keflex 750

Login

VIP Studio - журнал «Современная наука»

Russian (CIS)English (United Kingdom)

Контексты и акторы международной миграции

E-mail Печать

О.В. Зылёва, (Аспирант, Гуманитарный Университет, Екатеринбург)

Серия «Гуманитарные науки», № 1-2012

Статья посвящена анализу контекстов и акторов международной миграции. Говорится о сложности управления миграционными потоками из-за конфликта интересов принципиальных акторов. Подчеркивается необходимость проведения пошаговой политики на международном, национальном и местном уровнях.

Благодаря процессу глобализации, международная миграция охватила все континенты, страны и регионы мира, воздействуя на многие сферы жизнедеятельности людей. Миграционные потоки из менее развитых стран в более развитые невозможно будет остановить в ближайшей перспективе, поскольку социальные и экономические условия жизни в странах назначения привлекательны для мигрантов, сравнивая с менее удовлетворительными местными условиями. Даже если условия жизни в странах происхождения достигнут современного уровня принимающих мигрантов стран, то последние также будут продолжать развиваться в экономическом и социальном плане, оставаясь привлекательными для иммигрантов. Кроме того, международные миграционные потоки становятся структурным и динамичным фактором для населения планеты. Естественно, встает задача эффективного управления этими потоками с целью гармоничного развития всех регионов мира.

Каждая страна назначения проводит свою политику в отношении мигрантов. С целью повышения её эффективности предлагаем рассмотреть три основных контекста (демографический, экономический, социальный) и девять акторов международных миграционных потоков (их также называют 9 протагонистов так называемой «миграционной игры»). [1, P. 89-96]

Сегодня и, вероятно, в будущем демографический, экономический и социальный контекст окажут значительное влияние на все увеличивающееся миграционное давление. В рамках демографического контекста следует обратить внимание на количественный дисбаланс между «северным» и «южным» регионами мира, который может служить фактором будущего миграционного давления. Миграционные потоки являются результатом сокращения работоспособного населения «северной» части мира и невероятного увеличения работоспособного населения «южной» части мира. Кроме того, снижение уровня рождаемости и увеличение продолжительности жизни (другими словами старение населения) в северных регионах приведет к сокращению работоспособного населения. В южных же регионах складывается диаметрально противоположная ситуация, и, как результат, местный рынок труда не в состоянии трудоустроить всех желающих, поэтому население в возрасте от 20 до 39 лет становится потенциальными мигрантами.

На наш взгляд, экономический и социальный контекст тесно связаны между собой. Поскольку важным условием для международной миграции является доступ к культурным, финансовым и профессиональным ресурсам, а слишком низкий уровень дохода на душу населения преграждает путь к эмиграции, у бедных слоев населения отсутствуют возможности развития материальных и интеллектуальных  инструментов, необходимых для международной миграции. Также, слишком низкий уровень дохода на душу населения, как правило, свидетельствует о высоком уровне безграмотности.

Большая часть трудовых ресурсов в менее развитых странах сосредоточена в сельскохозяйственном секторе экономики. Для национального развития необходим экономический рост и модернизация сельского хозяйства. Пока это не произойдет, повышенное миграционное давления в более развитые страны будет неизбежно. Нельзя забывать, что проведение модернизации сельского хозяйства в странах происхождения мигрантов приводит к переизбытку рабочей силы в первичном секторе экономики. Сложность возникает и при переходе к вторичному и третичному сектору экономики, поскольку не создается достаточное количество рабочих мест для местного населения, и, как результат, снова появляется избыток рабочей силы. А повышение уровня образования населения, что является фундаментальным условием развития любой страны,  может привести к качественному дисбалансу на рынке труда при отсутствии спроса. Также образование способствует феминизации трудовых ресурсов, которая представлена в качественно другом предложении.

Такой количественный и качественный дисбаланс в странах происхождения и назначения будет только увеличиваться, несмотря на все возможные направления развития, упомянутые выше.

