keflex 750

Login

VIP Studio - журнал «Современная наука»

Russian (CIS)English (United Kingdom)

Экспериментальный подход к изучению особенностей и возможностей развития волевой сферы детей младшего дошкольного возраста

E-mail Печать

Т.А. Серебрякова,  (Кандидат психологических наук, доцент, Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина)

Н.В. Хворостинина, (Педагог-психолог, МБДОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению социально-личностного развития детей № 29, г. Нижний Новгород)

Серия «Гуманитарные науки», № 1-2012

В данной статье находит отражение экспериментальное изучение развития волевой сферы детей младшего дошкольного возраста. Данная проблема является одной из актуальных проблем возрастной и педагогической психологии, а также психологии личности. Именно волевые процессы рассматриваются основным регулятором поведенческих проявлений личности, ее социализации. Организованное на основе определения показателей уровня развития волевых процессов младших дошкольников экспериментальное исследование, объективно доказывает возможность эффективного развития данного личностного образования уже на базовых уровнях онтогенеза.

Проблема развития волевой регуляции поведения вот уже на протяжении не одного десятилетия была и остается одной из актуальных проблем практически всего спектра наук о человеке. Именно высокий уровень развития волевых процессов рассматривается многими учеными как одно из важнейших условий, обеспечивающих оптимальную жизнедеятельность человека в таком сложном, постоянно меняющемся социуме.

Исходя из того, что процесс волевого развития весьма длителен и сложен, начинать эту деятельность необходимо уже с первых лет жизни человека.

Работая в инновационном режиме по проблеме социально-личностного развития детей дошкольного возраста, одним из важнейших структурных компонентов этого развития определили волевую сферу и целью нашей инновационной деятельности мы определяем разработку системы мероприятий, направленных на оптимизацию процесса развития волевой сферы детей дошкольного возраста.

На первом этапе нашей деятельности мы осуществили анализ психолого-педагогических исследований по обозначенной проблематике.

Итогом этого анализа стал вывод о том, что данная проблема является предметом изучения представителей разных областей научного знания о человеке. К исследованию воли обращались и философы (Д.Гартли, Э.Гартман, Г.Гегель, Т.Гоббс, Р.Декарт, И.Кант, А.Шопенгауэр и пр.), и физиологи (П.К.Анохин, Н.А.Берштейн, В.М.Бехтерев, К.Н.Корнилов и пр.). Максимальный же интерес к данной проблематике проявляли и проявляют психологи.

Изучение произвольного поведения, произвольной регуляции различных процессов (как физиологических, так и психических), а также поведения в целом начинается отечественными учеными еще с момента становления отечественной психологии. Так, уже в 20-е годы ХХ столетия исследования произвольной регуляции различных психических процессов в связи с идеей культурно-исторического развития психики человека и опосредствованного характера высших психических функций активно осуществляется Л.С.Выготским и его учениками. В настоящее время исследователи ориентированы на изучение следующих аспектов в области волевой сферы личности:

  • способы регуляции состояний человека и отдельных физиологических и психических процессов (в частности исследование саморегуляции эмоциональных состояний и реакции произвольной регуляции чувствительности анализаторов и состояний возбудимости нервно-мышечных структур) изучаются О.А.Конопкиным;
  • воля как сторона субъективного фактора социального развития анализируется в трудах Ю.Ю.Вейнгольда, Г.Е.Глезермана  А.Ф.Плахотного, В.В.Шаронова;
  • активно-деятельностная природа воли раскрывается в исследованиях В.А.Ойгензихта, А.Ф.Плахотного, В.И.Селиванова, А.Г.Спиркина, В.И.Шинкарук и др.;
  • определению места и роли воли в духовном мире личности уделяют внимание А.И.Дорогова и Б.В.Сафронов;
  • ценностный аспект воли исследуется в трудах Ф.Е..Василюка, В.А.Иванникова, С.Л. Рубинштейна.

Обобщенный подход к анализу исследований в области изучения волевой сферы личности позволяет говорить о том, что воля определяется исследователями как сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать трудности при достижении поставленных целей [1].

