keflex 750

Login

VIP Studio - журнал «Современная наука»

Russian (CIS)English (United Kingdom)

Творческое наследие К.Н. Леонтьева в современной научной литературе

E-mail Печать

С.В. Хатунцев, (кандидат исторических наук, ФБГОУ ВПО «Воронежский государственный университет»)

«Гуманитарные науки», № 3-2011

Имя К.Н. Леонтьева (1831 – 1891) является мировым «брендом» «идейного» русского консерватизма. Для cовременного этапа в развитии леонтьевоведения характерно повышенное внимание к Леонтьеву в России и уменьшение интереса к нему на Западе. К настоящему времени в российской и мировой историографии сложился целый комплекс серьезных леонтьевоведческих изысканий, однако многие проблемы, прежде всего, связанные с общественно-политическими взглядами К. Леонтьева, не получили адекватного разрешения, тем более, что разные авторы дают им самые противоречивые оценки.

К.Н. Леонтьев (1831 – 1891) является одним из виднейших представителей консервативной мысли пореформенной России XIX столетия. Согласно оценке Н.А. Бердяева, это был «самый крупный, единственный крупный мыслитель из консервативного лагеря, да и вообще один из самых блестящих и своеобразных умов в русской литературе… Первым и единственным философом консерватизма… был К. Леонтьев» [1]. Можно сказать, что имя этого выдающегося мыслителя является мировым «брендом» «идейного» русского консерватизма.

Изучение творческого наследия К. Леонтьева находится сейчас на подъёме. Современный этап развития этого направления в исследовании истории отечественной общественно-политической мысли начался на рубеже 80 – 90-х годов ХХ века.

Его наступление было вызвано, во-первых, падением идеологических запретов, регулировавших интеллектуальную жизнь в России, во-вторых – победой в «холодной войне» западного (атлантического) сообщества.

После этой победы интерес к Леонтьеву за рубежом, характерный для периода «Ялтинского миропорядка», снизился, а количество публикаций о нем сократилось.

 

Константин Николаевич

ЛЕОНТЬЕВ

Систематическое внимание к творчеству мыслителя в настоящее время проявляет лишь несколько авторов из «дальнего зарубежья», среди которых уже практически не встретишь, как раньше, представителей англо-американской науки, но можно отметить немца Г. Шумахера, польских историков философской мысли М. Броду и М. Богуна, а также филолога Г. Мондри.

Первый рассматривает «эстетический аристократизм» К. Леонтьева, тогда как М. Брода дает анализ его геополитических и философских концепций. Корни идей мыслителя он находит в русском православном «византизме» и в традициях европейского консерва-тизма. М. Богун обращается к антиреволюционному пафосу мыслителя и к его концепции «земного пессимизма», тогда как Г. Мондри изучает, главным образом, леонтьевскую беллетристику [2].

В России, напротив, к Леонтьеву стали проявлять повышенное внимание. Интерес к мыслителю связан со следующими обстоятельствами. В условиях острого кризиса советской модели общественного устройства и последовавшего за ним распада СССР наша страна опять, как и в начале прошлого века, оказалась перед проблемой выбора дальнейших путей развития. Поэтому идеи Леонтьева о расцвете и упадке цивилизаций, о либерализме, прогрессе, социализме, об отношениях России с Западом и Востоком, о православии, как и идеи других русских консерваторов, вновь стали актуальны и востребованы на родине. На рубеже столетий возникла своего рода интеллектуальная «мода» на консерватизм, произошло его «второе пришествие» [3]. На волне этой интеллектуальной «моды» имя блистательного философа, смелого парадоксалиста К.Н. Леонтьева стало особенно популярным; к его идеям обращаются представители самых разных общественно-политических направлений – от традиционалистов и монархистов до коммунистов и либералов. Творческое наследие мыслителя изучает множество представителей отечественной науки. Поддержанию интереса к Леонтьеву способствует также публикация многих его трудов, в том числе – извлекаемых из архивных фондов, которая осуществляется в последние годы [4].

В этой связи, прежде всего, необходимо сказать о деятельности Группы по изданию и изучению наследия К.Н. Леонтьева. Она является частью Центра по изучению традиционалистских направлений в русской литературе Нового времени и одним из подразделений Отдела новой русской литературы Института русской литературы РАН (ИРЛИ, «Пушкинский дом»)  в Санкт-Петербурге. Официально Группа учреждена в 2007 году, но начала свою работу еще в 1999 г. Именно она осуществляет академическое издание Полного собрания сочинений и писем К.Н. Леонтьева, сопровождая его подробными, скрупулезно выверенными комментариями, а также готовит посвященные этому мыслителю исследования и аналитические материалы, проводит по соответствующей тематике конференции, семинары, круглые столы.

