keflex 750

Login

VIP Studio - журнал «Современная наука»

Russian (CIS)English (United Kingdom)

Стиль жизни и поведение учащихся в ДЮСШ в рамках социологического исследования «Спортивный стиль жизни юных спортсменов» Московской области Раменского района

E-mail Печать

Е.П. Максачук,  (Московская государственная академия физической культуры и спорта)

 

«Гуманитарные науки», № 3-2011

Спорт заключает в себе  огромный потенциал  для гуманистического воздействия на физические и духовные способности людей, на их взаимоотношения. Детские юношеские спортивные школы в своей деятельности решают важнейшую социальную задачу не только готовить спортивный резерв, но и способствовать формированию у юных граждан потребности в спортивном стиле жизни. Любое образовательное учреждение, в том числе спортивной направленности, является частью социальной системы и представляет собой целостную динамическую социально-педагогическую систему. Отношение молодежи к занятиям физической культурой и спортом  - одна из актуальных педагогических проблем образовательного процесса.

В  условиях ДЮСШ юные  спортсмены усваивают образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции.

В первом блоке социологического исследования определялось отношение юных атлетов к тренировочным занятиям, которые они посещают. Большинству учащихся занятия в целом нравятся (74,6%), однако с возрастом наблюдается тенденция к снижению данного показателя.  К сожалению, в среднем 25,9% атлетов не нравятся тренировочные занятия, из них наибольшее количество среди 16-ти летних девушек – 32,8%. А это значит, что велика вероятность того, что данная категория спортсменов завершит свою спортивную карьеру.

Иногда спортсменам приходится пропускать тренировочные занятия, но каковы их причины  помогло разобраться проведенное исследование. Оказалось, что 51,5% учащихся пропускают тренировки, когда нет настроения, причем в основном это 16-тилетние учащиеся; а 10,3% спортсменов часто пропускают тренировочные занятия и причин такого поведения не указывают.

Конечно же, необходимо повышать интерес к занятиям  спортом, уделяя дополнительное внимание ценностям спортивной культуры.

Для 54,5% юных атлетов спорт – это средство для отдыха и развлечения, 31,9% считают спорт только средство для физического развития, и только  13,6%  отмечают всестороннее развитие личности в спорте.  Таким образом, большинство учащихся в ДЮСШ не рассматривают спорт как средство для гармонического развития личности.

Во втором блоке исследования выявлялись знания юных спортсменов в области спорта. Знание — результат процесса познания действительности, получивший подтверждение в практике, что помогает юным спортсменам рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе [2]. Как показало исследование, в среднем 25,3% занимающихся в ДЮСШ отвечают, что обладают достаточными знаниями;  42,2% оценивают свои знания в области спорта недостаточными.

Не менее важно, чтобы дети знали, как самостоятельно заниматься физическими упражнениями. Согласно результатам проведенного исследования, среди 12-ти летних 80,1% учащихся, и  22,1% 14-16-ти-летних спортсменов  ответили, что «ничего не знают»; а «знают все, но не знают деталей» - 41,2%. Отмечают, что мало знают о восстановлении организма после нагрузок 32,4%. При этом, юноши 14-16-ти лет обладают несколько большими знаниями в области спорта, чем девушки.

Таким образом, самооценка знаний в области спорта юными спортсменами невысокая. Но задача спортивного воспитания состоит в формировании гармонически развитой личности, следовательно, необходимо больше внимания уделять когнитивному компоненту тренировочного процесса.

В третьем блоке исследования определялось отношение юных атлетов к ценностям спортивной культуры, которые выступают осью самосознания личности, определяя ее мировоззрение, социальную  устойчивость, мотивацию.

На вопрос, «нужно ли относиться с уважением к соперникам на соревнованиях?», в среднем 12,3% дали однозначно отрицательный ответ, причем наиболее негативно настроены 14-тилетние спортсмены - 16,9%, вероятно, это связано с влиянием пубертатного периода. Положительно ответили  20,9%  спортсменов, и с возрастом количество юных спортсменов с подобными суждениями увеличивается.

Встречи с именитыми спортсменами считают необязательными около 40,5%, при этом среди 16-ти летних спортсменов – 71,8%. Следовательно, с возрастом наблюдается снижение интереса к ценностям спортивной культуры.

О роли Пьера де Кубертена для современного олимпийского движения  знают 54% спортсменов;  дали правильный ответ, где проводились олимпийские игры древности - 41,9%, при этом 12-ти летние школьники ничего не знают в данной области.

В четвертом блоке  определялось,   насколько подготовленными чувствуют себя юные спортсмены в общеобразовательной школе. Трудности в запоминании учебного материала отмечают 54,8% спортсменов, не вызывает сложностей данный процесс у 45,2%. Добросовестно относятся к выполнению домашнего задания 55,5% спортсменов,  но в то же время это является редким явлением для 44,5%. Успеваемость в общеобразовательной школе оценивают как «среднюю» 66,4%. Плохая успеваемость в школе наблюдается  у 10,4%  юных спортсменов.

Возможно, тренерам необходимо давать некоторые инструкции родителям занимающихся, чтобы те следили за режимом дня юных  спортсменов, насколько это возможно.

