keflex 750

Login

VIP Studio - журнал «Современная наука»

Russian (CIS)English (United Kingdom)

Социально-экономические и культурные предпосылки зарождения светского женского образования в Дагестане (кон.19 – нач.20вв.)

E-mail Печать

Э.М. Каримулаева, (кандидат педагогических наук,

доцент Дагестанского Государственного Педагогического Университета)

«Гуманитарные науки», № 1-2011

 

История Дагестана последней четверти XIХ и первой половины  XX вв.- это один из достаточно хорошо изученных периодов прошлого. Он был переломным во всех отношениях: в политическом, социально-экономическом и  культурном для населяющих его народов.

История Дагестана последней четверти XIХ и первой половины  XX вв.- это один из достаточно хорошо изученных периодов прошлого. Он был переломным во всех отношениях: в политическом, социально-экономическом и  культурном для населяющих его народов.

В политическом плане была образована область с новыми административными образованиями - округа. В социально-экономическом отношении в результате развития российского капитализма «вширь» Дагестан довольно активно вовлекался в русло экономического развития Российской империи.

Присоединение Дагестана к России способствовало развитию просвещения, так как экономика и культура России находились на более высоком уровне.

В общеобразовательных и специальных учебных заведениях начала формироваться национальная интеллигенция, часть, которой находилась под влиянием прогрессивных идей русского просвещения. Возрастающие экономические, политические и культурные связи между народами все более укрепляли их совместную деятельность в области развития школы и педагогики.

Все эти перемены повлияли на культурную жизнь народов Дагестана: появляется сеть светских школ, формируется национальная интеллигенция, издаются первые газеты, зарождается женское светское образование и др. Во всех этих сдвигах большую роль сыграло вхождение Дагестана в состав России. «Ни в одной области не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования»[7,с.297]. Для Дагестана, где конфессиональная система образования была наиболее развита, зарождение светского образования - это и есть начало отрицания той системы, которая слагалась веками, это перелом, переход всего общества в новое качественное состояние, говоря современным языком, это была перестройка в соответствии с требованиями нового времени.

В развитии культуры, литературы и истории края неоценимую роль сыграли арабский язык и арабская графика.  Все, что создавалось в духовной культуре Дагестана до XVII-XVIII вв. на арабской письменности, имело прямое отношение к средневековому периоду и опиралось на религиозную идеологию.

Таким образом, вплоть до XIX века Дагестан находился в интенсивном культурно-историческом общении с арабским миром. Восток в средние века играл исторически важную роль в судьбах малых народов, в том числе и Дагестана.

В процессе исторического развития сложилось так, что в средневековье Дагестан оказался в сфере арабо-мусульманской цивилизации, а в Новое время его перетянуло к России. Очень наглядно это мы проследили в системе просвещения, где женщина обретает  равное положение, и в этом немалую роль сыграло зарождение и развитие светского образования в Дагестане.

Мы знаем, что ислам для своего времени был не только религией, он был и системой права, и политической доктриной, моральным учением, и философией. Естественно, он сыграл свою позитивную роль в духовной жизни народов. Самые важные участки жизни общества ─ просвещение и образование долгое время находились в руках мусульманского духовенства.

Становление светского образования связано с переходом системы просвещения в руки государства. Это явление совпало с процессом вхождения Дагестана в российское государство. В XIX-XX вв. образование обретает иное качественное состояние. Оно вплетается в государственную систему функционирования. Поэтому понятие «образование» со временем получило большой разброс, вызывая большие споры.

Важнейшим компонентом образования является передача и получение знаний. Все эти свойства образование начало приобретать с того времени, когда государство берёт на себя все моменты устройства образовательного процесса.

В 90-е годы XIX столетия происходит усиленный рост крупной промышленности. Растет количество рабочих, а среди них сильно увеличивается число женщин-работниц. В наемный труд вне дома вовлечено огромное количество женщин.