Особый интерес для представителей психологического научного знания (особенно для возрастной психологии) представляет изучение особенностей, возможностей и закономерностей развития воли на базовых уровнях онтогенеза (работы  А.М.Богуш, Е.А.Бугрименко, Л.С.Выготского, И.Домашенко, А.В.Запорожца, А.А.Люблинской, Е.О.Смирновой, Г.А.Урунтаевой и др.). Как показывают результаты данных исследований, уже на первом году жизни ребенка начинают формироваться произвольные движения. Со второго года жизни формируется способность к представлениям отсутствующих предметов (благодаря чему поведение ребенка становится более осмысленным). Возрастает время удержания ребенком заданной цели действия, а затем появляется и способность самостоятельно эту цель формулировать. В период от 2 до 3-х лет закладываются основы регулирующей функции речи, что имеет непосредственное отношение к формированию у ребенка внутреннего интеллектуального плана действий. В этот же период времени ребенок делает первые попытки действовать на основе соподчинения мотивов, когда неприятное действие совершается ради привлекательного мотива. А в 3-4 года у ребенка впервые появляются мотивы долга, начинает развиваться способность контролировать как свои действия, так и действия окружающих.

Вместе с тем, особенности волевого поведения, предполагающего способность к побуждению себя на конкретное дело, подчинять свое поведение одному, строго определенному мотиву, принимать решение и исполнять задуманное и пр., позволяет говорить и о том, что незрелость детской психики не дает ребенку возможности сразу проявлять волевые усилия. Не случайно представители возрастной психологии акцентом своих исследований делают изучение механизмов развития волевых процессов у детей дошкольного возраста.

Так, Г.А.Урунтаева [2] отмечает, что существенными компонентами волевого действия выступают возникновение побуждения, осознание и борьба мотивов, принятие решения и исполнение. Волевое действие обобщенно характеризуется целеустремленностью, как сознательной направленностью человека на определенный результат деятельности. Первый этап волевого действия связан с инициативностью, выражающейся в постановке собственных целей, и самостоятельностью, проявляющейся в умении противостоять воздействию других людей. Решительность характеризует этап борьбы мотивов и принятие решения. Преодоление препятствий в достижении целей на этапе исполнения отражается в сознательном волевом усилии, предполагающем мобилизацию физических, интеллектуальных и моральных сил, что для ребенка дошкольного возраста является сложным. Именно поэтому наибольший эффект в плане развития волевых процессов детей дошкольного возраста можно достичь, вовлекая их в различные виды деятельности. Действуя и преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, ребенок постепенно вырабатывает в себе такие волевые качества, как целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, мужество. А исследованием Г.Трошина [1] объективно установлено, что характерной особенностью развития воли в дошкольном возрасте является возникновение у ребенка первых представлений о собственном «Я», которое внешне выражается в словах: «Я хочу», «Я сам». Таким образом, основой же для развития воли в дошкольном возрасте являются его активность и самостоятельность.

Вместе с тем, ученые пришли к выводу о том, что воля, являясь важнейшим новообразованием дошкольного возраста, формируется только под воздействием целенаправленно организованной работы с ним.

На основе осуществленного нами анализа психологических исследований, направленных на изучение возможностей и особенностей развития волевой сферы детей дошкольного возраста, нами  выделены основные направления работы в данной области, которые явились ориентирами для проектирования нами системы работы с детьми:

  • формирование целеполагания, борьбы и соподчинения мотивов, планирования, самоконтроля в деятельности и поведении;
  • развитие способности к волевому усилию;
  • формирование произвольности в сфере движений, действий, познавательных процессов и общения со взрослыми.

Исходя из того, что           эффективность развития волевых процессов (как, впрочем, и всех других психических процессов и состояний ребенка-дошкольника) определяется тем, насколько адресованное ребенку педагогическое воздействие опирается на учете его возрастных особенностей и возможностей, нами спроектирована программа 2 этапа инновационной деятельности, ориентированного на изучение уровня развития волевых процессов наших воспитанников.