В пятом блоке выявлялось психическое состояние юных спортсменов под влиянием занятий в ДЮСШ. Эмоции  и потребности связаны с формированием личности и с развитием ее интересов. Они возникают вследствие взаимодействия человека со всем тем, что его окружает в реальной жизни, и занимают существенно важную сферу в структуре личности [3]. Оказалось, что в результате тренировочного процесса у 61,2%  формируются лидерство и коммуникабельность,  у 26,4% проявляется агрессивное поведение; а 12,5% отмечают депрессивное состояние.

Чувствуют вполне счастливыми 54,5% спортсменов.  Внушает опасение о психическом состоянии юных атлетов тот факт, что редко испытывали чувство радости в течение последней недели 54,4%; в то же время  45,6% часто ощущали радостное настроение.

Шестой блок исследования показывает, какой вид деятельности предпочитают юные спортсмены в свободное время. Выяснилось, что за компьютером 3-4 часа проводят 59,4% учащихся ДЮСШ.

Работающий за компьютером человек длительное время должен сохранять относительно неподвижное положение, что негативно сказывается на позвоночнике и циркуляции крови во всем организме (застой крови). Чтение информации с монитора вызывает перенапряжение глаз. Возникает это, главным образом, потому, что во время чтения с монитора расстояние от текста до глаз постоянно остается одним и тем же, из-за этого мышцы глаз, регулирующие аккомодацию, находятся в постоянном напряжении. Со временем это может привести к нарушению аккомодативной способности глаз и, следовательно, к нарушениям зрения. Работа за компьютером предполагает переработку большого массива информации и постоянную концентрацию внимания, поэтому при длительной работе за компьютером нередко развивается умственная усталость и нарушение внимания [1].

          За просмотром телевизора 75,2% учащихся проводят 3-4 часа.          Часто читают в свободное время 18,2% спортсменов; большинство – 81,9% читают редко.

В седьмом блоке исследования выявлялись вредные привычки юных спортсменов. Оказалось, что не курят 67% учащихся ДЮСШ, не каждый день курят 21,2% атлетов.

Не принимают алкогольные напитки 57,3% учащихся ДЮСШ. Редко употребляют алкоголь 47,1% спортсменов; 8,1% принимают алкоголь каждую неделю.

Никогда не принимали энергостимулирующие препараты 96,8% юных спортсменов, причем с возрастом этот процент снижается. Редко употребляют энергостимулирующие препараты 3,2% атлетов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного социологического исследования, можно сделать следующее наблюдение:

1. Большинству учащихся тренировочные занятия в целом нравятся (74,6%),  в то же время 25,9% атлетов они не нравятся.

2. Большинство спортсменов, 54,5%,  считают спорт только средством для физического развития.

3. 42,2%  юных атлетов оценивают свои знания в области спорта  как «недостаточные».

4. Успеваемость в общеобразовательной школе оценивают как «среднюю» 66,4% юных спортсменов.

5. Более 50% юных спортсменов тратят свободное время за компьютером и просмотром телевизионных передач, в то же время чтению литературы атлеты уделяют крайне мало внимания (часто читают около 18,2%).

6. Радует, что 67% учащихся ДЮСШ не курят, около 47,1% редко употребляют алкогольные напитки, а 96,8% спортсменов никогда не принимали энергостимулирующие препараты.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Апанасенко Г.Л. Медицинская валеология/ Л.Г. Апанасенко, Л.А. Попова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000. С. 47-73.

2. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути ее освоения обществом и личностью / Л.И. Лубышева// Теория и практика физической культуры. - 1997. -  № 6. - С. 10-15.

3. Столяров В.И. Комплексная оценка гуманистического значения детского спорта /В.И. Столяров// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2007. - №1. – С. 54-69.


© Е.П. Максачук,  Журнал «Современная наука: Гуманитарные науки № 3-2011»
 
 
 

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ:  Перепечатка материалов допускается только в некоммерческих целях со ссылкой
на оригинал публикации. Охраняется законами РФ. Любые нарушения закона преследуются в судебном порядке. © ООО "Научные технологии"

Книжные Изданияbadge

badge
  • Реструктуризация информационного пространства органов государственной власти Санкт-Петербурга
  • Профессия «Бухгалтер»: прошлое, настоящее, будущее
  • Финансово-кредитная политика России
  • О недостаточности категории «графическое слово» для описания языкового материала арабского литературного языка (в связи с акцидентальными письменными словами в АЛЯ)

 

Текущие статьи

Попытки консолидации монархического движения в 1906-1917гг.Попытки консолидации монархического движения в 1906-1917гг.
И.В. Омельянчук, (Владимирский государственный университет)...
Творческое наследие К.Н. Леонтьева в современной научной литературеТворческое наследие К.Н. Леонтьева в современной научной литературе
С.В. Хатунцев, (кандидат исторических наук, ФБГОУ ВПО «Воронежский...
Активные методы обучения как средство развития коммуникативной культуры учащихся в условиях гуманизации образовательного пространстваАктивные методы обучения как средство развития коммуникативной культуры учащихся в условиях гуманизации...
Н.С. Татарникова, И.Ю. Елькина, (Нижегородский государственный педагогический...

Журнал - Маркшейдерия и Недропользование Журнал Земля и Недвижимость Сибири Журнал - Минеральные Ресурсы России. Экономика и Управление Журнал - Геология Нефти и Газа Журнал - ГЛОБУС: Геология и Бизнес

Последние комментарии

RSS
VIP Studio Retro
viagra super force