К настоящему времени издано 8 томов ПСС, причем 6-й, 7-й и 8-й вышли в двух книгах. Главным редактором Полного собрания сочинений является гл. науч. сотр. ИРЛИ, д. филолог. н. профессор В.А. Котельников, его заместителем – ведущ. науч. сотр., к. филолог. н. О.Л. Фетисенко. В настоящее время О.Л. Фетисенко выступает в качестве крупнейшего и наиболее авторитетного в мире специалиста в области леонтьевоведения. В скором времени ожидается выход сразу двух ее монографий, в центре которых находится фигура К.Н. Леонтьева, и защита ею докторской диссертации.

Вопросы, так или иначе связанные с этим мыслителем, рассматриваются в сотнях разнообразных работ, созданных в нашей стране на современном этапе становления леонтьевоведения. Значительная часть этого потока принадлежит жанру публицистики.

Появилось также немало исследований комплексного и обобщающего характера, включая энциклопедические статьи. Большинство из них и, в целом, основная масса работ, появившихся в период, начиная с 1988 – 1989 года, невелико по объему, написано в тезисной форме. Наиболее фундаментальными из комплексных исследований являются монографии А.Ф. Сивака, А.А. Королькова и К.М. Долгова, хотя работы последнего, скорее, популяризируют наследие Леонтьева, нежели являются академическими исследованиями [5]. В комплексных трудах излагаются и анализируются философско-социологические, религиозные и общественно-политические взгляды мыслителя, рассматривается его литературное творчество, некоторые аспекты его биографии. Авторы обобщающих работ касаются, главным образом, «позднего» Леонтьева, Леонтьева второй трети 70-х – начала 90-х годов ХIХ столетия.

Помимо комплексных исследований, в последние годы опубликовано немало трудов, в которых делается акцент на анализ отдельных сторон творческого наследия этого мыслителя. Наибольшее внимание традиционно уделялось философским и религиозным взглядам К.Н. Леонтьева, его социологии и культурологическим идеям. Среди авторов, разрабатывающих данную проблематику, следует отметить А.И. Абрамова, Д.М. Володихина, А.С. Гагарина, Е.С. Гревцову, Г.М. Дробжеву, В.А. Ермакова, В.М. Камнева, С.Н. Носова, М.Ю. Чернавского [6].

Широко изучалась философия истории и историософия К. Леонтьева, причем в рамках последней особое развитие получило исследование взглядов мыслителя на Россию и ее будущее. Самые глубокие и оригинальные работы в данных областях созданы А.М. Салминым, Г.Б. Кремневым и Р.А. Гоголевым [7].

Социально-политических взглядов мыслителя так или иначе касались авторы всех новейших отечественных леонтьевоведческих изысканий, но появилось также немало специальных исследований его общественно-политических воззрений как таковых. Они носят либо обобщающий характер, либо посвящены представлениям Леонтьева о тех или иных конкретных вопросах социально-политической жизни.

Среди работ обобщающего характера по данной тематике следует отметить труды таких авторов, как  И.А. Исаев, Ю.В. Андронов, А.Г. Мячин, А.А. Ширинянц, И.И. Евлампиев [8]. Однако фундаментальных академических изысканий итогового характера в этой сфере пока что не создано.

Подходом к такого рода обобщающим исследованиям являются работы, в которых рассматриваются различные частные аспекты общественно-политических взглядов выдающегося русского консерватора.

Дальнейшему изучению подверглась проблема соотношения воззрений Леонтьева с доктриной славянофилов и с развитием русской (а также мировой) общественно-политической мысли в целом,  анализировалась леонтьевская концепция «византизма», взгляды мыслителя на либерализм, на Восточный и национальный вопросы [9].

Наиболее обстоятельно воззрения мыслителя на Восточный вопрос, на проблему южного и западного славянства изучены в трудах известного балканиста В.И. Косика, а востоковед К.А. Жуков опубликовал монографию, в которой освещена роль «турецкого фактора» в жизни и в формировании общественно-политических взглядов К. Леонтьева, ярко обрисована дипломатическая среда, в которой он действовал [10].

Внимание современных отечественных исследователей закономерно привлекает тема «Леонтьев и социализм»; к ней тесно примыкает тема «Леонтьев и Л.А. Тихомиров» [11]. Говоря об изучении данного вопроса, нельзя не отметить работы А.В. Репникова. Однако и эта, и другие проблемы общественно-политических взглядов мыслителя всё ещё нуждаются в дальнейшем анализе.

