keflex 750

Login

VIP Studio - журнал «Современная наука»

Russian (CIS)English (United Kingdom)

Социальная активность учащейся молодежи как средство формирования добрых человеческих отношений

E-mail Печать

Х.Д. Дамаданова, (к.п.н., доцент, Дагестанский государственный педагогический университет)

«Гуманитарные науки», № 3-2011

Формирование добрых человеческих отношений у школьников реализуемо посредством воспитания социальной активности, небезразличного отношения к социальным ценностям, к семье, обществу, государству, к деятельности на благо общества и семьи.

Целевая установка воспитательного процесса состоит в развитии образа мышления, отношений, взглядов, чувств, готовности к участию в экономической, социальной, культурной и политической жизни, личностно-общественного становления, многообразных способностей, центральное место в которых занимает способность быть субъектом общественных отношений, способность и готовность участвовать в социально необходимой деятельности. При этом общество не может ограничиваться лишь декларированием принципов гуманизма и демократизма, а должно быть готово к их реализации на практике с привлечением молодых людей к участию в общественно-политической и социально-экономической жизни. Поэтому в условиях демократизации воспитания, соблюдения прав и свобод человека особое значение приобретает вопрос взаимоотношения личности и коллектива, проблемы социосферы. [ 3]

Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, добрых человеческих отношений, уход от сложившихся в практике воспитания формализованных подходов  к новым формам воспитания. При этом важно, чтобы новая система общественного воспитания опиралась на знание возрастных и индивидуальных особенностей личности, закономерностей ее становления и формирования с тем, чтобы педагогически организованное руководство воспитанием школьника мотивировало его активную работу по самовоспитанию путем самостоятельных и ответственных поступков.

Результатом воспитания личности в современных условиях в контексте ведущих направлений воспитания выступает сформированность гражданственности, социальной активности, жизненной позиции выпускника школы, готовности строить добрые человеческие отношения в коллективе (трудовом, студенческом и т.п.). Жизненная позиция – это внутренняя установка, ориентация на определенную линию поведения, вытекающую из мировоззренческих, моральных и психологических качеств личности и отражающую ее субъективное отношение к обществу. Она имеет практическую направленность, проявляется в реальном поведении человека. Активная жизненная позиция проявляется  в небезразличном отношении старшеклассника к общественно-политической жизни родного края, стремление к участию в жизни аула, города, республики, страны; стремление к позитивному изменению действительности. Гражданская позиция, как  важнейшее стержневое общественное качество личности, проявляется в личной причастности ко всему, что происходит в обществе, стране, мире. В современных условиях наряду с чувством гражданского долга особую значимость приобретает и социальная активность личности, оказывающая преобразующее влияние на окружение человека, его социальный статус и восприятие окружающими как личности.

Социальная активность личности предполагает не конформистское, а критическое отношение к действительности, означающее постоянную потребность самостоятельно осмысливать происходящее в стране и мире, стремление сделать жизнь лучше. Среди социальных факторов, в наибольшей мере влияющих на становление жизненной позиции личности, ведущая роль принадлежит семье. Влияние школы лишь корректирует влияние семьи. [4]

Изучение данного вопроса в специальной (педагогической, психологической и общественно-политической) литературе показало, что для формирования социально значимого качества личности школьника – готовности к формированию добрых человеческих отношений - доминирующим видом деятельности должны быть социально-ориентированные дела. Воспитательные дела, в которых ведущей целью выступает воспитание общественно значимых качеств, социально-ориентированных свойств личности. Главной целью воспитательного дела данного направления является формирование у школьников системы социальных отношений: к обществу, органам власти, правопорядку и т.п.

Между тем, в условиях иллюзорной демократизации общества сложно формировать самостоятельность и социальную активность у школьников и молодежи. Двойные стандарты в мышлении, социальном взаимодействии, деловом сотрудничестве не остаются вне поля зрения молодых людей, воспринимающих взрослую жизнь как систему взаимосвязанных элементов: слово, отношения, дело (поступок).

Традиционная педагогическая наука апеллирует именно к этим составляющим уровня воспитанности личности: интеллектуальной, мировоззренческой, поведенческой. Следовательно, современное общество и государство, как основные заказчики, обязаны не только определять цели воспитания, но и разрабатывать механизмы реализации поставленных целей и задач, обеспечивать научно-методический инструментарий формирования заданных параметров.

