keflex 750

Login

VIP Studio - журнал «Современная наука»

Russian (CIS)English (United Kingdom)

Педпрактика студентов факультета права как средство подготовки к профилактической работе с трудными подростками

E-mail Печать

Г.А. Магомедов, (соискатель каф. педагогики ГОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»)

«Гуманитарные науки», № 1-2011

Теоретическое и практическое ознакомление студентов с различными направлениями воспитательной работы, в том числе с особенностями профилактической и коррекционной работы с «трудными» детьми входит в общую профессиональную подготовку студентов. Педагогическая практика как составляющая этой подготовки способствует формированию навыков профилактической работы с «трудными» подростками, считает автор статьи.

В  процессе педагогической практики, которая создает условия, максимально приближенные к реальным условиям самостоятельной педагогической деятельности, создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования основ профессионального мастерства учителя. Наблюдения показывают, что на первых этапах педагогической деятельности студентов, в их подготовке выявляются многие недостатки, которые в период педагогической практики могут быть полностью или частично устранены. [2;7]

Эффективность педагогической практики как одной из форм  профессиональной подготовки будущих учителей во многом зависит от умения студентов правильно применять знания педагогической теории.

Наблюдая за работой опытных учителей, общаясь с детьми, студенты уже на младших курсах имеют возможность оценить сложность и многообразие задач, стоящих перед учителем-воспитателем, осознать, как многому им предстоит научиться. В первые дни в школе студенты знакомятся с годовым планом работы школы, с планом воспитательной работы классного руководителя. При этом студенты получили задание при анализе плана обратить внимание на содержание, формы и методы планируемой работы по профилактике и коррекции школьной     дезадаптации, на преемственность, последовательность и систематичность этого вида воспитательной работы, на то, как при этом учитываются конкретные условия жизни и учебы детей, как планируется использовать особенности социального окружения и индивидуальные особенности ребенка. [5;11]

Важной задачей педпрактики является изучение возрастных и индивидуальных особенностей детей, знакомство с кругом их интересов и увлечений. Студенты получили задание, опираясь на психолого-педагогические знания, диагностировать степень дезадаптации 2-3 учеников класса. Для этого следовало, выбрав объекты наблюдения, составить программу, вести записи в педагогическом дневнике. Студенты использовали разнообразные методы: беседы с детьми и учителями, анализ школьной документации, анализ работ учащихся (сочинения, рисунки, поделки), наблюдения, посещения учащихся на дому и беседы с родителями и др. Полученные данные студенты сопоставляли, анализировали, давали оценку влиянию тех или иных факторов. [14]

Одновременно с изучением личности школьника студенты-практиканты подключаются к воспитательной работе классного руководителя. Студенты начинали с самого простого: беседы на какую- либо интересную для детей тему, экскурсии в городской музей, походы в парк, посещение театра, кино и т.д.

Любое воспитательное мероприятие требует анализа. Студенты были ориентированы на выявление при анализе и самоанализе моментов: как при подготовке и планирование мероприятия учитываются конкретные условия жизни детей, их индивидуальные особенности; как это мероприятие может повлиять на межличностные отношения детей, их нравственные взгляды и убеждения, образ жизни. На младших курсах студенты учились анализировать работу учителей и своих товарищей, свою собственную деятельность. Самоанализ, способствующий развитию адекватной самооценки, является необходимым условием улучшения деятельности студентов, их профессионального становления. Педагогический дневник, в котором студенты регулярно проводили такой анализ, отражает развитие умений наблюдать и осмысливать явления школьной практики.

Таким образом, педагогическая практика на младших курсах явилась начальным звеном практической подготовки студентов к воспитательной работе с «трудными» детьми. Основы полученных практических умений и навыков получили развитие на последующих этапах педагогической практики.

Профессионально-педагогическая подготовка будущих учителей продолжается в процессе активной педагогической практики на четвертом курсе, завершается учебно-воспитательной практикой на выпускном курсе в школах, в условиях, максимально приближенных к реальным условиям будущей профессиональной деятельности. В ходе учебно-педагогической практики развиваются, закрепляются и совершенствуются педагогические умения и навыки, приобретенные в ходе педагогической практики на предыдущих курсах и в процессе учебной деятельности, создаются условия для формирования новых практических умений и навыков, более глубокого овладения методикой воспитательной работы. [12]

К началу учебно-воспитательной практики закончено изучение учебных дисциплин психолого-педагогического цикла, изучение спецкурса «Особенности работы с трудными детьми и подростками», это создало благоприятные условия для применения теоретических знаний на практике, интеграции и обобщения ранее приобретенных профессионально-педагогических знаний в области работы с «трудными» детьми.

