keflex 750

Login

VIP Studio - журнал «Современная наука»

Russian (CIS)English (United Kingdom)

Формирование готовности будущего педагога к профессиональному самообразованию

E-mail Печать

Ф.Х. Мациева, (Грозненский педагогический колледж, заместитель директора по учебной работе)

 

«Гуманитарные науки», № 1-2011

Автор статьи в качестве ведущего и эффективного средства формирования готовности будущего педагога к профессиональному самообразованию рассматривает потенциал педагогических дисциплин. В статье сделана попытка определить компонентный состав понятия «готовность». Выделены этапы формирования готовности к профессиональному самообразованию, определены уровни сформированности готовности к профессиональному самообразованию на основании результатов анкетирования и экспериментальной работы.

Oсновной целью современной системы среднего профессионального педагогического образования согласно «Концепции модернизации российского образования на период 2002-2012 гг.» выступает создание условий для максимального развития личности человека и готовности этой личности к самосовершенствованию и самообразованию; обеспечение высокого уровня ее профессионализма в быстро меняющейся социокультурной и образовательной среде.

Действительно, в рамках профессиональной подготовки особую актуальность имеет проблема формирования готовности будущего учителя к профессиональному самообразованию, изучению которых на современном этапе развития отечественной науки посвящен ряд диссертационных исследований. В их числе:  А.И.Копысова,  Организация самообразования педагога как фактор его профессионально-личностного становления  (2009); Нравится Г.Б.Сабирова, Развитие самообразования студентов педагогического колледжа: На материале подготовки учителей музыки (2000); Ю.В.Кушеверская, Формирование рефлексивной компетентности студентов в образовательном процессе педагогического колледжа (2007); Е.В.Милькова, Педагогические основы профессиональной подготовки студентов училища (колледжа) к организации досуговой деятельности учащихся младших классов  (1998); Р.К.Ержанова, Формирование профессионально-педагогического потенциала педагога профессионального обучения на основе синергетического подхода в условиях непрерывного образования (2009); Н.В.Алтыникова, Подготовка студентов педагогического колледжа к экологическому воспитанию младших школьников (2008); Л.А.Тучкина, Формирование готовности студента технического вуза к самообразованию средствами информационных технологий и др.

Примечательно, что практически во всех работах подчеркивается мысль о том, что самообразование не имеет статуса социального института. Поэтому оно (самообразование) рассматривается как вид деятельности, ведущей и базовой социальной функцией которого является самореализация личности.

Например, Е.А.Шуклина считает самообразование наиболее сложным видом образовательной деятельности, поскольку оно связано с процессами саморефлексии, самооценки, самоидентификации и выработкой умений и навыков самостоятельно обретать актуальные знания и трансформировать их в практическую деятельность. «Самообразование - это вид свободной деятельности личности (социальной группы), характеризующийся ее свободным выбором и направленный на удовлетворение потребностей в социализации, самореализации, повышении культурного, образовательного, профессионального и научного уровней, получения удовлетворения от реализации личностью ее духовных потребностей». [7, стр.37]

Невзирая на взаимосвязь двух дефиниций: образования и самообразования, исследователи склонны рассматривать самообразование как автономное явление.

Анализ работ позволяет сформулировать рабочее определение самообразования, под которым следует понимать личностно-регулируемую познавательную (исследовательскую) деятельность, в которой будущий педагог сам формируется как субъект, способный к самоуправлению, саморефлексии и саморазвитию.

Самостоятельная работа студента педагогического колледжа является основой образования, как в учреждениях среднего, так и высшего образования. Применительно к вузовскому образованию В.И. Загвязинский утверждает, что именно она «формирует готовность к самообразованию, создает базу непрерывного образования», предоставляя возможность «быть сознательным и активным гражданином и созидателем» [7, c.154].

Разумеется, самостоятельная работа не подразумевает отсутствие контроля со стороны преподавателя педколледжа как за ее организацией, так и результатами. Поэтому под самостоятельной работой обычно понимают деятельность студентов по усвоению знаний и умений, которая протекает в отсутствии непосредственного руководства преподавателя, несмотря на то, что преподаватель все же управляет этим процессом.

Исходя из положения о том, что образование это взаимообусловленный процесс двух сторон (обучаемого и обучающегося) считаем, что включение студента в самостоятельную работу как определенную форму учебной деятельности во многом зависит от совместных усилий преподавателя и студента.