Это обстоятельство сильно отразилось на социально-экономическом, культурно-бытовом положении женщин. В этих условиях возник женский вопрос - уравнивание женщин в правах с мужчинами. Большую остроту приобрела проблема образования женщин, её «духовного освобождения», улучшения положения женщин в обществе и семье.

XIX век в судьбах Российской империи сыграл качественно иную роль. В управлении страной Россия перешла от коллегий к министерствам. В числе восьми министерств было образовано и Министерство Народного Просвещения, узаконившими государственную систему образования в России, были утвержденные 24 января 1803 г. «Предварительные правила народного просвещения», которые устанавливали структуру и систему управления образования, определяли суть «учебной части» и источники финансирования.

Исключительно важными и для той поры смелыми, новаторскими были сформулированные в этом документе принципы организации бессословных учебных заведений: бесплатное обучение на низших его ступенях, преемственности учебных программ.

Вхождение Дагестана в российскую цивилизацию, которая, находилась ближе к Европе, общалась с ней больше, имела свой литературный язык и выработанную на нем культуру современного уровня,  стройную систему образования, имела для Дагестана поистине большое значение.

Российский опыт оказался для народов Дагестана наиболее удобным, хотя процесс вхождения в Россию был чрезвычайно болезненным,  сопряжен с войнами, многочисленными жертвами.

Ведь народы Дагестана тысячелетиями находились в сфере влияния двух других мировых цивилизаций: персидской и арабо-мусульманской. Сотни лет потребовалось Дагестану, чтобы ислам проник во все сферы  древней местной цивилизации. На этой религии, вкупе с местными адатами и традициями, вырабатывался во многом новый дагестанский менталитет.   

Надо подчеркнуть и другую сторону менталитета - это не просто система ценностей, знаний и правил поведения, а еще биологический в своей основе феномен [12,с.178]. Это не только обычаи и адаты, которым следовали по доброй воле, из уважения к прошлому, но и глубоко заложенные традиции в психике местного населения. Таким образом, ментальность общества - эта сумма стереотипов и убеждений  его членов, рассматриваемая нами не как момент индивидуального приспособления частной психики, а как факт общественного бытия, содержание массовых убеждений и образ жизни.

Мы наблюдаем, некое,  механическое соединение двух менталитетов (российского и дагестанского), что  в 1813 г.  предполагало большие трения на долгие годы – принуждение - с одной стороны, не поддаваться  и сопротивляться – с другой. Отсюда весь ХIХ век в отношении Дагестана и России прошел под знаком вхождения, как бы сопротивляясь.

Подтверждением этой мысли являются многочисленные восстания горцев. Например, восстание 1877 года охватило свыше 400 аулов [2, с.318]. В 60-80-е гг. ХIХ века основное население Дагестана составляли крестьяне, жившие на скудных  клочках земли. Основные противоречия, противостояния происходили из-за земельных угодий. Аул с аулом, крестьяне с феодалами, беками, а власть имущие при спорах почти всегда  оказывались на стороне богатых, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Кавказская война, которая не затухала до 70-х годов ХIХ века, несла с собой большую  разруху. Кроме того, управление, построенное в период имамата Шамиля начало расслаиваться.  В государстве Шамиля не было места ни светской школе, ни светским наукам. Горцы, уличенные в стремлении к светскому, в отходе от религиозной морали, подвергались аресту и телесным наказаниям.

Несмотря на громадные усилия отстоять свою независимость, Дагестан был обречен, жить в составе России, влиться в российскую цивилизацию, найти то общее, что сближают менталитеты двух разных цивилизаций. В новых историко-политических условиях формировался новый облик, новый менталитет горца, в первую очередь той части населения, которая раньше других прослоек приобщился к этим условиям.

Царизм и его политическая система имела, несомненно, колониальную основу. И все же  вхождение Дагестана в состав России имело прогрессивное значение. Россия после реформ 60-80-х гг. модернизировалась быстрыми темпами, пошла по пути капиталистического развития. Преобразования в Дагестане совпали с периодом принятия этих реформ, которые открыли простор  для широкой модернизации в самой России. Объективная необходимость диктовала приведение политической жизни Дагестана в соответствие с общероссийской. 

