keflex 750

Login

VIP Studio - журнал «Современная наука»

Russian (CIS)English (United Kingdom)

МОСКВА +7(495)-XXX-XX-XX

Профессиональное сообщество: отвечая на вызовы времени

E-mail Печать

В.А. Адольф, О.К. Адольф, (Красноярский государственный педагогический университет им. В.П.  Астафьева)

«Гуманитарные науки», № 3-2011

Для разрешения задач современного образования недостаточно ретроспективных и актуальных взглядов. Требуется перспективный ракурс рассмотрения проблем, позволяющий искать способы их разрешения, исходя из вызовов будущего образованию сегодняшнего дня. Формирование запроса на новые образовательные смыслы требует коллективного взаимодействия, коллективной мыслительной деятельности профессионального(учащиеся, педагоги, ученые, представители производства, власти и бизнеса, практические работники) сообщества. Возникает потребность выявления группового субъекта, способного выразить иное понимание сущности практики образования, осуществлять целенаправленный поиск и находить выходы для разрешения складывающихся ситуаций и противоречий в текущий момент. Особенностью сегодняшней духовной ситуации стало понимание того, что система образования не только определяет непосредственно возможности роста экономики, но и решает вопрос опережающего культурного роста личности, которая будет способна (или не способна) создать экономику, равно как и общество завтрашнего дня. То, что это общество будет обречено использовать знание в качестве главной движущей силы, более или менее ясно сегодня всем. Однако рассуждения по поводу того, что из себя должно представлять образование этого самого завтрашнего дня, у нас все еще отдают дань спекулятивному духу.

Задача этой статьи – как видится автору – дать представление о комплексе педагогических идей, находящихся на переднем плане познавательного интереса общества знаний, идей, которые в нашей образовательной системе, увлеченной организационными и экономическими преобра-зованиями, к сожалению, мало знакомы и на практике игнорируемы.

Как дети могут лучше мыслить, а педагоги лучше учить мыслить в условиях галопирующего роста и социоэкономической экспансии знания?

– эта проблема радикальным образом акцентирует внимание к вопросу о динамическом содержании и когнитивно аутентичных методах образования, о том содержании и тех методах, которые способны эксплицировать культурное будущее в сегодняшнем ученике. Речь идет об особой, генеративной дидактике, об особом когнитивном многообразии личности учащегося. Мы полагаем уместным не следовать модной и разрекламированной европейской идее «практикализации» обучения в угоду рынку, пусть даже и рынку знаний, а дать обучению культуросообразную базу. В конце концов, даже учителя сегодня «хотят быть учителями, а не продавцами в магазине образовательных услуг».

Таким образом, и педагогическая теория, и образовательная практика имеют дело с совершенно новой задачей, идущей от общества, которое вынуждено представлять свое культурно аутентичное сегодня через призму вполне конкретного и отличного от него завтра.

Современная ситуация в образовании  определяется как крайне сложная. В настоящее время следует признать, что в сфере образования перестают эффективно работать программы, которые ранее были вполне пригодны. Казалось бы, реформирование образования идет непрерывно, на протяжении уже не одного десятка лет. Значительных эффектов достигнуть пока так и не удается. Да, подготовка подрастающего поколения к взрослой жизни, его социализация, являются важнейшими задачами семьи, школы и государства особенно сейчас в период, когда идет очередная ломка многих устоев и принципов общественно-социальной жизни. Основополагающая проблема сложившейся ситуации определяется тем, что сегодня отсутствуют  понятные способы включения образования в современное общество.

Возникает вопрос, где и как осуществить поиск людей, способных в условиях кризиса традицианализма, возрастающей динамики общественной жизни, развития человеческой свободы взять на себя ответственность за себя, за свое саморазвитие, за инновационное обновление общества. 

В  современных цивилизационных условиях роль социального института по образованию человека все больше берет на себя открытое образование. А это приводит к смене места, которое занимают образовательные учреждения в «образовывании» человека. Система образования чаще всего вынуждена выполнять свои функции авторитарно, что отталкивает от нее как способных учеников, так и талантливых педагогов.

Как понимать, что образование адекватно запросам времени? Представляется, что необходимо, прежде всего, понять, в чем особенности «этого времени», этого периода общественно-исторического развития? Какова роль, значение, смысл образования на данном этапе? Затруднения такого понимания заключаются в том, что, находясь внутри временного интервала, требуется изыскать возможности описания пространства культуры, в которой осуществляется образование как феномен, строится и действует институализированная система образования, удовлетворяются индивидуальные образовательные запросы. Становится важным определение хронотопа образования, его системной характеристики пространственно- временных параметров как с  внешних, так и с внутренних позиций.

