keflex 750

Login

VIP Studio - журнал «Современная наука»

Russian (CIS)English (United Kingdom)

Социальная активность учащейся молодежи как средство формирования добрых человеческих отношений

E-mail Печать

Х.Д. Дамаданова, (к.п.н., доцент, Дагестанский государственный педагогический университет)

«Гуманитарные науки», № 3-2011

Формирование добрых человеческих отношений у школьников реализуемо посредством воспитания социальной активности, небезразличного отношения к социальным ценностям, к семье, обществу, государству, к деятельности на благо общества и семьи.

Целевая установка воспитательного процесса состоит в развитии образа мышления, отношений, взглядов, чувств, готовности к участию в экономической, социальной, культурной и политической жизни, личностно-общественного становления, многообразных способностей, центральное место в которых занимает способность быть субъектом общественных отношений, способность и готовность участвовать в социально необходимой деятельности. При этом общество не может ограничиваться лишь декларированием принципов гуманизма и демократизма, а должно быть готово к их реализации на практике с привлечением молодых людей к участию в общественно-политической и социально-экономической жизни. Поэтому в условиях демократизации воспитания, соблюдения прав и свобод человека особое значение приобретает вопрос взаимоотношения личности и коллектива, проблемы социосферы. [ 3]

Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, добрых человеческих отношений, уход от сложившихся в практике воспитания формализованных подходов  к новым формам воспитания. При этом важно, чтобы новая система общественного воспитания опиралась на знание возрастных и индивидуальных особенностей личности, закономерностей ее становления и формирования с тем, чтобы педагогически организованное руководство воспитанием школьника мотивировало его активную работу по самовоспитанию путем самостоятельных и ответственных поступков.

Результатом воспитания личности в современных условиях в контексте ведущих направлений воспитания выступает сформированность гражданственности, социальной активности, жизненной позиции выпускника школы, готовности строить добрые человеческие отношения в коллективе (трудовом, студенческом и т.п.). Жизненная позиция – это внутренняя установка, ориентация на определенную линию поведения, вытекающую из мировоззренческих, моральных и психологических качеств личности и отражающую ее субъективное отношение к обществу. Она имеет практическую направленность, проявляется в реальном поведении человека. Активная жизненная позиция проявляется  в небезразличном отношении старшеклассника к общественно-политической жизни родного края, стремление к участию в жизни аула, города, республики, страны; стремление к позитивному изменению действительности. Гражданская позиция, как  важнейшее стержневое общественное качество личности, проявляется в личной причастности ко всему, что происходит в обществе, стране, мире. В современных условиях наряду с чувством гражданского долга особую значимость приобретает и социальная активность личности, оказывающая преобразующее влияние на окружение человека, его социальный статус и восприятие окружающими как личности.

Социальная активность личности предполагает не конформистское, а критическое отношение к действительности, означающее постоянную потребность самостоятельно осмысливать происходящее в стране и мире, стремление сделать жизнь лучше. Среди социальных факторов, в наибольшей мере влияющих на становление жизненной позиции личности, ведущая роль принадлежит семье. Влияние школы лишь корректирует влияние семьи. [4]

Изучение данного вопроса в специальной (педагогической, психологической и общественно-политической) литературе показало, что для формирования социально значимого качества личности школьника – готовности к формированию добрых человеческих отношений - доминирующим видом деятельности должны быть социально-ориентированные дела. Воспитательные дела, в которых ведущей целью выступает воспитание общественно значимых качеств, социально-ориентированных свойств личности. Главной целью воспитательного дела данного направления является формирование у школьников системы социальных отношений: к обществу, органам власти, правопорядку и т.п.

Между тем, в условиях иллюзорной демократизации общества сложно формировать самостоятельность и социальную активность у школьников и молодежи. Двойные стандарты в мышлении, социальном взаимодействии, деловом сотрудничестве не остаются вне поля зрения молодых людей, воспринимающих взрослую жизнь как систему взаимосвязанных элементов: слово, отношения, дело (поступок).

Традиционная педагогическая наука апеллирует именно к этим составляющим уровня воспитанности личности: интеллектуальной, мировоззренческой, поведенческой. Следовательно, современное общество и государство, как основные заказчики, обязаны не только определять цели воспитания, но и разрабатывать механизмы реализации поставленных целей и задач, обеспечивать научно-методический инструментарий формирования заданных параметров.

Ведущими средствами формирования добрых человеческих отношений в современных условиях выступают СМИ, опыт и традиции народной педагогики, традиционная культура этноконфессиональных отношений, внутрисемейные устои. [5]

Как отмечают аналитики, современные СМИ, благодаря растущим возможностям виртуального воздействия на сознание и подсознание массовой аудитории, предлагают обществу готовые ценностно-смысловые и поведенческие модели, которые могут консолидировать общество. [5]

Эти модели могут достаточно эффективно снимать социальную напряженность и стрессовые психологические нагрузки, но могут и подрывать позитивную консолидацию и психологическую устойчивость социума путем создания и продвижения в массы образов врага, расщепления эмоций зрителей, слушателей, читателей до уровня простейших, взвинчивания агрессивных настроений толпы.

