keflex 750

Login

VIP Studio - журнал «Современная наука»

Russian (CIS)English (United Kingdom)

Национальные особенности воспитательной работы в многонациональном ученическом коллективе

E-mail Печать

А.А. Кравцова, (ГОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»,

соискатель кафедры общей и теоретической педагогики)

«Гуманитарные науки», № 1-2011

По утверждению ученых, проблемы воспитания относятся сегодня к  острым и актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане. Нравственный упадок, с которым встретилось наше общество в результате так называемых «реформ», оказывают негативное воздействие, прежде всего, на детей, подростков и молодёжь, не обладающих определенной культурой.

В  этой связи особую остроту приобретает и проблема организации воспитательной работы в многонациональном ученическом коллективе, которая в педагогической литературе достаточно исследована. Тем не менее, имеющиеся теоретические и методические наработки быстро устаревают, меняется сама жизнь и система ценностей в молодежной среде на фоне  усиливающегося влияния социально-педагогических факторов, не учтенных или недостаточно изученных исследователями проблем воспитания.

Реформирование социально-политической и экономической жизни нашего общества способствовало существенному изменению социокультурной жизни подрастающего поколения, механизмов функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации, молодежных и детских общественных объединений и религиозных организаций. При этом образовательная практика современного воспитания, организации воспитательной работы в образовательных учреждениях столкнулась с противоречиями - положениями, рассматриваемыми как антагонизм, расхождение (отсутствие единства, несовпадение, разногласие, разлад, инакомыслие), которые мешают дальнейшему развитию личности.

Отправной точкой исследования проблемы организации воспитательной работы стали работы Л.А.Байковой, О.С.Газмана, Е.Е.Чепурных, Н.Е. Щурковой и др. которые определяют личность педагога в качестве условия обновления содержания воспитания.

Теоретические основы подготовки специалистов к воспитательной работе в педагогических вузах и университетах исследованы в работах  Н.А. Асташовой, П.Р. Атутова, Б.П. Беспалько, В.И. Загвязинского, Л.В. Загрековой, И.А. Колесниковой, Б.П. Невзорова, Л.И. Новиковой, В.А. Сластенина, Т.И. Шалавиной и др.

В работах В.А. Караковского, С.Д. Полякова, Н.Л. Селивановой, Н.Е. Щурковой и других представлены теории современного воспитания, а исследования А.А. Бодалева, Е.В. Бондаревской, В.3. Вульфова, С.В. Кульневича, Л.И. Новиковой, Г.К. Селевко, А.М. Сидоркина, Н.М. Таланчука, С.А. Шмакова и др. рассматривают технологии воспитания.

Проблемы подготовки будущего учителя к воспитательной деятельности исследованы в работах Л.А. Блохиной, Г.П. Гайбдуллина, Е.А. Дмитренко, П.Д. Джумаевой, Д.И. Икматовой, И.А. Колесниковой, С.Ф. Петрушкина, Л.Ф. Спирина, Н.А. Томина, Р.Н. Ходяевой, Н.М. Яковлевой и др.

Аспектам формирования педагогических умений, необходимых классному руководителю в воспитательной работе с коллективом учащихся посвящены исследования Е.А. Антипиной, А.А Деркача, Н.З. Еловой, Р.А. Ереминой, В.И. Журавлева, В.И. Зайченко, Е.А. Левановой, Р.И. Пеньковой, Г.И. Сущенко и др. Изучению значимости педагогической практики в системе подготовки будущего учителя посвящены воспитателя исследования Э.А. Васильевой, В.И. Воробей, Л.Т. Кикнадзе, Н.А. Соловьевой и др.

Проблемы значимости студенческого коллектива в подготовке будущих учителей к воспитательной работе рассмотрены в работах Э.З. Бабаевой, А.П. Войченко, М.И. Волошкиной, Н.П. Добронравова, Н.Ю. Крутогорской и др.. Кроме того, имеются исследования, посвященные подготовке учителя к осуществлению отдельных направлений  воспитательной работы: гражданского (А.М. Бабаев), эстетического (И.А. Трубина, Н.А. Шмырева) воспитания, работе с детскими общественными объединениями (С.В. Бобрышов), воспитание школьников в системе дополнительного образования (Н. А. Чернова) и др.

Традиционно воспитание рассматривается в широком и узком смысле: в широком смысле подразумевается социализация, в узком – целенаправленный процесс, осуществляемый педагогом. С этих позиций предметом нашего исследования выступает воспитание в узком смысле.  Следовательно, с этих позиций необходимо рассмотреть сущность понятия «воспитательная работа».  При этом, необходимо учитывать актуальность сущности и содержания воспитательной работы и дальнейшего определения путей повышения ее эффективности в школах республики; преемственность в изучении и использовании имеющегося отечественного опыта, которая дает возможность выбрать то, что может быть использовано в системе воспитательной работы в условиях дагестанской национальной школы, обеспечивая сохранение связи с прошлым, со всеми ценностями, которые накоплены в системе образования и воспитания. [4]

Анализ научно-педагогической литературы показывает, что у большинства исследователей отсутствует строгое разделение понятий «воспитательная работа», «воспитательная деятельность», «воспитательный процесс», «воспитательная система» и т.д., несмотря на то, что некоторые показывают соотношение данных категорий (И. А. Колесникова, Л. И. Маленкова, В. А. Сластенин, М. М. Поташник, Н. Е. Щуркова и др.).