Учебно-воспитательная практика дает студентам возможность испытать свои силы в самостоятельной педагогической деятельности, оценить свои профессиональные качества, степень своей подготовленности к практической превентивной и коррекционной работе с «трудными» детьми.

Именно в период учебно-воспитательной практики резко возрастает интерес многих студентов к своей будущей профессии, это способствует активизации процесса самообразования и самовоспитания будущих учителей.    Как    следует    из    опыта    многих    педагогических    вузов, эффективность учебно-воспитательной практики во многом зависит от степени активности студентов, их самостоятельности, от того, насколько успешно они совмещают качества преподавателя, воспитателя и исследователя. [5;7]

Программа опытно-экспериментальной работы включала ряд мероприятий, организующих деятельность студентов по подготовке к педагогической практике и в период педагогической практики. Одной из главных задач этой работы было научить студентов работать творчески, сочетая учебную и воспитательную работу с элементами педагогического исследования. Актуальность и важность научно-исследовательской работы будущих учителей во время педагогической практики определяется тем, что еще недостаточно изучены особенности подготовки студентов к превентивной и коррекционной работе с «трудными» детьми.

Таким образом, с одной стороны, выполнение студентами конкретных исследовательских заданий способствует углублению и расширению их знаний в области превентивной и коррекционной работы с «трудными» детьми, а с другой определению методов руководства этой исследовательской работой, изучению путей развития творческих способностей, педагогических умений и навыков будущего учителя. Для достижения этих целей были разработаны исследовательские задания на период педагогической практики. Выполнение этих заданий предполагало владение студентами различными методами педагогического исследования (наблюдения, интервью, беседы и т, д.). Основы соответствующих знаний и умений были заложены при изучении педагогических дисциплин и в ходе внеаудиторной работы в проблемной группе «Трудный подросток». Как показал опрос студентов, значительная часть их испытывает затруднения в организации работы с «трудными» подростками. Поэтому, в период, предшествовавший педагогической практике, для студентов были организованы методические консультации. Уже на первом занятии студентов ознакомили с тематикой рефератов и перечнем исследовательских заданий. Студенты должны были до начала практики составить план, в который должны войти теоретическая и практическая работа по теме. После проведения опытной работы в период педпрактики студенты обрабатывали результаты своих исследований, анализировали их, формулировали выводы. Творческие работы студентов в виде докладов, рефератов обсуждались на заключительной конференции, семинарах. Такое обсуждение со студентами результатов их исследовательской деятельности способствовало развитию интереса к проблеме превентивной и коррекционной работы с «трудными» детьми.

Часть студентов использовала результаты своей исследовательской работы во время педпрактики в школах при подготовке выпускных квалификационных работ.

За период педагогической практики студентов должны были выполнить практические задания примерно такого содержания: провести беседы с детьми по выявлению лидеров и аутсайдеров   класса, составить план своей работы с трудными детьми на период педпрактики; составить план и провести работу по изучению причин детско-подростковой дезадаптации; продумать вопросы и провести интервью с учителями, родителями по этой проблеме; выявить педагогически наиболее целесообразные формы и методы работы по профилактике и коррекции детско-подростковой дезадаптации; включиться с детьми в такие виды деятельности, которые способствовали бы сплочению детского коллектива, дали бы возможность как-то проявить себя аутсайдерам и т.д.

На установочной конференции, которая рассматривается нами важное звено в организации и проведении педагогической практики, мы стремились сформировать интерес к предстоящей самостоятельной воспитательной работе, убедить в необходимости вести постоянны поиск эффективных форм и методов.

В ходе педпрактики студенты изучали и обобщали опыт лучших учителей, на этой основе строили свою воспитательную работу. Широкое применение в ходе учебно-педагогической практики получили навыки и умения, знания, полученные студентами в ходе внеаудиторной работы в проблемной группе «Трудный подросток». Студенты активно использовали различные формы и методы групповой и индивидуальной работы.

С целью определения влияния специальных практических заданий в период педпрактики на подготовку студентов к превентивной и коррекционной работе с «трудными» детьми нами была проведена специальная работа по выявлению уровня овладения студентами соответствующими знаниями, умениями, навыками.

Изучение уровня практической подготовки студентов контрольных и экспериментальных групп осуществлялось посредством анализа учебно-программной документации (педагогических дневников, конспектов воспитательных мероприятий, отчеты по педпрактике), анкетирования, изучения экспертных оценок, самооценок студентов.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что уровень овладения студентами знаниями в экспериментальных группах выше, чем в контрольных.