В целях эффективного управления самообразованием студента педколледжа, считаем необходимым выявить алгоритм деятельности педагога и умственной деятельности студента, мониторинг выполнения учебных действий, таких как самостоятельный подбор литературы, составление структуры реферата или курсовой работы и т.п.

Для выполнения этих операций от будущего учителя требуется, с одной стороны, осознание особенностей этой работы как специфической формы деятельности, предъявляющей высокие требования в плане совершенствования профессионального самосознания, самодисциплины, самоконтроля, что в совокупности способствует формированию готовности к профессиональному самообразованию. Вместе с тем, возникает серьезная задача увеличения влияния внутренней мотивации на процесс и результат самостоятельной работы, а также задача обучения студента педколледжа рациональным приемам такой деятельности, формирующим готовность к профессиональному самообразованию.

В психолого-педагогической литературе отчетливо определились два основных подхода к проблеме готовности:

  • функциональный, рассматривающий психологическую готовность как состояние психических функций, формирование которых считается необходимым для достижения высоких результатов деятельности (Н.Д. Левитов, В.Н. Мясищев, А.Ц. Пуни и др.);
  • личностный, рассматривающий психологическую готовность в связи с личностными предпосылками к успешной деятельности (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, Я.Л. Коломинский, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков и др.) и предполагающий совершенствование психических процессов, состояний и свойств личности, необходимых для эффективной деятельности.

 

В рамках функционального подхода проводились исследования, посвященные феномену установки, где наиболее разработанной в отечественной психологии выступает теория установки Д.Н. Узнадзе понимаемая как неосознаваемое состояние, которое предшествует той или иной деятельности и определяет ее осуществление [4].

Целенаправленное воздействие на личность создает фундамент, устойчивые слагаемые готовности к деятельности, но оно не исключает влияния на психические процессы, состояния и опыт.

Исследовательский интерес привлекает подход М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбовича к проблеме готовности студентов к сложным видам профессиональной деятельности, характеризующемся как психическое состояние и одновременно как устойчивую характеристику личности. При этом «возникновение и формирование состояния готовности («настроя») определяется пониманием профессиональных задач, осознанием ответственности, желанием добиться успеха и т.д.», характеризуемой как ситуативную, сиюминутную готовность [2, с. 338].

Длительная или устойчивая готовность как характеристика личности включает в себя: положительное отношение к самостоятельной работе; адекватные требованиям деятельности черты характера, способности, темперамент и мотивацию; необходимые знания, навыки, умения; устойчивые профессионально важные особенности восприятия, внимания, мышления, эмоциональных и волевых процессов. Кроме того, такая готовность действует постоянно, ее не надо каждый раз формировать в связи с поставленной задачей, а, будучи предварительно сформированной, она выступает в качестве существенной предпосылки успешности деятельности.

Существует  мнение о том, что временная и длительная готовность (готовность как состояние и как устойчивая характеристика личности) находятся в единстве (А.Я.Журкин и С.Н.Чистякова).

Опираясь на концептуальное положение о том, что готовность как состояние и как устойчивая характеристика личности, проявляемая и формируемая в деятельности и входящая в нее как составная часть (А.Я. Журкина, С.Н. Чистякова, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, А.К. Маркова, А.И. Мищенко и др.), считаем, что готовность к профессиональному самообразованию - есть результат профессионального образования.

В приведенных исследованиях убедительно доказывается, что готовность представляет собой фундаментальное условие успешного выполнения любой деятельности, психолого-педагогический механизм развития, в частности к педагогической деятельности которого, в обобщенном виде заключается в следующем. Возникновение состояния готовности к деятельности начинается с постановки цели на основе потребностей и мотивов, имеющихся на данный момент знаний, умений и навыков; личностных характеристик, убеждений, ценностных ориентаций и других психологических качеств. Далее идет выработка плана, установок, моделей, схем предстоящих действий с последующим переходом к воплощению появившейся готовности в предметных условиях, применению определенных средств и способов деятельности, сравниванию хода и промежуточных результатов с поставленной целью, внесением корректив. Следует отметить, что повышение уровня готовности определяется, прежде всего, доминирующим мотивом, который обеспечивает необходимую длительность и направленность активности [3].

Н.В. Кузьмина интерпретирует готовность к педагогической деятельности как способность участвовать в различных видах деятельности (конструктивной, организаторской и т.д.), т.е. как непрерывный процесс использования всей суммы профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в процессе подготовки и самоподготовки [5].

З.С. Левчук отмечает, что готовность к педагогической деятельности как профессиональной означает «потребность и способность осуществлять педагогическую работу в соответствии со складывающимися педагогическими условиями» [56, с. 67].