СМИ, прежде всего вещательные, в меру своей популярности, активно участвуют в формировании национальной (культурно-политической) идентичности, предлагая людям четкие информационно-психологические ориентиры, образцы идентификации «своего» сообщества. Эти образцы устанавливают, кто принадлежит к данному сообществу, а кто – нет, какова приемлемая мера (норма) культурных различий и образцы отношений и взаимоотношений внутри сообщества.

Предваряя путь цивилизации, наука указывала рациональные формы и методы человеческой жизнедеятельности. Религия же обеспечивала духовно-нравственное наполнение человеческого существования, жизнеспособности человеческой цивилизации в целом. Мировые религии призывали к духовному единению, вне зависимости от рас, национальностей, учили строить отношения на равных позициях. [2] Идея равенства гармонично сочетается в религии с идеей индивидуально-групповой ответственности, когда деяния одного члена сообщества (к примеру, негативные) отрицательно влияют на весь род, село. Эти традиции способствовали формированию коллективной ответственности и единства, которые достижимы лишь при условии воспитания добрых человеческих отношений внутри семьи, социума, этноконфессионального сообщества, многонационального государства.

Современная семья в свете научных изысканий последнего двадцатилетия испытывает глубокий кризис, обусловленный кризисным положением социально-экономического состояния государства и общества: низкая заработная плата, низкий уровень жизни значительной части населения, дефицит мест в детских образовательных учреждениях, пенсионные и демографические проблемы – все это оказывает негативное влияние на семью, внутрисемейные устои, воспитание детей. [1]

Психологическая атмосфера семьи влияет на формирование личностных свойств ребенка, определяя его дальнейшее становление как семьянина, гражданина, члена трудового, научного, творческого коллектива.

Таким образом, формирование добрых человеческих отношений у школьников реализуемо посредством воспитания социальной активности, небезразличного отношения к социальным ценностям, к семье, обществу, государству, к деятельности на благо общества и семьи.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алиева Б.Ш. Система семейного воспитания народов Дагестана: эволюция, современность и перспективы: Монография. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2006.-320 с.

2. Магомедов, A.M. Педагогические основы создания и укрепления семьи в традициях кавказских горцев [Текст] // Государство и религия в Дагестане: Информационно-аналитический бюллетень. 2002. № 2. С. 76.

3. Маллаев Д.М. Национальные педагогические особенности // Экономика и образование сегодня, 2008 , № 14. - 16 – 18.

4. Мирзоев Ш.А. Культура и традиции народов Дагестана. – Махачкала, 1996.- 163с.

5. Следзевский И.В., Филиппов В.Р., Хабенская Е.О. Аналитический отчет о результатах исследования «Преодоление ксенофобии в СМИ» / Российская Академия наук, Центр цивилизационных и региональных исследований (Исследование проведено по заказу Комитета межрегиональных связей и национальной политики г. Москвы).


© Х.Д. Дамаданова, Журнал «Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики»

 
 
 

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ:  Перепечатка материалов допускается только в некоммерческих целях со ссылкой
на оригинал публикации. Охраняется законами РФ. Любые нарушения закона преследуются в судебном порядке. © ООО "Научные технологии"

Книжные Изданияbadge

badge
  • Реструктуризация информационного пространства органов государственной власти Санкт-Петербурга
  • Профессия «Бухгалтер»: прошлое, настоящее, будущее
  • Финансово-кредитная политика России
  • О недостаточности категории «графическое слово» для описания языкового материала арабского литературного языка (в связи с акцидентальными письменными словами в АЛЯ)

 

Текущие статьи

Традиционалистский и  модернистский  консерватизм  XIX и XX вековТрадиционалистский и модернистский консерватизм XIX и XX веков
 М.Ю. Чернавский, (доктор философских наук, профессор ГОУ ВПО...
Активные методы обучения как средство развития коммуникативной культуры учащихся в условиях гуманизации образовательного пространстваАктивные методы обучения как средство развития коммуникативной культуры учащихся в условиях гуманизации...
Н.С. Татарникова, И.Ю. Елькина, (Нижегородский государственный педагогический...
Профессиональное сообщество: отвечая на вызовы времениПрофессиональное сообщество: отвечая на вызовы времени
В.А. Адольф, О.К. Адольф, (Красноярский государственный педагогический...
Социальная активность учащейся молодежи как средство формирования добрых человеческих отношенийСоциальная активность учащейся молодежи как средство формирования добрых человеческих отношений
Х.Д. Дамаданова, (к.п.н., доцент, Дагестанский государственный педагогический...

Журнал - Маркшейдерия и Недропользование Журнал Земля и Недвижимость Сибири Журнал - Минеральные Ресурсы России. Экономика и Управление Журнал - Геология Нефти и Газа Журнал - ГЛОБУС: Геология и Бизнес

Последние комментарии

RSS
VIP Studio Retro
viagra super force