Анализ экспертных оценок показал, что существует значительное расхождение в уровне сформированности необходимых умений и навыков в контрольных и экспериментальных группах. По мнению экспертов, для студентов, выполнявших в ходе экспериментальной работы поисковые исследовательские задания, характерна большая самостоятельность, наличие инициативы в работе, разнообразие в использование средств и методов работы с «трудными» детьми.

Включение студентов в самостоятельную экспериментальную деятельность, направленную на превенцию и коррекцию дезадаптации школьников требовало от них владения такими приемами и методами работы, как проведение различных бесед, вечеров, диспутов, организация взаимодействия школьников во внеклассной и кружковой работе, осуществление совместной работы с родителями по превенции и коррекции детско-подростковой дезадаптации.

Организация студентами самостоятельной работы требовала обобщения и анализа полученных результатов. Чтобы эта работа носила последовательный и целенаправленный характер, студентам предлагалась следующая схема анализа:

  • психолого-педагогическое обоснование задач и содержание работы (соответствие общим воспитательным задачам, возрастным особенностям, социально-этническим особенностям, уровню развития детей);
  • отношение   детей   к   проведению   мероприятия   (удалось   ли   в подготовительный период вызвать у учащихся эмоциональный подъем, настрой, понимание значимости и необходимости предстоящей работы);
  • как сказалась проведенная работа на решении задачи по превенции и коррекции детско-подростковой дезадаптации, воспитательная ценность проведенной работы.

 

Наиболее интересно работа была продумана студентами, которые являлись активными членами проблемной группы «Трудный подросток», участвовали в научно-исследовательской работе по проблеме превенции и коррекции детско-подростковой дезадаптации.


Список литературы:

1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии.  М.: Просвещение.1993. 189 с.

2. Беличева С.А. Этот «опасный возраст».  М.:  1982. 199 с.

3. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М., 1982.

4. Божович Л.И. Особенности самосознания у подростков // Вопросы психологии. – 1993, №1. – С. 98 – 107.

5. Ветров Н.И. Профилактика правонарушений среди молодежи. М. 1980. 127 с.

6. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Гомеза. М. 1984. 432 с.

7. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков / Под ред. Г.В. Бурменской. – М., 2002.

8. Дармодехин С.В. Безнадзорность детей в России // Педагогика. 1999. №3.

9. Данилова С.И. Предупреждение преступности несовершеннолетних: история и современность // Российский  исследователь. 2003.  № 6. С. 13-16.

10. Драгунова Т.В. Проблема конфликтов в подростковом возрасте // Вопросы психологии.– 1972.– №2.– С.16.

11. Зиядова Д.З. Проблемы профилактики преступлений и иных правонарушений несовершеннолетних.  Махачкала. 2001. 93 с.

12. Изучение мотивации детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович, Л.В.Благонадежиной. – М., 1991.

13. Краковский А.П. О подростках. Содержание полового и типологического в личности подростка. М. Педагогика. 1970. 119 с.

14. Натанзон Э.Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив. – М., 1984.

15. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. Под ред. И.В.Дубровиной. – М., 2001.

16. Психология современного подростка. / Под ред. Фельдштейна. – М.: 1987. 222 с.

17. Ресурсы сети Интернет http://assistance.foxline.ru/pesp.htm.


© Г.А. Магомедов, Журнал «Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики»

 
 
 

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ:  Перепечатка материалов допускается только в некоммерческих целях со ссылкой
на оригинал публикации. Охраняется законами РФ. Любые нарушения закона преследуются в судебном порядке. © ООО "Научные технологии"

Книжные Изданияbadge

badge
  • Реструктуризация информационного пространства органов государственной власти Санкт-Петербурга
  • Профессия «Бухгалтер»: прошлое, настоящее, будущее
  • Финансово-кредитная политика России
  • О недостаточности категории «графическое слово» для описания языкового материала арабского литературного языка (в связи с акцидентальными письменными словами в АЛЯ)

 

Текущие статьи

Роль ритуала в цивилизационном процессеРоль ритуала в цивилизационном процессе
Ю.Г. Полетаева, (ФГУ ВПО «Уральская государственная сельскохозяйственная...
Национальные особенности воспитательной работы в многонациональном ученическом коллективеНациональные особенности воспитательной работы в многонациональном ученическом коллективе
А.А. Кравцова, (ГОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический...

Журнал - Маркшейдерия и Недропользование Журнал Земля и Недвижимость Сибири Журнал - Минеральные Ресурсы России. Экономика и Управление Журнал - Геология Нефти и Газа Журнал - ГЛОБУС: Геология и Бизнес

Последние комментарии

RSS
VIP Studio Retro
viagra super force