Все изменения и реформы этого времени являются предпосылками проникновения рационализма в дагестанское общество и зарождения светского образования в целом, а женского в частности, что и послужило основной возможностью раскрепощения дагестанской женщины.

К концу ХIХ – началу ХХ века на первое место в иерархии ценностей выдвинулся рационализм. А западные наука и техника являлись наиболее чистым воплощением рационального начала. Теперь получалось, рациональный подход к действительности неизбежно приводил к мысли, что условием быстрого вхождения в современность для России и Дагестана, в частности, является ускоренное, догоняющее развитие. Причем, народы в России должны были за десятилетия пройти тот путь, который страны Запада прошли за столетия. Значит, в России и в Дагестане ценность светского образования и науки занимает в очередности первое место [1, с. 148-149].

Присоединившись к России, Дагестан приобрел качественно новый этап в просвещении своих народов.  Начали появляться светские учебные заведения, где дети имущих дагестанцев стали обучаться основам современных знаний, проходить предварительную ступень, необходимую для подготовки в последующем к службе в местном военно-административном аппарате царизма.

Первое светское учебное заведение появилось в Дагестане в 1837 году. Это было Дербентское уездное училище. Целью училища ставилось распространение в крае «начальных сведений и приготовление учащихся к продолжению курса в Тифлисской гимназии» [3, с.198].

В 1877 году Дербентское училище было преобразовано в трехклассное городское, а в 1898 году – в четырехклассное.

В конце 40-х годов в Дербенте была открыта мусульманская школа. В отличие от уездного училища в эту школу принимались только дети мусульман. В 1849 году на Кавказе появилось восемь  таких школ, в том числе одна в Дербенте. Дети в мусульманских школах должны были овладеть знаниями «по закону их веры» и «изучать русский язык, в объеме, потребном для них в общежитии» [6,с.199].

В январе 1855 года Дербентская мусульманская школа с 13 учащимися была переведена в Темир–Хан–Шуру, где общались на русском языке, а усвоение русского языка учениками «возможно только там,  где живут русские в значительном числе, чтобы они могли сближаться со средой, где говорят по-русски».

Была расширена и программа школы. Кроме обучения чтению и письму, учащиеся стали изучать грамматику, арифметику, знакомиться с начальными сведениями по истории и географии.

Темир-Хан-Шуринская прогимназия начала функционировать с 14 сентября 1874 года с приготовительным и первым классами. Второй, третий, четвертый классы открылись в 1875, 1876, 1877 годах. Пансион имел столько же воспитанников, сколько и окружная горская школа [4,с.34]. В 1875 году казеннокоштных воспитанников довели до 60 человек [5,с.68].

На тот период времени, Темир-Хан-Шуринская прогимназия являлась самой крупной по составу учащихся и лучше организованной школой Дагестанской области. В 1876 году в этой прогимназии обучалось 200 человек, а в конце 70-х гг. − 227 человек.

Самое главное для любого учебного заведения – это наличие библиотеки, а эта прогимназия располагала фундаментальной и ученической библиотеками, имелись учебные и учебно-наглядные пособия по русскому языку, математике, физике, географии, истории и другим предметам. В прогимназии проводилось, правда, с перерывами, обучение учащихся переплетному, столярному и токарному делу. Было всего три выпуска. Выпустив 38 человек, в 1880 – 1881 учебном году, Темир-Хан-Шуринская прогимназия закрылась, вместо нее в том же году начало функционировать реальное училище, являвшееся первым и до 1897 года единственным средним учебным заведением в Дагестане.

Следующим этапом в становлении светских школ Дагестана является их открытие при военных частях, дислоцированных в Дагестане. Со временем эти школы расширяли ареал своего функционирования. В 50-60-е годы такие школы появились в Ахтах (при линейном батальооне), Дешлагаре (при 83-м Самурском пехотном полку), Темир-Хан-Шуре (при Апшеронском полку). В 1858 году Апшеронский полк был переведен в сел. Ишкарты, туда же перешла и школа [6,с.69]. В Нижнем Дженгутае при Дагестанском конно-иррегулярном полку также начала функционировать школа.

