keflex 750

Login

VIP Studio - журнал «Современная наука»

Russian (CIS)English (United Kingdom)

Гуманизация образовательной среды в педагогическом колледже средствами формирования добрых человеческих отношений

E-mail Печать

Ф.Х. Мациева, (Грозненский педагогический колледж, заместитель директора по учебной работе)

 

«Гуманитарные науки», № 3-2011

Острейшее противоречие между новой системой требований, возможностями и способностями реально живущего человека порождает необходимость воспитания у молодого человека и подрастающего поколения в целом добрых человеческих отношений. Формирование добрых человеческих отношений реализуемо во всех ступенях образовательной системы.

Проявлениям экстремизма, терроризма и насилия в молодежной среде на современном этапе следует противопоставить формирование добрых человеческих отношений, так как усилия государства и общества в этом направлении все еще недостаточны, следует использовать потенциал этноконфессиональных традиций. Сегодня все очевиднее тенденции ухода существенной части молодежи из-под влияния государственно-общественного воспитания. В этом плане, как ни парадоксально, малоэффективно влияние средств массовой информации, которые обладают большим воспитательным потенциалом. Все ощутимее становится воздействие неформальных сообществ, религиозных, сектантских организаций, которые в корне антигуманны и асоциальны по своей сути. Под влияние указанных факторов все чаще подпадает категория учащейся молодежи, к которой следует отнести студентов колледжей и других учреждений среднего звена образовательной системы.

Приведенные материалы свидетельствуют о том, что важнейшим условием эффективности воспитания добрых человеческих отношений является гуманизация воспитательного процесса в педагогическом колледже. В изучении данного вопроса существенный интерес представляют для нас идеи гуманизации и демократизации общества и образования отечественных ученых - А.Н. Вырщиков, З.Т. Гасанов, А.С. Грязнов, Д.М. Маллаев, Г.Н. Филонов и др.

Гуманизация воспитательного процесса в педагогическом колледже предполагает соблюдение ряда условий, среди которых, по данным указанных выше исследователей, можно выделить:

  • признание личности воспитуемого самоценностью, уважение уникальности и своеобразия каждого человека;
  • создание обществом условий для развития личности и новых поколений как субъектов  культуры  и  собственного  жизнетворчества   - самоопределения, самоутверждения, самореализации;
  • оказание  помощи  детям   и  молодежи  в  развитии   их  склонностей  и способностей;
  • социальную защиту и охрану здоровья,  достоинства, прав, социальную и природную среду обитания новых поколений;
  • приобщение воспитанников и воспитателей к ценностям общечеловеческой и национальной  культуры,  создание в  обществе  атмосферы духовности  и нравственности, добрых человеческих отношений.
  •  Считаем важным, выделить также сущность принципа гуманизации воспитания, который требует:
  • гуманного отношения к личности воспитанника;
  • уважения его прав и свобод;
  • предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных педагогических требований;
  • уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования;
  • уважения права человека быть самим собой;
  • доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания;
  • ненасильственного формирования требуемых качеств;
  • отказа от физических и других, унижающих честь и достоинство личности наказаний;
  • признание права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям (гуманитарным, религиозным, нравственным и т.п.).

 

Гуманизация позволяет и требует осуществления вариативного воспитания молодежи, при учете интересов и особенностей различных классов, социальных слоев и групп. Следовательно, гуманизация воспитания неразрывно связана с демократизацией государственного устройства.

Демократия – это одна из основных ценностей внутреннего общественного устройства. Демократия должна составлять основу политического сознания граждан, их отношения к власти и способам организации всей общественной жизни. Несовершенство свобод и демократии усложняет процесс воспитания, девальвирует демократические ценности в глазах подрастающего поколения. Через воспитание молодых поколений на принципах демократии, формирование личности демократического типа можно создать духовную и нравственную базу демократического строя, создать предпосылки для реализации демократических прав и свобод личности и общества. Есть предположения о том, что демократия особенно заинтересована в воспитании, ибо только при демократическом мышлении возможно функционирование нарождающихся демократических институтов. Человек становится демократичным при  условии, что демократичны институты власти, демократичен   весь   образ   жизни,   который   создают   люди,   являющиеся продуктом образования и воспитания. Задачи гражданского воспитания тесно связаны не только с задачами патриотического и гуманистического, но и правового воспитания.

Правовое воспитание представляет собой целенаправленную деятельность государства, общественных организаций, отдельных граждан по передаче юридических знаний и опыта; систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определенных позитивных  представлений, взглядов, ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм в практике жизни. Правовое воспитание в школе – это сложная и многоаспектная система деятельности. Конечно, многие правовые ценности, вытекающие из моральных норм, усваиваются личностью в процессе разнообразной социальной практики, через иные, не правовые формы и каналы формирования общественного сознания. [3] На наш взгляд, правовые знания и опыт, приобретенные в юношеские годы, будут наиболее своевременны и продуктивны в дальнейшей жизни школьников.

Правовое воспитание имеет целью развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом. О правовом воспитании, как и о воспитании в общем смысле, говорят в широком и узком смысле. В первом случае речь идет, скорее, не о правовом воспитании, а о правовой социализации человека, когда он «воспитывается» окружающей обстановкой в целом, всей юридической практикой и поведением людей, должностных лиц – представителей государственного аппарата в правовой сфере. Что касается правового воспитания в узком смысле, то оно отличается своей направленностью на повышение правовой культуры человека, группы людей и общества в целом. [4]

Следовательно, общество и государство должны способствовать воспитанию у молодежи уважения к праву, неукоснительного соблюдения законов, ответственности за общественный порядок не только перед законом, но перед своей совестью и общественным мнением. В этом направлении важной становится работа по формированию мировоззрения школьников, которое определяет отношения между ними. Добрые человеческие отношения основываются на осознании равных прав человека, приоритетности интересов каждой личности и т.п.