Содержательно-качественные изменения в современном обществе на самом высоком уровне отражают глобальный характер эволюции современного человечества и осознание им своего места в мироздании. Глобальные кризисы сопровождаются глубинными кризисами, происходящими в жизни отдельных людей.

Социально-культурные преобразования, происходящие в условиях глобализации, проявляют несоответствие сложившегося образования изменившемуся состоянию общества и положения человека в нем. Современное образование вступило в кардинальное противоречие не только с настоящим, но и с будущим. Не обеспечивая социальные потребности в настоящем, мировая образовательная система сложилась таким образом, что фактически игнорирует будущее, находя свое «комфортабельное» существование в «воспоминаниях о прошлом». Для разрешения обозначенного противоречия образованию требуется придать опережающий характер, а для этого необходимо преодолеть искусственный консерватизм профессионально-педагогической сферы.  Взгляд на образование предполагает одновременно нескольких ракурсов рассмотрения - как культурного феномена, как личностного достояния, как социально-организованной системы. Образование следует рассматривать не только как индивидуально-общественную форму развития (в системе «человек – социум»), но и как всеобщую мироустроительную форму, рассматривающую эволюцию всего сопряженного с человеком универсума – социокультурного, природного, космического, антропологического. В этом смысле образование видится, прежде всего, как процесс взаимодействия человека с миром.  Уже  сложилось понимание одной из важнейших причин кризиса образования, заключающейся в смене культурных эпох (от индустриальной к пост­индустриальной). Постиндустриальная культура характеризуется открытостью, развитостью сети коммуникаций, информационной насыщенностью. Она требует от человека готовности к жизнедеятельности в условиях неопределенности, конкуренции, ответственного отношения к себе, к Другому, к Миру, к результатам и продуктам своей жизнедеятельности, к будущему. Признается уникальность человека, его самоценность, а не общественная полезность. Именно человек с его профессиональным ресурсом и творческим потенциалом становится основной производительной силой и субъектом культурной эволюции.

Казалось бы, все просто: смена культурных эпох ведет к смене парадигм образования. Уже существуют вполне успешные попытки описать изменения в различных компонентах парадигм образования (Видт И., Новиков А.М.). Можно считать, что ориентиры обновления облика образования заданы. А качественных изменений не происходит? Возможно, этот облик является внешним, объяснительным для тех, кому он предназначен, а не сущностно-актуальный? Возникает потребность сделать его понятным, принятым теми, кто будет обеспечивать смену образовательных парадигм.

Разработку доктрины образования, моделей его развития следует связать с  долгосрочными целями развития страны, региона. К настоящему моменту в рамках государственной политики в области образования разработаны такие концептуальные и программные документы, определяющие стратегические цели и конкретные шаги по модернизации системы образования: Национальная доктрина образования в РФ на период до 2025 года; Проект «Российское образование – 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях»; Проект национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Предполагаемые преобразования носят временной характер и не имеют заданного конечного результата, так как горизонты и границы будущего постоянно изменяются. По своей сути указанные документы определяют ориентиры государственной политики в сфере обновления образования. Возникает вопрос о доставке  этих ориентиров конкретным адресатам. Нам представляется, что эти документы должны становиться непосредственным руководством к действию практическим работникам образования, науки и производства. Именно они призваны взять на себя обязательство стать субъектом эволюции профессиональной культуры специалиста, самоопределиться в новой культуре и созидать ее. Сложность данного процесса заключается в том, что в условиях индустриального общества, когда образ жизни характеризовался относительной стабильностью, практические работники могли ждать от науки, ученых, административно-управленческого персонала разработки новых методических рекомендаций, разъяснений, указаний. В условиях стремительных перемен такое ожидание становится бессмысленным и даже опасным.

Для этого, на наш взгляд, в практике обновления образования в соответствии с потребностями современного общества на первое место выходят вопросы «кто?», «как?» и «чем?» учит. Вопросы «кто?» и «какой?» этот «кто?» становятся ключевыми. Именно «кто?» с определенными  базисными ценностями, профессионально-педагогическими позициями, культурными регулятивами может осуществить осознанный выбор того «как?» и «чем?» учить в условиях конкретной образовательной реалии.

Представляется, что такие люди в своем большинстве сидят за партами и готовятся стать «специалистами» будущего. Какие они? Что они должны  знать и уметь? Что они могут? На что они могут надеяться? Вот далеко  не полный перечень вопросов, на которые нам уже сегодня предстоит найти хотя бы не ответы, а примерные ориентиры.