От глобальной перспективы, демографических, экономических, социальных и образовательных факторов перейдем к менеджменту миграционных потоков, который все сложнее осуществлять из-за социального и политического давления, ими зачастую провоцируемого.

Для этого обратимся к принципиальным акторам международной миграции, обладающим разными ролями, силами, возможностями. Первый актор - отдельный индивид, требующий предоставления права покинуть свою страну. Второй - страна назначения, стремящаяся к продолжению гармоничного социо-экономического развития, выдвигающая квоты для мигрантов, как правило, носителей определенных характеристик. Страны назначения обычно преследуют следующие цели: рост темпов экономического развития, в первую очередь, на своем внутреннем рынке и, если это возможно, в странах происхождения и транзитных государствах; решение проблемы качественного и/или количественного дисбаланса на рынке труда, исходя из существующего спроса и предложения трудовых ресурсов; содействие проведению модернизации, развитию или экономическому восстановлению конкретного сектора производства; и, конечно же, улучшение демографической ситуации. Конфликт первых двух протагонистов еще более усложняется из-за все большего вовлечения транзитных государств, являющих собой следующий актор. Они в свою очередь не хотят, чтобы нерегулярные мигранты эксплуатировали их как некий перевалочный пункт. Следующий актор – торговцы людьми, которые зарабатывают на нуждах и отчаянье мигрантов.

В добавлении к выше перечисленным протагонистам, добавляют  страны происхождения мигрантов, где благодаря оттоку населения уменьшается давление на местном рынке труда и создаются благоприятные экономические условия для большого количества семей мигрантов благодаря денежным переводам. Страны происхождения стремятся к экономическому развитию, сокращая количественное предложение на местном рынке труда; к получению денежных переводов, что способствует росту благополучия семей, вовлеченных в международную миграцию; к модернизации и развитию общества и экономики; укреплению экономических и социо-культурных связей со странами назначения.

Семьи мигрантов, в свою очередь, являются выталкивающим фактором с психологической, эмоциональной и, конечно же, финансовой точки зрения. А миграционные сети [2, P. 448-454]  являются важным притягивающим фактором. Работодатели стран назначения стимулируют приток нерегулярных мигрантов с целью обеспечить рынок труда дешевой рабочей силой и, конечно, извлечь из этого прибыль. И, наконец, последний актор – другие страны назначения, чья миграционная политика влияет на потоки людей в конкретную страну. Примером может служить Европейский союз, где гарантируется свободное передвижение людей на основании Шенгенского соглашения.

В контексте международной миграции следует обратить внимание на значительное развитие средств транспорта, оказывающих влияние на развитие отдельной страны, можно считать инструментом, активно взаимодействующим со всеми девятью протагонистами «миграционной игры» и стимулирующим увеличение миграционных потоков.

Размышляя о современных демографических и экономических трендах и сопутствующих международных миграционных потоках, можно провести параллель с наиболее известным парадоксом Зенона об Ахиллесе и черепахе [3, С. 149]. А именно, даже если некоторые менее развитые страны сегодня значительно улучшают свои экономические, социальные и образовательные условия, а уровень экономического роста в них выше, чем в развитых странах, то разница, например, в уровне дохода на душу населения  в странах происхождения и назначения не только не уменьшится, но и увеличится. Опираясь на парадокс Зенона, уместно задать вопрос – есть ли реальный шанс у стран происхождения мигрантов достичь примерно одинакового качества жизни, что и в странах назначения, чтобы со временем сократить, а затем и остановить эмиграцию?