Эти школы выходили за пределы своего первоначального назначения, привлекая детей дагестанцев, которые впоследствии продолжали образование в других учебных заведениях. Характерен рапорт военного начальника Среднего Дагестана начальнику Дагестанской области от 6 июня 1862 года, где подчеркивается о существовании школы и при Кавказском линейном батальоне №19, дислоцированном в Казикумухе. В рапорте, в частности отмечается, что в школу поступали и дети местных жителей  [10, с.31-32].

Естественно,  эти школы был зависимы от воинских частей, по этому занятия в них  иногда прерывались. Эти школы слабо обеспечивались необходимым, имели малый контингент учащихся, часто закрывались. Они не могли оказать существенного влияния на развитие образования в Дагестане. Но важно подчеркнуть, что происходил сдвиг в сознании дагестанского общества, намечалось желание горцев получить современное светское образование. Правда, это были школы, которые появлялись там, где шла дислокация русских войск. С уходом воинской части эти школы чаще всего  переставали существовать.

Характерно также, что появляются школы с целью обучения детей дагестанцев в сельской местности. 26 сентября 1861 года в с.Ахты Самурского округа открылась школа с 44-мя учениками. Детей обучали грамоте на русском и азербайджанском языках. Как признавался военный начальник Южного Дагестана, почти все учащиеся Ахтынской школы отличались прекрасными способностями [11, с.19].

Окончание Кавказской войны ускорило процесс рационализации общественной жизни области, а ведь рационализация зиждется, прежде всего, на знаниях.

Развито было отходничество. Это давало возможность дагестанцам общаться с другими народами и их культурой, впитывать в себя лучшее, перенимать современное и желать получать больше светских знаний о современности, просвещаться. Менталитет дагестанского народа издревле чтит знания, культивирует их. Велика тяга дагестанцев к знаниям и к образованию.

В 60-е годы XIX века открываются вакансии для уроженцев Дагестана в средних учебных заведениях за пределами области. В 1866 году такие вакансии открылись в Ставропольской, а в 1868 году – в Бакинской гимназии. С 1866 по 1890 годы в Ставропольскую гимназию было определено 124 горца, из которых окончили курс 32 человека, в том числе по гимназическому отделению – 3 и по реальному (горскому) отделению – 29 человек [3,с.194].

В 70-80-е годы ХIХ века свыше 20 человек из Дагестана учились в высших учебных заведениях России. На них было израсходовано: пособия отправляющимся учиться – 3500 рублей; стипендии в учительских семинариях – до 1300 рублей, на отправку мальчиков в Ставрополь и Баку – до 4100 рублей.

В 90-е годы царское правительство обращает внимание на то, что в Дагестанской области мало общеобразовательных школ и тем более, местное население еще не охвачено должным образом светским образованием. Попечитель Кавказского учебного округа обращается к губернаторам Кавказского края находить эффектные формы работы с населением для объяснения пользы учебы и вовлечения детей в школы без давления «путем внушения жителям пользы образования подрастающего поколения» [9, с.1].

В конце 80-х – начале 90-х годов XIX века сеть школ расширилась: в 1889 году открылись школы в сел. Хаджал-Махи, Кумухе и Хунзахе. В 1891 году открывается Ботлихская сельская школа.

Таким образом, к исходу ХIХ века в Дагестане имелось 26 русских светских школ, из которых 14 – в городах и 12 в сельской местности. Школ повышенного типа  было две,  и они находились в  Темир-Хан-Шуре. В этих школах  обучалось 1896 учащихся, в том числе - 495 девочек. В сельской местности Дагестана, где проживало около 95% населения области, обучением в школах было охвачено всего 493 ребенка, или менее 26% от общего числа учащихся в Дагестане. Среди них было  всего 25 девочек [8,с.118].

