keflex 750

Login

VIP Studio - журнал «Современная наука»

Russian (CIS)English (United Kingdom)

Гуманизация образовательной среды в педагогическом колледже средствами формирования добрых человеческих отношений

E-mail Печать

Ф.Х. Мациева, (Грозненский педагогический колледж, заместитель директора по учебной работе)

 

«Гуманитарные науки», № 3-2011

Острейшее противоречие между новой системой требований, возможностями и способностями реально живущего человека порождает необходимость воспитания у молодого человека и подрастающего поколения в целом добрых человеческих отношений. Формирование добрых человеческих отношений реализуемо во всех ступенях образовательной системы.

Проявлениям экстремизма, терроризма и насилия в молодежной среде на современном этапе следует противопоставить формирование добрых человеческих отношений, так как усилия государства и общества в этом направлении все еще недостаточны, следует использовать потенциал этноконфессиональных традиций. Сегодня все очевиднее тенденции ухода существенной части молодежи из-под влияния государственно-общественного воспитания. В этом плане, как ни парадоксально, малоэффективно влияние средств массовой информации, которые обладают большим воспитательным потенциалом. Все ощутимее становится воздействие неформальных сообществ, религиозных, сектантских организаций, которые в корне антигуманны и асоциальны по своей сути. Под влияние указанных факторов все чаще подпадает категория учащейся молодежи, к которой следует отнести студентов колледжей и других учреждений среднего звена образовательной системы.

Приведенные материалы свидетельствуют о том, что важнейшим условием эффективности воспитания добрых человеческих отношений является гуманизация воспитательного процесса в педагогическом колледже. В изучении данного вопроса существенный интерес представляют для нас идеи гуманизации и демократизации общества и образования отечественных ученых - А.Н. Вырщиков, З.Т. Гасанов, А.С. Грязнов, Д.М. Маллаев, Г.Н. Филонов и др.

Гуманизация воспитательного процесса в педагогическом колледже предполагает соблюдение ряда условий, среди которых, по данным указанных выше исследователей, можно выделить:

  • признание личности воспитуемого самоценностью, уважение уникальности и своеобразия каждого человека;
  • создание обществом условий для развития личности и новых поколений как субъектов  культуры  и  собственного  жизнетворчества   - самоопределения, самоутверждения, самореализации;
  • оказание  помощи  детям   и  молодежи  в  развитии   их  склонностей  и способностей;
  • социальную защиту и охрану здоровья,  достоинства, прав, социальную и природную среду обитания новых поколений;
  • приобщение воспитанников и воспитателей к ценностям общечеловеческой и национальной  культуры,  создание в  обществе  атмосферы духовности  и нравственности, добрых человеческих отношений.
  •  Считаем важным, выделить также сущность принципа гуманизации воспитания, который требует:
  • гуманного отношения к личности воспитанника;
  • уважения его прав и свобод;
  • предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных педагогических требований;
  • уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования;
  • уважения права человека быть самим собой;
  • доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания;
  • ненасильственного формирования требуемых качеств;
  • отказа от физических и других, унижающих честь и достоинство личности наказаний;
  • признание права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям (гуманитарным, религиозным, нравственным и т.п.).

 

Гуманизация позволяет и требует осуществления вариативного воспитания молодежи, при учете интересов и особенностей различных классов, социальных слоев и групп. Следовательно, гуманизация воспитания неразрывно связана с демократизацией государственного устройства.

Демократия – это одна из основных ценностей внутреннего общественного устройства. Демократия должна составлять основу политического сознания граждан, их отношения к власти и способам организации всей общественной жизни. Несовершенство свобод и демократии усложняет процесс воспитания, девальвирует демократические ценности в глазах подрастающего поколения. Через воспитание молодых поколений на принципах демократии, формирование личности демократического типа можно создать духовную и нравственную базу демократического строя, создать предпосылки для реализации демократических прав и свобод личности и общества. Есть предположения о том, что демократия особенно заинтересована в воспитании, ибо только при демократическом мышлении возможно функционирование нарождающихся демократических институтов. Человек становится демократичным при  условии, что демократичны институты власти, демократичен   весь   образ   жизни,   который   создают   люди,   являющиеся продуктом образования и воспитания. Задачи гражданского воспитания тесно связаны не только с задачами патриотического и гуманистического, но и правового воспитания.

Правовое воспитание представляет собой целенаправленную деятельность государства, общественных организаций, отдельных граждан по передаче юридических знаний и опыта; систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определенных позитивных  представлений, взглядов, ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм в практике жизни. Правовое воспитание в школе – это сложная и многоаспектная система деятельности. Конечно, многие правовые ценности, вытекающие из моральных норм, усваиваются личностью в процессе разнообразной социальной практики, через иные, не правовые формы и каналы формирования общественного сознания. [3] На наш взгляд, правовые знания и опыт, приобретенные в юношеские годы, будут наиболее своевременны и продуктивны в дальнейшей жизни школьников.

Правовое воспитание имеет целью развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом. О правовом воспитании, как и о воспитании в общем смысле, говорят в широком и узком смысле. В первом случае речь идет, скорее, не о правовом воспитании, а о правовой социализации человека, когда он «воспитывается» окружающей обстановкой в целом, всей юридической практикой и поведением людей, должностных лиц – представителей государственного аппарата в правовой сфере. Что касается правового воспитания в узком смысле, то оно отличается своей направленностью на повышение правовой культуры человека, группы людей и общества в целом. [4]

Следовательно, общество и государство должны способствовать воспитанию у молодежи уважения к праву, неукоснительного соблюдения законов, ответственности за общественный порядок не только перед законом, но перед своей совестью и общественным мнением. В этом направлении важной становится работа по формированию мировоззрения школьников, которое определяет отношения между ними. Добрые человеческие отношения основываются на осознании равных прав человека, приоритетности интересов каждой личности и т.п.