Вероятно, так называемый «миграционный парадокс» сможет предложить некоторые ответы и стратегии для политических решений, в надежде продемонстрировать, что даже при сохранении определенной дистанции, все регионы и страны мира в будущем смогут достичь достойного уровня жизни. Но насколько необходимо сократить социо-экономическую дистанцию между странами, чтобы снизить давление миграционных факторов выталкивания и притяжения? [4, P. 89]

Рассмотрев возможные акторы, их взаимодействие и конфликт интересов, напрашивается вывод - отдельной стране назначения практически невозможно эффективно управлять международной миграцией. Даже будучи самым сильным игроком, у неё есть ряд ограничений в действиях, тогда как более слабые игроки могут быть достаточно более гибкими в своих стратегиях и действиях. Необходимо проведение пошаговой политики на международном, национальном и местном уровнях. Миграционная политика должна основываться на пяти принципах: понимание миграционного процесса, определение реалистичных целей, сочетание долгосрочной и временной миграции, двусторонние, многосторонние, международные соглашения, надлежащие статистические информационные системы. [4, P. 99]

Несмотря на успехи в достижении поставленных целей и решении конкретных задач, миграционная политика развитых стран зачастую страдает непоследовательностью и просчетами принимаемых решений. Страны назначения по сей день находятся в поиске более эффективных подходов к управлению миграционными потоками. Быстрое реагирование на изменение ситуации помогает им минимизировать негативные последствия миграционных процессов. Опыт развитых стран в управлении миграцией весьма ценен для Российской Федерации, но ей необходимо выработать свои механизмы для эффективного регулирования миграцией. Нельзя забывать, что Россия уступает многим развитым странам с точки зрения иммиграционной привлекательности. Такие страны, как Великобритания, США, Германия и другие, могут позволить себе проводить селективную политику в отношении иммигрантов (например, отдавать предпочтение мигрантам с определенным  уровнем профессиональной квалификации).


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. A. Golini. Facts and Problems of Migratory Policies. Migration and Development.  Continuing the dialogue: Legal and Policy Perspectives. Edited by J. Chamie, L. Dall’Oglio. 2008. The Center for Migration Studies of New York, Inc. and The International Organization for Migration (IOM). P. 89-102.

2. D.S.Massey, J.Arango, G.Hugo, A. Kouaouci, A.Pellegrino, J.E.Taylor. Theories of International Migration: A Review and Appraisal. Population and Development Review, Vol. 19, No. 3 (Sep., 1993), P. 431-466.

3. Блинников Л.В. Великие философы: Учебный словарь-справочник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательская корпорация «Логос», 1997. 432 c.

4. A. Golini. Facts and Problems of Migratory Policies. Migration and Development.  Continuing the dialogue: Legal and Policy Perspectives. Edited by J. Chamie, L. Dall’Oglio. 2008. The Center for Migration Studies of New York, Inc. and The International Organization for Migration (IOM). P. 89.


© О.В. Зылева,  Журнал "Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики".
 
 
 

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ:  Перепечатка материалов допускается только в некоммерческих целях со ссылкой
на оригинал публикации. Охраняется законами РФ. Любые нарушения закона преследуются в судебном порядке. © ООО "Научные технологии"

Книжные Изданияbadge

badge
  • Реструктуризация информационного пространства органов государственной власти Санкт-Петербурга
  • Профессия «Бухгалтер»: прошлое, настоящее, будущее
  • Финансово-кредитная политика России
  • О недостаточности категории «графическое слово» для описания языкового материала арабского литературного языка (в связи с акцидентальными письменными словами в АЛЯ)

 

Текущие статьи

Об избранных направлениях изучения бюрократии Российской ИмперииОб избранных направлениях изучения бюрократии Российской Империи
А. Горак, (Доктор, адъюнкт Университета Марии Кюри-Склодовской, Люблин,...
Риски лжи и фальсификации в СМИ в современном обществеРиски лжи и фальсификации в СМИ в современном обществе
И.А. Пашинян, (Кандидат социологических наук, Заместитель исполнительного...
Контексты и акторы международной миграцииКонтексты и акторы международной миграции
О.В. Зылёва, (Аспирант, Гуманитарный Университет, Екатеринбург)...

Журнал - Маркшейдерия и Недропользование Журнал Земля и Недвижимость Сибири Журнал - Минеральные Ресурсы России. Экономика и Управление Журнал - Геология Нефти и Газа Журнал - ГЛОБУС: Геология и Бизнес

Последние комментарии

RSS
VIP Studio Retro
viagra super force