Сопоставляя понятия «воспитательный процесс» и «воспитательная работа» М.М. Поташник определяет интересующую нас категорию как «сложную динамическую систему, существующую объективно, ибо она задаётся целью, принципами воспитания, уставом общеобразовательной школы, другими документами, на основе которых функционирует школа, и которые являются системными по самой своей сути». При этом воспитательная работа рассматривается как более широкое понятие, чем процесс, так как она включает и подготовку, и создание условий, и анализ результатов и т.д. [8, с. 118].

По мнению И.А. Колесниковой воспитательная работа представляет собой «индивидуальный способ реализации учителем своей педагогической концепции в конкретной социокультурной ситуации воспитания» [3, с.55].

Л.И. Маленкова, определяя сущность категории «воспитательная работа», характеризует ее как целенаправленную деятельность субъекта воспитания. Подразумевается любой педагог: учитель - если речь идёт о внеклассной работе по предмету; классный руководитель - воспитатель определенного класса; куратор - педагог, курирующий несколько классов, воспитатель группы продленного дня; руководитель кружка, секции, клуба в системе дополнительного образования и т. д. [6, с.111].

Н.Е. Щурковой отводится важная роль готовности учителя наблюдать, анализировать и корректировать процесс воспитания и развития личности,  при этом рассматривая воспитательную работу как совместные действия учителя и учащихся, направленные на обогащение общечеловеческими духовными ценностями, на познание себя и другого человека, на развитие саморегуляции, самоорганизации деятельности и поведения. [13, с.117]. В.А. Сластенин определяет воспитательную работу как педагогическую деятельность, направленную на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности» [4, с.26].

На основе сравнительного анализа, в качестве понятия «воспитательная работа» будем понимать целенаправленную деятельность педагога по созданию благоприятных условий организации совместной жизнедеятельности взрослых и детей с целью наиболее полного их саморазвития и самореализации.

Большое влияние, на наш взгляд, на эффективность организации воспитательной работы в образовательном учреждении имеет морально-психологический климат школьного коллектива. При этом содержание, формы, средства и технология реализации в образовательном учреждении определяются её воспитательной системой. Воспитательная система представляет собой целостный социальный организм, включающий взаимосвязанные компоненты воспитания (субъекты, цели, способы деятельности) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат и т.д.

В решении этих вопросов важную роль играет ведущий субъект педагогического процесса – педагог. Мы считаем, что опыт организации воспитательной работы в ученическом коллективе под управлением классного руководителя оправдан сегодняшней социально-экономической ситуацией, тем более, что отсутствие жесткой регламентации, предписаний свыше дает возможность классному руководителю для проявления инициативы и творчества в организации воспитательной работы, а эффективность данного процесса во многом зависит от продуманности воспитательных действий. Кроме того, эффективная деятельность педагога-воспитателя предполагает создание условий, способствующих разностороннему и гармоничному развитию личности школьника через его участие в разнообразных видах внеурочной деятельности: познавательной, спортивной, трудовой и т. д., а также координацию и корректировку воздействия среды на личность ребенка.

Анализ теории и практики организации воспитательной работы в школе показывает, что она осуществляется по разным направлениям: в рамках процесса обучения; при организации внеклассной, внеурочной, внешкольной деятельности педагогов и учащихся с привлечением родителей и всех заинтересованных людей; в системе дополнительного образования и т.д.

Внеклассная работа, обладая широкими воспитательными возможностями, способствует развитию личности ребенка, при организации которой педагогу следует учитывать: традиции и особенности образовательного учреждения, классного коллектива, региона; возрастные и индивидуальные особенности учащихся: интересы, склонности и увлечения личности воспитанника. Кроме того, в воспитательной работе актуальны условия, способствующие разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка; обогащению личного опыта путем пополнения знаний о различных видах деятельности, развитию и проявлению интереса к этим видам деятельности, желания участвовать в них.

Анализ практики воспитания показывает, что современная система образования дает возможность учителю самому выбирать воспитательную тактику, определять позиции, устанавливать стиль и тон отношений с учащимися. Кроме того, в процессе совместной деятельности между взрослыми и детьми возможно установление отношений сотрудничества, направленных на саморазвитие и самореализацию личности ученика. Безусловно, такой эффективной работе должна предшествовать фундаментальная подготовка будущих учителей в педагогических вузах.