В данной статье мы подробно остановимся на характеристике организации работы с детьми младшего дошкольного возраста.

Ориентируясь на осуществленный нами анализ психологических исследований, основными критериями развития волевой сферы детей 3-4-х лет мы выделили:

  • сформированность элементарных правил поведения (волевых привычек), что проявляется в овладении ребенком простейшими культурно-гигиеническими навыками, соблюдении им правил элементарной вежливости, способности придерживаться игровых правил в дидактических и подвижных играх;
  • сформированность волевых качеств:, предполагающая проявление детьми самостоятельности при самообслуживании (при одевании, раздевании), соблюдая при этом определенную последовательность операций; настойчивости, что проявляется в способности ребенка доводить дело до конца (например, в игровой деятельности); организованности, предполагающей способность выполнять требования взрослого вместе со всеми и так же как все; самообладание, проявляющееся в способности отказаться от чего-нибудь приятного, а так же решимости сделать что-нибудь неприятное.

Для изучения уровня развития данных характеристик волевой сферы младших дошкольников мы использовали метод наблюдения, который позволил нам обеспечить реализацию принципа естественности поведения ребенка, поскольку наблюдение что предусматривает минимальное вмешательство экспериментатора в привычные повседневные формы поведения детей. Следует отметить, что в целях «сбора» максимально емкой информации мы использовали наблюдение и в режимные моменты, и в свободной деятельности детей, и в рамках специально организованной непосредственной образовательной деятельности. При этом свое внимание мы акцентировали на  следующих проявлениях детей:

1. Стремиться доводить начатое дело до конца.

2. Проявляет упорство при столкновении с трудностями.

3. Способен продолжать деятельность при нежелании, нехотении.

4. В диалоге со взрослым умеет услышать и понять заданный вопрос не перебивая говорящего взрослого.

5. Выполняет решения без напоминания.

6. Умеет сам найти себе занятие и организовать свою деятельность.

7. Стремиться самостоятельно, выполнить элементарные поручения.

8. При самообслуживании выполняет действия самостоятельно, при небольшой помощи взрослого или сверстника.

9. Соблюдает правил организованного поведения в детском саду, на улице.

10. Умеет действовать совместно в подвижных играх и физических упражнениях, согласовывать движения.

11. Владеет простейшими культурно-гигиеническими навыками (мыть руки перед едой, спокойно вести себя за столом, вытирать рот салфеткой и т.д.).

12. Соблюдает правила элементарной вежливости (здороваться, прощаться, благодарить: говорить «спасибо», «пожалуйста», называть взрослых на Вы, по имени-отчеству, попросить прощения - если обидел кого-то и др.).

13. Способен придерживаться игровых правил в дидактических и подвижных играх (действовать по сигналу, обращаться с просьбой, убирать игрушки на свое место, не кричать громко, не хныкать и пр.).

Степень выраженности проявления воли у детей младшего дошкольного возраста были оценены следующим образом:

  • высокий уровень -2 балла,
  • средний уровень – 1 балл,
  • низкий уровень – 0 баллов.

Результаты проведенного диагностического исследования детей 3-4 лет (в экспериментальном исследовании приняло участие 20 детей) показали, что менее всего у детей развито такое волевое качество как самообладание; у большей части детей (70 %) недостаточно развито и такое волевое качество как организованность; только 20% детей имеют высокий уровень развития настойчивости.

3 этапом нашей инновационной деятельности явилось проектирование системы развивающих психолого-педагогических мероприятий с детьми.