Достаточно широко изучалось в последние годы его художественное творчество и литературная критика [12].

Особое развитие в нынешней российской науке получила тема «Леонтьев и Ф.М. Достоевский» и нередко связанная с нею тема «Леонтьев и В.С. Соловьев» [13]. Говоря о разработке данных проблем, нельзя не указать имена С.Г. Бочарова, А.П. Козырева и О.Т. Панаэтова.

Что касается новейших биографических штудий, то здесь необходимо упомянуть И.Н. Берговскую и Д.В. Гущина, изучающих, соответственно, периоды жизни мыслителя, связанные с Калужской и с Нижегородской губерниями [14].

Ранний этап эволюции общественно-политических воззрений Леонтьева проанализирован в монографии автора данных строк [15]. 

Согласно оценке Ю.В. Андронова, А.Г. Мячина и А.А. Ширинянца, «новые публикации о мыслителе не только заново ставят проблемы, вызывавшие интерес еще в начале [прошлого] века, но и пытаются по-новому осветить их» [16].

Необходимо отметить, что вплоть до настоящего времени К.Н. Леонтьевым занимаются, главным образом, философы, социологи и политологи, а также литературоведы и, отчасти, культурологи, причем далеко не все публикации этих специалистов носят вполне научный характер: данный мыслитель и его воззрения являются объектом не только научной полемики, но и политических спекуляций. Так, с недавних пор некоторые публицисты стремятся объявить К. Леонтьева идеологом общественно-политической системы, сложившейся в России за последние 20 лет, и даже называют его «отцом» «политического гламура», что крайне слабо соответствует действительности и является результатом «передёргивания», окарикатуривания идей этого мыслителя, непонимания его глубинной, внутренней сути. За нынешний российский «неофеодализм» великий русский мыслитель ответственнен не более, чем испанский певец «аристократии духа» Х. Ортега-и-Гассет. Почти столь же «обоснованы» и поверхностны попытки представить Леонтьева провозвестником сталинской модели социализма, установившейся после Второй мировой войны.

Фундаментальных исторических трудов, монографий и диссертаций, в которых рассматриваются общественно-политические взгляды Леонтьева, крайне мало. Как исключение, можно назвать лишь указанные в примечаниях монографии В.И. Косика, К.А. Жукова и автора этих строк, а также монографическое исследование А.В. Репникова, но последнее посвящено воззрениям не одного К. Леонтьева, а нескольких выдающихся русских консерваторов конца ХIХ – начала ХХ веков [17].

Следует указать еще на один чрезвычайно важный момент. Большинство исследователей общественно-политических взглядов К.Н. Леонтьева – философы, социологи, политологи, де-факто подходит к ним, как к чему-то «ставшему», лишенному внутреннего развития, явленному в готовом и развернутом виде. Поэтому, несмотря на изрядную, казалось бы, изученность воззрений Леонтьева, довольно слабо исследована их динамика, конкретная эволюция: те изменения, которые они претерпевали с течением времени. Соответственно, мало изученными остались те исторические факторы, которые на них повлияли.

Подводя итог, отметим, что к настоящему времени в российской и мировой историографии сложился целый комплекс серьезных леонтьевоведческих изысканий, однако далеко не все проблемы леонтьевоведения, особенно проблемы, связанные с общественно-политическими взглядами русского мыслителя, освещены надлежащим образом и получили адекватное разрешение, тем более, что разные авторы нередко дают им самые противоречивые оценки.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бердяев Н.А. К. Леонтьев – философ реакционной романтики // К.Н. Леонтьев: pro et contra. СПб., 1995. Кн. 1. С. 208 – 209.

2. Schomacher G. Konstantin Leont’evs asthetischer Aristokratismus. Modernitatskritik und Adelsmentalitat in Russland. Munster, 1996; Broda M. Najtrudniejsze z rosijskich wyzwan?: zagadka Leontjewa i Rosja. Lodz, 1994; Брода М. Проблемы с Леонтьевым. М., 2001; Bohun M.  Kontrrewolucja I pesymizm: Filozofia spoleczna Konstantina Leontjewa. Krakow, 2000; Mondry H. A Husband’s Confession: towards the typology of Leontiev’s Writing // Die Welt der Slaven. 1991. # XXXVI; Mondry H. A Husband¢s Confession: towards the typology of Leontiev¢s Writing // Die Welt der Slaven. 1991. # XXXVI. 1; Mondry H., Thompson S. Konstantin Leont’ev. An Examination of His Major Fiction. M., 1993.