Ведущими средствами формирования добрых человеческих отношений в современных условиях выступают СМИ, опыт и традиции народной педагогики, традиционная культура этноконфессиональных отношений, внутрисемейные устои. [5]

Как отмечают аналитики, современные СМИ, благодаря растущим возможностям виртуального воздействия на сознание и подсознание массовой аудитории, предлагают обществу готовые ценностно-смысловые и поведенческие модели, которые могут консолидировать общество. [5]

Эти модели могут достаточно эффективно снимать социальную напряженность и стрессовые психологические нагрузки, но могут и подрывать позитивную консолидацию и психологическую устойчивость социума путем создания и продвижения в массы образов врага, расщепления эмоций зрителей, слушателей, читателей до уровня простейших, взвинчивания агрессивных настроений толпы.

СМИ, прежде всего вещательные, в меру своей популярности, активно участвуют в формировании национальной (культурно-политической) идентичности, предлагая людям четкие информационно-психологические ориентиры, образцы идентификации «своего» сообщества. Эти образцы устанавливают, кто принадлежит к данному сообществу, а кто – нет, какова приемлемая мера (норма) культурных различий и образцы отношений и взаимоотношений внутри сообщества.

Предваряя путь цивилизации, наука указывала рациональные формы и методы человеческой жизнедеятельности. Религия же обеспечивала духовно-нравственное наполнение человеческого существования, жизнеспособности человеческой цивилизации в целом. Мировые религии призывали к духовному единению, вне зависимости от рас, национальностей, учили строить отношения на равных позициях. [2] Идея равенства гармонично сочетается в религии с идеей индивидуально-групповой ответственности, когда деяния одного члена сообщества (к примеру, негативные) отрицательно влияют на весь род, село. Эти традиции способствовали формированию коллективной ответственности и единства, которые достижимы лишь при условии воспитания добрых человеческих отношений внутри семьи, социума, этноконфессионального сообщества, многонационального государства.

Современная семья в свете научных изысканий последнего двадцатилетия испытывает глубокий кризис, обусловленный кризисным положением социально-экономического состояния государства и общества: низкая заработная плата, низкий уровень жизни значительной части населения, дефицит мест в детских образовательных учреждениях, пенсионные и демографические проблемы – все это оказывает негативное влияние на семью, внутрисемейные устои, воспитание детей. [1]

Психологическая атмосфера семьи влияет на формирование личностных свойств ребенка, определяя его дальнейшее становление как семьянина, гражданина, члена трудового, научного, творческого коллектива.

Таким образом, формирование добрых человеческих отношений у школьников реализуемо посредством воспитания социальной активности, небезразличного отношения к социальным ценностям, к семье, обществу, государству, к деятельности на благо общества и семьи.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алиева Б.Ш. Система семейного воспитания народов Дагестана: эволюция, современность и перспективы: Монография. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2006.-320 с.

2. Магомедов, A.M. Педагогические основы создания и укрепления семьи в традициях кавказских горцев [Текст] // Государство и религия в Дагестане: Информационно-аналитический бюллетень. 2002. № 2. С. 76.

3. Маллаев Д.М. Национальные педагогические особенности // Экономика и образование сегодня, 2008 , № 14. - 16 – 18.

4. Мирзоев Ш.А. Культура и традиции народов Дагестана. – Махачкала, 1996.- 163с.

5. Следзевский И.В., Филиппов В.Р., Хабенская Е.О. Аналитический отчет о результатах исследования «Преодоление ксенофобии в СМИ» / Российская Академия наук, Центр цивилизационных и региональных исследований (Исследование проведено по заказу Комитета межрегиональных связей и национальной политики г. Москвы).


© Х.Д. Дамаданова, Журнал «Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики»

 
 
 

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ:  Перепечатка материалов допускается только в некоммерческих целях со ссылкой
на оригинал публикации. Охраняется законами РФ. Любые нарушения закона преследуются в судебном порядке. © ООО "Научные технологии"

Книжные Изданияbadge

badge
  • Реструктуризация информационного пространства органов государственной власти Санкт-Петербурга
  • Профессия «Бухгалтер»: прошлое, настоящее, будущее
  • Финансово-кредитная политика России
  • О недостаточности категории «графическое слово» для описания языкового материала арабского литературного языка (в связи с акцидентальными письменными словами в АЛЯ)

 

Текущие статьи

Традиционалистский и  модернистский  консерватизм  XIX и XX вековТрадиционалистский и модернистский консерватизм XIX и XX веков
 М.Ю. Чернавский, (доктор философских наук, профессор ГОУ ВПО...
Становление и развитие русского консерватизма  в первой четверти XIXв.Становление и развитие русского консерватизма в первой четверти XIXв.
А. Ю. Минаков, (доктор исторических наук,  директор Зональной...

Журнал - Маркшейдерия и Недропользование Журнал Земля и Недвижимость Сибири Журнал - Минеральные Ресурсы России. Экономика и Управление Журнал - Геология Нефти и Газа Журнал - ГЛОБУС: Геология и Бизнес

Последние комментарии

RSS
VIP Studio Retro
viagra super force