Исходя из специфики дошкольного возраста, а именно того факта, что ведущим видом деятельности на данном возрастном уровне выступает игра, именно данный вид деятельности составил основу разработанной и реализованной в практике работы с детьми системы коррекционных мероприятий. При этом акцент мы делали на то, что  в младшем дошкольном возрасте происходит постепенный переход от сюжетно-отобразительной игры к игре сюжетно-ролевой. Поэтому, создавая условия для сюжетно-ролевых игр детей, мы учили их придерживаться плана игровых действий (отображать несложный сюжет, включающий в себя  ряд последовательных действий, принимать игровую роль и действовать в соответствии с ней и пр.). С целью выработки правил взаимодействия (здороваться, прощаться, благодарить, обращаться с просьбой) обсуждали и проигрывали с детьми ситуации, связанные с организацией общения как со взрослыми, так и со сверстниками. Проявлению самостоятельности в  воспроизведении игровых действий (самостоятельное планирование игровых действий, использование деталей костюмов для выполнения роли, использовать предметов-заместителей) способствовали игровые импровизации.

Для развития у младших дошкольников базовых волевых умений и навыков произвольного поведения мы использовали подвижные игры, которые способствовали обучению детей действовать согласованно, приучали их подчинять свои желания общим правилам. В силу того, что младшие дошкольники еще  не могут запомнить большое количество правил и особенно последовательность их выполнения, педагог организовывал игры на основе 1-2 правил с элементами усложнения заданий, требующих или одновременных или поочередных действий, совершаемых по его сигналу.

Наряду с игровой деятельностью, нами активно использовались различные образовательные ситуации, которые приучали детей   проявлять настойчивость, усидчивость и прочие волевые качества.  Так, наблюдения в природе способствовали становлению у детей процесса организованного восприятия; чтение художественных и слушание музыкальных произведений - развитию волевой регуляции поведения (слушать до конца, не перебивать и т.д.); создание узоров и ритмических рисунков в изобразительной деятельности развивали умение удерживать цель заданий предлагаемых взрослым и т.д..

Таким образом, спроектированная нами система мероприятий, ориентированных на развитие волевых процессов у детей младшего дошкольного возраста включала в себя все возможные виды деятельности, где ребенок должен сдерживать свои побуждения и достигать поставленной цели.

Вместе с тем, эффект, на наш взгляд, может быть достигнут только лишь в условиях специально организованной предметно-развивающей среды. Именно поэтому нами были продуманы направления обогащения предметно-развивающей среды в группе по каждой образовательной области.

Образовательная область «Физическая культура». Предполагает наличие кубиков с картинками, изображающими разные физические упражнения, масок для организации подвижных игр, карт-схем с изображением последовательности расположения атрибутов для самостоятельного выполнения детьми физических упражнений (обруч, гимнастические палки для перешагивания, дуга для подлезания со стрелками).

В образовательной области «Здоровье. Безопасность» предметно-пространственная среда, на наш взгляд, должна  предусматривать широкий спектр алгоритмов организации процессов умывания, одевания, дидактические куклы «Мойдодыр», «Чистюля», коллекция предметов здоровья, рисунки и поделки по мотивам потешек, набор предметных  картинок  по гигиене, набор сюжетных картинок типа « Правильно – неправильно»,  «Опасные ситуации» и пр.

В образовательной области «Социализация» в целях создания условий для коррекции волевых процессов у детей                мы ввели атрибуты для организации сюжетно-ролевых игр, несложные схемы (провести игровой персонаж по стрелкам), игрушки-персонажи для обыгрывания ситуаций, дидактические игры, направленные на ознакомление детей с  правилами поведения, картинки, отображающие правила поведения детей и т.д..

В образовательную область «Труд» мы включили сюжетные картинки с изображением  трудовых процессов, предметные картинки с простейшими орудиями  труда, иллюстрации с ситуациями поведения в быту и труде, атрибуты для выполнения трудовых поручений.

Содержание образовательная области «Коммуникация» пополнили речевыми играми, игровыми персонажами, сюжетными картинками.

В область «Познание» ввели дидактические игры на составление геометрических фигур из 2-4 частей, на группировку, сравнение, схемы «Построй дом», « Найди домик», « Собери матрешку» со стрелками, мозаики, сенсорные модели, модели конструирования (3-4 варианта) дома, горки, грузовой машины и т.п.