3. Репников А.В. Русский консерватизм: вчера, сегодня, завтра // Консерватизм в России и мире: прошлое и настоящее. Вып. 1. Воронеж, 2001.

4. Леонтьев К.Н. Восток, Россия и Славянство. Филос. и политич. публицистика. Духовная проза (1872 – 1891). М., 1996; Леонтьев К.Н. Полн. собр. соч. и писем: В 12 т. СПб. Издание осуществляется начиная с 2000 г.; Леонтьев К.Н. Дипломатич. донесения, письма, записки, отчеты (1865 – 1872). М., 2003.

5. Сивак А.Ф. Константин Леонтьев. Л., 1991; Корольков А.А. Пророчества К. Леонтьева. СПб., 1991; Долгов К.М. Восхождение на Афон. Жизнь и миросозерцание К. Леонтьева. М., 2008.

6. Абрамов А.И. Культурно-историч. концепция русской цивилизации К. Леонтьева // Цивилизация: прошлое, настоящее и будущее человека. М., 1988; Володихин Д.М. «Высокомерный странник». Философия и жизнь К. Леонтьева. М., 2000; Гагарин А.С. Кризис европоцентризма и судьба России (культурологич. воззрения К.Н. Леонтьева и О. Шпенглера) // Культуры в диалоге. Вып. 1. Екатеринбург, 1992; Гревцова Е.С. Философия культуры А.И. Герцена и К.Н. Леонтьева (Сравнит. анализ). М., 2002; Дробжева Г.М. Проблема социокультурного идеала в социально-философск. воззрениях К.Н. Леонтьева. Дис... к. филос. н. М., 1995; Ермаков В.А. Диалектика «охранения» культуры, общества и государства в философии К.Н. Леонтьева // Историко-филос. ежегодник – 99. М., 2001; Камнев В.М. Россия как культурно-историч. тип и феномен (К. Леонтьев) // Христианство и русск. литература. Сб. 3. СПб., 1999; Носов С.Н. «Хищное» христианство К.Н. Леонтьева // Христианство и русск. литература. СПб., 1994; Чернавский М.Ю. Религиозно-философск. основы консерватизма К.Н. Леонтьева: Дис. ... канд. филос. наук. М., 2000.

7. Салмин А.М. Политич. историософия К. Леонтьева // Русская политич. мысль второй половины XIX в. М., 1989; Кремнев Г.Б. Константин Леонтьев и русское будущее: К 100‑летию со дня смерти // Наш современник. 1991. № 12; Гоголев Р.А. «Ангельский доктор» русской истории. Философия истории К.Н. Леонтьева: опыт реконструкции. М., 2007.

8. Исаев И.А. Политико-правовая утопия в России (конец XIX – начало ХХ вв.). М., 1991; Андронов Ю.В., Мячин А.Г., Ширинянц А.А. Русская социально-политич. мысль XIX – начала XX века: К.Н. Леонтьев. - М., 2000; Евлампиев И.И. Религиозно-консервативная «утопия» К. Леонтьева // История русской философии. М., 2002.

9. Мальчевский Н. Творчество К.Н. Леонтьева глазами современников // К. Леонтьев – наш современник. Спб., 1993; Володихин Д. Славянофил ли К. Леонтьев: историографич. концепт против самооценки мыслителя // Историч. знание и интеллектуальная культура. М., 2001; Пашко Р.Г. Концепция «византизма» Константина Леонтьева // Русск. культура на межконфессиональных перекрестках. М., 1995; Шестаков Н.А. К. Леонтьев и русск. либерализм // Вестн. Моск. ун - та. Сер.12. Соц.-политич. исследования. 1993. № 2; Лурье С.В. Идеология и геополитич. действие. Вектор русской культурной экспансии: Балканы – Константинополь – Палестина – Эфиопия // Цивилизации и культуры. Вып. 3. Россия и Восток: геополитика и цивилизационные отношения. М., 1996;

10. Косик В.И. К. Леонтьев: размышления на славянскую тему, М., 1997; Он же. К.Н. Леонтьев – болгарская тема – pro et contra // Славянский альманах. 1997. М., 1998; Жуков К.А. «Восточный вопрос» в историософской концепции К.Н. Леонтьева. Спб., 2006.