Для выяснения влияния социализации школьников на основные социальные явления жизни  было проведено  исследование  по следующим направлениям: ценностные ориентации; отношение к религии, браку, здоровью, политике; жизненные планы школьников; оценка школьниками возможности реализовать свои жизненные планы, трудности, ожидаемые ими на этом пути; степень активности, целеустремленности, самостоятельности и волевых особенностей личности испытуемых;  отношение старшеклассников к системе школьного образования и их образовательные приоритеты.

Выявлены характерные черты  высокосоциализированных школьников.

1. В  решениях и поступках наиболее часто и в высокой мере реализуются следующие качества (показатели): умение сотрудничать в группе; представление о способах и путях реализации жизненных планов; знание рыночных реалий; толерантность; умение бегло читать и понимать прочитанное; наличие практических умений (вождение транспортных средств, владение различными инструментами и механизмами, умение шить, вязать, конструировать).

2. Высокая оценка таких жизненных ценностей, как «материальная обеспеченность», «счастливая семейная жизнь», «успешная профессиональная деятельность», «развитие своих способностей», «авторитет, уважение окружающих», «продвижение по работе», «воспитание собственных детей» и мотивированность на их реализацию.

3. Высокая требовательность к назначению школы, в части показателей, касающихся «давать прочные знания», «оказать помощь в развитии своих способностей», «воспитать умение жить и действовать в современном мире», «подготовить к поступлению в ВУЗ».

4. Высокая оценка своих шансов на овладение выбранной профессией.

5. Высокая ориентация на поступление в университет и высокая устойчивость в профессиональном выборе.

6. Сравнительно высокая уверенность в реализации своих жизненных планов.

Подводя итог, можно констатировать, что  воспитание у учащихся смыслов к будущей профессиональной деятельности приобретает  явно выраженную прагматическую направленность, что существенно сказывается на их адаптации к новым жизненным ситуациям.  

 Исходя их этого можно предположить, что профессионально-педагогическое сообщество способно выступить мощным рычагом, обеспечивающим выход образования из любой сложной ситуации, если оно проявит свою предельную субъектность в соответствии с запросами развивающегося общества. Залогом успеха становится коллективная мыслительная деятельность, коллективное взаимодействие, создающее систему переходов от того, что индивидуализировано, к тому, что может быть обобществлено партнерами по коммуникации и, наоборот, от того, что разделяется членами коммуникации, к тому, что может быть освоено индивидуальным субъектом коммуникации.  Важно запустить механизмы самоорганизации, имманентно характерные развивающейся культурной эпохе, создать условия для использования внутреннего потенциала самоорганизации профессионально - педагогического сообщества.

Одно из направлений формирования коллективного субъекта, ориентированного на разрешение возникающих в образовательной практике противоречий, можно вычленить из существующей реальности. Хотелось бы обратить внимание на разнообразные конференции, семинары, форумы, сессии, в которых участвует значительное количество педагогов, ученых, представителей власти, производства и бизнеса. А вот услышаны ли они там? Как и кто организует взаимодействие, управляет процессом коллективной мыследеятельности? Каким образом определяются цели таких событий? Возможны ли переговорные площадки между учеными-теоретиками, учеными-практиками (а такие существуют?), педагогами-исследователями, общественно признанными педагогами-новаторами, «ищущими» и «страждущими» педагогами, административно-управленческим персоналом, представителями государственной власти и бизнеса?

Исходя из поставленных вопросов, нам хотелось бы взглянуть на  пленарное заседание осенней сессии Сибирской Открытой Университетской Конвенции, которая вот уже два раза проводилась в г. Красноярске. Представляется, что такая сессия для Красноярского края вполне закономерное явление. В крае накоплен значительный опыт инновационной деятельности в различных сферах экономики.  Представляется, что такая сессия   способна стать местом переговоров, местом для диалога всех заинтересованных в развитии образования, науки и экономики сторон. Государство, ставя задачи обучать каждого всему, обеспечивать равные возможности и условия, может увидеть важность создания условий для развития дидактической мысли, ограниченные возможности реализации государственных целей в настоящий момент.  Представители образовательной практики, производства и бизнеса могут осмыслить свою потребность в переходе на новый уровень теоретических абстракций и увидеть возможности их практической реализации, сформировать соответствующий образовательный (самообразовательный) запрос. Ученые, исследователи могут вычленить то общее, единственное и отдельное, сущность которых проявляется в многообразии образовательных практик. Сотрудничество может способствовать созданию понятийного аппарата,  направленного не  только на объяснение процессов, происходящих в  разных  производственных площадках, но и  на обеспечение процесса преобразования этих практик в соответствии с современными тенденциями развития общества, на создание возможностей обеспечить преемственность  образовательных  реформ, на разработку механизмов адаптации универсальных положений к конкретным  жизненным реалиям.