Наблюдения и анализ подготовки будущих учителей в педагогических вузах показал, что разработка концептуальных основ подготовки будущих учителей к воспитательной работе осуществляется с учетом следующих философско-психологических положений:

  • формирование  личности  человека  происходит  в разнообразных видах деятельности,  которая включает в себя   общественный   и   личностно-значимый   аспекты, совокупность   которых   определяет   и   обусловливает общественную направленность  личности  (А.Н.  Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и другие);
  • деятельность   личности   включает   единство внутренних  и  внешних потребностей, эмоциональной и мотивационной сфер, которые объединяют разнообразные проявления человека,  его психическую структуру (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и другие);
  • в деятельности человека проявляются социально-типичные  и  индивидуальные  черты  личности,  которые, выступая в комплексе, находятся в постоянном развитии.

 

Эффективность подготовки будущих учителей к организации воспитательной работы может быть обеспечена при условии учета региональных особенностей социализации и воспитания школьников.

На необходимость учета национальных особенностей в воспитании подрастающего поколения указывали в своих работах педагоги и мыслители еще XIX столетия. В последнее время регионализация образования приобретает особую актуальность, что обусловлено ростом этнического самосознания и развитием научных исследований в регионах.

С этих позиций, на наш взгляд, следует уточнить ряд вопросов:

  • сущность воспитательной работы в многонациональном ученическом коллективе в современных условиях;
  • региональные особенности воспитания;
  • особенности социализации и воспитания школьников в семье в условиях многонационального региона.

 

Критический анализ литературы, изучение опыта работы школ Дагестана позволило сформулировать следующие выводы:

1. Проблема организации воспитательной работы в современных условиях продолжает оставаться одной из самых актуальных проблем педагогической науки.

2. Эффективность практики воспитательной работы в общеобразовательных школах зависит от качества подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности.

3. Результативность воспитательной работы в современной дагестанской  школе обеспечивается при учете региональных особенностей социализации и воспитания школьников.

 


Список использованной литературы:

1. Болдырев Н. И. Методика работы классного руководителя: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов.- М.: Просвещение, 1984.

2. Классному руководителю. Учеб. - метод. пособие / Под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

3. Колесникова И.А. Теоретико-методологическая подготовка учителя к воспи­тательной работе в цикле педагогических дисциплин. Дис... докт пед. наук. - Л., 1991.- 493с.

4. Методика воспитательной работы / Под ред. Л.И. Рувинского. - М.: Педаго­гика, 1989. - 442с.

5. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. – Соч. В 7-ми т. М., 1957, т. IV.

6. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети: Метод. пособие. - М.: Пед. общ. России. 2000. – С.39.

7. Никандров Н.Д. Проблема ценностей в российском обществе и цели воспитания. // Школа. 1999. № 4.

8. Поташник М.М. Педагогическое творчество. - М.: Знание. 1988. - 189с.

9. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

10. Сластенин В.А. Педагогика творчества // Советская педагогика. - 1991. -№1.- С. 147-149.

11. Толкачёва Л. Всех выше должно стоять образование нравственное. // Сельская школа. 2002. № 1.

12. Шилова М.И. Проблема ценностей и цели воспитания. // Классный руководитель. 2001. № 3.

13. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – С.13.


© А.А. Кравцова, Журнал «Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики»

 
 
 

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ:  Перепечатка материалов допускается только в некоммерческих целях со ссылкой
на оригинал публикации. Охраняется законами РФ. Любые нарушения закона преследуются в судебном порядке. © ООО "Научные технологии"

Книжные Изданияbadge

badge
  • Реструктуризация информационного пространства органов государственной власти Санкт-Петербурга
  • Профессия «Бухгалтер»: прошлое, настоящее, будущее
  • Финансово-кредитная политика России
  • О недостаточности категории «графическое слово» для описания языкового материала арабского литературного языка (в связи с акцидентальными письменными словами в АЛЯ)

 

Текущие статьи

Диверсификация инновационных образовательных учреждений в Республике ДагестанДиверсификация инновационных образовательных учреждений в Республике Дагестан
А.У. Умеров, (Дагестанский государственный педагогический университет)...
Качественные и количественные аспекты становления и развития сложных системКачественные и количественные аспекты становления и развития сложных систем
А.С. Чесноков, (кандидат физико-математических наук)...
Телевизионные сюжеты «Euronews» как элемент ноополитикиТелевизионные сюжеты «Euronews» как элемент ноополитики
С.Б. Никонов, (Санкт-Петербургский государственный университет)...
Национальные особенности воспитательной работы в многонациональном ученическом коллективеНациональные особенности воспитательной работы в многонациональном ученическом коллективе
А.А. Кравцова, (ГОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический...

Журнал - Маркшейдерия и Недропользование Журнал Земля и Недвижимость Сибири Журнал - Минеральные Ресурсы России. Экономика и Управление Журнал - Геология Нефти и Газа Журнал - ГЛОБУС: Геология и Бизнес

Последние комментарии

RSS
VIP Studio Retro
viagra super force