Существует мнение, что ведущую роль в приобщении школьников к нормам демократичности играет школьное самоуправление.[1] Исследователи отмечают, что демократический тип самоуправления наибольшее развитие получил в практике известного педагога советского периода - А.С. Макаренко, в его коммунарской методике, а затем уже в 60-80-е гг. в Ленинграде - в коммуне юных фрунзенцев и в лагере пионерского и комсомольского актива «Орленок», во многих школах. Этот тип самоуправления воспроизводит демократические принципы отношений и самоорганизации, а не только формы и потому способен перевести теоретическое знание, получаемое в процессе гуманитарного образования, в область субъективного опыта и культуры личности. Парадоксально, но коммунарский опыт А.С.Макаренко, в некотором роде отвергнутый современной практикой воспитания, стал популярен в полукриминальных кругах безнадзорных и беспризорных детей. О таких коммунарских детских «группировках», возникших самопроизвольно и стихийно, все чаще стали говорить по телевидению и писать в прессе. Возникает парадоксальная ситуация: социум воспроизводит весьма успешный опыт известного педагога, по-видимому, в силу востребованности, правда, с преувеличенным искажением. Примечательно, что официально этот вид воспитания долгое время в нашей стране не признавался по идеологическим причинам.

Воспитание, основывающееся на демократических принципах самоуправления, на гуманизме, на добрых человеческих отношениях и  креативном сотрудничестве педагогов и школьников, выражающееся в реальной совместной деятельности, получило название коллективного творческого воспитания. Успешность совместной деятельности зависит от позиции педагога, его готовности  к сотрудничеству, основанному на полном взаимопонимании воспитателя и воспитанников. В результате применения этой методики получило развитие гражданское самосознание и способность к социальному творчеству, общежитию – умению жить общиной, вместе.

Следуя формальной логике можно предположить, что для успешности общественного воспитания нужны приоритеты государства и общества. На наш взгляд, в качестве основного ориентира воспитания возможно выдвижение общепринятого в социуме представления об идеале гражданина, патриота Родины и его  жизненной позиции. Однако в условиях отсутствия новых идеологических установок стало сложным определить, какого гражданина следует воспитать, какие качества необходимо у него формировать. В этой связи особую значимость приобретает: во-первых, определение цели воспитания гражданственности (что уже сделано) и, во-вторых, повышение гражданско-правовой культуры личности. [2] При этом общество должно иметь достаточно четкое представление об идеале гражданина в различных социальных ролях, в совокупности представляющих собой гражданина-патриота, духовно сформировавшегося человека, законопослушного работника, примерного семьянина и т.п.

Новая геополитическая реальность обострила многие проблемы, исходя из которых стратегической целью социального развития нашей страны становится формирование гражданского общества и построение правового государства. Новые условия жизни выдвигают и новые требования к личности, следовательно, объективно порождают новый тип личности; установки, образ поведения и деятельности, отвечающие задачам общественного развития. Стихийное влияние среды, перепады и противоречивость требований общества и формируемых свойств личности должны корректироваться системой воспитания. Острейшее противоречие между новой системой требований, возможностями и способностями реально живущего человека порождает необходимость воспитания у молодого человека и подрастающего поколения в целом добрых человеческих отношений.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Газман О.С. Общественное гражданское воспитание: Взгляд в будущее//Советская педагогика. – 1990, №7. - С.38-44.

2. Сайпулаева Т.Ю. Содержание и технология  гражданского образования в общеобразовательных учреждениях  г.Москвы и Республики Дагестан с полиэтническим составом обучающихся. – Автореферат дис. на соискание ученой степени к.п.н. - М., 2003, 25с.

3. Теория государства и права. Курс лекций. Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько, М.,2000. - С.623.

4. Теория государства и права. Учебник для вузов. Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова, М.,1998. - С.336.


© Ф.Х. Мациева, Журнал «Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики»

 
 
 

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ:  Перепечатка материалов допускается только в некоммерческих целях со ссылкой
на оригинал публикации. Охраняется законами РФ. Любые нарушения закона преследуются в судебном порядке. © ООО "Научные технологии"

Книжные Изданияbadge

badge
  • Реструктуризация информационного пространства органов государственной власти Санкт-Петербурга
  • Профессия «Бухгалтер»: прошлое, настоящее, будущее
  • Финансово-кредитная политика России
  • О недостаточности категории «графическое слово» для описания языкового материала арабского литературного языка (в связи с акцидентальными письменными словами в АЛЯ)

 

Текущие статьи

Причины и последствия укрупнения регионов в РоссииПричины и последствия укрупнения регионов в России
Н.А. Анучина, (Забайкальский государственный университет, г. Чита)...
Факторы, влияющие на планирование жизненного пути личности*Факторы, влияющие на планирование жизненного пути личности*
О.А. Браун, (Кемеровский государственный Университет)...
О чём молчит «ХРОНИКА ГОРОДА ФАЭНЦЫ»О чём молчит «ХРОНИКА ГОРОДА ФАЭНЦЫ»
М. В. Ковалева, (ФГОУ  ВПО «Госуниверситет – УНПК»,...
Изучение русского консерватизма в современной России: основные итоги и перспективыИзучение русского консерватизма в современной России: основные итоги и перспективы
А. Ю. Минаков, (доктор исторических наук,  директор Зональной...

Журнал - Маркшейдерия и Недропользование Журнал Земля и Недвижимость Сибири Журнал - Минеральные Ресурсы России. Экономика и Управление Журнал - Геология Нефти и Газа Журнал - ГЛОБУС: Геология и Бизнес

Последние комментарии

RSS
VIP Studio Retro
viagra super force