Существует мнение, что ведущую роль в приобщении школьников к нормам демократичности играет школьное самоуправление.[1] Исследователи отмечают, что демократический тип самоуправления наибольшее развитие получил в практике известного педагога советского периода - А.С. Макаренко, в его коммунарской методике, а затем уже в 60-80-е гг. в Ленинграде - в коммуне юных фрунзенцев и в лагере пионерского и комсомольского актива «Орленок», во многих школах. Этот тип самоуправления воспроизводит демократические принципы отношений и самоорганизации, а не только формы и потому способен перевести теоретическое знание, получаемое в процессе гуманитарного образования, в область субъективного опыта и культуры личности. Парадоксально, но коммунарский опыт А.С.Макаренко, в некотором роде отвергнутый современной практикой воспитания, стал популярен в полукриминальных кругах безнадзорных и беспризорных детей. О таких коммунарских детских «группировках», возникших самопроизвольно и стихийно, все чаще стали говорить по телевидению и писать в прессе. Возникает парадоксальная ситуация: социум воспроизводит весьма успешный опыт известного педагога, по-видимому, в силу востребованности, правда, с преувеличенным искажением. Примечательно, что официально этот вид воспитания долгое время в нашей стране не признавался по идеологическим причинам.

Воспитание, основывающееся на демократических принципах самоуправления, на гуманизме, на добрых человеческих отношениях и  креативном сотрудничестве педагогов и школьников, выражающееся в реальной совместной деятельности, получило название коллективного творческого воспитания. Успешность совместной деятельности зависит от позиции педагога, его готовности  к сотрудничеству, основанному на полном взаимопонимании воспитателя и воспитанников. В результате применения этой методики получило развитие гражданское самосознание и способность к социальному творчеству, общежитию – умению жить общиной, вместе.

Следуя формальной логике можно предположить, что для успешности общественного воспитания нужны приоритеты государства и общества. На наш взгляд, в качестве основного ориентира воспитания возможно выдвижение общепринятого в социуме представления об идеале гражданина, патриота Родины и его  жизненной позиции. Однако в условиях отсутствия новых идеологических установок стало сложным определить, какого гражданина следует воспитать, какие качества необходимо у него формировать. В этой связи особую значимость приобретает: во-первых, определение цели воспитания гражданственности (что уже сделано) и, во-вторых, повышение гражданско-правовой культуры личности. [2] При этом общество должно иметь достаточно четкое представление об идеале гражданина в различных социальных ролях, в совокупности представляющих собой гражданина-патриота, духовно сформировавшегося человека, законопослушного работника, примерного семьянина и т.п.

Новая геополитическая реальность обострила многие проблемы, исходя из которых стратегической целью социального развития нашей страны становится формирование гражданского общества и построение правового государства. Новые условия жизни выдвигают и новые требования к личности, следовательно, объективно порождают новый тип личности; установки, образ поведения и деятельности, отвечающие задачам общественного развития. Стихийное влияние среды, перепады и противоречивость требований общества и формируемых свойств личности должны корректироваться системой воспитания. Острейшее противоречие между новой системой требований, возможностями и способностями реально живущего человека порождает необходимость воспитания у молодого человека и подрастающего поколения в целом добрых человеческих отношений.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Газман О.С. Общественное гражданское воспитание: Взгляд в будущее//Советская педагогика. – 1990, №7. - С.38-44.

2. Сайпулаева Т.Ю. Содержание и технология  гражданского образования в общеобразовательных учреждениях  г.Москвы и Республики Дагестан с полиэтническим составом обучающихся. – Автореферат дис. на соискание ученой степени к.п.н. - М., 2003, 25с.

3. Теория государства и права. Курс лекций. Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько, М.,2000. - С.623.

4. Теория государства и права. Учебник для вузов. Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова, М.,1998. - С.336.


© Ф.Х. Мациева, Журнал «Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики»

 
 
 

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ:  Перепечатка материалов допускается только в некоммерческих целях со ссылкой
на оригинал публикации. Охраняется законами РФ. Любые нарушения закона преследуются в судебном порядке. © ООО "Научные технологии"

Книжные Изданияbadge

badge
  • Реструктуризация информационного пространства органов государственной власти Санкт-Петербурга
  • Профессия «Бухгалтер»: прошлое, настоящее, будущее
  • Финансово-кредитная политика России
  • О недостаточности категории «графическое слово» для описания языкового материала арабского литературного языка (в связи с акцидентальными письменными словами в АЛЯ)

 

Текущие статьи

Социальная активность учащейся молодежи как средство формирования добрых человеческих отношенийСоциальная активность учащейся молодежи как средство формирования добрых человеческих отношений
Х.Д. Дамаданова, (к.п.н., доцент, Дагестанский государственный педагогический...
Творческое наследие К.Н. Леонтьева в современной научной литературеТворческое наследие К.Н. Леонтьева в современной научной литературе
С.В. Хатунцев, (кандидат исторических наук, ФБГОУ ВПО «Воронежский...
Генетические исследования и история Древней Руси Генетические исследования и история Древней Руси
В.В. Долгов, (ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»)...

Журнал - Маркшейдерия и Недропользование Журнал Земля и Недвижимость Сибири Журнал - Минеральные Ресурсы России. Экономика и Управление Журнал - Геология Нефти и Газа Журнал - ГЛОБУС: Геология и Бизнес

Последние комментарии

RSS
VIP Studio Retro
viagra super force