Хотелось бы обратить внимание на то, что на подобных сессиях необходимо изыскивать возможности активного включения практикующих педагогов, ученых,  представителей власти, производства и бизнеса в  различные виды общения. Главное видится в поиске способов преодолеть существенный разрыв теории и практики, их взаимное обогащение. После проведения  сессий возникает потребность в осмыслении, обработке, интерпретации достигнутых результатов, что предполагает гибкость, конвергентность мышления, движение мысли по “случайным” траекториям. Плодотворной основой для этого может быть феноменологический подход, являющийся методологической высотой разрешения проблем науки и  образования, связанных с саморазвитием человека целостного,  помогающий прояснить онтологические основания образования человека целостного, находящиеся в нем самом.

Умение понять новое, вписать его в деятельность профессионального сообщества, сразу отказавшись от уже существующего стереотипа, отражает потребность в новом типе мышления. Достижение значительных эффектов возможно, если изыскиваются способы популяризации и распространения выработанных идей и решений, предполагающие зрелую профессиональную рефлексию у  работников   производственной сферы . Для этого нужны люди, способные осуществлять такую деятельность, пространство, которое позволяет заниматься такой деятельностью.

В современных условиях требуется поворот к осознанному поиску группового субъекта, обладающего способностью осуществлять целенаправленный поиск и находить выход для разрешения складывающихся в образовательной и производственной  практике противоречий в текущий момент. Выход  найден, создана Сибирская Открытая Университетская Конвенция, ее  предназначение  - постоянное формирование и поиск людей, способных разрешать жизненно важные проблемы образования и науки в контексте современного культурного этапа общественного развития непосредственно на местах, приближенных к практике. Нужно предоставить возможность проектного управления своей деятельностью и результатом своей деятельности. Это позволит не создавать новых административно-хозяйственных структур, а собирать группы людей под выполнение конкретных проектов в заданный интервал времени.

Нам представляется, что высказанные в рамках статьи суждения позволяют в настоящем разглядеть истоки путей движения профессионального сообщества к образованию будущего, отвечая на вызовы времени. Очень важно своевременно выявлять, обозначать  проблемы  и трудности, иметь смелость ставить конкретные задачи по поиску способов их успешного разрешения, организовывать коллективную мыследеятельность. Точки роста в настоящем видятся. Важно создавать условия для проращивания прогрессивных идей, понимая, что каждый из нас отвечает за состояние дел в образовании сегодня и за будущее всего человечества.


© В.А. Адольф, О.К. Адольф,  Журнал «Современная наука: Гуманитарные науки № 3-2011»
 
 
 

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ:  Перепечатка материалов допускается только в некоммерческих целях со ссылкой
на оригинал публикации. Охраняется законами РФ. Любые нарушения закона преследуются в судебном порядке. © ООО "Научные технологии"

Книжные Изданияbadge

badge
  • Реструктуризация информационного пространства органов государственной власти Санкт-Петербурга
  • Профессия «Бухгалтер»: прошлое, настоящее, будущее
  • Финансово-кредитная политика России
  • О недостаточности категории «графическое слово» для описания языкового материала арабского литературного языка (в связи с акцидентальными письменными словами в АЛЯ)

 

Текущие статьи

Генетические исследования и история Древней Руси Генетические исследования и история Древней Руси
В.В. Долгов, (ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»)...
Стиль  жизни и поведение учащихся в ДЮСШ в рамках социологического исследования «Спортивный стиль жизни юных спортсменов» Московской области Раменского районаСтиль жизни и поведение учащихся в ДЮСШ в рамках социологического исследования...
Е.П. Максачук,  (Московская государственная академия физической...
Традиционалистский и  модернистский  консерватизм  XIX и XX вековТрадиционалистский и модернистский консерватизм XIX и XX веков
 М.Ю. Чернавский, (доктор философских наук, профессор ГОУ ВПО...

Журнал - Маркшейдерия и Недропользование Журнал Земля и Недвижимость Сибири Журнал - Минеральные Ресурсы России. Экономика и Управление Журнал - Геология Нефти и Газа Журнал - ГЛОБУС: Геология и Бизнес

Последние комментарии

RSS
VIP Studio Retro
levitra bitcoin