно в деятельности, которая является для них важной.  В связи с тем, что учебно-тренировочный процесс предусматривает всестороннее развитие личности, наряду с приобретением умений и навыков необходимо использовать когнитивный компонент.

По данным социологического исследования,  49,7% учащихся ДЮСШ оценивают свои знания в области спорта как «недостаточные». А ведь многим юным спортсменам было бы интересно узнать, как охарактеризовать физические качества, их законы развития, основные исторические факты физической культуры и спорта.

Таким образом, выявляется потребность в формировании ценностей спортивной культуры.  М.А. Арвисто все ценности, связанные со спортом, подразделяет на 2 группы [1]. В первую группу  он включает ценности, связанные с функциональным содержанием спорта (в этом случае в качестве ценности выступает сама деятельность с ее эмоциональными моментами). Ко второй группе он относит все те ценности, средством достижения которых служит спорт. К ним он относит следующие ценности: общение (иметь друзей, быть среди других); красота (наслаждаться красотой зрелищ, спортивной борьбы); физическое «я» (биологические ценности спорта: здоровье, телосложение, физические качества); материальные ценности (разные льготы со стороны общества); знания; социальное признание; авторитет; самоактуализация (испытание своих сил, стремление к использованию своих способностей); сила воли и смелость; чувство долга (перед коллективом, Родиной и т.п.); полезность другим (чувство своей необходимости для других).

На создание потребностно-мотивационной сферы оказывает влияние совокупность внешних и внутренних условий [2]. В качестве внешних (по отношению к спортсмену) могут быть выделены следующие условия: деятельность тренера, содержание занятий, методы обучения и развития двигательных качеств, уровень педагогического мастерства тренера, материально-техническое оснащение спортивной базы учебного заведения, психологический климат в группе, единство требований педагогического коллектива, а также семьи. К внешним условиям относятся и те взаимодействия с окружающими людьми, в которые вступают юные спортсмены в процессе занятий спортом.

Внутренними условиями становления мотивации могут быть выделены те качественные изменения в психическом развитии, которые возникают у  молодежи при включении их в организуемые педагогом занятия физическими упражнениями. Сюда можно отнести: формы взаимодействия и общения с другим человеком; направленность личности спортсмена (на потребление или создание, на индивидуальные или общественные цели) в процессе занятий спортом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При наличии выше рассматриваемых компонентов, которые в совокупности представляют собой потребностно-мотивационную сферу, можно предполагать повышение посещаемости занятий в ДЮСШ, улучшение спортивных результатов, а также обеспечение психологического комфорта в группе.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Арвисто, М.А. Мотивация физкультурно-спортивной деятельности / М.А. Арвисто. - М.: Физкультура и спорт,1982.

2. Кузменко Г.А. Психолого-педагогические основы спортивной подготовки детей 9-12 лет/Г.А. Кузменко. – М.: Советский спорт, 2008. – 268 с.


© Е.П. Максачук,  Журнал "Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики".
 
 
 

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ:  Перепечатка материалов допускается только в некоммерческих целях со ссылкой
на оригинал публикации. Охраняется законами РФ. Любые нарушения закона преследуются в судебном порядке. © ООО "Научные технологии"

Книжные Изданияbadge

badge
  • Реструктуризация информационного пространства органов государственной власти Санкт-Петербурга
  • Профессия «Бухгалтер»: прошлое, настоящее, будущее
  • Финансово-кредитная политика России
  • О недостаточности категории «графическое слово» для описания языкового материала арабского литературного языка (в связи с акцидентальными письменными словами в АЛЯ)

 

Текущие статьи

Социальная эволюция бюрократической элиты Российской империи в начале XX в.Социальная эволюция бюрократической элиты Российской империи в начале XX в.
С.В. Куликов, (кандидат исторических наук, старший научный сотрудник,...
Секреты Полишинеля: когда закончилась Оттепель XIX столетия?Секреты Полишинеля: когда закончилась "Оттепель" XIX столетия?
А.К. Кириллов, (к.ист.н., доцент Специализированного учебно-научного...
ФЕНОМЕН БЮРОКРАТИИФЕНОМЕН БЮРОКРАТИИ
Ю.Б.Миндлин, (к.э.н., доцент, Всероссийская государственная налоговая...
Современная космология: критика и новая картина мираСовременная космология: критика и новая картина мира
А.С. Чесноков, (Кандидат физико-математических наук)...

Журнал - Маркшейдерия и Недропользование Журнал Земля и Недвижимость Сибири Журнал - Минеральные Ресурсы России. Экономика и Управление Журнал - Геология Нефти и Газа Журнал - ГЛОБУС: Геология и Бизнес

Последние комментарии

RSS
VIP Studio Retro
viagra super force