keflex 750

Login

VIP Studio - журнал «Современная наука»

Russian (CIS)English (United Kingdom)

Диверсификация инновационных образовательных учреждений в Республике Дагестан

E-mail Печать

А.У. Умеров, (Дагестанский государственный педагогический университет)

«Гуманитарные науки», № 1-2011

 

Под диверсификацией образовательных учреждений в системе образования РД автором статьи понимается увеличение типов инновационных образовательных учреждений. При этом образовательные учреждения приобретают ранее не свойственные им: содержание образования, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса.

Анализ инновационных процессов в современном образовании, путей реформирования средней школы, поиск новых подходов к конструированию содержания образования и воспитания содержится в трудах философов, социологов, педагогов, психологов, дидактов: Г.Н. Волкова, Б.З. Вульфова, Б.С. Гершунского, В.В. Давыдова, Э.Д. Днепрова, Я.Л. Коломинского, Г.Б. Корнетова, А.И. Кочетова, Б.Т. Лихачева, Н.Д. Никандрова, И.Ф. Харламова,  П.Г. Щедровицкого и др.

История возникновения и развития средних учебных заведений повышенного типа отражена в публикациях Д.И. Водзинского, В.А. Карповой, А.Г. Каспржака, Д.С. Лихачева, З.И. Равкина и др.

Современные проблемы жизнедеятельности учебных заведений нового типа исследованы в работах Н.В. Горбатовой, С.А. Егорова, А.И. Жука, А.В. Козулина, В.А. Караковского, А.И. Кочетова, В.Ф. Кривошеева, В.И. Пирогова, Е.А. Ямбурга и др.

Вопросы содержания образования, организации педагогического процесса в инновационных учебных заведениях Российской Федерации и Респуб­лики Дагестан проанализированы в диссертационных и монографических исследованиях (А.В.Арсентьева, В.Н.Иванов, А.В.Кошелева, А.Кузякин, Г.И.Магомедов, С.Т.Тучалаев, М.И.Шурпаева, В.М.Фигурновская и др.), что в целом не снижает актуальности проблемы диверсификации образования в республике.

По утверждению аналитиков (Блинов В.И., Каспржак А.Г., Кривошеев В.Ф., Суколенов И.В. и др.), элитарная система отечественного школьного образования представлена появившимися в последние годы негосударственными образовательными учреждениями и школами с углубленным изучением отдельных предметов и групп дисциплин. Количество последних учреждений при этом выросло с 7,2 тысячи в 1991 примерно до 10 тысяч в 1997 г., а их процент от общего числа общеобразовательных школ возрос с 21  до 27. К тому же, только в лицеях и гимназиях численность обучающихся за последние 10 лет выросла в 11 раз - со 128 тысяч в 1991 г. до 1402 тысяч в 2000 г. [1] Следует отметить, что это в основном школы в «богатых» мегаполисах и регионах страны, в которых бюджетные расходы в расчете на одного учащегося значительно выше, чем в остальной России. Помимо этого, во многих инновационных учреждениях (лицеях и гимназиях) родители оплачивают «дополнительные» образовательные услуги; плата же за обучение в негосударственных школах в десятки раз выше средних расходов государства в расчете на одного школьника. Это позволяет так называемой (не имеющей юридического статуса) элитарной системе совершенствовать материально-техническую базу образовательных учреждений, отбирать лучших специалистов-педагогов, обеспечивать комфортные условия обучения. Комфортность процесса обучения обеспечивается также такими и показателями: в негосударственных школах на одного учителя, в среднем, приходится менее 4 учащихся (по государственным образовательным учреждениям этот показатель равен 12). [1]

Не элитарная, массовая часть системы среднего общего образования в результате резкого сокращения государственного финансирования понесла наибольшие потери. Создавшуюся ситуацию призваны изменить: президентский национальный проект «Наша школа» в области образования, грантовые доплаты и т.п.

На фоне общего кризиса в наиболее тяжелом положении оказались сельские школы и школы населенных пунктов и городов дотационных регионов (в частности, Республика Дагестан), составляющие большинство школ страны. Несмотря на государственную поддержку в виде образовательных проектов (школы-миллионеры и т.п.) в этих школах значительно понизился уровень технической оснащенности. Учителя в этих школах в буквальном смысле поставлены в условия выживания, а в таких условиях ожидать от педагога полной отдачи сил не приходится.