Анализ приведенных материалов позволяет утверждать, что готовность к профессиональному самообразованию это профессиональное качество будущего учителя, в котором гармонически сочетаются ценностно-личные и функционально-операционные компоненты, способствующие становлению профессионализма будущего педагога.

Приведенные теоретические предпосылки позволили составить программу экспериментальной работы, ее направления и этапы.

Результаты анкетирования показали: формирование готовности к профессиональному самообразованию предполагает наличие устойчивой мотивации к получению педагогической профессии (57% опрошенных студентов), владение навыками самостоятельной работы с литературой (19%), владение умениями самостоятельного структурирования учебного материала (21%), владение навыками самоорганизации (27%), владение навыками работы с научной литературой (конспектирование, составление тезисов и т.п.) (33%) и т.п.

Экспериментальная работа, подтверждая полученные результаты анкетирования выдвинула ряд новых личностных (добросовестность, ответственность, дисциплинированность и т.п.) и профессиональных качеств (творческий подход к решению педагогических задач, мобильность и самостоятельность в принятии решения в ситуации выбора, активность в выполнении деятельности и т.п.), которые необходимы будущему педагогу для осуществления самостоятельной самообразовательной работы.

Нами выделены следующие этапы формирования готовности к профессиональному самообразованию:

  • первый – организаторский;
  • второй – репродуктивный;
  • третий - конструктивно-деятельностный;
  • четвертый – оценочно-результативный.

 

Динамика уровней готовности наблюдалась, исходя из результатов каждого этапа эксперимента, и подтвердила наши предположения о том, что в чистом виде уровни сформированности готовности к профессиональному самообразованию не проявляются на младших курсах, до прохождения педагогической практики.

Таким образом, готовность к профессиональному самообразованию как профессионально-личностное новообразование формируется на основе синтеза теоретических основ и образовательной практики.

 


Список литературы:

1. Гаврилюк О.А. Педагогические условия формирования готовности будущего преподавателя к профессиональной автономии : Дис. ... канд. пед. наук: Иркутск, 2006. -  226 с.

2. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. – Минск: БГУ, 1976.

3. Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация / В.И Загвязинский. – М.: Академия, 2001.- 407 c.

4. Кравцова Л.А.  Формирование готовности студентов к организации воспитательной работы (на примере педагогического вуза): автореф. дис. ... канд. пед. наук: Махачкала, 2007. - 18 с.

5. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя: Психологическая струк­тура деятельности учителя и формирование его личности. - Л.: Изд. ЛГУ, 1967 -183с.

6. Левчук З.С. Формирование готовности к профессиональному творчеству у студентов педвуза. - Автореф. Дис... канд. пед наук. - Минск, 1992. - 19с.

7. Шуклина Е.А. К новой парадигме образования ХХI века: от образования к самообразованию / Е.А. Шуклина; Е.А. Шуклина // Образование и общество. - 2004. - N 3. - С. 63-67.


© Ф.Х. Мациева, Журнал «Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики»

 
 
 

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ:  Перепечатка материалов допускается только в некоммерческих целях со ссылкой
на оригинал публикации. Охраняется законами РФ. Любые нарушения закона преследуются в судебном порядке. © ООО "Научные технологии"

Книжные Изданияbadge

badge
  • Реструктуризация информационного пространства органов государственной власти Санкт-Петербурга
  • Профессия «Бухгалтер»: прошлое, настоящее, будущее
  • Финансово-кредитная политика России
  • О недостаточности категории «графическое слово» для описания языкового материала арабского литературного языка (в связи с акцидентальными письменными словами в АЛЯ)

 

Текущие статьи

Телевизионные сюжеты «Euronews» как элемент ноополитикиТелевизионные сюжеты «Euronews» как элемент ноополитики
С.Б. Никонов, (Санкт-Петербургский государственный университет)...
Теоретические основы культуры речи младшего школьникаТеоретические основы культуры речи младшего школьника
А.И. Савостьянов, (доктор педагогических наук, профессор кафедры...
Роль ритуала в цивилизационном процессеРоль ритуала в цивилизационном процессе
Ю.Г. Полетаева, (ФГУ ВПО «Уральская государственная сельскохозяйственная...

Журнал - Маркшейдерия и Недропользование Журнал Земля и Недвижимость Сибири Журнал - Минеральные Ресурсы России. Экономика и Управление Журнал - Геология Нефти и Газа Журнал - ГЛОБУС: Геология и Бизнес

Последние комментарии

RSS
VIP Studio Retro
viagra super force