В образовательной области «Чтение художественной литературы» создали книжный уголок с набором книг, альбомов и иллюстраций, картин к художественным произведениям, ориентированных на ознакомление детей с правилами поведения, что также, на наш взгляд, может рассматриваться как создание условий для развития волевой сферы детей.

В образовательную область «Художественное творчество» включили образцы работ с  последовательностью выполнения действий.

Образовательная область «Музыка» была пополнена альбомами с зарисовками последовательности выполнения движений в танцах и хороводах.

Проведенный нами промежуточный мониторинг, направленный на изучение динамики развития волевых процессов у детей младшего дошкольного возраста по итогам реализации (пусть частичной) разработанной нами программы, свидетельствует о позитивных изменениях:

  • увеличилось до 52%количество детей с высоким уровнем владения культурно-гигиеническими навыками;
  • количество детей, способных придерживаться игровых правил в дидактических и подвижных играх увеличилось с 15% до 20%;
  • увеличилось до 72% количество детей с высоким и средним уровнями развития  самообладания;
  • высокий уровень развития способности выполнять требования взрослого вместе со всеми так же как все диагностирован у 39% детей (по сравнению с 7% на начало года);
  • количество детей, имеющих высокий уровень развития самостоятельности увеличилось с 9% (в начале учебного года) до 52%.

Таким образом, системный подход к организации коррекционных мероприятий позволил нам оптимизировать процесс развития волевой сферы детей младшего дошкольного возраста, что мы рассматриваем как условие дальнейшего их полноценного развития.

Полученные нами результаты работы с детьми младшего дошкольного возраста позволяют также сделать вывод о том, что разработка и реализация подобной системы мероприятий, направленных на оптимизацию развития волевой сферы детей других возрастных уровней, а также проектирование и реализация работы с педагогами и родителями, то есть, - реализация всего комплекса коррекционно-развивающих мероприятий, обеспечит позитивные результаты не только в плане развития волевой сферы дошкольников, но и в плане их оптимального социально-личностного развития.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Психология личности и деятельности дошкольника. / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М.: Издательство «Просвещение», 1965 – 294 с.

2. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с.

3. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 592 с.


© Т.А. Серебрякова, Н.В. Хворостинина,  Журнал "Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики".
 
 
 

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ:  Перепечатка материалов допускается только в некоммерческих целях со ссылкой
на оригинал публикации. Охраняется законами РФ. Любые нарушения закона преследуются в судебном порядке. © ООО "Научные технологии"

Книжные Изданияbadge

badge
  • Реструктуризация информационного пространства органов государственной власти Санкт-Петербурга
  • Профессия «Бухгалтер»: прошлое, настоящее, будущее
  • Финансово-кредитная политика России
  • О недостаточности категории «графическое слово» для описания языкового материала арабского литературного языка (в связи с акцидентальными письменными словами в АЛЯ)

 

Текущие статьи

Об избранных направлениях изучения бюрократии Российской ИмперииОб избранных направлениях изучения бюрократии Российской Империи
А. Горак, (Доктор, адъюнкт Университета Марии Кюри-Склодовской, Люблин,...
Контексты и акторы международной миграцииКонтексты и акторы международной миграции
О.В. Зылёва, (Аспирант, Гуманитарный Университет, Екатеринбург)...
Секреты Полишинеля: когда закончилась Оттепель XIX столетия?Секреты Полишинеля: когда закончилась "Оттепель" XIX столетия?
А.К. Кириллов, (к.ист.н., доцент Специализированного учебно-научного...
С.Ю. Витте – новый тип Российского бюрократаС.Ю. Витте – новый тип Российского бюрократа
Э.О. Сагинадзе, (Аспирантка Санкт-Петербургского института истории...

Журнал - Маркшейдерия и Недропользование Журнал Земля и Недвижимость Сибири Журнал - Минеральные Ресурсы России. Экономика и Управление Журнал - Геология Нефти и Газа Журнал - ГЛОБУС: Геология и Бизнес

Последние комментарии

RSS
VIP Studio Retro
viagra super force