Распад системы общего образования на элитарную и массовую школу, находящуюся на грани деградации, в своей основе опирался на внедренную в 90-е гг. либеральную модель образования, которое было ориентировано на так называемое вариативное образование. Перечисленные реформы в сфере отечественного образования повлекли за собой процесс диверсификации образовательных программ, учебников и учебных пособий, типов образовательных учреждений и т.п.

Этимология термина «диверсификация», применительно к сфере образования, произошедшего от латинского diversification (изменение, разнообразие),  подразумевает расширение сфер деятельности. По мнению ученых, термин «диверсификация», вошедший в научный оборот в конце 60-х – начале 70-х годов в Западной Европе, обозначал новое явление в экономике развитых капиталистических стран.

В образовании термин диверсификация появился по сути тогда, когда встал вопрос о структурном реформировании образовательных систем. [2]

Под диверсификацией образовательных учреждений в системе образования РД в данной статье подразумевается увеличение многообразия типов инновационных образовательных учреждений, которые приобретают не свойственные им ранее методы и формы организации учебно-воспитательного процесса, содержание образования.

Диверсификация проявилась и в значительном увеличении «многообразия» учебных пособий: количество наименований учебников, выпущенных за 1995-2004 гг. увеличилось примерно с 200 до почти 750 [1]. При этом следует привести мнение экспертов, которые констатируют в этой связи невысокий уровень издаваемых учебников, дезориентацию как преподавателей, так и учащихся в выборе учебных пособий, значительные различия в возможностях реального их выбора в разных регионах страны. Наряду с дифференциацией в уровне и качестве общего образования возникает, таким образом, и дифференциация в содержании обязательных образовательных дисциплин, что размывает единое образовательное пространство страны.

Постепенно сокращается количество общеобразовательных школ: 1995 г. – 68 312 школ, 2000 г. – 65 930 школ, а в 2004 г. – 65 000 школ. [2]

Безусловно, система общего образования является основой для получения гражданами страны доступного, качественного образования всех уровней. Следовательно, ее дальнейшая модернизация должна обеспечивать эффективность сферы образования в целом, расширяя возможности для удовлетворения образовательных потребностей граждан России. Для решения этих задач государство разработало нормативную базу, на которую опирается очередной этап реформирования сферы общего образования:  «Стратегия развития Российской Федерации до 2010 года» и «Концепция реформирования российского образования до 2010 года». Как и в Законе РФ «Об образовании» одним из основных принципов Концепции является увеличение долевого участия населения в финансировании образовательных учреждений. Согласно расчетам авторов указанных документов расходы государственного бюджета предположительно составят более 60% от общей суммы расходов на образование, а средства населения - около 30%. По мнению специалистов, такое соотношение (60-40) бюджетных и внебюджетных расходов на образование существенно отличается от показателей в странах значительно более развитых экономически, с высоким уровнем доходов населения. [2]

Надо отметить, что национальная система образования Республики Дагестан претерпевает аналогичные изменения, поэтому дагестанская национальная школа постепенно стала те­рять завоеванные ею позиции, особенно тогда, когда возник­ло несоответствие между моральными, духовными потреб­ностями общественного развития, с одной стороны, и качеством знаний и подготовки учащихся к жизни - с дру­гой. Глубже всего эти противоречия обозначились между растущим объемом научной информации и незначительными изменениями в содержании действующих учебных планов, программ, учеб­ников, необходимостью удовлетворения потребностей уча­щихся в приобщении к национальной культуре, многовеко­вым традициям, истории дагестанских народов и потребностью войти в мировое образовательное пространство.

С 90-х годов возникла необходимость превращения общеобразовательной школы из уни­тарной в личностно-ориентированную школу, для которой определя­ющим будет вариативное образование, учитывающее интересы учащихся. Действительно, за последние два десятилетия в этом направлении сделаны определенные шаги: создана новая законодательная база, учитывающая реалии современного образования, реорганизована его структура, разрабо­таны новые учебные планы, программы, учебники.