11. Воронин И.А. Константин Леонтьев: реакция, революция, социализм (к постановке проблемы) // Научные труды МПГУ. Сер. Социально-историч. науки. М., 2000; Репников А.В. В ожидании «социалистич. самодержца» // Армагеддон: Актуальные проблемы истории, философии, культурологии. Кн. 5. М., 1999; Он же. А.В. «Славянский царь … учредит социалистич. форму жизни» // Россия XXI. 2002. № 2; Он же. К. Леонтьев и Л. Тихомиров // Эхо: Сборник статей по новой и новейшей истории Отечества. Вып. 3. М. 2000; Милевский О.А. Л. Тихомиров и К. Леонтьев: к истории взаимоотношений // Вестн. Томского гос. пед. ун - та. Сер. История. Филология. Вып. 1. 1997.

12. Бочаров С.Г. Эстетич. трактат Леонтьева // Вопр. литературы. 1988. № 12; Котельников В.А. Оптина пустынь и русская литература // Русск. литература. 1989. № 4; Захарова В.Т. Литературно-критич. мысль К.Н. Леонтьева и развитие русской литературы XIX – XX вв. // Проблема традиций в русской литературе. Н. Новгород, 1998.

13. Буданова Н.Ф. Достоевский и К. Леонтьев // Достоевский. Материалы и исследования. Т. 9. Л., 1991; Панаэтов О.Т. Константин Леонтьев и Ф. Достоевский // Филология. – Philologica. 1996. № 9; Он же. Полифонизм и соборность как категории поэтики: Ф.М. Достоевский и К.Н. Леонтьев. Дис. … канд. филол. наук. Краснодар, 1998; Бочаров С.Г. Леонтьев и Достоевский // Он же. Сюжеты русской литературы. М., 1999; Козырев А.П. Вл. Соловьев и К. Леонтьев: диалог в поисках «русской звезды» // Начала. 1992. № 2; Константинов В. К истории одной полемики (К.Н. Леонтьев и В.С. Соловьев о проблемах христианской эсхатологии // Там же; Носов С.Н. Идея «Москва – Третий Рим» в интерпретации К. Леонтьева и В. Соловьева // Русская литература и культура нового времени. СПб., 1994; Хатунцев С.В. Мотив «китайской угрозы» у К.Н. Леонтьева и «леонтьевские» мотивы в «Трех разговорах» В.С. Соловьева // Эсхатологич. сборник. СПб. 2006.

14. Берговская И.Н. Кудиново в жизни Леонтьева // История философии. М., 2000.

15. К. Леонтьев: интеллектуальная биография (1850 – 1874 гг.). СПб., 2007.

16. Андронов Ю.В., Мячин А.Г., Ширинянц А.А. Указ. соч. С. 20.

17. Репников А.В. Консервативные концепции переустройства России. М., 2007.


© С.В. Хатунцев,  Журнал «Современная наука: Гуманитарные науки № 3-2011»
 
 
 

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ:  Перепечатка материалов допускается только в некоммерческих целях со ссылкой
на оригинал публикации. Охраняется законами РФ. Любые нарушения закона преследуются в судебном порядке. © ООО "Научные технологии"

Книжные Изданияbadge

badge
  • Реструктуризация информационного пространства органов государственной власти Санкт-Петербурга
  • Профессия «Бухгалтер»: прошлое, настоящее, будущее
  • Финансово-кредитная политика России
  • О недостаточности категории «графическое слово» для описания языкового материала арабского литературного языка (в связи с акцидентальными письменными словами в АЛЯ)

 

Текущие статьи

Русские консерваторы  о европейских революциях 1848–1849 гг.*Русские консерваторы о европейских революциях 1848–1849 гг.*
А.О. Мещерякова, (кандидат исторических наук, Воронежский государственный...
Социальная активность учащейся молодежи как средство формирования добрых человеческих отношенийСоциальная активность учащейся молодежи как средство формирования добрых человеческих отношений
Х.Д. Дамаданова, (к.п.н., доцент, Дагестанский государственный педагогический...
Традиционалистский и  модернистский  консерватизм  XIX и XX вековТрадиционалистский и модернистский консерватизм XIX и XX веков
 М.Ю. Чернавский, (доктор философских наук, профессор ГОУ ВПО...
Изучение русского консерватизма в современной России: основные итоги и перспективыИзучение русского консерватизма в современной России: основные итоги и перспективы
А. Ю. Минаков, (доктор исторических наук,  директор Зональной...

Журнал - Маркшейдерия и Недропользование Журнал Земля и Недвижимость Сибири Журнал - Минеральные Ресурсы России. Экономика и Управление Журнал - Геология Нефти и Газа Журнал - ГЛОБУС: Геология и Бизнес

Последние комментарии

RSS
VIP Studio Retro
viagra super force