Важно подчеркнуть, что в сельской местности начался процесс становления светского женского образования.

Таким образом, важнейшей предпосылкой зарождения женского светского образования в Дагестане, стало его вхождение в российское государство. Покрытый густой сетью мусульманских школ, Дагестан впервые приобретает светскую школу в 1837 году, открытую в Дербенте, по инициативе военных властей области.

60-е годы ХIХ века в особенности характерны появлением светских школ на русском языке обучения в тех местах, где были сосредоточены воинские части. Правда жизнь  школ при воинских частях  была краткая – воинская часть снималась с места и школа прекращала свое существование. С другой стороны, первоначальные светские школы имели узкоцелевое назначение – обучить грамоте солдат и офицеров на месте. Именно эти школы послужили первоначальным толчком к постоянному проникновению в общество мысли о необходимости обучить грамоте не только мальчиков, но и девочек.

Таким образом, первый период – период зарождения женского светского образования в Дагестане был самым трудным  вплоть до начала ХХ века. Система светского образования зарождалась на совершенно новой идеологической основе, отличной от средневековой  арабо-мусульманской системы, в которой женщина была  ограничена по разным причинам, порожденным средой обитания.


Литература:

1. Адухов М.Д. История цивилизаций. - Махачкала, 1998. – 176с.

2. Конрад Н.И.  Запад и Восток.- М., 1972. -519с.

3. Козубский Е.И.  Светы ли это? (о мусульманских школах в Дагестане)// Кавказ. №120, 1901.-С.10-12.

4. Козубский Е.И. А.П. Ермолов и А.К. Казем-бек.// Русский архив. кн.3,  Вып.12. 1893.- С.15-24.

5. Каймаразов Г.Ш.  Борьба за ликвидацию неграмотности взрослого населения Дагестана в годы довоенных пятилеток (1928-1940 гг.) УЗ. НИЯЛ. Даг. филиала АН СССР, т. IХ. - Махачкала, 1961.- С.111-137.

6. Каймаразов Г.Ш. Прогрессивное влияние России на развитие культуры и просвещения дореволюционного Дагестана.- Махачкала, 1954. – 22с.

7. Магидов Х.Г. Очерки краткой истории развития образования в Дагестане.- Махачкала,  1998. – 271с.

8. Обзор Дагестанской области за 1905 год. Темир-Хан-Шура, 1906. – 75с.

9. Туземец. Грамотность в горах Дагестана (этнографическое обозрение). 1900. №1.   

10. Услар П.К.  О распространении грамотности между горцами (ССКГ). Вып. III. - Тифлис, 1870. - 480с.

11. Услар П.К.  Предположение об устройстве горских школ (этнография Кавказа). Т.I. -Тифлис, 1887. -370с.

12. Фарфоровский С. Дагестанская мусульманская школа. // Журнал Министерства народного просвещения. 1915.-№11- С.15-30.


© А.А. Кравцова, Журнал «Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики»

 
 
 

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ:  Перепечатка материалов допускается только в некоммерческих целях со ссылкой
на оригинал публикации. Охраняется законами РФ. Любые нарушения закона преследуются в судебном порядке. © ООО "Научные технологии"

Книжные Изданияbadge

badge
  • Реструктуризация информационного пространства органов государственной власти Санкт-Петербурга
  • Профессия «Бухгалтер»: прошлое, настоящее, будущее
  • Финансово-кредитная политика России
  • О недостаточности категории «графическое слово» для описания языкового материала арабского литературного языка (в связи с акцидентальными письменными словами в АЛЯ)

 

Текущие статьи


Журнал - Маркшейдерия и Недропользование Журнал Земля и Недвижимость Сибири Журнал - Минеральные Ресурсы России. Экономика и Управление Журнал - Геология Нефти и Газа Журнал - ГЛОБУС: Геология и Бизнес

Последние комментарии

RSS
VIP Studio Retro
viagra super force