В школьном образовании появились разнообразные модели школ (гимназии, лицеи, школы-комплексы, школы с углубленным изучением ряда предметов, авторские и частные школы и т.п.), наряду с государственными, функционируют частные учебные заведения, расширился спектр применяемых в школе образовательных разви­вающих технологий (В.В. Давыдов, Д. Дьюи, Л.В. Занков, М. Монтессори, С. Френе, Р. Штейнер, Д.Б. Эльконин и др.), активизировались интеграционные связи внутри системы «школа-вуз». Многие педагогические коллективы включились в инновационную деятельность, разработали оригинальные авторские программы, ме­тодики, курсы.

Появление различных типов средней школы обу­словило необходимость разработки проблемы диверсификации образовательных учреждений в системе образования РД, осмысления роли и места диверсификационных инновационных образовательных учреждений в национальной системе образования Республики Дагестан, проанализировать перспективы их развития.

Таким образом, актуальность проблемы исследования определяется противоречиями между:

  • потребностью государства и общества, учреждений образования в качественном образовании и недостаточным уровнем  подготовки школьников;
  • недостаточной ориентированностью существующей системы образования на формирование личности, способной самостоятельно реализовать свой интеллектуально-духовный потенциал в условиях пореформенных преобразований в системе образования;
  • многообразием типов инновационных образовательных учреждений и отсутствием концептуальных подходов к построению модели диверсификации инновационных образовательных учреждений республики;
  • наличием многообразных типов инновационных образовательных учреждений и отсутствием нормативно-правовой основы для их функционирования.

Приведенные противоречия обусловливают необходимость разработки  концептуальных подходов к построению модели диверсифицированных инновационных образовательных учреждений в национальной системе образования с целью выявления ее воспроизводимости в образовательной практике в целях модернизации системы образования в целом.

Приведенные материалы позволили сформулировать следующие выводы и обобщения.

По мнению соискателя, эффективность системы образования РД будет повышаться на основе диверсификации инновационных образовательных учреждений, если:

  • будут проанализированы опыт становления и развития инновационных образовательных учреждений в системе образования и выявлены тенденции его развития; 
  • будет разработана модель инновационных образовательных учреждений, системно представляющая его цели, содержание, методы и формы, результативность образования учащихся; 
  • будет создано научно-методическое и нормативно-правовое обеспечение образования.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Кривошеев В.Ф., Блинов В.И., Суколенов И.В. Реформирование средней общеобразовательной школы в Российской Федерации (1995-2004 годы) / Педагогическая наука и практика: проблемы и перспективы. Сб.науч.статей. Выпуск второй.- Москва: ИОО МОН РФ, 2004. - 202 с. - С.5-35.

Ломакина, Т.Ю. Диверсификация базового профессионального образования: дис….докт.пед.наук, М., 2001. - 409с.


© А.У. Умеров, Журнал «Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики»

 
 
 

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ:  Перепечатка материалов допускается только в некоммерческих целях со ссылкой
на оригинал публикации. Охраняется законами РФ. Любые нарушения закона преследуются в судебном порядке. © ООО "Научные технологии"

Книжные Изданияbadge

badge
  • Реструктуризация информационного пространства органов государственной власти Санкт-Петербурга
  • Профессия «Бухгалтер»: прошлое, настоящее, будущее
  • Финансово-кредитная политика России
  • О недостаточности категории «графическое слово» для описания языкового материала арабского литературного языка (в связи с акцидентальными письменными словами в АЛЯ)

 

Текущие статьи

Формирование готовности будущего педагога к профессиональному самообразованиюФормирование готовности будущего педагога к профессиональному самообразованию
Ф.Х. Мациева, (Грозненский педагогический колледж, заместитель директора...
Диверсификация инновационных образовательных учреждений в Республике ДагестанДиверсификация инновационных образовательных учреждений в Республике Дагестан
А.У. Умеров, (Дагестанский государственный педагогический университет)...

Журнал - Маркшейдерия и Недропользование Журнал Земля и Недвижимость Сибири Журнал - Минеральные Ресурсы России. Экономика и Управление Журнал - Геология Нефти и Газа Журнал - ГЛОБУС: Геология и Бизнес

Последние комментарии

RSS
VIP Studio Retro
viagra super force